Диагностический инструментарий

Хертек Шончалай Чылбак-ооловна

Диагностический инструментарий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности к школе

Для того чтобы исследовать степень готовности ребенка к школьному обучению, педагог-психолог должен оценить:

– объективные данных о состоянии здоровья ребенка в соответствии с историей его развития;

– уровень его социальной зрелости и психолого-педагогической готовности к обучению;

– зрелость психофизиологических и интеллектуально-перцептивных предпосылок учебной деятельности;

– восприимчивость ребенка к обучению, его обучаемость;

– скорость переработки информации;

– произвольное внимание;

– кратковременную слуховая и зрительную память;

– речевое развитие;

– понятийное и абстрактное мышление;

– энергетику и адаптационные возможности;

– сформированность приемов игровой деятельности;

– развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;

– степень развития воображения;

– уровень самооценки.

Рекомендуется использовать следующие методы изучения готовности ребенка к школьному обучению:

– анализ медицинской карты ребенка;

– включенное наблюдение за ребенком в игровой и учебной ситуациях, в процессе учебных занятий, в других видах организованной деятельности, в свободном общении;

– организация сюжетных тематических игр;

– анализ речевой деятельности ребенка;

– анализ продуктов творческой и учебной деятельности ребенка;

– беседы;

– обучающий эксперимент и др.

Для диагностики готовности к школе рекомендуется использовать следующие методики:

1. Опросник «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».

2. Методику «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различия».

3. Методику «Имитация написанного текста».

4. Тест Равена (серии А и В).

5. Тест Темпл-Дорки-Амен (детский вариант).

6. Наборы заданий для общеобразовательных и гимназических классов.

7. Визуально-моторный тест Бендера.

8. Набор карточек Люшера.

9. Тест Тулуз – Пьерона.

Рекомендуемое время обследования для дошкольников – 40 минут.



Предварительный просмотр:

Диагностика интеллектуального развития

Как правило, педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений для диагностики интеллектуального развития дошкольников используют следующие апробированные десятилетиями методики.

Для диагностики общего уровня интеллектуального развития:

Для детей 3-4 лет:

1. Нелепицы.

2. Времена года.

3. Чего не хватает на этих рисунках?

4. Обведи контур.

5. Воспроизведи рисунки.

Для детей 4-5 лет и старше:

1. Что здесь лишнее?

2. Раздели на группы.

3. Пройди через лабиринт.

4. Вырежи фигуры.

5. Тест Векслера (от 5 лет).

6. Тест «Кубики Коса» (от 5 лет).

Для диагностики уровня восприятия:

1. Дорисуй картинку (методика Т.Н. Головиной).

2. Узнай, кто это.

3. Какие предметы спрятаны в рисунках.

Для диагностики внимания:

1. Что здесь лишнее?

2. Проставь значки.

3. Кольца Ландольта.

Для диагностики воображения:

1.  Придумай рассказ.

2.  Нарисуй что-нибудь.

3.  Придумай игру.

Для диагностики уровня развития речевой функции:

1. Назови слова.

2. Расскажи по картинке.

Для диагностики памяти:

1. Узнай фигуры.

2. Запомни рисунки.

3. Запомни цифры.

4.  Выучи слова.



Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативных способностей

Для диагностики коммуникативно-личностных особенностей дошкольников педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений чаще всего применяются:

1. Опросник «Ребенок во взаимоотношениях с другими детьми».

2. Тест Кеттела.



Предварительный просмотр:

Диагностика личностных качеств

С помощью диагностики определяются следующие особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников:

– эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

– способность к волевому усилию;

– преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

– внушаемость;

– наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

– наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

– отношение к самому себе (к собственным недостаткам, возможностям), особенности самооценки;

– отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

– особенности поведения в школе и дома;

– нарушения поведения, вредные привычки.

Для диагностики педагогом-психологом дошкольного образо­вательного учреждения чаще всего используются:

1. Тест детской апперцепции (САТ).

2. Цветовой тест М. Люшера.

3. Тест С. Розенцвейга.

4. Hand-тест.

5. Детский тест тревожности Темпл-Дорки-Амен.



Предварительный просмотр:

Диагностика психофизиологического развития

дошкольников

В последние десятилетия легкие церебральные нарушения стали повседневной реальностью в большинстве дошкольных образовательных учреждений. Большая часть современных дошкольников имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД).

 Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдался феномен соскальзывания взгляда в начале или в конце строки при чтении. Субъективно это воспринимается как «потеря строки», «непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки». Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой.

При этом наблюдается два узнаваемых варианта нарушения чтения.

1. Ребенок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребенок как бы заикается). Не может пересказать прочитанное.

2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.

Кроме того, у детей с СНВ имеют место кратковременные (5–20 секунд) выключения сознания во время урока, нарушающие процесс восприятия. На последних уроках таких выключений сознания может быть 3–5 и более. Отсюда – мозаичность восприятия информации.

Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений сознания в результате более медленного созревания головного мозга все большего числа детей дает понимание серьезности и масштаба этой новой проблемы в образовании. Такие дети нуждаются в особом внимании педагога, специально подобранных учебных пособиях и, разумеется, обязательной коррекции мозговых дисфункций с помощью учебно-коррекционных занятий.

Учитывая масштаб проблем, ожидающих такого ребенка в общей школе, очевидна необходимость как можно более раннего диагностирования мозговых дисфункций, что легче всего сделать с помощью диагностического скрининг-теста Тулуз–Пьерона. Весьма популярна в России адаптация теста, сделанная Л.А. Ясюковой в 1997 г.

Стимульный материал теста содержит 4 бланка с квадратиками Тулуз–Пьерона.

Время выполнения теста строго определено по каждой строчке и составляет в целом 10 минут.

Тест рассчитан на работу с детьми в возрасте 6 лет и старше.



Предварительный просмотр:

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ВОЗРАСТЕ ОТ 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ

Параметры психологического обследования

Общая
характери-стика параметров

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК И ИНСТРУКЦИЙ

Нормативы

Познавательная сфера

Действия с предметами

«КУБИКИ»

Предложите ребенку 10 кубиков с гранью 8 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.

Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд /4 кубика в ряд, /мост/1 кубик стоит на двух других/или лестницу/пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти. Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Познавательная сфера

Действия с предметами

«СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивание пирамиды, складывание разных по размеру предметов один в другой). Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. Можно разрушить на глазах ребенка эту модель и попросить его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка и за сопровождающей речью.

Познавательная сфера

Оценка внимания

«НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КАРТИНКУ»

Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

Познавательная сфера

Оценка памяти

«СДЕЛАЙ ПОДРЯД»

Попросите ребенка выполнить подряд: стать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Познавательная сфера

Оценка памяти

«РАССКАЖИ И ПОВТОРИ»

Попросите ребенка сказать вам: с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:

«Сегодня на улице много грязи и луж»;

«Его зовут Ваней, он учится в школе»;

«Шура услышала свисток и увидела поезд»;

«Летом в лесу было много грибов и ягод»;

а затем повторить:

4 – 7 – 1 ,   3 – 8 – 6,   2 – 5 – 9,   и

3 – 4 – 1 – 7,   6 – 1 – 5 – 8,   7 – 2 – 9 – 6.

Речевая сфера

Называние объектов

«ЧТО ЭТО?»

Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

Речевая сфера

Определение изображений по названию

«ПОКАЖИ МНЕ…»

Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, яблоко»