План самообразования

Юмагузина Гульфира Минигалиевна

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_.docx24.27 КБ
Файл programma_samoobrazovaniya_yumaguzina.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя начальных классов

Юмагузина Гульфира Минигалиевна

МБОУ «Средняя школа №6»

Тема самообразования:

«Реализация системно-деятельностного подхода в современной начальной школе»

Срок реализации: 2016 -2020гг.

Цель:  повышение качества учебного процесса через использование системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочных мероприятиях

Задачи:

1.Развить творческий потенциал учащихся и создать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся.

2.Формировать личность, нужную обществу: коммуникативную, ответственную за свои поступки.

3.Использовать на уроках новые информационные технологии и средств коммуникации.

4. Повысить собственный методический уровень.

5. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Ожидаемые результаты: Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

Источники самообразования:  СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в жизни школы и города.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники,  их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями  системно- деятельностного подхода через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения, позволяющими организовать урок в технологии системно-деятельностного подхода.

3. Принимать активное участие в работе городского и  школьного  МО учителей начальных классов.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы учителей: посещение уроков коллег, изучение публикаций в сети Интернет.

6.Участвовать в обмене опытом: проводить мастер-классы, открытые уроки.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Представить  доклад ( творческий отчет) педагогическому сообществу школы, города..

Программы и

учебно-тематические

планы.

Методико-дидактические

материалы

Конспекты мероприятий

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по предметам.

3.Разработка пакета материала в электронном виде.

4.Сетевое взаимодействие с коллегами.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2.Вести здоровый образ жизни.

План мероприятий по реализации программы   профессионального самообразования.

№/№

План мероприятий

Примерные сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2016

Сентябрь -ноябрь

Прохождение курсов повышения квалификации

2016-2018

Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы.

2016-2018

Сентябрь- май

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ.

2017

Ноябрь, март

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

Постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

Постоянно

Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики (разработать программу по формированию УУД), проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента по применению инновационных образовательных технологий:

1) системно-деятельностный подход в обучении;

2) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по предметам  с использованием тестов;

3) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков;

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2018-2020

Октябрь -апрель

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО,  педсовете, конференции.

2018-2020

Ноябрь -апрель

Проведение творческого отчета на занятии ШМО

2018-2019

Апрель-май

Профессиональные публикации.

2017-12020

Март -апрель

Оформление портфолио.

2019-2022 в теч.года

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2018-2020

ежегодно

IV.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Создать условия для участия одаренных детей в  олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2016-2020

Октябрь - март

Участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету.

2013-2016

ежегодно

Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2016-2020

Январь- апрель

Проведение предметных недель

Ежегодно - первая половина учебного года

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
  4. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  5. Обобщать опыт по  теме самообразования.



Предварительный просмотр:

Программа

профессионального самообразования

учителя начальных классов

МАОУ «Средняя школа №6»

Юмагузиной Гульфиры Минигалиевны

Пояснительная записка

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога. С целью повышения психологической и педагогической культуры в образовательном процессе систематически прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Программа разработана на 2021 – 2024г г.

Актуальность

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Тема самообразования: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Задачи:

В развитии компетенции ученика – на основе анализа результатов мониторинга сформулировать наиболее актуальные задачи:

  • обеспечить умения находить и извлекать информацию из текста, делать на ее    основе умозаключения;
  • совершенствовать умения в интерпретации  информации, давать простые объяснения;
  • уметь оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста;
  • развивать общеучебные умения и навыки: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
  • развивать речь учащихся.

 В развитии профессиональных компетенций учителя:

Изучить и освоить современные методы и технологии:

  • развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста;
  • совершенствования умения в интерпретации информации оценивания языковых и стилистических особенностей  текста;
  • исследовать степень влияния современных методов и технологий на развитие читательских компетенций и определить наиболее эффективных на данном этапе обучения;
  •  обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Цели:

  • Обеспечить развитие читательской (естественнонаучной, математической, коммуникативной) грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.
  • ознакомить учащихся со способами чтения;
  •  формировать навык осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников.

Сроки реализации: 2021-2024 гг.

Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.

Поставила перед собой вопросы по самообразованию.

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта на муниципальном уровне.
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  7. В классе, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в жизни школы и города.

Этапы реализации программы:

№/№

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

I.

Диагностический

Изучение литературы по теме и имеющегося опыта

1.Изучение литературы.

2.Подписка на методическую литературу.

3.Курсы повышения квалификации.

4.Выступление на заседании ШМО

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.

3.Прогнозирование результатов.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

1.Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы. 

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

1.Выступление на заседании МО школы.

2.Участие и результаты на муниципальных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники,  их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3.Принимать активное участие в работе школьного  МО.

4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5.Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и  через Интернет, участвовать в обмене опытом.

6.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7.Проводить открытые уроки для коллег

8.Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Программы и

учебно-тематические

планы.

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по предметам.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

       План мероприятий по реализации программы

профессионального самообразования

№/№

План мероприятий

Примерные сроки реализации

I

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2021– 2024

Прохождение курсов повышения квалификации

2021-2024

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2026

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, города, округа в области обучения и воспитания.

2021-2024

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ.

2021-2024

II

Использование современных образовательных технологий

Использование возможностей Интернет на уроке

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков,  внеклассных мероприятий

постоянно

Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента:

1)  системно-деятельностный подход в обучении;

2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);

3) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков;

4) проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

2021-2024

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику

2021-2024

III

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на заседаниях ШМО,  педсовете, конференции.

2021-2024

Профессиональные публикации

2021-2024

Оформление портфолио

2021-2024

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2021-2024

Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы и города

2021-2024

IV

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

2021-2024

Создать условия для участия особо одаренных детей в  олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2021-2024

Вовлекать больше обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность

2021-2024

Проведение предметных недель

ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  4. Обобщать опыт по  теме самообразования.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий;
  • уровень обучаемости и обученности школьников;
  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Формы и способы представления результата

1 ЭТАП

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Входная диагностика сформированности читательских компетенций у обучающихся

1 класса

Покажут низкий уровень

Диагностическая работа

Анализ работ

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

Статья на тему

«Читательские умения

российских четвероклассников:

уроки PIRLS-2016»

Круглый стол на тему

«Как различить оценку и формирование читательской грамотности»

Вебинар на тему

  «Особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS-2021». 

Изучить предоставленный материал, узнать новые методики мотивации детей к чтению и формирования читательской грамотности

Изучение статей,

составление копилки материалов

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

Курсы повышения квалификации в объёме 24 часа на тему «Совершенствование качества чтения, математического и естественнонаучного образования в начальной школе в контексте международных сопоставительных исследований»

Научиться прогнозировать читательские умения своего класса

Узнать об особенностях читательской компетентности младших школьников

Разработка индивидуального образовательного маршрута

2 ЭТАП

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Промежуточная диагностика, выявление читательских компетенций у обучающихся

2 класса

Покажут  средний уровень

Анализ работ своих учеников

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

  1. Изучение банка заданий  и методического материала по читательской грамотности;
  2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся
  3. Вебинар на тему:

«Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода»

Изучить представленный материал, узнать способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся, научиться мотивировать детей читать, при разработке конспектов уроков применять новые знания

Составление конспектов уроков с применением изученных методик

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

  1. Выступление на педсовете на тему «Представление собственного опыта по формированию читательской компетентности у младших школьников»
  2. Открытый урок по литературному (технология критического мышления)
  3. Урок нравственности «Чтение – лучшее учение»
  4. Акция «Самый читающий класс».

5. Родительское собрание на тему «Родителям о детском чтении»

Совершенствование читательских умений, развитие критического мышления

Разработка конспектов урока в виде технологических карт,  выпуск книжки-малышки

3 ЭТАП

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Текущая диагностика сформированности читательских компетенций у обучающихся 3 класса

Определение текущего уровня обучающихся

Анализ работ,

мониторинг

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

1. Вебинар

«Читательская грамотность. Элитарная привилегия посвящённых или полезная привычка»

2. Участие в семинарах

Положительная динамика развития читательской грамотности моих учеников

Получение сертификата

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

1.Участие в семинарах и конференциях различных уровней (муниципальных, региональных)

2.Разработка методических материалов, подбор  диагностического материала (для 3,4 классов)

Личный профессиональный  рост компетенции в вопросах развития читательской грамотности школьников

Разработка методических материалов