Мои педагогические разработки

Абелькенова Баглан Сабировна

мои педагогические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя группа

Конспект НОД по речевому развитию по теме «Весна»

Цель:

  • развитие связной речи по лексической теме «Весна».

Образовательные задачи:

  • закреплять характерные признаки весны;
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и связную речь;
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление;
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
  • формировать умение работать в коллективе

Интеграция областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие
  • социально-коммуникативное развитие

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие
  • игровые
  • развивающего обучения

Методические приемы:

  • Игровые
  • Словесные
  • Слушание музыки
  • Наглядные

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.

Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».

ХОД   НОД:

В: Ребята,  давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

(воспитатель с детьми)

Воспитатель и дети:

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал  в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал.(Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители.»

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..

Звучит звукозапись «Голоса леса»

В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)

На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

В: Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Весна в лесу»).

Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые,  у зверей появляются детеныши, распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Молодцы ребята, правильно ответили.

В: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.


Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

В: Посмотрите, ребята,  сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

В: Объясните почему. (Ответы детей.)

В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

В: Молодцы! Правильно!

В: А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.

В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?

Дети: Грач и скворец.

В: А какие птицы прилетают последними?

Дети: Ласточка, кукушка и соловей.

Экологическая минутка

В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?

Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.

В: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к мольберту с «муравейником».

Физкультминутка «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

Дети шагают друг за другом.

Шагают, поднимая высоко ноги.

Приседают.

или (по выбору воспитателя):

Солнце встало из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки,

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

А потом вперед, назад.

Каждый солнцу с нами рад!

Встанем, глубоко вздохнем.

И опять пойдем.

Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

В: Ребята, куда мы пришли? Что это?

Дети: Муравейник.

В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые.

В: А каких насекомых вы знаете?

Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики.

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

В: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.

Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Весело попрыгаем

Как в лесу зайчатки.

Прыг, скок, прыг, скок,

Сели зайки под кусток.

Идут обычным шагом друг за другом.

Идут на носках.

Идут на пятках.

Прыгают как зайчики .

Присаживаются на корточки.

В: Ребята, отгадайте,  кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

В: Ребята, давайте подумаем,  как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж, барсук.

В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

В: А что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: Они линяют.

В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

В: А кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

В: Ребята, пойдемте гулять дальше.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

В: А еще, ребята, с теплыми солнечными  лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

В: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега.

В: Ева, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

Ребенок:

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала

Трогая березы,

Выросли подснежники-

Снегурочкины

Слезы.

Т.Белозеров

В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой

В: Давайте покажем, как цветочек вырастает.

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на полянке,

показать руками цветок

Утром весенним раскрыл лепестки.

развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питье

движение пальцами вместе врозь

Дружно дают под землей корешки.

ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести

В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?

Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?

Игра «Собери картинку»

Рефлексия

В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.

Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!        Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Рефлексия

В: Вот мы и вернулись в нашу группу.

В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Спасибо, вы - молодцы!



Предварительный просмотр:

Средняя группа

Конспект НОД по познанию по теме

«Безопасность дома»

Цель:  формирование  у детей представления об опасных предметах, которые встречаются в быту, о необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими.

Задачи:

  • Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту;
  • Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;
  • Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;
  • Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Оборудование: Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация.

Интеграция образовательных областей: безопасность, здоровье, познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.

Ход:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмитесь

Все друг другу улыбнитесь.

-  Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один? (Ответы детей.)

- А вы знаете, как вести себя дома, когда родители оставляют вас дома одних? (Ответы детей.)

Ребята, а вы хотите отправиться в кинозал? Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. (Звучит музыка.)

На интерактивной доске идут слайды с изображением опасных бытовых предметов.

- Как вы думаете, ребята, о чём этот фильм? Давайте определим, какие предметы в доме могут таить в себе опасность. Я сейчас вам загадаю загадку. А вы попробуйте её отгадать.

Если в дверь звонок раздался

Сразу ты откроешь дверь?

Или спросишь: « Кто стучится?»

Незнакомцу ты не верь!

Никогда и никому не открывайте дверь, если вы дома одни!

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он - хитёр,
Притворится, что монтёр.
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!

