Воображение

Хертек Шончалай Чылбак-ооловна

Воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_pridumay_igru.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon metodika_pridumay_rasskaz.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ ИГРУ"

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов:

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

6–7 баллов – средний.

4–5 баллов – низкий.

0–3 балла – очень низкий.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2-х минут (история, сказка).

Оценка результатов.

Вооброжение оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность образцов, использованных в рассказе.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образцов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказа может получить от  0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку:

● Рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек.

1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин.

0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог  ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так:

● Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ я по данному признаку получает 0 баллов.

● Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.

● Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак):

● Рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.

В 1 балл под разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два–три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

● Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом.

● Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.

● Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.

● Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так:

● Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.

● Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.

● Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и  выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку – 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.