Урок в 5 классе

Андреева Екатерина Михайловна

План-конспект урока

Предмет: история

Класс: 5 «Б»

Тема: Религия и культура Древней Индии

Цель: На основе уже имеющихся знаний, дать сравнительную характеристику индийской культуры и религии с другими религиями Древнего Востока. Выявить ее влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

Задачи: 1.Образовательные:

¾  дать общую характеристику древнеиндийских верований;

¾  рассмотреть личность Сиддхартха Гаутамы и его роль в становлении религиозных верований индийцев;

¾  уяснить главные постулаты буддизма;

¾  ознакомиться с памятниками древнеиндийской литературы и достижениями науки.

2.Развивающие:

¾  продолжить формирование картографических умений.

¾  продолжить развивать воображение;

¾  продолжить развивать умение работать с источником.

3. Воспитательная:

¾  рассмотреть вклад Древней Индии в развитие мировой науки и культуры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: учебник истории 5 класса Колпакова, карта «Древняя Индия», тетради, карта «Древняя Индия», доска, атлас, плакаты с древнеиндийскими мудростями.

Структура урока включает этапы:

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация опорных знаний по теме «Древняя Индия», опрос.

3.  Актуализация новой темы, целеполагание.

4.  Изучение нового материала

5.  Закрепление и подведение итогов изученного материала

6.  Определение домашнего задания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Присаживайтесь. Готовимся к письменному опросу.

Дети готовятся к опросу

опрос д/з

Географическое положение и природные условия Древней Индии?

Когда произошло вторжение Ариев и как образовалось единое Индийское государство?

Индия – находится на юге Азии на обширной территории полуострова Индостан (обращение к карте) С юга она омывается Индийским океаном, с Севера страну защищают от потоков холодного воздуха высочайшие в мире горы Гималаи. На территории Индии протекают 2 великие реки: Инд и Ганг. Именно вдоль этих рек появляются первые поселения людей. Климат здесь жаркий ивлажный. Во время сезона дождей многие реки выходят из берегов. Большую часть Индии в древние времена покрывали болота и непроходимые тропические джунгли.

В начале II тыс. до н. э. севера-запада на территорию Индостана вторглись племена кочевников Ариев (обращение к карте). Арии расселились по ее просторам и постепенно начали переходить к оседлому образу жизни и заниматься земледелием. Местных жителей они превратили в слуг, забрав у них земли. Со временем арии смешались с коренным населением и составили единый индийский народ.

 

А кто мне может рассказать что такое индийские варны?

Как вы уже заметили, мы с вами сегодня будем разгадывать кроссворд, разгадав который мы узнаем название древнеиндийской поэмы.

1.  Какие горы защищают полуостров Индостан от северных ветров?

2.  Какая великая индийская река впадает в Бенгальский залив?

В I тыс. они научились добывать железо. Во главе арийских племен вторгшихся на территорию Индостана стояли выборные вожди – раджи. Постепенно они начинают закреплять за собой власть и передавать ее по наследству, превращаясь в царей.

Так, в I тыс. до н. э. сложилось множество небольших царств, которые постоянно враждовали между собой.

Когда к власти пришел царь Ашока, он путем кровопролитных войн в III в. до н. э. объединил почти всю Индию.

Варны – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было 4 варны: жрецов воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на варны людей разделил главный индийский Бог Брахма. Каждый индиец принадлежал к той же варне, что и его отец, дед и т. д. Люди из разных Варн различались не только занятиями, но и своими домами, покроем и цветом одежды.

Гималаи

Ганг

 

3.  В каком древнеиндийском городе был найден сосуд с надписью на шумерском языке?

4.  Выборный вождь арийских племен.

5.  Главный индийский Бог.

6.  Древний город Индии, найденный археологами сразу же после Мохенджо-Даро?

7.  Группа людей со строго определенными занятиями.

8.  Слуга

9.  Царь объединивший всю Индию

10.  Войны

11.  Племена вторгшиеся на территорию Индии в н. II тыс. до н. э.

Итак, как же называлась древнеиндийская поэма?

Мохенджо-Даро

Раджа

Брахма

Хараппа

Варна

Шудра

Ашока

Кшатрии

Арии

Дети читают получившееся в кроссворде название «Махабхарата»

Целеполагание

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с религией

и культурой Древней Индии, узнаем и запишем, что же такое буддизм, и какие еще достижения культуры подарила нам Древняя Индия.

 

Объяснение нового материала

Арийские племена, заселявшие Индию, принесли с собой своих богов и свою религию. В основе ее была вера в переселение душ. Арии верили, что у каждого живого существа есть душа, которая не умирает, а лишь переселяется из одного тела в другое. Душа умершего человека вселяется в новорожденного ребенка, и так – вновь и вновь. Но она может вселится и в животное, птицу, насекомое. Кем именно станет человек, зависит от его прежней жизни. Если он был хорошим и добрым человеком, пусть даже и бедным, то в новой жизни он может родиться богатым и знатным брахманом или раджой. Дурной же и злой родится змеей, пауком или крокодилом, чтобы искупить злодеяния, совершенные при жизни. Эту религию постепенно восприняло большинство населения Индии.

А скажите мне, пожалуйста, почему многие индийцы, верившие в эту религию, перестали есть мясо, питались лишь молоком, хлебом и плодами растений?

Совершенно верно. Уже в VI в. до н. э. в Индии возникло новое религиозное учение, ставшее впоследствии мировой религией.

Что такое мировая религия?

Жил Гаутама во дворце в роскоши и достатке, никогда ни в чем не нуждался. Но однажды, покинув пределы дворца он увидел дряхлого старика, больного и мертвого. Впечатления от увиденного им были такими сильными, что заставили его в 29-летнем возрасте оставить свой дворец и стать отшельником. Долго он скитался по Индии, размышляя, пока ему не открылась истина. Он понял, что главное зло заключено в желаниях человека Люди всегда хотят того, что трудно или невозможно достичь и поэтому страдают.

потому что они боялись убить чью - то душу.

Это религия, которая распространена по всему миру.

Запись в тетради Буддизм – мировая религия, возникшая в VI в. до н. э. ее основателем был царевич Сиддхартха Гаутама «Просветленный»).

 

Не стоит ничего желать и не надо ни к чему стремиться и тогда человек сможет погрузиться в божественную нирвану.

Войдя в нирвану, человек избавится от страданий, и достигнет высшую форму счастья. Сделать это может каждый. Каждый достигший просветления может стать Буддой

У Будды появились последователи и ученики. Многие из них покидали дома и поселялись в пещерах или в лесу, чтобы вдали от мирской суеты достичь нирваны. Другие странствовали по дорогам страны, проповедуя учение Будды. ИХ всегда можно было отличить по обритым наголо головам и оранжевым одеждам.

Скажите, пожалуйста, а в чем заключалось отличие буддизма от верований Древних Египтян?

Буддизм в отличие от древнеегипетских верований это религия, которая существует по сей день.

По мимо, интереснейшей своеобразной религии Древняя Индия подарила нам произведения литературы.

После самостоятельного знакомство с поэмой, дети отвечают на вопросы:

1.  О чем поэма?

2.  Почему Пандовам не удалось спокойно править страной?

3.  Благодаря чему Пандовы победили?

4.  А как вы думаете, почему именно Пандовам помогали боги?

Запись в тетради

«Нирвана – состояние полнейшего успокоения, дарующее человеку невыразимое блаженство»

В том, что буддизм это учение, в буддизме нет Бога, идея религии достичь нирваны, а не поклонение различным богам.

Самостоятельная работа с учебником

В государстве Панду умер раджа, оставив 5 малолетних сыновей которых назвали Пандовами. Пока они росли за них правил дядя с сыновьями Кауравами. Дядя изгнал сыновей из дома и они скитались пока не выросли.

 

В Индии была создана еще одна поэма «Рамаяна» о жизни и подвигах царевича Рамы. Согласно легенде, обратился однажды божественный мудрец к красноречивейшему из смертных поэту Вальмики с просьбой восславить безупречнейшего из мужей, царевича Раму в песнопениях так, чтобы жизнь и подвиги величайшего из героев стали известны всем живущим ныне и тем, кто будет жить потом. Удалился певец, не ведая, как найти слова, достойные жить в веках. Бродя по лесу со своими учениками, Вальмики заметил двух влюбленных куликов и выпустил стрелу. Самец упал обливаясь кровью. Отчаянный крик его подруги пробудил в душе поэта гневные слова, оказавшиеся строками стихов. Так родилась «Рамаяна» - трагедия любви Рамы и Ситы, величайшая из поэм о вечной борьбе добра и зла.

Большого развития в Древней Индии достигла наук. Астрономам уже было известно, что Земля круглая и вращается вокруг своей оси, они разработали очень точный календарь.

Индийские математики изобрели простую систему счета, которой пользуемся мы по сей день. Также арабские цифры заимствованы арабами у индийцев. Индия подарила миру шахматы.

Искусные хирурги Индии не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из

Тогда они вернулись в родные края и начали править. Самый старший из них играл в кости с одним из Курававов, оказавшимся мошенником, поиграл себя и братьев и свое царство. Однако дядя вернул свободу, но отправил в изгнание на 13 лет. Тогда братья решили вернуть царство силой. Битва длилась 18 дней. Пандовы победили.

потому что они боролись за то, что должно принадлежать им по праву

 

ран, но и даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов, ушей, ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали равных.

 
 

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня, например вот, что говорит древнеиндийская мудрость:

«Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотись друг к другу, следуя одному обету, Говорите доброе слово!»

 

Объявление д/з

Древнеиндийская мудрость «Кто сам себя победил, тот сам себе союзник. Кто же собой не владеет, тот, враждуя себе враждебен» Задача подумать дома и письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл этой фразы?

Записывают задание в тетрадь.

 

Оформление доски

Религия и культура древней Индии

 

1.

Г

И

М

А

Л

А

И

     
  

2.

Г

А

Н

Г

       
 

3.

М

О

Х

Е

Н

Д

Ж

-

Д

А

Р

О

  

4.

Р

А

Д

Ж

А

      
   

5.

Б

Р

А

Х

М

А

    
   

6.

Х

А

Р

А

П

П

А

   
  

7.

В

А

Р

Н

А

      

8.

Ш

У

Д

Р

А

        
   

9.

А

Ш

О

К

А

     

10.

К

Ш

А

Т

Р

И

И

      
   

11.

А

Р

И