ИННОВАЦИОННОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ДРАМАТУРГИЯ. «ГРОЗА» Система уроков по программе повышенного уровня

Иоффе Геннадий Аркадьевич

Система уроков по теме "А.Н. Островский. "Гроза". 10 класс с использованием различных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИОФФЕ Геннадий Аркадьевич

Учитель русского языка и литературы гимназии № 293 Красносельского района Санкт-Петербурга

ИННОВАЦИОННОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ДРАМАТУРГИЯ. «ГРОЗА»

Система уроков по программе повышенного уровня

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2007 ГОД

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. ДРАМАТУРГИЯ. «ГРОЗА».

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система уроков литературы в 10 классе по творчеству А.Н.Островского служит одним из начальных этапов серьёзного литературного образования на III ступени обучения в средних школах, лицеях, гимназиях. Это обстоятельство предопределяет постановку целей к  системе уроков в целом, а не к каждому уроку в отдельности, как это обычно принято. Новизна данного подхода обусловлена тем, что, по мнению автора, целеполагание по отношению именно к системе уроков является реально достижимым и ощутимым, особенно на первом этапе изучения сложных произведений курса 10 класса, в то время как каждый отдельный урок внутри темы вписывается в систему, так или иначе корректируя пути достижения желаемого результата, и имеет лишь частное, локальное значение.

Приводимая система предполагает осуществление ряда организационных мер и включение различных дополнительных средств обучения. Среди таких мер и средств отметим следующие:

  • Функционирование в классе творческих групп постоянного состава (возможно, 5 групп по 4-6 человек в каждой);
  • Наличие у учащихся как минимум двух учебных пособий – например, под редакцией Ю.Лебедева и под редакцией В.Маранцмана;
  • Включение учеников в активную деятельность на уроке и на этапе подготовки к нему;
  • Продуманную систему диагностики обученности, включающую не только спонтанную поисковую работу, но и подготовленные связные выступления, творческие задания самых разных видов, аналитические умения и элементы тестирования;
  • Разумно дозированное использование технических и иных средств обучения, включая подготовленный раздаточный материал в виде ксерокопий, рекомендаций, тестов, в том числе в электронном виде.

Основные цели, поставленные к системе уроков по теме:

  1. Ознакомить учащихся с особенностями драматургии А.Н.Островского на примере драмы «Гроза» с привлечением ряда других пьес и с учётом разнообразия мнений и концепций.
  2. Усилить работу по формированию у учащихся навыков анализа литературного текста.
  3. Развивать у старшеклассников навыки связного рассказа, участия в эвристической беседе, группового поиска, выразительного чтения и инсценирования, логического мышления, творческих способностей.
  4. Учить старшеклассников умению обобщать и оценивать литературный материал, конспектировать опорные моменты, усматривать «вечные» вопросы в бытовом сюжете и конкретной обстановке действия с учётом специфики драмы.
  5. Воспитывать любовь к художественному слову, литературный вкус, уважение к мастерству писателя, внимание к художественным деталям и символам.

В соответствии с выбранным целеполаганием в систему уроков включены различные типы уроков, а также разнообразные педагогические технологии.

Предусмотрены:

  • 1 вводный урок по теме,
  • 5 уроков непосредственного изучения драмы «Гроза»,
  • 2 урока внеклассного чтения по другим пьесам А.Островского в форме семинара творческих групп,
  •  2 урока развития аналитических навыков на примере анализа эпизода и речевой характеристики героя,
  • итоговое трёхчасовое сочинение по творчеству А.Н.Островского.

Таким образом обеспечивается разумный баланс устной, письменной, творческой, аналитической и диагностической, в том числе - тестовой работы, что содержит определённую новизну и отвечает современным требованиям к литературному образованию старшеклассников.

ХОД УРОКОВ 

Урок 1

ЛИЧНОСТЬ А. Н.ОСТРОВСКОГО. ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДРАМАТУРГА

Комментарий

Не заводя пока всерьез разговора о драматургии А.Н. Островского, учитель показывает учащимся своего рода эпиграф к уроку - записанные предварительно на доске или, лучше, спроектированные на экране две цитаты с весьма противоположными оценками творчества драматурга:  одна — из статьи Н. Добролюбова «Темное царство», другая — из эссе Ю. Айхенвальда «Островский»:

1. «...одна из отличительных черт таланта Островского состоит в уменье заглянуть в самую глубь человека и подметить не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний» (процитировано по кн. «Русская литература второй половины XIX века». Хрестоматия историко-литературных, мемуарных и эпистолярных материалов».— М., 1986, с. 15).

