Кружок " ДЫМКА"

Миронова Ольга Вячеславовна

  Культуру России невозможно представить себе без национальных культурных традиций, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Культурные традиции,  устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной  культуры, традиций и искусства.

Анализируя причины   полученных результатов, изучив подходы реализуемой в ДОУ  программы «От рождения до школы» столкнулись с тем, что задача по приобщению детей к народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством ставится уже на ступени младшего дошкольного возраста.

Однако, несмотря на это в программе не  представлены   методы, приемы и технологии   работы  по  ознакомлению  детей с национальными культурными традициями с народным декоративно-прикладным искусством, в т.ч. народными игрушками.   Народные игрушки зачастую используются лишь в качестве предметов интерьера группы, выступают лишь иллюстрацией для работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства, в сущность культурных традиций и процесса его создания.  Все это  позволило выявить   противоречие между высоким педагогическим потенциалом национальных культурных традиций,  народного декоративно-прикладного искусства и от недостаточной работы, направленной на приобщение детей к национальным культурным традициям  дошкольного возраста к духовным ценностям народной культуры.

 

     Свою сознательную жизнь я проживаю в Чувашской Республике.  Так сложилось исторически в нашем поселке проживает много национальностей: русские, чуваши, татары, мордва, татары, украинцы, молдаване и другие. Общаясь с родителями своей группы я обратила внимание на то, что уровень знаний о национальных традициях России невысокий.  Анкетирование подтвердило мое предположение о невысоких знаниях национальных культурных традициях, но желании узнать о национально культурных  традициях самим и познакомить с ними своих детей.

 

 Целью моей работы создание  оптимальных условий для  приобщения  детей  дошкольного возраста к традиционной  народной культуре дымковских мастеров средствами  декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с целью работы  были выдвинуты следующие задачи.

Задачи:

создать   развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к национальной культурной традиции дымковских мастеров, фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой – национальными культурными традициями, к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства,   изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

imageспособствовать ознакомлению детей  дошкольного возраста с традиционными культурными традициями, декоративно-прикладным искусством, как средства  приобщения к народной культуре;

формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей культурных традиций дымковской слободы;  изделий народного промысла, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;

осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором и вытеканием из всего этого традиционного культурного праздника под названьем Ярмарка – Свистунья.

повышать  педагогическую  просвещенность  родителей  о роли национальных культурных традиций, декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Ожидаемые результаты:

      Реализуя поставленные  цели и задачи, планируется  достигнуть  следующих  результатов:

будут созданы  методические, материально-технические  условия  для ознакомления детей  дошкольного возраста с национальными культурными традициями дымковских мастеров.

повысится  интерес   у детей к культурным традициям,  к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства,   продуктивной деятельности.

показатели высокого и среднего уровня развития умений и навыков   в декоративной лепке и росписи.

появиться взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором и вытеканием из всего этого традиционного культурного праздника под названьем Ярмарка – Свистунья.

повышать  педагогическую  просвещенность  родителей  о роли национальных культурных традиций, декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_2_kruzh.foto_.doc2.49 МБ

Предварительный просмотр: