Адаптация первоклассников (методики)

Закирова Ольга Викторовна

Адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_list.docx13.23 КБ
Файл risunok_shkoly.docx20.03 КБ
Файл lesenka_1_kl.docx24.64 КБ
Файл chto_takoe_horosho.docx20.88 КБ
Файл shkolna_motivatsiya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование первоклассников

в период адаптации

2016-2017 учебный год

Выполнил учитель

начальных классов:

Закирова О.В.



Предварительный просмотр:

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов и интерпретация: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1.  цветовая гамма

2.  линия и характер рисунка

3.  сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.


1. Цветовая гамма
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.) 
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 
1 балл – обе характеристики присутствуют. 
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов


6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.


Сводная таблица с результатами  

проективной методики «Рисунок школы»

п/№п

 Ф.И.  учащегося

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

Сумма баллов

1

1

1

2

4

2

2

2

1

5

3

-

-

-

-

4

2

1

1

4

5

1

0

0

1

6

1

0

0

1

7

2

1

1

4

8

-

-

-

-

9

1

1

0

2

10

1

0

1

2

11

1

1

1

3

12

-

-

-

-

13

1

0

1

2

14

2

0

1

3

15

2

1

2

5

16

2

2

1

5

17

0

1

2

3

18

1

1

1

3

6-5 баллов

4-2 балла

1-0 баллов

3ч.

10ч.

2ч.

20%

67%

13%



Предварительный просмотр:

Методика №1 «Лесенка»

Цель диагностики: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.

Метод проведения диагностики:  опросный лист.

Срок проведения: октябрь 2016 г; январь 2017 г.

Количество диагностированных: 15 человек.

Диагностику провела:  Закирова О.В., учитель

Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Ребенку дается следующая инструкция:

- Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представь себе, что на   этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок».

Обработка результатов и интерпретация:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 7%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Диагностическая карта

Дата  проведения  27 октября 2016г.

Фамилия, имя ребёнка

2016-2017 г.

ноябрь

январь

1

Адекватная самооценка 

2

Завышенная самооценка

3

Адекватная самооценка 

4

Резко заниженная самооценка

5

Завышенная самооценка

6

Адекватная самооценка 

7

Резко заниженная самооценка

8

Завышенная самооценка

9

Адекватная самооценка 

10

Завышенная самооценка

11

Завышенная самооценка

12

Резко заниженная самооценка

13

----

14

Адекватная самооценка 

15

----

16

Адекватная самооценка 

17

----

18

Низкая самооценка

Завышенная самооценка

Адекватная самооценка 

Заниженная самооценка

Низкая самооценка 

Резко заниженная самооценка

33%

40%

---

7%

20%


Вывод: В результате диагностирования было установлено, что 33%  детей имеют завышенный уровень самооценки. Поскольку в завышенной самооценке нет ничего хорошего, следующая  задача  заключается в приведении самооценки к адекватному уровню, соответствующему реальным возможностям ребёнка, то есть в одних случаях повысить, в других – понизить.

Для развития у детей адекватной самооценки и коммуникабельности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, не только в школе, но и в семье - первостепенно. Родители должны стремиться оценивать детей, не сравнивая между собой,  а ориентировать на индивидуальные достижения, давая соответствующие разъяснения.



Предварительный просмотр:

Методика №3 «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель:  выявить отношения  учащихся к нравственным нормам.

Учащихся просят привести примеры: 

доброго дела, свидетелем которого ты был;

зла, сделанного тебе другими;

справедливого поступка твоего знакомого;

безвольного поступка; проявления безответственности

Интерпретация результатов теста

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

  • 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  • балла – если сформировано полное и четкое представление.

Критерии оценивания результата:

4-7 баллов - неустойчивое

8- 11 баллов - недостаточно устойчивое, пассивное.

12 баллов - устойчивое.

Результаты изучения личности

Ф.И.

Ситуация №1

Ситуация №2

Ситуация №3

Ситуация №4

Общее кол-во баллов

Результат

1

3

3

3

3

12

устойчивое.

2

2

3

2

3

10

недостаточно устойчивое, пассивное

3

3

3

3

3

12

устойчивое.

4

2

3

2

3

10

недостаточно устойчивое, пассивное

5

2

2

2

2

8

недостаточно устойчивое, пассивное

6

2

3

2

2

9

недостаточно устойчивое, пассивное

7

3

3

3

3

12

устойчивое.

8

3

2

3

2

10

недостаточно устойчивое, пассивное

9

1

2

1

2

6

неустойчивое

10

3

3

3

3

12

устойчивое.

11

3

3

3

3

12

устойчивое.

12

2

2

2

1

7

неустойчивое

13

3

3

3

3

12

устойчивое.

14

2

3

1

2

8

недостаточно устойчивое, пассивное

15

3

3

3

3

12

устойчивое.

16

3

3

2

2

10

недостаточно устойчивое, пассивное

17

3

3

3

3

12

устойчивое.

18

3

3

3

3

12

устойчивое.

   Вывод:

- неустойчивое отношение к нравственным нормам – 11 % учащихся;

- недостаточно устойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам – 39 % учащихся;

- устойчивое отношение к нравственным нормам -  50% учащихся.



Предварительный просмотр:

Методика №2  «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

— ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и          предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ, позволяющий  судить  об  
отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

      Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Сводная таблица с результатами анкетирования

«Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»

п/п

Ф.И.  учащегося

Ответы на вопросы анкеты

Уровень мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма баллов

1

2

3

4

5

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

3

9

+

2

1

3

3

0

3

1

3

1

0

0

15

+

3

1

0

1

3

1

1

3

1

3

3

17

+

4

1

0

1

3

0

0

3

1

1

3

13

+

5

1

1

1

3

0

1

0

1

1

3

12

+

6

1

3

3

3

0

0

3

-

0

0

13

+

7

3

3

3

3

1

3

3

1

1

1

22

+

8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

1

0

3

0

0

1

3

1

1

1

11

+

11

1

1

1

0

3

1

1

1

3

3

15

+

12

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

1

0

1

3

0

1

3

1

1

3

14

+

14

1

0

1

3

0

1

3

1

1

3

14

+

15

1

1

0

0

3

1

1

1

0

3

11

+

16

1

0

1

0

0

1

3

1

1

3

11

+

17

1

1

1

-

0

1

3

1

1

3

12

+

18

1

0

1

1

0

1

3

1

3

3

14

+

Кол-во 2-3 ответов

1

7

5

8

3

4

4

-

6

4

Итого

-

1

3

10

1

% учащихся

7

47

33

53

20

27

27

-

40

27

%

-

7

20

66

7

Качественный анализ

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности (Ф.И.обучающихся). Выбор второго варианта — о психологической защите (Ф.И.обучающихся.)

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»). (Ф.И.обучающихся.)

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа. (Нет таких детей в классе).

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса (Ф.И.обучающихся). При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым (Ф.И.обучающихся). Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. (Нет таких детей в классе).

 Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») (Ф.И.обучающихся.) и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») (Ф.И.обучающихся) в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.


ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе  подхо-дящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.

  1. Тебе  нравится  в  школе?

           

               а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится            

  1. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

   а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по-разному      в) иду с радостью        

  1. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

         а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу          

      4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

          а) не  нравится                  б)  бывает  по-разному            в) нравится

      5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

                а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю                                    

      6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

              а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы                    

      7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

          а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю

      8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

              а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы

  1. У  тебя  в  классе  много  друзей?

  а) мало                            б) много                      в) нет   друзей

  1. Тебе  нравятся  твои  одноклассники ?

     а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся