Статьи

Акинина Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Акинина Лариса Николаевна

Введение учебного предмета «Технология исследовательской деятельности» в старшей школе

В современной образовательной парадигме упор делается на развитие личности обучающегося на основе системно-деятельностного подхода. Введённый в Гимназии в 10-м классе учебный предмет «Технология исследовательской деятельности» помогает ученикам глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке, дополняет профильное обучение в старшей школе, отводит важную роль самостоятельной работе школьников.

Задачи курса направлены на формирование четырех основных  компетенций.         Организационные компетенции проявляются в умении спланировать свою исследовательскую деятельность на всех её этапах, начиная с выбора темы и заканчивая предоставления результатов своего исследования экзаменационной комиссии. Освоив алгоритм постановки и решения проблем, старшеклассники самостоятельно пользуются им как средством самообразования. 

Интеллектуальные компетенции связаны с развитием абстрактного мышления, формированием основ теоретического мышления в процессе работы с фактами, явлениями, системами понятий (разными теориями), что позволяет завершить в старшем школьном звене формирование целостной картины мира. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся учатся навыкам поиска и обработки информации из разных источников, умению анализа и обобщению.

Оценочные компетенции развивают умение оценивать результаты своей деятельности с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических) и умение объяснять (прежде всего - самому себе) свои оценки, точку зрения, позиции.

Коммуникативные компетенции направлены на развитие навыков публичного выступления.

           Всем обучающимся в начале учебного года предоставляется возможность выбора темы исследования по любому учебному предмету. На научно-методическом совете гимназии утверждаются темы исследовательских работ и научные руководители. Педагоги, сопровождающие исследовательскую деятельность школьников должны оказать всемерную им поддержку, которая включает в себя: выбор примерного направления исследовательских работ; оказание помощи обучающимся в подборе тем исследования; составление вместе с учениками рабочей программы исследования; осуществление текущего руководства (методическая, организационная помощь в проведении исследования); подготовку обучающегося  к выступлению на конференциях различного уровня. Педагоги сами должны владеть в полной мере ключевыми компетенциями и стремиться повышать свой уровень как руководители.

По итогам работы ученики представляют результаты своего исследования в виде рефератов, докладов и проектов на экзамене, который проводится в форме защиты исследовательской работы в конце учебного года.

Экзаменационная комиссия, состоящая из руководства гимназии и специалистов разных направлений (учителей технологии исследовательской деятельности, информатики, английского языка, предметника-руководителя), оценивает выступление учащегося с позиций сформированности вышеперечисленных ключевых компетенций, заполняя соответствующую таблицу.

При подготовке к экзамену, кроме самих работ, ученики готовят буклеты, где отражены тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, методы исследования, основные выводы, подтверждаемые схемами, диаграммами, графиками, рекомендациями и т.д. Тем самым проверяются навыки владения информационными технологиями и умения в сжатом виде представить результаты своей работы.  

Таким образом, благодаря данному курсу обучающиеся приобретают теоретические и практические навыки исследовательской деятельности; у них прививается доля самостоятельности в учебном процессе, что позволяет в дальнейшей перспективе после поступления в высшую профессиональную школу сразу же включиться в научно- исследовательскую работу студентов.



Предварительный просмотр:

Турнир знатоков истории «Россия первой половины XIX века»

Лариса Николаевна Акинина,

 учитель истории, Гимназия №2,

г. Нерюнгри

        Игра – естественная для ребенка форма обучения. Она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Применение игровых технологий эффективно как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в рамках предметных недель, внеклассных мероприятий). Данный турнир проводился среди восьмых классов в рамках предметной недели. Командам предстояло пройти этапы: 1. Разминка. 2. Исторический портрет. 3.  Чёрный ящик. 4. Живопись. В ходе игры закреплялись понятия, изученные на уроках истории, а также обучающиеся получили возможность приобщиться к знаниям, оставшимся за бортом школьного учебника.  

1. Разминка.

Команды соревнуются в том, кто быстрее и в отведенные на конкурс две минуты правильнее ответит на 25 вопросов.

Вопросы первой команде.

