Старший воспитатель

Ковалёва Елена Михайловна

Семинар-практикум "Театрально - игровая деятельность в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»

1часть семинара-практикума

        Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

        Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

        В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа.

        Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.

        Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей.

        Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Используя театрально–игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности и внедрение театрально      игровых технологий в разные виды деятельности.

Концептуальные основы театрально-игровой технологии.

        Теоретическую основу театрально-игровой технологии составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно,о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения.

        Еще одним фундаментом театрально-игровойтехнологииявляются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Главная цель использования театрально-игровой технологии-создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности взависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счѐт собственной инициативности ребѐнка.-Подобрать средства, активизирующие самостоятельную деятельность детей и повышающие еѐ результативность;

- создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к театрализованной деятельности.

        В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

        Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

        Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.         Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым –носителем социально-коммуникативной культуры.

        Театрально-игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаѐтся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

        Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности:

- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

-  учебный материал используется в качестве её средства;

-  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        На современном этапе театрально - игровые технологии могут быть использованы:

- для освоения темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве занятия или его части  (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);  

- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально-игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

- объяснение игры -кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование -должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива -игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровойдинамики; поддержание игровой атмосферы;

- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

 -окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

        Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.

2. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

4. Театрализованные игры в детском саду –авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.

5. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.

6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети»

7. «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой -модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

        Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.         Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

        Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественныхсредств: это и художественное слово, и наглядныйобраз, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль,театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра. Однако в последнее время педагогии психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2 часть семинара-практикума.

А теперь перейдем к практической части нашего семинара

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой театра. Разминка. Задание «Назовите виды театра», передавая игрушку друг другу. (би-ба-бо, игрушек, настольный, варежковый, конусный, на фланелеграфе, на ложках, театр рук, масок, пальчиковый и т.д)

1 задание.

На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? (режиссерские игры и игры-драматизации) Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.(характеризует 1 команда) (характеризует 2 команда)

Режиссерские игры Игры-драматизации Настольный театр картинок и игрушек; Теневой театр; Театр на фланелеграфе; Стенд-книжка.

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации с пальчиками; С куклами би-ба-бо; Импровизации; С атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

2 задание.

Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора. Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания

Задание для первой команды: Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил = ? К.И. Чуковский «Мойдодыр» Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка = ? Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»

Задание для второй команды: Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь = ? Шарль Перро «Кот в сапогах»Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб = ? А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3 задание

Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:

Для 1 команды: А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»(«Сказка–ложь, да в ней –намек! Добрым молодцам урок». «Не всё то золото,что блестит». «Как аукнется, так иоткликнется».«За добро плати добром»).

Для 2 команды: Сергей Аксаков «Аленький цветочек» («Лучше горькая правда,чем сладкая ложь». «На ошибках учатся». «Добро побеждает зло».«Жизнь дана на добрые дела»).

4 задание.

Для 1 команды: Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются. (использовать художественное слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

Для 2 команды: Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной деятельностью? (изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграфе, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1.Основные этапы работы над спектаклем.

1 этап. Восприятие произведения.

•работа с текстом

•беседы

•рассматривание книжных иллюстраций

•слушание и анализ аудиозаписей.

2 этап. Исполнение.

Работа над развитием интонационной выразительности, актерских умений.

Образно игровые этюды.

3 этап. Творчество. Стимулируется предметной средой.

•развитие ребенка в речевой игровой и других видах художественной деятельности.

•освоение игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель», «костюмер».

2.Основные формы организации театрализованной деятельности в детском саду.

•Самостоятельная театрализованные игры детей и совместно с воспитателем.

•Постановка спектаклей.

•Игры на развитие выразительности и интонации.

•Посещение театров.

•Экскурсии, беседы, рассматривание альбомов об устройстве театра, театральных жанрах.

3.Что означает фраза: «Педагог должен приобщать детей к театральной культуре».

•знакомить с устройством театра,

•знакомить с видами кукольных театров,

•знакомить с театральными жанрами.

4.Как педагог должен строить свое взаимодействие с детьми, чтобы способствовать развитию творческой активности детей?

•на основе свободной атмосферы,

•поощрения детской инициативы,

•отсутствия образа для подражания,

•поощрения стремления к оригинальности,

•обеспечивать активное участие каждого ребенка,

•предоставления главных ролей застенчивым детям,

•приучать детей свободно и раскрепощенно держаться,

•побуждать к импровизации.

5.Чему способствует организация театрализованной деятельности в детском саду?•хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,

•способствует раскрепощению,

•способствует развитию всех ведущих психических процессов, воспитывает волю, развивает память, воображение, фантазию, речь.

•формирует эстетический вкус,

•развивает коммуникативные качества личности,

•создает положительный эмоциональный настрой, снижает напряжение способствует художественному образованию и воспитанию детей.

6.Виды кукольных театров.

1). Настольный:

•конусный,

•театр игрушек,

•театр на плоской картинке.

2). Стендовый:

•театр на фланелеграфе,

•теневой,•магнитный,

3). Театр на руке:

•пальчиковый,

•варежковый,

•перчаточный,

•театр теней.

4). Верховые куклы:

•на гапите,

•на ложках,

•би-ба-бо,

•тростевые куклы.

5). Напольные куклы:

•марионетки,

•конусный театр.

6). Театр живой куклы:

•театр с живой рукой,

•ростовые куклы,

•люди-куклы,

•театр-масок,

•танта-морески.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Театрально-игровая деятельность в первой младшей группе.

        Занимаясь с детьми театром, мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать вгруппеобстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Для этого можно проводить различные театрализованные представления: театр игрушек,театр картинок и пальчиковый театр. Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма ивоображение.

Вопрос: а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ: ребёнка нельзя принуждать к игре, когда унего нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Пример. Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков). Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась

Полотенце в чѐрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тѐплою водой

руки мыть перед едой.

        Театрально-игровая деятельность во второй младшей группе.

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм –драматизациям. Начинаем учитьизображатьобразгероя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.В начале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр, показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед: Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка: Прожила я лет немало, но такого не видала.

Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Ухвачусь -ка я за дедку, вместе дружно тянем репку.

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей.  После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть втеатр–сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться, предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Театрально-игровая деятельность в средней группе.

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольныйтеатр, так как его необходимый атрибут –ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

        Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример: Демонстрация пальчиковой гимнастики.В результате наши куклы оживают.

Театрально-игровая деятельность в группе старшего дошкольного возраста.

        Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа.Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям. Знают правила поведения в театре. Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга с детьми можно организовывать весёлые концерты.

Театрально–игровая деятельность в семье.

“Домашнийтеатр”

        В ребёнке изначально заложено стремление к игре, ктворчеству: подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают: игрушку сломал. Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это –начало “Домашнего театра”. Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный театр во главе с куклой -петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра. И самое главное: весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”.

Список используемой литературы:

1. ДороноваТ. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. –2001. -No 2.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-No4.Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребѐнка-дошкольника.-М. 2004

3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк. восп. –1999.-No11.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду .-М. : Сфера, 2001.

5.Михайлова А. Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры. -М., 2001.

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород, 2006

7. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. –М., 2000.

8. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983. -No12.

9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. -М. : Владос, 2000