Урок окружающего мира " Озеро Байкал"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozero_baykal_docx.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Озеро Байкал.

Название урока  

Озеро Байкал.

Класс

Учебник, программа

3

 учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях

Тип

Форма

Изучение нового материала

практикум

Технология урока:

Технология  критического мышления через чтение и письмо

Цели  изучения темы:

 познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия

Задачи урока:

раскрыть значение озера  Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира; инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам

Предметные результаты: знать местонахождение озера Байкал, показывать его на карте,  уметь перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное, сравнивать и группировать предметы, наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и в группе.

Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место, определять цель учебной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, умение отличать верно выполненное задание от неверного. 

Применяемые формы работы

  Работа в группах, в парах, индивидуально.

Оборудование урока

 Видеоклип» Озеро Байкал, капельки из бумаги, набор слов для магнитной доски , стакан с водой,  бумага для фильтрования воды, гранит, презентация «Озеро Байкал», мультимедийный проектор, компьютер, экран.

План урока

Время

1.

Мотивация к учебной деятельности

2мин

2.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 Приём « Соотнеси картинку с правильным названием»

2мин

3.

Стадия « Вызов». Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»

3мин

4.

Стадия « Осмысление» Приём « Инсерт»

Работа в группах

Работа в рабочих тетрадях

10мин

13 мин

5 мин

5.

Стадия « Рефлексия». Приём « Синквейн»

10 мин


 Ход урока

Пункт  плана №1. Мотивация к учебной деятельности

Работа учителя

Работа учащихся

УУД

Настрой на урок.

 

Повторяют девиз урока:

   Мы умеем думать,

   Мы умеем рассуждать.

   Всё, что нужно для работы,

   То и будем выполнять.

 Личностные: Создание ситуации успеха, доверия, желание узнать новое.

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.

Пункт плана №2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Приём « Соотнеси картинку с правильным названием»

Работа учителя

Работа учащихся

УУД

  1. На рабочем листе напишите числа, соответствующие названию объекта Московского Кремля.  ( Спасская башня, Успенский собор, Грановитая палата, Большой Кремлёвский дворец») Слайд 1,2

 На рабочих листах указывают числа, соответствующие названию объекта Московского Кремля.

Самопроверка. ( Если  всё правильно , поставьте в рабочих листах оценку «5». 1ошибка- оценка «4»

2 ошибки – оценка «3»

Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Пункт плана № 3. Стадия « Вызов».  Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».

Работа учителя

Работа учащихся

УУД

- Что означает этот знак?

 Слайд 3

-Московский Кремль относится к Всемирному культурному наследию.

- Как вы думаете, с чем будет связана тема урока, если у вас на партах лодки с рыбками, капельки, изображение водоёма? Может вам поможет этот знак.

- Этот водоём тоже относится к Всемирному  только природному наследию.

На доске  зашифрована тема урока (О...о Б....л ) Слайд 4

- Знак Всемирного наследия

Высказывают своё мнение о теме урока.

 Тема урока:  «Озеро Байкал»

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения

Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».

 - Что вы знаете про это озеро?

- Что хотели бы узнать?

 -  Познакомимся со словами: Голомянка,  эпишура.

 За правильный ответ каждый раз вы берёте себе капельку воды, сделанную из бумаги.

Если наберёте 5 капелек и более за активность получите оценку «5».

На рабочих листах вы оцените свою работу за домашнее задание, за работу в группе, за работу в тетради, за активность на уроке.

Заполняют таблицу: Что знал, хочу узнать, узнал.

 

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебные задачи рока.

Пункт плана №4 Стадия « Осмысление». Приём  « Инсерт»

Работа учителя

Работа учащихся

УУД

-Отметьте на карте город Москва звёздочкой.

-Найдите озеро Байкал, отметьте жемчужиной. Оно находится в далёкой Сибири нашей страны.

- Почему отметили жемчужиной?

- Посмотрите на карте, какова его форма? Похоже озеро на жемчужину? Слайд 5,6

Озёра люди называют жемчужиной родного края. В них можно купаться, ловить рыбу,  они дают жизнь многим животным, растениям, да и людям.

- Какие озёра Костромской области вы знаете?

Слайд 7

-А об озере Байкал знают во всём мире. 

Находят на карте город Москва и озеро Байкал.

 

 

Высказывают своё мнение о форме озера

Байкал и почему его отметили на карте жемчужиной.

Называют озёра Костромской области.   ( Чухломское, Галичское)

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Работа в группах

-Выполните №1 и №2 стр. 64.

Раскроем тайны Байкала.

Группа филологов

- Тайга имени ( Батюшка, море, священное, болото)

Группа математиков

- Тайна чисел ( 636, 1642, 605, 300)

 Группа с названием

 « самое»

- Тайны со словом « САМОЕ» ( глубокое, древнее,  уникальное, молодое)

Группа географов

-Тайна  названий (Ангара, Листвянка, Спасская, Байкальский)

Учащиеся не могут выполнить задания, так как недостаточно знаний.

   

Ученики находят лишнее слово. Доказывают свой выбор примерами из текста учебника.

Слайд 9

Слайд10

Слайд11, 12,13

 

Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Физкультминутка Слайд14

 

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу Байкала. Светит солнце, потянемся  к солнышку. Нам тепло, жарко. Решили искупаться.  Заходим в воду. Идём осторожно по камешкам. Ой, не наступите на рыбку. Откройте глаза. СКОЛЬКО их много и все разные.  

Группа зоологов

-Тайны животных ( омуль, нерпа, хариус, карась) 

Сообщения учащихся

Омуль. Эта рыба  размером до 50 сантиметров, вес – до 5 килограмм.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.

Слайд 17

Хариус - хищная рыба. Хариусы могут достигать веса до 2,5-3,0кг. Визитная карточка хариуса - его большой, похожий на флаг, спинной плавник, "расшитый" узором из пятен или полос.

Слайд 18

Нерпа - единственное млекопитающее в озере Байкал.

Питается  нерпа  рыбой,  которую  ловит  в  воде.  Под  водой может  находиться  20 – 25  минут.  В  тихую  погоду нерпа  плавает  по  Байкалу  и  спит,  выставив  мордочку  из  воды.  

     Байкальская  нерпа  занесена  в  Красную  книгу России.

 Слайд 19Голомянка. Живет только в озере Байкал, на 30-40% состоит из жира, который используется в лечебных целях.

бледно-розового цвета

Эксперимент

- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала. Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперимент.

 -На столе  стакан с прозрачной водой, на стенке наклеены рыбки. Учитель просвечивает фонариком. 

-Представим, что это солнечный луч.

 Вода просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна. Мы можем видеть обитателей озера.

- И вдруг что – то случилось!

Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной, это может испортить воду

-Что произойдёт с растениями и животными?

Слайд 22

Существуют рачки- ЭПИШУРА.

 Наблюдают за экспериментом и высказывают своё мнение об экологии  водоёмов.

Сообщение ученика:

Эпишура – это такой вид маленьких рачков

Самое главное, он успевает в течение года не менее десяти раз пропустить через себя всю байкальскую воду, фильтруя ее и очищая от всех органических примесей, причем ему абсолютно без разницы природа загрязнения, лишь бы оно не оказалось губительной для него самого.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения.

 

Работа с учебником

Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)

- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.

- У вас в городе тоже есть водоём. Как он называется?

-Что мы с вами можем сделать для спасения водоёмов?

Слайд 23

Приём « Инсерт»

V   - уже знал

 -    - думал иначе

+    - новое

?    - не понял

Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач.

Просмотр видеоролика

Я принесла на урок камень. Как он называется?

- Какая взаимосвязь гранита и озера Байкал?

Эндемик- животное, которое обитает только в определённой местности

Слайд 24

ГРАНИТ.

Просмотр видеоклипа.

-ОЗЕРО Байкал окружено горами, которые, в основном, состоят из гранита и дно у этого озера тоже покрыто гранитом.

Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач.

Пункт плана №5 Стадия « Рефлексия» Приём: «Синквейн»

Работа учителя

Работа учащихся

УУД

Итог урока.

Слайд 25

–Если  вы заработали больше отметок «5», поместите рыбку в озеро.

- Если вы заработали больше отметок «4», поместите рыбку ближе к берегу.

 -Что узнали про озеро Байкал?

 -Захотелось побывать на этом озере?

Слайд 26

Домашнее задание:

  • Выполнить задание №2 в рабочей тетради на стр.64, №3 по желанию
  • Ответить на вопросы в учебнике

    на стр. 103

 Приём : «Синквейн»

( устно)

1 строка – одно  имя существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка –  предложение

5 строка –   имя существительное -                          синоним  

Заполняют таблицу «Я узнал»

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку

Литература

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. « Просвещение», 2016г.
  2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях. « Просвещение», 2016г.