2. «...у него (Островского) — выдуманные и невыстра-данные, совершенно безболезненные переходы чувств; у него ... оскорбительная поверхностность эмоций...

Он глубоко некультурен, Островский, внешний, элементарный, в наивности своих приемов, на плоскости своих комедий-пословиц, со своей прописной назидательностью и поразительным непониманием человеческой души». (Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.— М., 1994, сс 264-265).

Слово учителя

Вспомним, что в самой основе драмы как литературного рода всегда содержится конфликт. Здесь же, в этих цитатах, мы видим драматургию конфликтного восприятия творчества А. Островского. Если современник Островского Н. Добролюбов говорит о таланте писателя-психолога, то литературовед начала XX века отказывает ему вообще в каком-либо психологизме и, напротив, обвиняет в поверхностности. Почему? Может быть, объяснение простое — о вкусах не спорят? Или: разное восприятие обусловлено временем и личностью критиков? А может быть, дело в самом творчестве Островского, его многогранности и противоречивости?

На эти вопросы нет смысла отвечать сегодня, на первом уроке. Лишь обращение к личности и творчеству драматурга поможет найти ответ. Этим и будем заниматься на ближайших уроках.

Рассказ подготовленного ученика об А. Н. Островском (был задан предварительно в качестве индивидуального задания)

Акцент учителя

А. Островский вырос в особой атмосфере Замоскворечья, знал досконально купеческую среду. По сути дела, он стал «поэтом» этого сословия. Многие его пьесы («Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.) посвящены жизненным проблемам, возникающим в том числе в  купеческой среде. Но драматург всегда шел дальше, в его пьесах много общечеловеческого, выходящего за рамки изображаемой обстановки.

Главный конфликт он видел в противостоянии денег, корысти, власти самодурства — и любви, живых чувств, чистоты помыслов.

В мужских и женских характерах в пьесах Островского можно увидеть определенные повторяющиеся типы. Среди мужских персонажей почти в каждой пьесе есть как самоуверенные хозяева жизни, для которых все определяет власть денег, так и безвольные, почти безропотные, слабые духом герои, неспособные ни на малейшее противоборство. Кроме того, в ряде пьес появляются чистые духом и обычно наивные мечтатели (Мелузов в «Талантах и поклонниках», Кулигин в «Грозе»).

Интересны женские характеры. Один из женских типов представлен корыстолюбивыми, властительными самодуршами.  Но главное  достижение Островского — создание целой галереи образов молодых чувствительных женщин — «горячих сердец». Обычно они естественны, искренни,  мечтательны,  свободолюбивы, но скованы либо неустроенностью, либо самодурством окружающих, либо собственными предрассудками.

Другой интерес Островского — театр. Лучшие из пьес о театральной жизни — «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники». В театральной среде писатель тоже усматривает связь с купеческой темой. Все ли продается и покупается? Несправедливость жизни предстает в этих пьесах в усложнении конфликта, возникновении своеобразного треугольника: деньги — искусство — любовь. Деньги важных персон открывают дорогу к искусству, но выбор в пользу искусства ведет к предательству любви.

Терминологическая минутка

Поэтика — система художественных средств, которые использует определенный писатель для воплощения своего замысла и реализации идейно-тематического содержания произведений (Определение осмысляется и записывается в тетрадях).

Акцент учителя (под запись)

Особенности поэтики А. Н. Островского:

— частое использование «говорящих» фамилий;

— строгое следование драматургическим канонам в композиции: экспозиция, завязка действия, его развитие, кульминация, развязка (обычно лишь в 4-м или 5-м действии);

— яркие речевые характеристики персонажей;

— употребление большого количества народных, просторечных выражений, поговорок;

— наличие в пьесах явного и внутреннего конфликтов;

— использование контрастов, иносказаний, образов-символов.

Слово учителя

Сегодня, когда мы еще недостаточно знакомы с пьесами Островского, все эти положения лишь сухая теория. Задача ближайших уроков — наполнить эту теорию живым содержанием пьес великого русского драматурга.

