Даниелян Нелли Геворковна

Даниелян Нелли Геворковна

АВТОГРАФ ПРИРОДЫ

На выставку Нелли Даниелян меня направил приятель-художник, суровый профессионал и человек не восторженный.
- Ты такого не видела! – кричал он. – Это коллаж, но какого уровня!.. Живопись настоящая, без дураков.
Художник
Мы встретились в одной из галерей Гостиного двора; Нелли оказалась тоненькой, юной и стройной, как гимнастка, только что соскочившая с трапеции под куполом цирка, и так же солнечно улыбалась, рассказывая о своих работах и о себе.
Работы были разные - в технике батик, гобелены, акварели, вышивки. Работы были яркие, одухотворенные, созданные, казалось, на бурном эмоциональном подъеме, хотя с трудом представляешь, как это на эмоциональном подъеме можно вышивать шелком или ткать гобелен.
Гобелены – невиданные, черно-белые, с четким рисунком, с оригинальным композиционным решением, такая шерстяная графика: «Джаз» со смешными чудаками-музыкантами, «Маска» с карнавально-цирковыми мотивами, «Танец вокруг зеркал» с тревожным ритмом и осколками настоящего зеркала.
Так же необычны картины в технике «батик», сочетающие философский замысел с декоративностью; с большим вкусом стилизованы «листы старинной рукописи» в духе древней армянской миниатюры как иллюстрации к стихам Г.Нарекаци и Н.Кучака.
Удивительны вышивки в технике «мараш» (образцы этой старинной техники хранятся в храме Эчмиадзина) – очень современная живопись с помощью шелка, иглы и оригинальной мысли.
Но интереснее всего акварели с вкраплениями трав и цветов, т.н. фитоколлажи. Это настоящий импрессионизм - впечатления очень молодого, темпераментного и светлого человека, познающего мир. Вот шумное «Веселое путешествие» - при взгляде на него почему-то вспоминается детская железная дорога, любимое развлечение давних лет. Вот стремительное, целеустремленное «Восхождение на Олимп» (судя по настроению этой работы – Олимп уже почти покорён!), таинственное «Предвкушение» с алыми бликами затаенной радости, отчаянный, и все же прекрасный «Крик природы», сложная, изысканная композиция «Миф дождя», ветреное и влажное «Свежее утро». Нелли работает акварелью, а еще - высушенными былинками и листьями, прозрачными крылышками лунарий, «сережками» берез, цветами гортензии и абрикоса. Это такие картины, другими – чистая акварель или чистая «растительная мозаика» - они быть не могут.
- Я эти образы вижу во сне, - говорит Нелли. – Встаю и начинаю быстро-быстро их зарисовывать. Потом уже приходят краски – когда знаешь, что хочешь выразить. Если не встать и не зарисовать – забываешь.
Вышивка, гобелены – с этого все началось, когда в пять лет бабушка подарила Нелли крючок. Бабушка сама прекрасно рукодельничала – и девочке так захотелось. Ее привели в школу искусств, спросили: «Что хочешь делать?» - «Хочу вышивать!» И стала учиться вышивать. Ереванская школа искусств – Детский художественный центр под руководством Г.Игитяна - сравнима, пожалуй, с творческим вузом, настолько интересно и с уважением к таланту построена там система образования. Нелли учили вышивке, рисованию, истории искусства, и становилось совершенно ясно, что вне этих предметов дальнейшая ее жизнь невозможна. Потом был Художественный университет… Потом Педагогический институт – отделение изобразительного искусства… И уже с пятнадцати лет – республиканские и международные выставки. И одновременно с этим – работа в школе флористики, в Ереване.
- Вначале это был такой магазин, только-только открылся, и там нужны были люди, чтобы делать интерьеры, работать; потом организовалась школа флористики. Днем я там работала, вечером училась в институте.
Только в таком круглосуточном режиме Нелли может чувствовать себя нормально. Ее внутренняя активность требует постоянного творческого выхода: рисовать, вязать крючком сказочные платья, учиться искусству фитоколлажа, добиваться поставленной цели.
От спокойной жизни она может просто заболеть – так случилось, когда, выйдя замуж, засиделась дома: родила одного ребенка, потом второго… К тому времени она уже жила в Москве – этого требовала работа мужа, и семейные заботы сильно ограничили ее общение с миром. Мешал и языковой барьер. Нелли тяжело болела, и после этого решила определиться: кто она по профессии? Педагог? Но какой же педагог без языка… А еще кто? Флорист! Отлично, с цветами можно говорить и по-армянски, они поймут.