  1. Воспитатель Александра I (Ф. Лагарп).
  2. Бабушка Николая I (Екатерина II).
  3. Чьи это слова: «Дней Александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин).
  4. Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования (Негласный комитет).
  5. Архитектор, создатель здания Главного Адмиралтейства в Петербурге (А.Д.Захаров).
  6. Год открытия лицея в Царском Селе (1811).
  7. Организатор военных поселений, доверенное лицо Александра I (А.А. Аракчеев).
  8. Высший судебный орган страны (Сенат).
  9. Автор «Записки о древней и новой России» (Н.М. Карамзин).
  10. Место ссылки М. Сперанского (Нижний Новгород).
  11. Кто сказал: «О, как шагает этот юный Бонапарт»? (А. В. Суворов)
  12. Командующий 2-й русской армией в Отечественной войне 1812 года (П. И. Багратион).
  13. Первое тайное общество декабристов (Союз спасения).
  14. Лидер Северного общества (Н.М. Муравьев).
  15. Глава третьего отделения его императорского величества канцелярии (А.Х. Бенкендорф).
  16. Автор «философических писем» ( П.Я. Чаадаев).
  17. Автор «теории официальной народности» (С. С. Уваров).
  18. Вес, высота Александрийского столпа (Вес свыше 600 т. высота около 48 м).
  19. Какие станции связала первая в России железная дорога? (Петербург - Царское Село).
  20. Основатель школы русских химиков (Н.Н. Зимин).
  21. Создатели первого паровоза в России (Братья Ю. и М. Черепановы).
  22. Автор теории общинного социализма (А.И. Герцен).
  23. Год открытия Антарктиды (1820).
  24. Министров финансов при Николае I (Е.Ф. Канкрин).
  25. Место смерти Александра I (Таганрог).

Вопросы второй команде.

1. Прозвище (Екатерины II (Фике).

2. Сколько отделений было при императорской канцелярии Николая I? (6).

3. Место проведения торговли (Ярмарка).

4. Обрядовая пища русских (Каша).

5. Трактир в Санкт-Петербурге, где любил бывать А.С. Пушкин (Трактир Талона).

6. Город, где был открыт Демидовский лицей (Ярославль).

7. «Светило русской бюрократии» (М.М. Сперанский).

8. Поэт, гусар, партизан (Д. Давыдов).

9. Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф.В. Ростопчин).

10. Архитектор, творец храма Христа Спасителя (К. Тон).

11. Автор картины «Всадница» (К. Брюллов).

12. Автор оперы «Жизнь за царя» (М. Глинка).

13. Командующий 1-й русской армией в Отечественной войне 1812 г. ( М.Б. Барклай де Толли).

14. Самый крупный город в начале XIX века (Петербург).

15. Самое многочисленное сословие в России (Крестьянство).

16. Поэт, автор одного из проектов Конституции в эпоху Александра (П. Вяземский).

17. О ком сказал П. Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»? (об Александре I).

1 8. Программный документ Южного общества («Русская правда»).

19. Самая знаменитая ярмарка (Нижегородская).

20. Солдаты на Сенатской площади были готовы принести присягу Константину и его жене. Как её звали? (Конституция).

21. Самая знаменитая ювелирная фирма в (России (Фаберже).

22. Национальность П.И. Багратиона (Грузин).

23. Создатель «неевклидовой» геометрии (Н.И. Лобачевский).

24. Художник, создавший картину «На пашне». (А. Г. Венецианов).

25. Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.? (6 месяцев).

2. Исторический портрет.

По приведенным характеристикам следует установить, о ком идет речь,

Первый портрет.

  • Одновременно был другом опального декабриста М.Ф. Орлова и доверенным лицом императора Николая I;
  • Получил прозвание «келейный реформатор»;
  • Был назван Николаем I «начальником штаба по крестьянской части»;
  • В конце своей карьеры был русским послом в Париже;
  • Обладал незаурядными дипломатическими способностями и участвовал в заключении Андрианопольского мира;
  • Добился издания царского указа 1842 г., который историки назвали «своеобразным» памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России.

(П.Д. Киселев)

Второй портрет.

  • Свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии войн против Наполеона;
  • Говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них и вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя;
  • Сыграл не слишком благовидную роль в следствии по делу декабристов;
  • «взлет» его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа;
  • стал графом Российской империи.

(А.Х. Бенкендорф)

Третий  портрет.

  • Был преподавателем математики и артиллерийского дела, затем избрал военную карьеру,

командовал лейб-гвардейским Преображенским полком;

  • Будучи одним из ближайших сподвижников Александра I, он в 1807 г. получил право издавать указы от имени императора по артиллерийской части;
  • Был активным противником реформ М.М. Сперанского, с 1815 г. фактически руководит Государственным Советом. Комитетом министров. Собственной его императорского величества канцелярией;
  • Возражая вначале против введения особых частей в русской армии, он затем возглавил их
    организацию, и его имя стало символом мрачной реакции;
  • В годы Отечественной войны он не принимал участия в боевых действиях, занимаясь комплектованием войск, и вследствие этого отказался от звания генерал-фельдмаршала;
  • Возглавил работу над проектом освобождения крестьян, предполагая наделить их землей,
    и мог войти в историю как их освободитель, но ему помешало восстание декабристов;
  • Был одной из самых противоречивых фигур своего времени, в сознании потомков он запомнился как «всесильный временщик», и нам еще предстоит преодолеть негативную оценку для воссоздания бесстрастного и объективного портрета.

(А.А. Аракчеев)

 

Четвертый портрет.

  • Родился в грозном 1812 году во время московского пожара, его отцу

Наполеон поручил доставить письмо императору Александру I;

  • Без преувеличения его можно назвать одним из самых одаренных и умнейших людей

России;

  • Едва окончив Московский университет, он был арестован по пустяковому поводу и

отправлен в ссылку;

  • Уже первые его литературные произведения вызвали интерес у всей читающей России;
  • Он покинул Россию: был свидетелем европейских революций, жил во многих странах Европы, среди его друзей - Дж. Гарибальди, П. Прудон, М.А. Бакунин;
  • Благодаря ему Россия в течение почти десятилетия слышала «живое слово правды»;
  • Мечтая о новом общественном устройстве, главным его принципом он считал свободу;
  • «Чем свободнее мир, община, город, провинция, тем меньше дел государству...»;
  • Без его имени немыслима история русского и европейского освободительного движения.

(А.И. Герцен)

3. Чёрный ящик.

По предложенному описанию участники турнира должны определить, что находится в черном ящике.

  1. В ящике находится предмет, который является традиционным видом русский резьбы и росписи по дереву. Могу добавить, это слово связано с традициями заволжских народных ремесел, эти предметы часто изображались русскими художниками, например, Суриковым в картине «Боярыня Морозова». Многие путешественники, бывавшие на знаменитой Макарьевской ярмарке, обращали внимание на эти предметы. Так что же находится в черном ящике? (Предмет с хохломской росписью)
  2. В 1843 году появилась известная фирма «Братья Елисеевы». Начальный капитал ее составлял 7-8 млн. руб. В короткий срок у фирмы устанавливаются тесные связи с крупнейшими торговыми домами Европы. Елисеевы обзавелись даже своим…флотом, собственными складами на Майорке, в Бордо... Назовите, пожалуйста, несколько видов продукции, которой торговали Елисеевы. Они находятся в черном ящике. («Колониальные товары» - фрукты, кофе, сыр, конфеты и др.)
  3. Имя человеку, возглавившего эту фирму, Альфонс Сиу. Он прибыл в Россию с идеей создать свое дело, и вскоре предметом особой гордости фирмы стал цех по выработке того, что лежит у меня в ящике. (Шоколад).
  4. Основатель рода московских купцов Бахрушиных - Алексей Федорович - стал известен в 1835 г. А произошло это благодаря продукции, которую он начал изготавливать на своем заводе. Благодаря какому изделию, известному всем нам в сегодняшней повседневной жизни, стали известны Бахрушины? (Лайковые перчатки)
  5. Этот род стал популярным ещё в конце XVIII в., когда его представители стали владельцами небольшой ткацкой фабрики в предместье Москвы. Один из представителей этого рода – Федор Гучков – в начале XIX в. освоил производство изделий, популярность которого росла день ото дня. Товар быстро расходился не только по Москве, но и за её пределами. Большим спросом он пользовался и на Нижегородской ярмарке. Какое изделие этой фабрики находится в ящике? (Шаль)
  6. Имя этого купца – Алексей Губкин. Купец I гильдии, известен как владелец самого крупного дела в России. Представители его фирмы не раз бывали в Китае, где изучали особенности этого производства. О каком же деле идёт речь? (Чаеторговля, чай).

4. Живопись.  

Команды получают задание изобразить картины известных художников, при этом другая команда должна назвать имя художника и точное название картины.  

  • К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
  • П.А. Федотов «Свежий кавалер»



Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий по предмету история

Акинина Лариса Николаевна,

 учитель истории,

МБОУ Гимназия №2, г. Нерюнгри

akininalar@mail.ru

        Современное образование направлено на формирование комплекса личностных качеств обучаемых, необходимых для успешной социализации  и самореализации выпускников в общественном пространстве.

Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации на этапе постановки цели и проблемы урока.

Урок изучения нового материала начинается с создания проблемной ситуации. Школьникам предлагается изучить тексты и ответить на вопросы к ним. При этом используются разнообразные материалы, имеющие как официальный, так и неофициальный характер. Это выдержки из Конституций, документов, резолюций съездов, постановлений правительства, приказов, директив, докладов, листовок, публичных выступлений, писем государственных, общественных деятелей, лауреатов Нобелевской премии,  простых обывателей - очевидцев событий, статистические данные, мнения политологов, историков, заявлений представителей делегаций на международных конференциях, записи разговоров, сделанные агентами госбезопасности, воспоминания ветеранов,  литературные произведения, документальные свидетельства, карикатуры, словарные толкования слов, данные карты и т.д.

Данное многообразие предоставляет возможность обучающимся научиться работать с разноплановой информацией, познавая при этом специфику источников.  

Документальный материал подобран таким образом (учебник содержательной линии ОС «Школа 2100»), что информация, извлекаемая из него, носит противоречивый характер, и заставляет учеников не пассивно воспринимать текст, а, испытав удивление при знакомстве с данными источников, мотивирует их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях к проводимому исследованию в течение урока, выводит их на постановку проблемного вопроса, учит определять задачи, работающие на цель учебного исследования. Например, при изучении Гражданской войны ученикам предлагается сравнить высказывания Ленина в начале 1918 г. («Мы, партия большевиков… Россию отвоевали у богатых для бедных…», «Гражданская война, в основном, закончена») и справочные сведения о длительности Гражданской войны. При этом ученики выходят на проблемный вопрос о длительности войны в России, записывают свои гипотезы (предположительные ответы на проблемный вопрос), составляют вместе с учителем план исследования и в рамках его изучают поднятую проблему на протяжении урока.

Подборка источников производится по разным критериям. Исходя из хронологии событий, например, сравнивается отношение к правительству Николая II в 1914 г. и 1916 г., и выявляется противоречие, из которого формулируется проблемный вопрос о потере самодержавного правительства доверия граждан.

Противоречия выявляются при знакомстве с оценкой событий представителей разных политических сил, при сравнении фактов и мнений. В этом случае ребята учатся различать субъективную и объективную информацию («Сравни происхождение двух источников: что в них должно преобладать – факты или оценки?» или «Сравни происхождение двух источников. Выдели в каждом факты и оценки»), воспринимать одно историческое событие, явление, процесс из разных источников («Как можно охарактеризовать итоги первой пятилетки по первому источнику, а как – по второму?»).

На первом этапе при постановке проблемного вопроса обучающиеся могут сталкиваться с необходимостью преобразования информации. Так, при изучении темы «Новое российское общество», сравнивая результаты двух таблиц: данные референдума 25 апреля 1993 г. (численность отражена в количестве граждан) и голосования на выборах в Государственную думу в декабре 1993 г. (численность отражена в процентном соотношении), для сравнительного анализа необходимо подсчитать процент поддержавших Президента граждан по данным первой таблицы.

 Организации учебной работы вышеперечисленным способом направлена на достижение следующих результатов (согласно ФГОС): сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умение оценивать информацию.


Список литературы

Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. История России. XX – начало XXI века: Учебник для 9-го класса основной школы. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 384 с.



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через подготовку к ЕГЭ по обществознанию

Акинина Лариса Николаевна,

 учитель истории,

МБОУ Гимназия №2, г. Нерюнгри

akininalar@mail.ru

        Современное образование направлено на формирование комплекса личностных качеств обучаемых, необходимых для успешной социализации  и самореализации выпускников в общественном пространстве.

Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации на этапе постановки цели и проблемы урока.

В начале урока  школьникам предлагается изучить тексты и ответить на вопросы.

Используются разнообразные материалы: выдержки из Конституций, документов, резолюций съездов, постановлений правительства, приказов, директив, докладов, листовок, публичных выступлений, писем государственных, общественных деятелей, лауреатов Нобелевской премии,  простых обывателей - очевидцев событий, статистические данные, мнения политологов, историков, заявлений представителей делегаций на международных конференциях, записи разговоров, сделанные агентами госбезопасности, воспоминания ветеранов,  литературные произведения, документальные свидетельства, карикатуры, словарные толкования слов, данные карты и т.д.

Документальный материал подобран таким образом (учебник содержательной линии ОС «Школа 2100»), что информация, извлекаемая из него, носит противоречивый характер, и заставляет учеников не пассивно воспринимать текст, а испытывать удивление, мотивируя их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях к проводимому исследованию в течение урока, выводит их на постановку проблемного вопроса, учит определять задачи, работающие на цель учебного исследования.

Подборка источников производится по разным подходам. Исходя из хронологии событий, например, сравнивается отношение к правительству Николая II в 1914 г. и 1916 г., и выявляется противоречие, из которого формулируется проблемный вопрос.

Работая с источниками, ребята учатся различать субъективную и объективную информацию («Сравни происхождение двух источников: что в них должно преобладать – факты или оценки?» или «Сравни происхождение двух источников. Выдели в каждом факты и оценки»), воспринимать одно историческое событие, явление, процесс из разных источников («Как можно охарактеризовать итоги первой пятилетки по первому источнику, а как – по второму?»).

 

Ожидаемые результаты (согласно ФГОС): сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников


Список литературы

Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. История России. XX – начало XXI века: Учебник для 9-го класса основной школы. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 384 с.

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями

создается одновременным предъявлением классу противоречивых

фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как еди_

ничная научная информация, теория – система научных взглядов,

мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию

противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что

интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к

формулированию проблемы осуществляется одной из двух возмож

  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Осмысление прочитанной или услышанной информации
  • Извлечение необходимой информации
  • Определение основной и второстепенной информации
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Работа с моделями:

  1. чтение модели, ее интерпретация - извлечение полезной информации
  2. решение проблемных задач
  3. развитие образного мышления
  4. Развитие ассоциативного мышления
  5. развитие оценочных навыков
  6. Синтез накопленной информации:

Как работать с текстовыми источниками?

Текстовые источники наиболее часто встречаются на школьных уроках.

Существуют различные типы текстовых источников:

  • документы официальных властей (законы, постановления и т.д.);
  • свидетельские точки зрения (мемуары участников…);
  • газетные статьи;
  • точка зрения историка.

В чём разница между этими типами текстовых источников? Почему важно понимать происхождение источника – время его создания, автор и его отношение к событию?

Чтобы приступить к тщательному анализу любого текстового источника, необходимо ответить на следующие вопросы:

Каков тип источника?

  • это дневниковая запись?
  • письмо – официальное, личное?
  • воспоминания?
  • публичное обращение?
  • политический документ – доклад, протокол, резолюция, декларация, постановление правительства?
  • или это дипломатическое сообщение, заявление, нота?
  • фрагмент исторического исследования?

Кто автор текстового источника?

  • Частное, официальное, анонимное лицо?
  • Какова политическая, этническая, официальная позиция автора?
  • Как текстовый источник воздействует на отношение его автора к описываемым событиям?
  • Есть ли в источнике информация, которая подтверждает, что автор имел какое-то отношение, как-то участвовал в событиях, упоминаемых в источнике?
  • Был ли автор пассивным наблюдателем или активным участником данных события?

Каков контекст источника?

  • Когда этот источник был написан или напечатан?
  • Совпадает ли это время со временем, когда разворачивалось событие (или сразу после), или это дни, недели, месяцы, годы спустя?
  • Можно ли по тексту понять причины, почему он был написан?
  • Кому был адресован текстовый источник?
  • Даёт ли этот документ только информацию о том, что произошло, или он содержит также и личную точку зрения, выводы, рекомендации?
  • Содержится ли в источнике свидетельство о симпатии, антипатии, предубеждении по отношению к какой-либо отдельной группе или мнению?
  • Есть ли в этом источнике что-то, что позволяет судить о его достоверности?

Всегда следует попытаться проанализировать как можно больше разнообразных текстовых источников, всегда принимая во внимание их достоверность?

Оригинал: How to work with textual sourses? // www.forumhistoriae.sk

Формы работы с текстом

  • комментированное и аналитическое чтение
  • составление смысловых и тезисных планов
  • перекодировка текста
  • источниковедческий и историографический анализ
  • составление познавательных и творческих заданий разного уровня
  • проведение исторических параллелей
  • составление историографических метафор

Универсальные учебные действия, связанные с анализом исторического и обществоведческого текста.

Частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы. Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках в начальной школе. В этой работе рассматривается методика проведения уроков русского языка, чтения и начального литературного образования, математики, окружающего мира.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Познавательные УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • Коммуникативные.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных  УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.