СОЛНЦЕ. ЖИЗНЬ В РИТМЕ СОЛНЦА

"ЗВЁЗДНОЕ    СИЯНИЕ"

Исследовательская работа на тему:

«Жизнь в ритме Солнца»

ученица 10  класса МОУ «Писарёвская СШ»

 Фроловского района Волгоградской области

Шульдешова  Екатерина Александровна

Руководители:     Мануйлова Татьяна Александровна,

учитель физики высшей категории

Медведева Елена Евгеньевна,

учитель русского языка, литературы, истории  высшей категории

МОУ «Писарёвская СШ» Фроловского района Волгоградской области

2018 год

1.Актуальность темы

          Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами Солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Исследованиями в этой области занимается  научная дисциплина «биоритмология» — изучение периодов активности и пассивности процессов, протекающих в человеческом организме. Все живое на земле постоянно находится под воздействием потоков космической энергии, поступающей к нам от соседних космических тел. Гелиобиология, изучающая влияние солнца на биологические объекты, является совершенной новой научной дисциплиной в рамках биоритмологии.

     

2.Цели задачи  исследовательской работы:

Цель исследования: выявить физические факторы воздействия солнечной активности на организм человека и историю человечества

Задачи исследования:

1.     Изучить физические аспекты  звезды  Солнце.

2.     Проанализировать солнечно-земные связи на основе древнерусской литературы и поэзии 17-18  века.

3.     Провести опрос о влиянии солнечной активности на детей.

4.  Выявить физические процессы влияния космических факторов на живые организмы.

 

3.Основная часть.

3.1 Солнце - ближайшая к Земле звезда.

 Солнце -  одна из звёзд нашей Галактики и единственная звезда Солнечной системы. Масса Солнца составляет примерно 99,86 процентов от массы всей солнечной системы. Свет доходит от Солнца до Земли за  восемь минут.

Средняя удалённость Солнца от Земли — 149,6 млн.  км.  Вокруг обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы, космическая пыль. 

Солнечное ядро – это зона лучистого переноса и конвективная зона Солнца.
У Солнца, как и у любой звезды, есть своя атмосфера. Её верхняя граница уходит далеко за орбиту Плутона.

Строение Солнца: солнечное ядро, зона лучистого переноса, конвективная зона Солнца. Солнечные факелы - это  яркие поля, окружающие солнечные пятна . Факелы представляют собой более яркие по сравнению с общим фоном образования, которые могут занимать большую часть видимой поверхности Солнца.

 

3.2 Исследования А.Л.Чижевского

Русский ученый А. Л. Чижевский представил Американскому метеорологическому обществу свое исследование.
По данным Чижевского, каждый 11-летний цикл происходил в четыре этапа:
- минимальная солнечная активность,
-увеличение активности солнечных пятен,
-максимальная активность солнечных пятен,
-снижение активности.
Аналогичным образом происходила и активность человеческого сообщества. Исходя из этого, Чижевский создал Индекс массовой возбудимости человека. Наложив его на всю историю от 500 г. до н.э. до н.э. до 1922 по 72 разным странам, Чижевский обнаружил, что 80 процентов всех значимых событий, таких как войны, революции, бунты и массовые переселения, происходили во время максимальной солнечной активности.

В своей книге Чижевский приводит в пример французскую революцию 1789 года, которая произошла «при исключительно напряженном состоянии солнечной деятельности, продолжавшемся в течение трех лет». Другие примеры - общеевропейский политический кризис 1848 года, теракты в России1895-1905 годов, массовые выступления рабочих и крестьян России в 1905-1906 годах и революции в России и в Германии в 1917-1918 годах, которые также прошли под «знаком Солнца».

- Я посмотрела: даже 19 августа 1991 года - день путча членов ГКЧП - число солнечных пятен по индексу Вольфа (показатель солнечной активности от 0 до 200 единиц - Ред.) зашкалило за 190 единиц, - рассказывает Ягодинский. - Вообще сильнейшие солнечные бури в 1989-1991 годах совпали с революциями в Восточной Европе, крахом коммунизма и развалом Советского Союза.Боле того, сначала это заметил Чижевский, а сегодня и современные исследователи, что 20% самоубийств связано с солнечной активностью. Может, и сегодня светило виновато в прокатившейся по стране волне самоубийств подростков?

Последователи Чижевского пытались сопоставить максимумы солнечной активности в ХХ веке. Причем, надо иметь в виду, что эпохи максимумов циклов продолжаются обычно год-полтора. И получалось у них вот что:

1907 максимум 14 цикла – всплеск революционного движения в России

1917 максимум 15 цикла – две революции в России

1928 максимум 16 цикла – начало индустриализации в СССР по решению XV съезда ВКП(б).

1937 максимум 17 цикла – обострение сталинских репрессий

1947 максимум 18 цикла – обострение политической ситуации в СССР, начало кампании против «безродных космополитов»

1957 максимум 19 цикла (самого мощного в истории) – хрущевские реформы, восстание в Венгрии (1956), подавление его советскими войсками. В мире - подъем национально-освободительного движения в Африке

1968 максимум 20 цикла – конец «оттепели», бархатная революция в Чехословакии, подавление ее советскими войсками

1979 максимум 21 цикла ¬– ввод советских войск в Афганистан, события в Польше, исламская революция в Иране

1989 максимум 22 цикла – работа I Съезда народных депутатов СССР, активное реформирование СССР, антикоммунистические перевороты в Восточной Европе

2000 максимум 23 цикла – чеченская война

 

3.3 Влияние Солнца на климат Земли

Многие из способов влияния колебаний солнечной активности, предложенных учеными, имеют сложную природу. Например, солнечный заряженные частицы и космические лучи могут проредить озоновый слой в стратосфере. Это повлияет на поведение более низких слоев атмосферы, может быть, даже в форме исполинских штормов. Полярное сияние -это естественное свечение неба, которое хорошо видно, особенно, в высоких широтах, оно вызвано столкновением заряженных частиц с атомами в верхних слоях атмосферы. Солнечное излучение смертельно опасно из-за сопутствующей ему радиации, но атмосфера Земли его блокирует.

Полярное сияние -это естественное свечение неба, которое хорошо видно, особенно, в высоких широтах, оно вызвано столкновением заряженных частиц с атомами в верхних слоях атмосферы. Солнечное излучение смертельно опасно из-за сопутствующей ему радиации, но атмосфера Земли его блокирует.

 

3.4 Образ Солнца в русских летописях и «Слове о полку Игореве»

Солнце – неотъемлемая часть русской культурной традиции. Солнце всегда было символом княжеской власти на Руси, достаточно вспомнить вполне реальное, а не литературное прозвище князя - Владимир Красное Солнышко.

 Вот и автор "Слова" отождествляет с солнцами четырех русских князей - Игоря, Всеволода, Святослава, племянника Игоря , и сына Игоря Владимира. Известно, что  Солнечное затмение предрекает неудачу походу Игоря, обещает затмить князя-солнце черной тенью врагов. Когда Игорь терпит жестокое поражение и оказывается в плену, тень закрывает два солнца - Игоря и Всеволода, князей, которые слишком спешили поделить славу на двоих, не дожидаясь подмоги. После спасения  Игоря солнце вновь сияет на небосводе. Исследователи и комментаторы «Слова» неоднократно обращали внимание на то, что изображение солнечного затмения в «Слове» отвечало астрономическому факту, описанному также в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской). Предлагавшиеся по этому поводу констатации и толкования включались преимущественно в состав общих наблюдений над реалиями памятника, над его соотношениями с литературой и письменностью эпохи, над его композицией, связанной с предполагаемыми позднейшими перестановками в тексте. В целом эта научная методика была связана с общей тенденцией уподобления «Слова» всему тому, что его окружало или предположительно могло окружать в природе, общественной жизни, материальной культуре, искусстве, литературе, фольклоре, языке. Многолетние и разносторонние исследования в данном направлении принесли весьма значительные результаты, которые прочно вошли в пауку. Труды этого рода показали «Слово» на широком фоне культурных и литературных явлений, существовавших в Киевской Руси, и подтвердили подлинность произведения. 


3.5 Образ Солнца в научных и поэтических представлениях Михайло Ломоносова

В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

Когда бы смертным столь высоко
                                 Возможно было долететь,                  
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть.

Так,   солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается  им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия).

 Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

Читаем строки в стихотворении «Утреннее размышление о Божием величестве»

Уже прекрасное светило

 Простерло блеск свой по земли

 И Божии дела открыло.

 Мой дух, с веселием внемли,

 Чудяся ясным столь лучам,

 Представь, каков Зиждитель Сам…

Сия ужасная громада

 Как искра пред Тобой одна.

 О, сколь пресветлая лампада

 Тобою, Боже, возжжена

 Для наших повседневных дел,

 Что Ты творить нам повелел…

Творец, покрытому мне тьмою

 Простри премудрости лучи,

 И что угодно пред Тобою,

 Всегда творити научи!

 И, на Твою взирая тварь,

 Хвалить Тебя, Бессмертный Царь!

 

3.6 Опрос по школе

Снижается ли активность мозга у учащихся в плохую погоду?

 

И оказалось , что большая часть школьников испытывают снижение умственной активности пасмурную погоду.

В опросе участвовало 50 человек:  ответили «да» – 70%

 

3.7 Опыт

Я провела опыт с комнатными растениями. Одно растение убрала в тёмное место, а другое оставалось на свету. Через некоторое время я заметила, что растение, находящееся в темноте, завяло, сбросило листья. А второе продолжало расти, пустило побеги, набрало цвет.

Вывод из опыта: Для того, чтобы растение росло, ему нужен солнечный свет.

 

4  Выводы:

1.     Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне — лучезарным Аполлоном или Фебом, а наши предки славяне называли богом Ярилой.

2.     Солнце — могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить.

3.      В населенных пунктах, где мало солнца  грудничкам приписывают витамин Д в аптечных препаратах

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась полностью. Солнце – источник жизни на Земле

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!

В ходе выполнения работы я нашла интересные факты о Солнце

·        Примерно установленный возраст Солнца составляет 4,6 миллиарда лет.
Солнце проживёт ещё 4-5 миллиардов лет 

·        Ватикан лишь в 1992 году публично признал, что Земля действительно вращается вокруг Солнца.

·        Солнце вращается вокруг центра Млечного Пути подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца. Период вращения Солнца вокруг центра нашей галактики составляет примерно 240 миллионов лет.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РАБОТЕ

 

Список литературы

1. Wikipedia, the free encyclopedia (Википедия, свободная энциклопедия в сети Интернет) 

3. Физика космоса. Маленькая энциклопедия, М.: Советская Энциклопедия, 1986

4.