Но в салоне «Флориссима», куда она пришла, ей предложили… быть педагогом! Она-то хотела интерьеры оформлять, делать композиции, но Геннадий Кузьмич Анисимов, замдиректора салона, уговорил ее преподавать базовый курс коллажа и основы флористики. «Что не сумеешь объяснить – покажи!» - убеждал он. И Нелли решилась. Засела за словари, самоучители, учебники. Эти занятия даром не прошли – сейчас она говорит по-русски свободно и правильно, и на уроках точно знает, что и как сказать; только если кто-то из учеников задаст неожиданный вопрос, к которому она лексически не вполне готова, отвечает глубокомысленно: «Это очень хороший и сложный вопрос. Им мы займемся на следующем занятии – не надо его комкать!» В общем, педагогическое образование ей пригодилось.
Салон флористики
В салоне «Флориссима» Нелли Даниэлян работает уже восемь лет. В салоне объединены школа флористики, мастерская фитоколлажа и Международная творческая ассоциация фитоколлажистов. Это искусство не так давно пришло к нам из Европы – из Голландии, Германии, Англии.
«Только с прошлого года флористика входит в реестр специальностей, официально утвержденных в России, - говорит Инна Сергеевна Макеева, президент МТАФК. - Но красота цветка существовала всегда».
Вот эта красота и собирает здесь увлеченных людей, изучающих искусство растительной композиции. Кто учится в школе флористики? Представьте себе, все те же юристы-экономисты, засыхающие в офисах на престижной, но неудачно выбранной работе. Обычно это молодые женщины, уже подрастившие детей, и желающие разнообразить свободное время. Очень часто, прослушав несколько курсов, они меняют профессию: получают диплом, начинают заниматься полюбившимся делом, а кто-то открывает собственный салон, куда принимает работать новых выпускников «Флориссимы».
Что такое флористика? Икебана?
- Нет, икебана – это аскетизм, в ней главное - линия и разговор с Богом, - объясняет Инна Сергеевна. – Мы даем об икебане самое общее понятие, задачи флористики более прикладные: «бизнес-букет», «мужской букет», «свадебная флористика», «храмовая флористика»… Есть определенные правила оформления интерьеров, составления букетов к разным праздникам, в том числе религиозным – нас приглашали оформить концертный зал в Храм Христа Спасителя.
А основа нашего искусства – живопись: сочетание цветовых пятен, объемов, различной фактуры.
Что касается фитоколлажа – это не только очень красиво, как вы видели у Нелли, это востребовано! Люди строят дома, украшают гостиные и кабинеты. Не каждый может позволить в своем интерьере картину Пикассо или Левитана, но всем хочется красоты и подлинности. А фитоколлаж в принципе неповторим, даже если попытаться сделать точную копию – не получится, потому что в каждой работе - автограф природы. Здесь любое произведение уникально, и приобретаются они даже охотней, чем современная живопись.
Ассоциация устраивает передвижные выставки: начали с городов Золотого Кольца, потом была Греция, Чехия, а в этом году намечены выставки в Армении, в Японии (от Фукусимы достаточно далеко!), в Югославии и Австрии. И в ноябре – в Москве, в галерее в Гостином дворе.
А какие увлекательные мастер-классы проводились для детей на рождественских праздниках!.. И для ветеранов – 9-го мая!..
- Они были такими счастливыми, - улыбаются руководители салона. – Своими руками создать красивую живую картину – это правда счастье.
По пути
«Мой путь» - называлась выставка Нелли Даниэлян. Хотя она уже много лет является членом Союза Художников Армении и Союза Художников России, это первая ее персональная выставка. Ей тридцать два года – не рано ли всерьез говорить о творческом «пути»? Но творчеством она занимается больше двадцати лет, радостно и вполне серьезно, развиваясь и совершенствуясь. Все эти работы – из красок и ниток, стебельков и листьев – отмечены высоким мастерством и печатью яркой индивидуальности. Ее рука прочитывается даже в картинах ее учениц.
- Тебе показали путь, - говорит Нелли, - а дальше иди сама.
Она и идет. И очень удачно в это веселое путешествие вплетаются дороги других людей, занятых теми же поисками красоты и творчества, что и она.

Карина Зурабова

Добавить запись

Защита от спам-роботов