Для Вас,педагоги

Бирюкова Ольга Владимировна

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЯМ,

КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАБОЧЕМУ ПЛАНУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Бирюкова О.В., учитель –дефектолог, педагог-психолог

МОУ «Школа №5 города Докучаевска»    

 

«Я убежден, что учить и воспитывать таких ребят надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда— одно из важнейших условий их спасения. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».

В.А.Сухомлинский

 

 

Сегодня перед образовательными учреждениями встаёт задача по переходу на новые государственные образовательные стандарты, содержание которых подтверждает необходимость обеспечения функционирования инновационных образовательных систем, направленных на формирование у детей с ОВЗ духовности, культуры, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации и востребованности на рынке труда.

Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП).

По рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). Индивидуальный подход в системе учебно-воспитательной работы помогает взаимодействовать с отдельными школьниками по индивидуальной модели, учитывая их личностные, возрастные и психологические отличия.

Индивидуальный учебный план по АООП разрабатывается на основе настоящего Стандарта. Обязательным элементом структуры Рабочего учебного плана должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ).

Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется Организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.

Дети с умственной отсталостью - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Для того чтобы получить - «почувствовать результат», учитель должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:

 

  • Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка.
  • Изучить состояние внимания, утомляемости. Темп работы ребенка.
  • Учитывать состояние слуха, зрения, особенности моторики и общего физического развития ученика.
  • Научиться наблюдать за ребенком и оценить его развитие во время занятий.
  • Заканчивать занятия, когда ребенок устал или невнимателен.
  • Научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы к специфическим потребностям ученика.
  • Создать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между учеником и учителем.
  • формировать у ребенка опыт отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
  • Учебно-воспитательный процесс направлять на выработку у ребенка жизненно необходимых умений и навыков, формирование трудового опыта, который потом можно применить в самостоятельной жизни.
  • На занятиях создавать атмосферу доверия, положительного эмоционального контакта между учителем и учеником.
  • Использовать различные методы и приемы с целью коррекции и компенсации недостатков психофизического развития, придерживаться дидактических принципов обучения.
  • Во время учебы обязательно использовать наглядность, объемные предметы, муляжи, опорные схемы.
  • Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталого ребенка, корректировать их и учитывать при обучении и планирование деятельности.
  • Использовать вербальные поощрения.
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда   этого требуют обстоятельства.
  • Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  •  Игнорировать незначительные поведенческие нарушения.
  • Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
  • Осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

 

  • Дети с умственной отсталостью обычно имеют слабую память, поэтому учебный материал надо подавать не большими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры, и только после его усвоения давать сложнее новый материал.
  • У детей с умственной отсталостью возбуждено активное внимание, поэтому нужно применять наглядный материал для его активизации, чередовать виды деятельности (сложные задачи чередовать с легкими).
  • У этих детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться при составлении учебного плана. Для этого следует применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
  • Дети с УО имеют сниженный темп работы и работоспособности. Значит, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество. Сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с задачей соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо лишь вставить очевидную орфограмму или числовой ответ, и вовсе нет необходимости переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточно сформированные навыки письма.
  • Такие дети обычно не имеют достаточных навыков самостоятельной работы, поэтому нужен постоянный контроль за выполнением ими задач, чтобы они не теряли внимания и направления деятельности.
  • Дети с умственной отсталостью требуют неоднократного повторения учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволить выполнение задания. При необходимости следует дать ученику дополнительные объяснения по выполнению задания.
  • Учитель должен уметь поддерживать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности, предупреждать различные изменения в психической деятельности, поведении, общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на них; систематически проводить беседы с родителями данной категории детей; относиться с уважением к детям и их родителям.

 

Литература для самообразования:

 

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: 2004.

 

  1. Варёнова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. М.: 2012.

 

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: 2007.

 

  1. Захарова С.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. //Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.

 

Профессилнальная компетентность учителя индивидуальной формы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ

ПРИ РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

И В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

        Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.

        Эти трудные черты порой абсолютно неуправляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты?

        Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях.         И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.

        Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки, нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и помощь со стороны умных, знающих и самое главное добрых людей – УЧИТЕЛЕЙ (в самом широком смысле этого слова).

Рекомендации

Конфликты во время урока.

  • Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на внеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
  • При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
  • Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.

        Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность.

        Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

        Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.

Учебный процесс.

        В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.

        Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

Общие советы

  • Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
  • Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
  • Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
  • Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.

Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.

Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

Профессиональные способности педагога Академические способности Дидактические способности Перцептивные способности Речевые способности Организаторские способности Авторитарные способности Коммуникативные способности Прогностические способности Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности

Слайд 3

Деятельность педагога индивидуальной формы обучения имеет присущие только ей особенности : умение понимать медицинские диагнозы с тем, чтобы найти оптимальный подход к обучающемуся с нарушением психофизического развития, учесть специфические особенности, увидеть отклонения в развитии, понять их причины;

Слайд 4

глубокое знание психолого-педагогической диагностики с тем, чтобы определить трудности (или их спрогнозировать), возникающие у человека с нарушением в развитии, их причины и возможные пути устранения; направленность на социализацию обучающегося с ОВЗ, создание условий для освоения им компетенций, необходимых для жизни в обществе;

Слайд 5

направленность на развитие ребенка с ОВЗ средствами содержания своего предмета и путем умелого использования специальных методов и приемов обучения, чтобы сделать максимально доступным понимание окружающего мира и освоение компетенций, необходимых для жизни. знание методик обучения разным предметам в специальной (коррекционной) школе и готовность к их применению на практике; умение учитывать индивидуальные особенности лиц с ОВЗ в процессе работы с группой (классом);

Слайд 6

большое внимание работе с родителями с целью изменения социальной ситуации развития ребенка; высокая креативность: отсутствие готовых «рецептов» помощи, необходимость творчески мыслить; трудноизмеримость результатов труда : лица с ОВЗ не одинаковы по своим возможностям, обладают разными психическими ресурсами развития, трудовой вклад педагога трудно измерить. Использующиеся для этой цели в общей педагогике методы (оценка уровня успеваемости, тесты по разным учебным предметам и др.) не показательны.

Слайд 7

Основными показателями оценки эффективности коррекционно-педагогической помощи ребенку с ОВЗ продвижение его в развитии; овладение им нравственными нормами; обеспечение лучших условий в семье; создание развивающей среды; максимальная самореализация каждого ребенка в различных форах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей.

Слайд 8

Основные трудности для учителя при работе с детьми с ОВЗ проявляются в проектировании коррекционно-развивающей работы. Для этого бывает недостаточно опираться на эмпирический опыт и общепедагогические целевые установки. связаны с недостаточностью знаний о механизмах усвоения детьми учебного материала и отсутствие м чётких и ясных методических материалов.

Слайд 9

Профессиональные принципы и нормы специального педагога и психолога • Принцип профессиональной компетентности • Принцип оказания помощи • Принцип нравственной ответственности • Принцип сотрудничества и автономности • Принцип креативности и инвариантности • Принцип соблюдения этики • Принцип педагогического оптимизма • Принцип культуросообразности • Принцип приоритетных задач

Слайд 10

Профессионально-личностные умения дефектолога , учителя коррекционного образования Одним из наиболее значимых является умение наблюдать, способность аккумулировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке в оптимизации коррекционно-педагогической работы.

Слайд 11

Виды профессиональной деятельности дефектолога, учителя коррекционного образования коррекционно-развивающая; коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; воспитательная; организационная; социально-педагогическая; исследовательская; культурно-просветительская.

Слайд 12

коррекционно-развивающая - коррекция и развитие (стимуляция) психических процессов коррекционно-педагогическая - формирование и развитие различных видов деятельности (типичных и ведущих) для данного возраста и форм активности ребенка с использованием коррекционно-развивающих технологий

Слайд 13

диагностико-консультативная – оценка и анализ уровня актуального и ближайшего развития ребенка, консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации воспитательная – личностное развитие, формирование положительных качеств личности

Слайд 14

Организационная - о рганизация оптимальных психолого- педагогических условий для развития ребенка с ОВЗ Социально-педагогическая - помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Слайд 15

исследовательская - проектирование содержания образовательных программ с учетом особенностей индивидуальных особенностей ребенка ОВЗ; постановка и решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности; культурно-просветительская - формирование общей культуры лиц с ОВЗ; реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