Перспективное (на неделю с лишним вперёд) домашнее задание творческим группам:

Каждой группе представить одну из пьес А. Островского (или как теперь говорят – подготовить презентацию пьесы):

1-я группа — «Свои люди — сочтемся»;

2-я — «Бедность не порок»;

3-я— «Доходное место»;

 4-я— «Таланты и поклонники»;

 5-я— «Бесприданница».

(Разумеется, каждый учитель может сделать свою подборку пьес, при этом обязательно следует дать учащимся методологию, которая поможет в подготовке)

Примерная рекомендация представления пьесы:

  1. Тема, описываемая среда, характер конфликта, основа сюжета, герои, симпатии и антипатии автора.
  2. Выразительное чтение в лицах или (лучше) инсценирование одной из ключевых сцен (если, конечно, задание учителя было заблаговременным, как в данном случае).
  3. Смысл названия. Композиционные приемы. Образы-символы.
  4. Как сквозь бытовой сюжет проступают «вечные»
    темы.

Домашнее задание к следующему уроку:  читать драму А. Н. Островского «Гроза».

Урок 2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ДРАМЫ «ГРОЗА».      ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ ДРАМЫ. ЭКСПОЗИЦИЯ. ЗАВЯЗКА.

Рекомендация

Используем в данном случае традиционную методику «вслед за автором», то есть чтение и разбор пьесы последовательно по действиям.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ.  Начнём урок прямо с названия. Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?

Гипотеза ответа учащихся. Гроза — понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы.

ВОПРОС. Наверное, подлинный смысл названия пьесы мы поймем позже. А пока — познакомимся с афишей, экспозицией. Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия?

Гипотеза ответа. В списке действующих лиц есть «говорящие» фамилии: Дикой, Кабаниха, Тихон, Кулигин (близко к Кулибину), Кудряш.

Интересная ремарка: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это подчеркивает некоторую особость Бориса в провинциальном Калинове.

Действие происходит «на высоком берегу Волги», что обещает русскую красоту и раздолье.

ВОПРОС. Какой художественный прием и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

Гипотеза ответа. Прием контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигина контрастируют с простотой и  невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Этот контраст предваряет будущую картину дико устроенной жизни  в столь райском уголке русской природы.

ВОПРОС. Какие черты самодурства намечены уже в этом первом диалоге?

Гипотеза ответа. Разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого, хитрость и двуличие Кабанихи («все под видом благочестия»).

ВОПРОС. Что предлагают против самодурства собеседники?

Гипотеза ответа. Кудряш — самодурство против самодурства. Кулигин — «лучше уж стерпеть».

ВОПРОС. Какой еще незначительной, казалось, деталью драматург фиксирует нынешнее отношение Кулигина к самодурству?

Гипотеза ответа. Ремаркой: «Проходят Дикой и Борис. Кулигин снимает шляпу». Это может говорить и просто о культуре Кулигина, но в контексте его разговора с Кудряшом воспринимается как нежелание (пока) связываться с Диким.

ВОПРОС. Прочтем 3-е явление. Что важного узнаем из него об обстоятельствах и героях?

Гипотеза ответа. Узнаем о зависимом и жалком положении Бориса; о возможной внутренней слабости внешне грозного Дикого (рассказ Кудряша об обругавшем Дикого гусаре). Но наиболее интересен здесь Кулигин. С одной стороны: «надо стараться угождать как-нибудь» (это Кудряшу), «как можно, сударь! Съедят, живого проглотят» (Борису). С другой стороны, в самом начале говорит Борису: «Охота вам жить у него да брань переносить»,— а в конце произносит полный обиды и скрытого протеста монолог о «жестоких нравах». И, наконец, узнаем о его добрых намерениях («работу дать... мещанству») и о точной оценке, вполне открыто данной им Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

ВОПРОС. Проследите: какие слова Бориса непосредственно вызвали монолог Кулигина?

Гипотеза ответа. Реплика Бориса о том, «что все это наше русское, родное», особенно разбередила Кулигина. В нем есть скрытое желание другой жизни.

ВОПРОС. Перечитаем монолог Кулигина. Что же такое жестокие нравы?

 Гипотеза ответа. Это не только материальная несправедливость, а, прежде всего, порожденные ею нравственные пороки: корысть, зависть, пьянство, вражда.

ВОПРОС. В 5-м явлении впервые появляется Катерина. Это явление прочтем в лицах, а перед чтением – всем  установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины, чем она вызвана и значим ли для нас характер этой реплики?