***

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

- Для чего нам нужен утюг? А чем опасен он? Если дотронуться до горячего утюга, что может произойти? (ожог, боль). Если сильный ожог, то нужно срочно вызывать скорую помощь по телефону 03. Место ожога под холодную воду. При вызове скорой диспетчеру необходимо сообщить своё имя и фамилию, а также адрес. А если забыли выключить утюг, то может произойти пожар!

Длинный носик, круглый бок.

В нём горячий кипяток,

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит (Чайник.)

- Скажите пожалуйста, от чайника есть польза?

- А почему он опасен?

Электрочайник-это электрический прибор, который включается в розетку. А в розетке ток, который может быть очень опасным.

Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.

Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!

***

Тук-тук-тук,

Раздаётся громкий стук

Что же мальчик в руки взял?

Чем он гвоздик забивал? (Молоток.)

- Ребята, А когда и зачем может понадобиться молоток?

(Шатается стол или стул, нужно забить гвоздь, чтобы повесить картину и т.д.)

- А какую травму можно получить от молотка? (Ударить по пальцу, разбить предмет).

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик? (Ножницы.)

- Для чего используются ножницы? (Отрезать ткань, вырезать что-то из бумаги, стричь волосы).

- Что может случиться при неаккуратном обращении с ними? (Порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить кого-нибудь.)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою шнур тащу.

- А нужный ли предмет в доме игла? Какую опасность она в себе таит, если неправильно ею пользоваться? (Можно уколоться.)

Это тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками тоненькими ….. (спичками).

Для чего нужны спички (разжечь свечу, развести огонь).

- А что делать, если всё-таки случится пожар? Как надо действовать? (Вызвать пожарных)

- А по какому номеру необходимо звонить? (01, 010 сот.)

Сам не справишься с пожаром!

Этот труд не для детей,

Не теряя время даром,

«01» звони скорей!

- А чем пожарные тушат огонь? (Водой.) Давайте накачаем для них воды.

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).

Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!

- Ребята, а таблетки и лекарства для чего нужны? (Лечить от болезней: живот, горло и т.п.)

- А какие от них опасности? (Можно много выпить и отравиться.)

А у кого есть балкон в квартире? Для чего он нужен? Какая опасность может подстерегать нас на балконе? Чего нельзя делать на балконе? (Бегать, прыгать, кувыркаться, переваливаться.)

Человек – не птица,

Удобнее по лестнице спуститься,

Без парашюта с высоты – не прыгай ты!

Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?

Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут избежать неприятностей:

  • Не впускай в дом незнакомца;
  • Не играй со спичками;
  • Не бери ножницы и иголки без разрешения взрослых;
  • Будь внимателен и осторожен с электроприборами;
  • Не выходить на балкон.

Чем же можно заняться дома, когда ты остаёшься один дома и родителей нет рядом?

Можно порисовать, полепить, поиграть с любимыми игрушками, посмотреть интересные мультфильмы, прочитать добрые книжки.

Ребята, а сейчас, мы предлагаем вам сделать красочный плакат, который всегда будет напоминать нам, как вести себя с предметами, таящими опасность, как не попасть в беду. Наклеим картинки с изображением опасных предметов и ситуаций на большой лист бумаги.



Предварительный просмотр:

                                                   Утверждаю:

                                            Заведующий МБДОУ  «Детский сад

                                                          «Берёзка» Павлоградского муниципального

                         района Омской области

                                                            _____________________С.В. Дисенко

Долгосрочный проект в старшей группе «Сказка»

«Мир логики»

на 2018-2019 учебный год

Разработала: Абелькенова Б.С.

1.1 Направленность проекта

Долгосрочный проект «Мир логики»  носит социально-педагогическую направленность, реализуется в  рамках  образовательной  области  «Познавательное  развитие»  посредством формирования  математически-логического  мышления  у  детей  и  интегрируется  с образовательными областями -  «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное».

Проект  направлен  на  развитие  основных  интеллектуальных  качеств;  создание условий  для  максимального  развития  логического  мышления  дошкольников  в подготовке к успешному обучению в школе.

1.2 Актуальность Мыслительные  операции  являются  инструментом  познания  человеком  окружающей действительности,  поэтому,  развитие  мыслительных  операций  является  важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется  каждому.  В  этих  качествах  нуждаются  врач  и  руководитель  предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое  мышление  формируется  к  старшему  дошкольному  возрасту.  Именно  в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций.

