Новости, выступления и события.

На этой странице размещены основные события моей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности урока за счет работы с цифровыми информационными ресурсами.

          Опыт работы с цифровыми информационными ресурсами показал, что их использование  позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала и эффективность уроков математики.

        Рассмотрим, за счет чего происходит повышение эффективности урока на разных его этапах.

Этапы

урока

Классический урок

Урок с использованием цифровых информационных средств

1

2

3

Разбор и проверка домашнего задания

Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем 5-10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.

Домашнего задание проверяется с помощью сканера. Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики  исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения.

На сканирование затрачивается менее минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

Устная работа

Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время.

Возможны два варианта:

1.Задания на доске выполнены заранее.

Достоинство: Экономия времени на уроке.

Недостатки: а) большое количество информации на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретном задании; б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждому конкретному заданию, что может привести к непониманию каких-то моментов.       2. Задания выполняются и стираются по мере их решения. Недостаток: потеря времени на выполнение заданий (3-4 минуты).

Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске. При  необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «Живая математика», что дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон.

На доску выводятся готовые задания, задачи, чертежи. Задания появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного их нагромождения. Поскольку задания выполнены в среде «Живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать  с условием задач, рассматривая различные случаи. Это ведет к лучшему пониманию темы.

Объяснение нового материала

Материал, которого нет в учебнике, диктуют ученикам. Затем на доске приводят примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.

На диктовку тратится в среднем 5-7 минут в зависимости от объема материала и скорости письма учащихся.

Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток, если учащийся не очень внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала или приведут к проблемам при решении заданий подобного типа.

Данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, а также пояснительные примеры). Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на наиболее важные вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Задействованы различные виды памяти (слуховая,  зрительная, ассоциативная), эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности).

Первичное закрепление материала

Решение заданий из учебника занимает одинаковое время как при работе с информационными средствами, так и на классической доске.

Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет  потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока.

Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно распечатать подборку примеров, а на доску вывести заготовленные заранее условия.

Закрепление изученного материала, самостоятельная работа учащихся

Существует два способа организации этой части урока:

1.Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а 2-4 школьника (по 1-2 от каждого варианта)одновременно решают задания своего варианта на доске. Затем эти задания комментируют.

При этом способе есть один существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывают их с доски, а значит, данный материал остается неотработанным.

2.Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение. При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени.

При выполнении заданий по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера или презентации решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.

Практикуется работа в парах и группах с последующей самопроверкой.

Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения.

Подведение итогов урока

Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит при проведении итогов урока единственное, к чему  может адресовать учащихся учитель, - это их тетради.

Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске, сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

Выдача домашнего задания

Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся получают одинаковое задание.

Учащимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток.

Дополнительные преимущества

Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что: не надо стирать с доски; для решения новой задачи берется чистый лист; в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, так как сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности, на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, которые пропустили или не в вполне хорошо освоили тему.

        Возникает вопрос: «Как часто использовать на уроке цифровые информационные ресурсы?».  Очевидно, что нельзя найти единственно правильного ответа. Учитель должен сам «дозировать» время их использования. Кроме того, это время определяется и с учетом специфики предмета, темы, раздела, особенностей обучающихся и т.п.

        Учителю необходимо строить свою работу таким образом, чтобы ученики были не только зрителями, но и участниками урока: отвечали, выступали с собственными сообщениями и докладами, прилагая к ним иллюстративный материал, становясь соавторами занятия.



Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности по математике»

Подготовила:учитель математики Остренко О.В.

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель.

Внеурочная деятельность проводится во внеурочное время. Она направлена на развитие творческих способностей обучающихся; повышение интеллектуального уровня школьников; приобретения ими опыта взаимодействия и сотрудничества. Внеурочная деятельность укрепляет межличностные отношения между учителем и обучающимися.  

Главная цель:

         Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

         Задачи: 

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
  •  воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

         Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: 

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом. 

Виды  внеурочной деятельности: 

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • трудовая  деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • краеведческая деятельность. 

 Виды и приемы подготовительной работы с учащимися.

Например, от дидактических игр на уроке математики между рядами легко перейти к командным состязаниям между классами, среди победивших рядов. Команды встречаются после уроков. Не придется особо приглашать болельщиков, они сами придут. А если вывесить заранее объявление о предстоящих состязаниях, или объявить о нём через школьный радиоузел, то придут и любопытные и сочувствующие из других классов.

Подготовительную работу к организации математического кружка проводят более тщательно. Это использование индивидуальных бесед, в ходе которых выясняются интересы и потребности школьников, исторические экскурсии, решение занимательных задач, рассказы о содержании работы кружка и возможные программы.

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоёмкость.

Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка математического вечера. Поэтому математические вечера в школе проводят сравнительно редко (один раз в четверть или полугодие).

Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовится учитель. Он готовит на компьютере материал для показа на интерактивной доске с вопросами и заданиями для учащихся.

Во всех случаях привлечение родителей учеников к подготовке (и проведению) внеурочных мероприятий педагогически оправдано.

Значительной подготовительной работы требует организация и проведение факультативов.

Прежде всего, целенаправленно и настойчиво следует вести пропаганду математических факультативов. Нельзя обольщаться тем, что среди всех факультативов математические не на последнем месте по выбору их школьниками.

В целях популяризации математических факультативов среди учащихся и их родителей можно использовать математические вечера, устные математические журналы, стенную печать, школьные радиопередачи, беседы, встречи, конференции.