Гипотеза ответа. Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры, что важно подчеркнуть драматургу.

ВОПРОС. Кстати, о любви. Катерина говорит свекрови: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...».  Учитывая все то,  что мы скоро узнаем о жизни Катерины в родительском доме, не кажутся ли вам слова о любви к свекрови  своего рода лицемерием?

Гипотеза ответа. Катерина лишена лицемерия. Она лишь может принимать желаемое за действительное, поскольку привыкла жить только в любви и хочет любить всех близких, потому что привыкла так жить. Именно таким будет и ее отношение к Тихону.

ВОПРОС. Теперь (тоже кстати) о Тихоне. Его действиям и словам возможно два объяснения: либо он. действительно настолько ничтожен, глуп и слаб и его слова, обращённые к «маменьке», нужно воспринимать буквально, либо всеми своими поступками и словами он пытается лишь быстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех, настолько все ему здесь надоело. Как бы вы оценили здесь Тихона?

Гипотеза ответа. Скорее, конечно, второе. Он слаб, но не настолько глуп. И его уничижения перед «маменькой» — всего лишь искусная игра (обратим внимание на авторскую ремарку «в сторону» в момент маменькиных наставлений). В то же время он не обладает достаточной душевной тонкостью, чтобы почувствовать всю серьезность надвигающейся ситуации.

Слово учителя

О Кабановой — особый разговор. По всей обстановке видно, что подлинная власть над близкими уже выскользнула из ее рук и она превращается в своеобразную формалистку: если нет внутренней власти, то должна соблюдаться хотя бы видимость порядка, его обрядовая сторона.

Характер Катерины продолжает раскрываться для читателя в 8-м явлении, в ее диалоге с Варварой.

ВОПРОС. Перед чтением диалога зададимся вопросами: что важного узнаем о Катерине? Чем отличается от нее Варвара?

Гипотеза ответа. Мы без труда узнаем о таких чертах Катерины, как искренность, любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольнолюбие. Но важнее другое. Во-первых, ее предчувствие: «Я умру. скоро». Во-вторых, колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец, зарождающееся вопреки представлениям о религиозном долге чувство к Борису.

А в Варваре поражают дружелюбие, простота, проницательность и предельная практичность в решении жизненных проблем.

Домашнее задание

  1. Дочитать пьесу.
  2. Какую сцену — в 1-м или во 2-м действии — можно считать завязкой действия? Одна ли завязка в пьесе?
  3. Почему в конце 1-го действия говорится о надвигающейся грозе?

Уроки 3-4

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВЫБОРОЧНОГО КОММЕНТИРОВАННОГО ПРОЧТЕНИЯ ДРАМЫ    

Комментарий

В начале урока в течение 5-7 минут проведем экспресс-тест на знание текста произведения.

Содержание экспресс-теста (он может быть проведён по раздаточному материалу или на компьютерах)

/ вариант

1.В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:

а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.

2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:

а)        Кудряша;

б)        Кулигина;

в)        Бориса;

г)        Тихона.

3.        Какие слова принадлежат Варваре:

а)        «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;

б)        «Вот красота-то куда ведет,».»;

в)        «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;

г)        «Я уйду, да и была такова».

4.        Кто произносит последнюю реплику в пьесе:

а)        Кабанова;

б)        Кулигин;

в)        Шапкин;

г)         Тихон.        

5.        В какой сцене — завязка действия:

а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в начале 1-го действия;

6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;

в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;

г) слова Феклуши о «бла-алепии».

Ключ к проверке: 1 — г; 2 — в; 3 — в; 4 — г; 5 — б»

2 вариант

1. В каком действии «Грозы» — сцена признания Катерины в совершенном грехе:

а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.

2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:

а)        о Кудряше;

б)        о Кабановой;

в)        о Тихоне;

г)        о Диком.

3» Какая реплика принадлежит Борису:

а)        «Вы ее погубили! Вы!»;

б)        «А между собой»то, сударь, как живут…»;

в)        «Эх, кабы сила!»;

г)        «Где уж мне своей волей жить».

4.        Кто произносит первую реплику в «Грозе»:

а)        Кулигин;

б)        Шапкин;

в)        Кудряш;

г)        Борис.

5.        Ремарка — это:

а) разговор двух действующих лиц;

б) речь одного из героев;

в) авторское замечание;

г)  начало развития действия.

Ключ к проверке: 1 — а; 2 — г; 3 — в; 4 — а; 5 — в.

Комментарий

После экспресс-теста,  который оценивается очень просто — в баллах по количеству правильных ответов,— целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания. Один из вопросов (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учитель должен взять на себя задачу учить ребят определять и формулировать суть конфликта. Во-первых, содержание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внешним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».

ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, ученики с помощью учителя должны сформулировать два основных конфликта «Грозы».

Гипотеза ответа:

1. Внешний, явный конфликт — между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».

2. Внутренний, глубинный конфликт — в душе Катерины между супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.

Слово учителя

В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжетных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает простой и доступный способ разрешения проблемы.

Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).

ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).

Гипотеза ответа. К концу первого действия страсти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начинает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гроза пока еще не разразилась. Это лишь первый гром — предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Катерина окажется перед жестоким выбором.

Слово учителя

Выделим во 2-м действии три центральных узла развития действия:

  •  второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);
  •  прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);
  •  внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.

Комментарий.

Диалог Катерины и Варвары читается в классе.

ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутренней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

Гипотеза ответа (после чтения)

 Катерина:

 1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том,  как в детстве ушла из дома);

  1. «Нет,  как не любить! Мне жалко его очень!»
    (о Тихоне);
  2. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
    могу»;
  3. «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
    (о встрече с Борисом);
  4. «И хочу себя переломить,  да не могу никак»
    (о крепнущем чувстве);
  5. «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;
  6. «Я уйду, да и была такова»;
  7. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
    режь!»

Слово учителя

Нетрудно убедиться, что на протяжении одной беседы настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:

  •  несмотря на душевное смятение и сомнения, побеждает в Катерине решительность и бесстрашие;
  •  Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается  «жалеет — значит, любит», — это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;
  •  чувство к Борису в Катерине растет;
  •  Катерина — цельная натура, ей претит всякое лицемерие.

Гипотеза ответа учеников (продолжение). Варвара произносит, пожалуй, две ключевые фразы:

  1. «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
    том держится» (об умении обманывать);
  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
    да крыто было» (жизненная позиция среды).

Слово учителя

Отдадим должное точности оценок и проницательности Варвары, в отличие от Катерины, которая, находясь во власти противоречивых чувств, не в силах адекватно оценивать людей и ситуацию.

ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,— или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-своему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чистую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.

ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явление 4):

  •  За что просит прощения Тихон в начале эпизода?
  •  Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
    не уезжать или взять ее с собой?
  •  В  каком  значении  употребляет  Тихон  слово
    «гроза»?
  •  В чем окончательно убеждается Катерина?

Гипотеза ответов. Тихон просит прощения за унизительную сцену, когда попугаем повторял все указания маменьки, стремящейся к соблюдению видимости порядка. Этим прощением он возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть мужа в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы зауважать его, Катерина и уговаривает Тихона взять ее с собой.

Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «маменькина опека, маменькино руководство», кабала.

К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

ВОПРОС. Наконец, третья сцена — с ключом от калитки. Почему столь диаметрально противоположны решения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких словах Катерины  заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечься шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью — словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится главным во внутреннем монологе Катерины. Желание воли оказывается сильнее терпения неволи.

Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» —побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре.

Слово учителя

В 3-м акте движение действия словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту, предваряют рассуждения Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Мотив неволи усиливается.

Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием, в котором при всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.

Обратим внимание на небезупречность Катерины в 1-й части сцены свидания с Борисом (сцена вторая, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося на него ответственность за случившееся. Но готов ли Борис к такой ответственности? Он вначале без труда перекладывает  ее обратно, на плечи героини («Вы сами велели мне прийти... Ваша воля была на то...»), а затем в нем побеждает самодовольство и все та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо... Надолго ль муж-то уехал?»).

Домашнее задание

Подготовить наблюдения за речью одного из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза».

Уроки 5-6

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РЕЧИ ПЕРСОНАЖА В ЕЕ СВЯЗИ С ХАРАКТЕРОМ. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА.

Комментарий

Речевую характеристику героя, как всегда, предварим рекомендацией.

Речевая характеристика персонажа

  1. Общая характеристика героя.
  2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).
  3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).
  4. Лексические особенности.
  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.
  6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
    речью.

ЗАДАНИЕ творческим группам прямо в классе (на 20 минут).