Вот  почему  вопросы  развития  мыслительных  операций  являются  основными  в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети,  поступающие  в  школу,  не  подготовлены  в  этом  плане,  у  них  слабо сформированы  мыслительные  операции,  необходимые  для  успешного  усвоения знаний  в  школе.  Мышление  таких  детей  находится  на  низком  уровне,  а  конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало. Решение  этой  проблемы  осуществляется  в  поиске  новых  путей,  методов  и  форм организации  процесса  воспитания  детей  в  дошкольных  учреждениях.  И  здесь  на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Именно в долгосрочном проекте с использованием логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников. В  связи  с  этим,  логические  задачи  и  упражнения  приобретают  особое  значение  в развитии мыслительных операций дошкольников.

Для  успешного  освоения  программы  школьного  обучения  ребенку  необходимо  не  только много  знать,  но  и  последовательно  и  доказательно  мыслить,  догадываться,  проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение  развитию  логического  мышления  имеет  немаловажное  значение  для  будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее  реализации  определенную  работу  с  материалом.  Он  начинает  понимать  необходимость повторять,  сопоставлять,  обобщать,  группировать  материал  в  целях  запоминания.

Обучение  детей  классификации  способствует  успешному  овладению  более  сложным способом  запоминания  –  смысловой  группировкой,  с  которой  дети  встречаются  в  школе. Используя  возможности  развития  логического  мышления  и  памяти  дошкольников  можно более  успешно  готовить  детей  к  решению  тех  задач,  которые  ставит  перед  нами  школьное обучение. Развитие  логического  мышления  включает  в  себя  использование  дидактических  игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой  интерес.  В  этой  деятельности  у  детей  формируются  важные  качества  личности: самостоятельность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость, развиваются  конструктивные  умения.  Дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать их,  догадываться  в  поиске  результата,  проявляя  при  этом  творчество. Игры  логического  содержания  помогают  воспитывать  у  детей  познавательный  интерес, способствовать  к  исследовательскому  и  творческому  поиску,  желание  и  умение  учиться.

Дидактические  игры  как  один  из  наиболее  естественных  видов  деятельности  детей  и способствует  становлению  и  развитию  интеллектуальных  и  творческих  проявлений, самовыражению  и  самостоятельности.  Развитие  логического  мышления  у  детей  через дидактические  игры  имеет  важное  значение  для  успешности  последующего  школьного обучения,  для  правильного  формирования  личности  школьника  и  в  дальнейшем  обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Перспектива

Учитывая  природную  любознательность  дошкольника,  в  проекте « Мир логики»  предлагается развивать  логическое  мышление  с  помощью  игр  и  игровых  упражнений.  Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и  задания  на  развитие  восприятия,  внимания,  памяти  и  мышления,  но  и  упражнения  для развития  тонкой  моторики  рук,  а  так  же  разнообразные  коммуникативные  игры. Коммуникативные  игры  помогают  ребёнку  адаптироваться  в  группе,  научиться  учитывать интересы  и  желания  других  детей,  почувствовать  себя  равноправным  членом  коллектива.

Образовательная  деятельность  проходит  в  форме  увлекательной  игры.  Дети  не  устают  от обучения, с удовольствием поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто навязчивое и скучное.

1.3  Цель : стимулирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;

создание  условий  для  максимального  развития  логического

мышления  дошкольников  в  подготовке  к  успешному  обучению  в  школе.

Задачи :

-  обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению,  отрицанию,

классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям

-  учить детей ориентироваться в пространстве

-  развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать

-  воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

1.5  Объём и сроки реализации проекта

Сроки реализации проекта – 1 год

Проект  реализуется  один  раз в  неделю ( по средам)  в  старшей  группе  по  20  минут,   в совместной деятельности детей и взрослого

(по подгруппам).

1.6 Форма обучения – очная.

Знакомство  детей  с  новым  материалом  осуществляется  на  основе  деятельного  подхода, когда  новое  знание  не  дается  в  готовом  виде,  а  постигается  ими  путем  самостоятельного анализа,  сравнения,  выявления  существенных  признаков.  Педагог  подводит  детей  к  новым знаниям, организуя и направляя их поисковые действия.

Проект предусматривает проведение   занятий в различной форме:

-  Индивидуальная самостоятельная работа детей.

-  Работа в парах.

-  Групповые формы работы.

-  Дифференцированная.

-  Фронтальная проверка и контроль.

-  Самооценка выполненной работы.