Математические вечера в школе при соответствующей их организации можно использовать в качестве массового и действенного средства популяризации факультативов. Этой цели служат и тематика вечера, и само участие в его проведении школьников, уже посещающих факультатив. Можно указать некоторые темы вечеров : «Математика вокруг нас», «Как мы вычисляем», «Функции и графики в технике (на производстве») и другие.

На занятиях математического кружка учитель может при решении некоторых задач обратить внимание на то, что на факультативных занятиях будут рассматриваться классы аналогичных задач, решаемые на основе общей идеи, привести математические факты, являющиеся отдельными звеньями более общей теории, которая будет в старших классах предметом более тщательного изучения на факультативных занятиях. 

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Для непрерывного обучения и самообразования важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике.

Организация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.

ЛИТЕРАТУРА:

Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе.

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.П. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.

Понтрягин Л.С. Знакомство с высшей математикой.

Окунев А.А. Спасибо за урок, дети.

Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел

Рыбников К.А. Профессия – математик.

Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре:

«Об использовании документ-камеры на уроках математики»

Информацию подготовила учитель математики

 МБОУ Барвихинской СОШ Остренко О.В.

Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения в современную систему средств обучения новых инструментов, позволяющих обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся и предоставляющих более широкие возможности для организации поисковой и творческой работы. К таким инновационным средствам обучения относится документ-камера, которая способствует максимальной реализации одного из основополагающих принципов обучения – наглядности, по словам Я. А. Каменского «золотым правилом дидактики».

Сегодня невозможно представить урок, внеурочное занятие или классный час в школе без использования современной компьютерной техники. Сравнительно недавно я получила в свое распоряжение документ-камеру, чему была очень рада.

Это целый класс устройств, предназначенных для передачи четких и резких изображений, объектов, фотографий, текстов документов полученных с помощью цифровой камеры с нецифровых носителей в увеличенном виде на всю аудиторию посредством экрана проектора, интерактивной доски, компьютерного монитора в режиме реального времени. Документ-камера очень универсальна и позволяет заменить видеокамеру, цифровой фотоаппарат, кодоскоп, сканер и многую другую технику. Совместно с компьютером и интерактивной доской она позволяет запоминать и выводить на экран изображения объектов, тем самым становясь органичной частью рабочего места преподавателя.

Основные плюсы с данным устройством – повышение качества и скорости обучения, визуализация учебного процесса, удобство, комфорт. Возможность ее использования во многих видах деятельности: учебной, внеурочной, воспитательной, методической и организационной.

Целесообразность применения документ-камеры определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Важным условием использования устройства является степень его эффективности, оправданность выбора в организации и проведении урока.

Формы работы: наблюдение, демонстрация, работа с цифровыми, печатными образовательными ресурсами и рукописным текстом, совместная деятельность учителя и учащихся, отработка полученных знаний, умений и навыков, сравнение объектов, выполнение творческих и самостоятельных заданий, использование в качестве видеокамеры, фотокамеры, сканера.

При использовании интерактивных форм работы активизируется взаимодействие педагога с учащимися и учащихся друг с другом: взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.

При использовании документ-камеры учитель получает возможность варьировать формы учебного взаимодействия с учащимися, управлять самостоятельной деятельностью при выполнении заданий с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивать индивидуальный темп обучения.

Документ-камера предоставляет учителю большие возможности для визуализации учебного материала. Все печатные материалы, объекты и тела, пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Используя демонстрационные таблицы, заготовки и шаблоны, можно строить диаграммы, алгоритмы, графики, искать площади и объемы, решать графические, практические задачи и задачи по готовым чертежам, составлять опорные конспекты, отчеты малых групп. Применять игровые виды деятельности с помощью интеллектуальных лото, кроссвордов и викторин с демонстрацией заданий и ответов. Подводить итоги урока и обобщать изученный материал с классом или индивидуально.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ появляются дополнительные возможности на любом этапе урока давать задания в устной и письменной форме из различных пособий с последующим разбором и анализом решений, обучать заполнению ответов и бланков.

С помощью камеры вводим обратную связь, демонстрируя тесты, контрольные, самостоятельные и домашние работы учащихся, совместно оцениваем, корректируем и исправляем ошибки. Можно проецировать на экран тексты с преднамеренно допущенными ошибками с последующим исправлением и комментированием учеников. Что ускоряет процесс проверки, повышает мотивацию к обучению, к аккуратному и правильно решенному заданию, возможность быстрого редактирования письменных работ.

Основные достоинства документ-камеры заключаются в следующем:

- учебно-воспитательный процесс становится более наглядным и эффективным;

- установление обратной связи между учителем и классом;

- оперативность реагирования на ситуации и учебно-практические моменты урока;

- элемент интерактивности и диалога;

- средство повышения мотивации учеников;

- упрощение процесса подготовки к уроку;

- экономия времени учителя.

        Таким образом документ камера является удобным и функциональным устройством. Она позволяет включать «живые моменты» в подготовленный урок. Расширяет возможности применения демонстрационного материала, увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся к обучению.

Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор достаточно лёгок в использовании и его большим преимуществом является возможность использования ранее наработанного учителем материала (к примеру карточки с дополнительными заданиями или задачи по готовым чертежам).

         Я с удовольствием продолжу работу с документ-камерой и освоению ее возможностей. Несомненно, что использование этого прибора является актуальным при работе с учащимися среднего и старшего звена на уроках математики и во внеурочной деятельности.