Провести небольшое исследование речи героев драмы в 3-м или 4-м действиях и кратко изложить свои наблюдения.

Предлагаемые герои:

1-й группе — Кабанова;

2-й — Кулигин;

3-й — Дикой;

4-й — Варвара;

5-й группе — Катерина.

Слово учителя

Теперь предлагаем проанализировать кульминационный эпизод — сцену признания Катерины в конце 4-го действия.

Анализ эпизода признания Катерины (краткий конспект по итогам аналитической работы, которую здесь не приводим)

Сцена происходит в конце 4-го действия. Композиционная роль эпизода — кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено рядом предшествующих эпизодов:

  •  в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара
    предупреждает Бориса о том,  что Катерина сильно страдает, переживает и может признаться в содеянном, но Борис испугался лишь за себя;
  •  не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза, символизирующая  беду;
  •  проходящие мимо церкви эпизодические персонажи своими репликами о неотвратимости наказания и о том, «что
    эта гроза даром не пройдет», усиливают страх Катерины перед
    грозой и тем самым словно готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;
  •  с этими репликами контрастируют «богохульские»слова Кулигина об электричестве и о том, что «гроза — это благодать», и это тоже обостряет происходящее;

— наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращенные прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина ее признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины». Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для нее станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой...»).

Мотив птицы, полета, намеченный еще в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины — единственный для нее способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

  •  Варвара пытается предотвратить беду, успокоить
    Катерину, защитить ее («Врет она…»);
  •  Тихон страдает не столько сам но себе, сколько
    оттого, что «матушка здесь»: он не хочет потрясений,
    ему не нужна правда, а тем более в ее публичном
    варианте, разрушающем принцип «шита-крыта»; к тому
    же он и сам не без греха, в чём и признается через некоторое время утешающему его Кулигину;
  •  для Кабановой наступает минута торжества ее правил («Говорила я...»).

А где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился, говоря Кулигину «Здесь страшнее!».

Само признание происходит тогда, когда все сходится для Катерины воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса, наконец, сама гроза.

Катерина признается в своем грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает ее близость к народу, показывает истинно русскую душу героини. Для автора и читателя это особенно важное обстоятельство.

Домашнее задание

Перечитать сцену прощания Катерины с Борисом (пятое действие, явление 8) и ответить на следующие вопросы:

1.        Почему Катерина не столь настойчиво просит
Бориса взять ее с собой,  как когда-то уговаривала
Тихона?

2,        Как, в каких почти незаметных деталях, Островским показана мелкость, ничтожность
Бориса рядом с Катериной?

Урок 7

ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ОКОНЧАНИЯ ПЬЕСЫ

Слово учителя

Начнем с композиционного наблюдения.

ВОПРОС. Проведём маленькое исследование: сравним описание декораций перед каждым действием и посмотрим, как, казалось бы, в такой незначительной детали драматург проявляет свое тонкое композиционное мастерство.

Гипотеза ответа.

 В 1-м действии: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид…» Здесь подчеркнуты красота, воля, простор.

2-е действие, где одна из ключевых сцен -  отъезд Тихона, проходит в «комнате в доме Кабановых», в душной обстановке неволи.

Сцена свидания Катерины с Борисом (2-я сцена 3 действия) происходит ночью, в овраге, покрытом кустами с видом на «забор сада Кабановых и калитку». «Ночь» словно подчеркивает совершаемый грех и тревожную обстановку, одновременно символизируя любовь героев, а забор и калитка словно указывают на совсем рядом находящуюся неволю.

Символична и декорация 4-го действия, главное в котором — признание Катерины. «Берег и вид на Волгу» теперь не открытый и свободный, как в первом действии, а «за арками», словно стиснут, скован, сокращен. Кроме того, «на первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки», что, очевидно, по мысли автора, означает начало разрушения устоев жизни в провинциальном городке.

И, наконец, ремарка перед 5-м действием выглядит так: «Декорация первого действия. Сумерки». Казалось бы, со смертью Катерины ничего не изменилось. Но слово «сумерки» символизирует печаль. Кроме того, в сумерках любой пейзаж смотрится совсем не так, как днем, очертания предметов меняются…

ВОПРОС. Пересмотрите 1-е явление пятого действия и попробуйте прокомментировать то новое и важное, что мы узнаем из этой сцены о некоторых героях.

Гипотеза ответа. Во-первых, о Тихоне. Хоть он и пьет с тоски, но вполне осознанно говорит Кулигину о маменьке: «Она-то всему и причина». Это сказано пока «за глаза», но уже многого стоит. Мы убеждаемся и в том, что Тихон любит Катерину и весьма чувствителен и великодушен, не ненавидит, а жалеет жену и даже Бориса, что противоречит намерениям Кабанихи.

Во-вторых, узнаем о Борисе, что его Дикой высылает на три года «в Тяхту, к китайцам». Но еще важнее увидеть в Борисе страдание и хотя бы жалкую попытку защитить возлюбленную. Тихон говорит: «Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».

В-третьих, узнаем, что «Варвару маменька точила, точила, а та не стерпела, да и была такова,— взяла да и ушла», сбежала с Кудряшом.

Акцент учителя.

 Во всем этом мы видим подспудное влияние Катерины. Это она просветлила и согрела души Кулигина, Тихона и Бориса; это она изменила Варвару, которая до этого никогда не обращала внимания на «пиления» матери, а теперь, не стерпев, выбралась на волю доступным ей способом. Жаль, для Катерины такой способ бегства от неволи не подойдет: Борис, в отличие от Кудряша, зависим и слаб, с ним не убежишь, да и долг и жалость к Тихону не позволят. Вдвойне жаль, что в самый решающий момент жизни Катерины раньше чуткая Варвара оставила подругу без прежней поддержки, решив лишь свои проблемы. Теперь жить дальше в доме Кабановых для Катерины уже невозможно, «нехорошо», как сама она говорит в прощальном монологе. В этот момент она преодолевает последние сомнения и последние религиозные предрассудки: «Кто любит, тот будет молиться...» И грехом она назовет теперь не самоубийство, а продолжение жизни. В самом конце монолога, в словах «а поймают меня...», вновь косвенно возникает образ свободной птицы. Символично, что героиня обретает свободу именно таким способом — бросившись в раздольную русскую реку, словно навсегда уходя в свободную природную стихию.

ВОПРОС. Был ли у Катерины шанс выжить? (Рассмотрим сцену прощания с Борисом в 8-м явлении.)

Рекомендация. 

Эта сцена читается в классе выразителъно в лицах, а затем ученики отвечают на вопросы домашнего задания, посвященные ей.

Гипотеза ответа. Катерина не уговаривает Бориса взять её с собой так же настойчиво, как раньше уговаривала Тихона, потому, что ощущает уже полную безнадежность и предчувствует близкую гибель. К тому же Борис, хоть и называет себя «вольной птицей», в то же самое время говорит Кате «не по своей я воле еду», отказывая ей в бегстве. Очевидно, герой и сам не осознает своей зависимости, несамостоятельности, слабости, но зато Катерина это сразу почувствовала своей тонкой душой.

На протяжении всей сцены героиня крупнее и трагичнее героя. Она хочет сказать о любви, поделиться чем-то очень важным на прощание, возможно, даже попросить прощения, а он отвечает на эти откровенные намерения пошло и цинично: «Не застали б нас здесь!» Она бесстрашна, а он скован страхом. Она все время говорит «ты», а он— «я». Единственное, на что способен Борис,— сказать в сердцах: «Эх, кабы сила!» — и пожелать после свидания, чтобы Катерина «умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!». Дальше комментарии излишни.

ВОПРОС. Что же, на ваш взгляд, может изменить в городе Калинове смерть Катерины?

Гипотеза ответа. В последней сцене Кулигин с фонарем в руке (луч света — символично!) находит Катерину в волжской воде и теперь уже открыто произносит дерзкие слова в глаза Кабановой. Так же открыто и настойчиво бросает свои слова маменьке страдающий Тихон.

Акцент учителя.

 Будут ли и дальше терпеть Кулигин и Тихон? Это остается загадкой. Но гроза над Калиновым, безусловно, пронеслась, кое-что разрушив и освежив воздух...

Уроки 8-9

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЬЕС А. ОСТРОВСКОГО

ТВОРЧЕСКИМИ ГРУППАМИ (см. долгосрочное задание к уроку внеклассного чтения)

Рекомендация учителю к проведению данной пары уроков.)