-  Дидактическая игра.

-  Соревнование.

-  Конкурсы.

1.7 Этапы реализации проекта

Технология деятельности строится по этапам:

1.  Диагностика  исходного  уровня  развития  познавательных  процессов  и  контроль  за  их развитием.

2.  Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение,  мышление),  с  учетом  индивидуальности  каждого  ребёнка  и  имеющихся знаний

3.  Постепенное  усложнение  материала,  поэтапное  увеличение  объема  работы,  повышение уровня самостоятельности детей.

4.  Ознакомление  с  элементами  теории,  обучение  способам  рассуждения,  самостоятельной аргументации выбора.

5.  Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.

6.  Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

  Планируемые результаты:

Дети должны знать:

-  принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;

-  принципы строения ребусов,  лабиринтов;

-  антонимы и синонимы;

-  названия геометрических фигур и их свойства;

-  принцип программирования и составления алгоритма действий.

Дети должны уметь:

-  определять    закономерности    и    выполнять    задание    по    данной   закономерности,

классифицировать  и  группировать  предметы,  сравнивать,  находить  общее  и  частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

-  путем  рассуждений  решать  логические,  нестандартные  задачи,  выполнять  творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

-  быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

-  выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;

-  выполнять графические диктанты,  уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;

-  уметь  ставить  цель,  планировать  этапы  работы,  собственными  усилиями  добиться результата.

2. Содержательный раздел

Содержание проекта

Краткое описание  разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети  на занятии):

1. Анализ – синтез.

Цель : развитие умения  детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).

Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск

противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2. Сравнение.

Цель : развитие умения  мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий,

низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение.

Цель :  закрепление умения выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение.

Цель : учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация.

Цель – формирование умения выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку).

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация.

Цель : развитие умения распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения.

Цель : учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и  упражнения:  поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения  –  это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть,  простудиться  и  заболеть).  Оценка  верности  тех  или  иных  суждений  («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

Содержание работы

МЕСЯЦ  РАЗДЕЛ  ЗАДАЧИ  ИСТОЧНИК

  Слуховая память

Зрительная память Внимание

-  Развивать слуховую и зрительную память;

-  Упражнять в запоминании и воспроизведении;

-  Развивать внимание, наблюдательность;

-  Упражнять в нахождении отдельных фрагментов от

целых картин

Игры на внимание «Найди такой же», «Чем похожи?», «Сравни картинки»,

«Найди пару» (Ю.Соколова с.24 – 33)

Игра на внимательность «Запрещенное движение» (Стародубцева с. 16)

октябрь  Классификации Сравнение

Ограничение

-  Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе предметов;

-  выделении и обобщении признаков, свойственных предметам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения;

-  учить методом ограничения

Игра – презентация «Геометрические фигуры»

Игра «Назови сначала, назови потом» (Ю.Соколова с.12-14)

Игра «Чем отличается?» (Ю.Соколова с.16-17)

Игра «Дорисуй нужный предмет» (Солнечные ступеньки с.1)

Игра «Дорисуй домик»  (Солнечные ступеньки с.3 )

Игра «Найди в ряду предмет», «Найди две одинаковые фигуры» (Солнечные

ступеньки с.4)

Игра «Что лишнее?» (Шевелёв, с.3,)

Игра «Покупки сказочных героев» (Шевелёв, с.5)

находить нужный предмет;

-  учить сравнивать между собой предметы, находить отличия и сходства

Игра «Раздели и обведи» (Шевелёв, с.6)

Игра «Красная шапочка» (Шевелёв, с.7)

Игра «Ленточки» (Шевелёв, с.16)

Игра «Раздели по свойствам предметы» (Шевелёв, с.20)

Игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (картотека)

ноябрь  Систематизация Составление рассказа по серии картинок

-  учить выявлять систему последовательностей по разным признакам и

продолжать её;

-  упражнять выявлять последовательность отдельных фрагментов сюжетных

картинок и составлять по ним рассказ;

-  учить делать выводы и объяснять свой выбор

Игра «Что было сначала, а что потом?» (Ю.Соколова с.42 – 43)

Игра «Составь и расскажи» (Ю.Соколова с.66 – 68)

Игра «Продолжи ряд» (Солнечные ступеньки с.6);

Игра «Продолжи рисунок» (Шевелёв, с.4)

