Игровые технологии

Андреева Екатерина Михайловна

Тема  «Игровые технологии»

План:

1.     Сущность игровых технологий.

2.     Основные принципы и функции реализации игровой технологии.

3.     Методическое обеспечение дидактической игры.

4.     Организация и самоорганизация деятельности участников дидактической игры.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой де­ятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Но более глубоко проблему игровой деятельности разработал автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий. Осуществив глубокий анализ основных тенденций развития профессионального образования, он пришел к выводу, что ситуация, складывающаяся в образовании, в котором доминирует по сей день жесткое, авторитарное управление и в котором учащийся, студент выступает «объектом» обучающих воздействий, не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, затрудняет процессы его профессионального самоопределения, наконец, усложняет процессы перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями.

В процессе обучения выделяются три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой.

К базовым формам деятельности относятся:

• учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность — лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);

• квазипрофессиональная, деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);

• учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы: лабораторно-практические занятия;

• имитационное моделирование;

• анализ конкретных производственных ситуаций;

• разыгрывание ролей;

• спецкурсы и спецсеминары.

Все это в своем системном качестве составляет технологию знаково-контекстного (контекстного) обучения. По убеждению А.А. Вербицкого, такая технология позволяет преодолеть одно из ярких противоречий профессионального образования — формы организации учебно-познавательной деятельности студентов неадекватны формам профессиональной деятельности специали­стов.

Активные методы и формы позволяют студенту выполнять квазипрофессиональную деятельность, несущую черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В этой деятельности он актуализирует «абстрактные по своей природе» знания для подготовки и принятия решения, разработки проектов, моделей.

В знаково-контекстном обучении получают воплощение следующие принципы:

• последовательного моделирования в формах учебной деятель­ности студентов целостного содержания и условий профессио­нальной деятельности специалистов;

• связи теории и практики;

• совместной деятельности;

• активности личности;

• проблемности;

• единства обучения и воспитания.

Деловая игра — ведущая форма квазипрофессиональной деятельности, это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие специалисту.

А.А. Вербицкий выделяет психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры:

• принцип совместной деятельности;

• принцип диалогического общения;

• принцип двуплановости;

• принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели означает, что разработчик закладывает в игру не «препарированные» задачи, а систему учебных заданий в форме конкретных производственных ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с опреде­ленными критериями, найти недостающую информацию. В процессе игры студент должен:

• провести анализ этих ситуаций;

• вычленить проблему;

• разработать способы и средства ее решения;

• принять само решение и убедить других в его правильности;

• осуществить соответствующие практические действия.

Принцип совместной деятельности означает, что деловая игра — это совместная деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.

Принцип диалогического общения — необходимое условие игры. Каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое отношение ко всем вопросам, возникающим в игре.

Реализация принципа диалогического общения обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников, анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли.

Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что во «мнимых» игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой — развитие реальных личностных характеристик специалиста. «Серьезная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.

Каждый из сформулированных принципов как бы дополняет и развивает другие.

Деловая игра позволяет реализовать следующие основные педагогические функции (по В.В. Вербицкому):

• формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

• приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и со­вместных решений;

• развитие профессионального теоретического и практического мышления;

• формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Педагогические игры классифицируются:

·         по целям применения:

–   обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие);

–    воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.);

–   контролирующие;

·         по особенностям методики и технологии их организации:

–        предметные;

–        сюжетные;

–        ролевые;

–        эвристические;

–        имитационные;

–        деловые;

·         по уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;

·         по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

·         по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:

–      дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

–      учебная деятельность подчиняется правилам игры;

–      учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные модели технологии не предполагают построения изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, организация процедуры ведения занятий, применения ТСО и т.д. К неимитационным технологиями относятся проблемные лекции, выездные практические занятия и т.д.

В основе имитационных технологий обучения лежит воспроизведение или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности, происходящих в реальной системе.

Под проблемной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.

Существуют следующие виды проблемных ситуаций:

1.    Ситуация – иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, негативные или позитивные следствия действий людей, должностных лиц, значение и роль каких-либо фактов, условий и обстоятельств.

2.    Ситуация – оценка. Учащимся предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача – оценить источники, механизм, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, руководителя или трудового коллектива.

3. Ситуация – упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от учащихся обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведении расчетов, измерений и т.д.

Концептуальные представления о деловой игре (как форме знаково-контекстного обучения) обусловили структурную схему деловой игры.

 

Методическое

обеспечение

Игровая модель

Цели игровые

Комплект ролей и функций игроков

Сценарий игры

Правила игры

Цели педагогические

Предмет игры

Графическая модель взаимоотношений учащихся в игре

Система оценивания

Имитационная модель

Техническое обеспечение

 

Структурная схема деловой игры по В.В. Вербицкому

 

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и задает предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Необходимо помнить, что отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования. Отбирают то, что достаточно сложно, что содержит в себе проблемность.

Цели игры, - один из сложных структурных компонентов. Задаются цели педагогические (цели обучения и воспитания, ди­дактические и воспитательные) и игровые. Игровые цели нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Они, как правило, выполняют подчиненную, служебную роль, роль средства достижения педагогических целей.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Предмет игры — это предмет деятельности участников игры. Предмет игры задается исходя из модели специалиста и представляет собой перечень процессов и явлений, воссоздаваемых (имитируемых) в деловой игре и требующих выполнения профессионально-компетентных действий.

В сценарии находят отражение принципы проблемности, дву-плановости, совместной деятельности. Под «сценарием игры» понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, преподавателя и ведущего игру. В сценарии отражается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный состав участников игры, их должностные функции, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляет структуру их взаимодействия на каждом этапе игры, а также дает представление о возможном пространственном расположении участников, имеющем существенное значение для создания игровой обстановки и управления игрой.

 

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который 'моделируется в игре.

Выбор ролевой структуры ДИ определяется объектом имитации и целями обучения, в связи с чем роли ДИ заимствуются из реальной профессиональной действительности (директор, начальник цеха, мастер, представитель вышестоящего органа, профсоюзный работник и т.п.), иногда задаются специальные игровые роли (скептик, «внутренний голос»), если это требуется для достижения целей создания игровой обстановки.

Немаловажное значение при определении комплекта ролей и функций игроков имеет количественный состав участников и число игровых групп. Оптимальным числом участников является 30 человек, а в группе — 7.

Правила игры есть норма поведения участников игры. Их основная задача — адекватно отразить в игре как реальный, так и игровой, условный план профессиональной деятельности, ее предметный и социальный контексты.

Требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:

• правила содержат ограничения касающиеся ряда аспектов игры: технология игры, связанная с ее содержанием; регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов; роль и функции преподавателей, ведущих игру, система оценивания; способы взаимодействия игроков; возможность введения неожиданных ситуаций;

• основных правил игры не должно быть слишком много. Оптимальное количество таких правил —5—10, они должны быть представлены всей аудитории с помощью плакатов или технических средств. Более конкретные, тактические правила игры могут специально не выделяться, а быть представленными в других структурных звеньях ДИ (комплект ролей и инструкции игрокам, система игровых оценок, графическое представление игры и т. п.) или формулироваться в виде перечня вопросов, требующих принятия решений в процессе подготовки и проведения игры;

• правила должны быть тесно взаимосвязаны со структурными элементами игры и, прежде всего с системой оценивания и инструкциями игрокам.

Система оценивания в деловой игре выполняет функции контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы:

• что оценивать?

• кто и как это будет делать?

• в каких единицах оценивать?

Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков, как по формализированным критериям, так и в свободной форме), а также сами игроки. Это могут быть непосредственно исполнители либо представители ролей — эксперты, аналитики, представители заказчика.

 

Преимуществами игровых технологий являются:

·      активизация и интенсификация процесса обучения;

·      воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;

·      гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);

·      моделирование практически любого вида деятельности.

В учебном процессе применяются различные модификации игр:

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность ка­кой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.