В процессе выступлений творческих групп учителю следует показать учащимся, насколько отмеченные на уроках особенности поэтики А. Н. Островского соответствуют или не соответствуют их собственным оценкам прочитанных пьес. Здесь же уместно повторить ряд теоретико-литературных терминов,  имеющих прямое отношение к рассмотрению драматических произведений: конфликт, реплика, диалог, ремарка, афиша, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Кроме того, учителю следует развёрнуто оценить не только теоретические выступления, но и самостоятельную творческую работу учащихся по инсценированию выбранной сцены из представляемой пьесы.

Поскольку презентацию пьес ученики в группах готовят абсолютно самостоятельно, то и приводить здесь их выступления совершенно невозможно.

Домашнее задание

Прочитать статью пособия Ю. Лебедева «Гроза» в русской критике 60-х годов»  и отрывки из статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве», посвящённые Катерине.

Урок 10

«ГРОЗА» В РУССКОЙ КРИТИКЕ

Рекомендация

В начале урока мы с полным правом можем вернуться к противоположным оценкам творчества А. Островского критиком 60-х годов Н. Добролюбовым и эссеистом начала XX века Ю. Айхенвальдом. Ученики свободно, без навязывания оценок, обменяются мнениями и аргументацией.

Затем учитель обратит внимание учеников на то, что и современники Островского расходились в оценках главной героини. Здесь будет уместно предложить ребятам письменную работу — своего рода разминку перед сочинением. Учитель предлагает раздаточный материал — лист с фрагментами суждений трех критиков 60-х годов XIX века о Катерине. Задача учащихся - ответить па вопросы но предложенным фрагментам.

Самостоятельная работа

А. М. Пальховский. «Гроза», драма А. Н. Островского.

В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком; в ней есть только боязнь греха, страх дьявола, ее пугает только ад кромешный, геенна огненная: в ней есть мистицизм, по нет нравственности...

...Катерина никак не может быть героиней драмы; но зато она служит превосходным сюжетом для сатиры. Разражаться громом против Катерин — нечего: они не виноваты в том, что сделала из них среда, в которую еще до сих пор не проник ни один луч света...

1859 г.

Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности,... провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!

1860 г.

Д. И. Писарев. Мотивы русской драмы.

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних  противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет завтра, она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей, наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

1864 г.

Вопросы

Точка зрения кого из критиков XIX века вам ближе? А каково ваше понимание героини?

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по драме «Гроза».

Уроки 11-13

СОЧИНЕНИЕ ПО ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Рекомендация

Учитель предлагает ученикам на выбор темы различного характера:

  1. Сравнительная характеристика героев:  Тихон и
    Борис (или: Катерина и Варвара
    ).
  2. Образы-символы в драме  «Гроза». (Это тема, посвященная мастерству писателя-драматурга).

3. Сила и слабость Катерины. Или: Мужские персонажи в драме Островского (это традиционные темы морально-этического характера).

  1. Сцена отъезда Тихона и ее роль в драме (тема,
    ориентированная на анализ эпизода).
  2. Письмо (одного из героев другому) через... (тема для учеников, склонных к творческой фантазии и сочинительству).

Домашнее задание

Используя учебные пособия и дополнительную литературу, подготовить по вариантам рассказ о детстве И. С. Тургенева (1-й вариант), юности (2-й вариант) и молодости (3-й вариант).

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Система уроков построена таким образом, что обеспечивает достаточно объективную и разнообразную диагностику знаний и умений учащихся. За эти 13 уроков каждый ученик класса должен получить как минимум 4 оценки:

  • За работу по речевой характеристике героя;
  • За работу в составе творческой группы по представлению пьесы А.Островского;
  • За экспресс-тест;
  • За итоговое сочинение.

Это обстоятельство, к тому же с учётом большой вероятности получения текущих отметок за выразительное чтение, эвристическую работу на уроках, выполнение индивидуальных заданий и т.п., делает предлагаемую систему уроков практически значимой и вполне пригодной для внедрения в практику многих учителей, разумеется, с учётом возможной индивидуальной корректировки.

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ИОФФЕ Геннадий Аркадьевич, заместитель директора гимназии № 293 Красносельского района Санкт-Петербурга по УР, учитель литературы с педагогическим стажем 29 лет. Отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, победитель Международного конкурса педагогов в «Артеке». Автор статей в журнале «Литература в школе», других сборниках, а также двух книг – методических пособий – «Разбор литературного текста в школе» и «Русская литература второй половины ХIХ века. 10 класс». В 2007 году стал победителем конкурса лучших учителей России в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».