Игра «Заполни таблицу» (Шевелёв, с.16)

декабрь  Смысловое соотнесение Отрицание

-  упражнять делать выводы и находить предмет с помощью отрицания;

- упражнять в смысловом соотнесении разных предметов и понятий;

-  пополнить словарный запас

Игра на отрицание одного предмета и нахождение другого (Ю.Соколова с.21-23)

Игра «Заполни пустое место» (Ю.Соколова с. 49 – 50)

«Подбери по смыслу» (Солнечные ступеньки с. 8)

Игра «Найди» (Солнечные ступеньки с.10)

Игра «Найди смысловую пару» (Шевелёв, с.12)

январь  Воображение

Моделирование

-  развивать воображение, фантазию

Игра на воображение «Угадай-ка» (Стародубцева с. 33)

Упражнения «Перевоплощение»

-  упражнять по схеме или образцу создавать объект

-  учить моделировать сказки и рассказывать по готовой или созданной модели;

-  учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели было бы, если…» (картотека)

Игра «Сложи узор» (из геометрических фигур)

Моделированная сказка «Красная шапочка», «Колобок»

Игра «Сложи по образцу»(кубики, лего)

Игра «Дом в деревне» (моделирование из счётных палочек»

Игра «Найди игрушку по нарисованной схеме» (коляска, расчёска, платье – кукла)

февраль  Анализ Синтез Обобщение

-  учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства;

-  упражнять в составлении целого из частей и разбиении целого на части;

-  Учить обобщать предметы и явления по разным признакам и свойствам

Игра-презентация «Найди лишнее»

Игра «Назови несколько вариантов лишних картинок» (Ю.Соколова с.17-20)

Игра «Целое из частей» (Ю.Соколова с.64 – 65)

Игра «Найди фрагменты» (Солнечные ступеньки с.12)

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Соедини в целое» (Шевелёв, с.21)

март  Пространственное мышлениеАналогия

-  учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада, группы;

-  учить рисовать самостоятельно план улицы. Отображать на нем «маршрут»;

-  упражняться в ориентации в пространстве (влево, вправо, между и т.д.)

-  учить в выборе предметов и явлений по аналогии

Игра «Подходит ли фигура?» (Ю.Соколова с. 56)

Игра «Лишний кубик» (Ю.Соколова с.61)

Игра «Украсим ёлку бусами»

Игра с геометр.фигурами  (Шевелёв, с.9)

Игра «Путь цыплёнка» (Шевелёв, с.10)

Игра «Рыбка и рыбаки» (Шевелёв, с.15)

Игра «Путь Димы» (Шевелёв, с.18)

Игра «Найди одинаковые игрушки» (Шевелёв, с.19)

Игра «Путь белочки» (Шевелёв, с.22,)

Упражнение «Муха» (картотека)

апрель  Умозаключение

-  учить решать логические задачи

Игра «Продолжи закономерность» (Ю.Соколова с.66 – 68)

Закономерности Логические задачи и разгадывание головоломок:

- Упражнять находить закономерности и объяснять их происхождение;

-  учить делать элементарные умозаключения, опираясь на свой опыт

Игра «Что было сначала, что потом?» (Ю.Соколова с.73 – 75)

Игра «Что раньше» (Ю.Соколова с.76 – 77)

Игра «Если…,значит» (Ю.Соколова с.78 – 80)

Игра «Чего больше, догадайся?»  (Ю.Соколова с.81 – 82)

Игра «Дорисуй недостающие предметы» (Солнечные ступеньки с.13)

Задачи на логику (Солнечные ступеньки с. 16)

Игра «Стёртое лото»

(Шевелёв, с.22)

Словесная игра «Концовка» (картотека)

Игра «Чересчур» (картотека)

Игра «Верно – не верно» (картотека)

май  Развитие лексико-понятийного словаря. Подбор синонимов и антонимов

-  учить подбирать родовое понятие к видовым;

-  учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями;

-  упражнять в подборе синонимов и антонимов;

-  пополнить словарный запас

Упражнения «Сравнение понятий», «Прилагательные ассоциации», «Понятия

по порядку», «Подбор омонимов», «Глагольные ассоциации», «Подбор

синонимов и антонимов», «Формулировка определений», «Какая одежда?», «Повар-неумеха», «Путаница», «Овощная небылица» «Объяснялки»