Слайд 16

Диагностика профессиональных умений учителя индивидуального обучения

Слайд 17

Вам предлагается оценить свой уровень сформированности профессиональных умений. Предполагаем, что полученные данные помогут нам выявить наиболее трудно формируемые (или недостаточно сформированные) умения специального педагога и направить усилия в процессе профессиональной подготовки или повышения квалификации на их формирование

Слайд 18

Оценочная шкала : 0- не сформировано, 1- очень приблизительно знаю об этих умениях, 2- сформировано, но не совсем уверен, что делаю правильно, 3- в основном сформировано

Слайд 19

Диагностические умения выявить отклонения в развитии ребенка, проявляющиеся внешне, в том числе в поведении; выбрать диагностические методики, учитывая особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ на разных возрастных этапах; проводить диагностику познавательного развития ребенка и диагностику развития деятельности; уметь достоверно интерпретировать проявления особенностей или отклонений в психическом развитии ребенка в деятельности или в поведении детей; осуществлять наблюдение детей.

Слайд 20

Коммуникативные умения принять и уважать личность и права ребенка; устанавливать доверительные, партнерские отношения с детьми с ОВЗ; владеть вербальными и невербальными средствами общения; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие между детьми; владеть профессиональной речью;

Слайд 21

Коммуникативные умения устанавливать положительный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству; помогать родителям в формировании новых форм взаимодействия с ребенком; грамотно строить межпрофессиональное общение; понимать роль и ответственность каждого из участников психолого-педагогического сопровождения ребенка в диагностике, консультировании и реализации коррекционно-развивающих программ; соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Слайд 22

Коррекционно-развивающие умения исходя из результатов диагностики, наметить первоочередные коррекционно-развивающие задачи и выбрать наиболее эффективные технологии их осуществления; стимулировать процессы регуляции и активизации деятельности детей;

Слайд 23

Коррекционно-педагогические умения определять общие и конкретные задачи обучения с учетом его коррекционной направленности; учитывать в учебно-воспитательном процессе психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей, а также особенности нарушения и степень его компенсации; осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью лиц с ОВЗ. осуществлять адекватную оценку деятельности детей;

Слайд 24

Прогностические умения планировать все виды коррекционной работы и ее элементы в общих структурах учебно-воспитательного процесса; предполагать возможные затруднения в процессе учебной, воспитательной и коррекционной работы у отдельных учащихся, коллектива в целом; прогнозировать развитие ребенка при наличии альтернативных возможностей его воспитания, обучения, социализации; прогнозировать результаты учебной, коррекционной, воспитательной работы у отдельных учащихся и коллектива в целом; предвидеть характер поведения, особенности деятельности отдельных учащихся, коллектива в целом при определенных условиях, в конкретных случаях.

Слайд 25

Трансформационные умения видеть возможности адаптации учебного материала для детей с ОВЗ; трансформировать учебно-познавательную ситуацию так, чтобы для участвующих в ней учащихся создавались устойчивые мотивы общения в процессе деятельности ;

Слайд 26

Воспитательные умения анализировать и давать психолого-педагогическую трактовку поведения, поступков, реакций школьников в тех или иных педагогических ситуациях; использовать адекватные возрастным, компенсаторным и психологическим возможностям детей с ОВЗ, способы, приемы воспитания; приобщать детей с ОВЗ к культуре;

Слайд 27

Организаторские умения организовать ребенка с ОВЗ, детский коллектив; держать дисциплину на уроке; действовать в ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности;

Слайд 28

Социально-педагогические умения изучать и анализировать проблемы, условия, возможности социальной интеграции детей с ОВЗ; проводить профилактику специфических социальных отклонений среди лиц с ОВЗ. выполнять посреднические функции между учащимися и социальными службами; представлять интересы воспитанников от имени школы в судебно-правовых и других органах; проводить работу по профилактике правонарушений; оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости; помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников;

Слайд 29

Рефлексивные умения управление своим эмоциональным состоянием, владение навыками саморегуляции и самокоррекции эмоциональных реакций; осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самооценку собственной педагогической деятельности; прогнозировать последствия своих профессиональных действий; заниматься самосовершенствован ием.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

Профессиональные способности педагога Академические способности Дидактические способности Перцептивные способности Речевые способности Организаторские способности Авторитарные способности Коммуникативные способности Прогностические способности Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности

Слайд 3

Деятельность педагога индивидуальной формы обучения имеет присущие только ей особенности : умение понимать медицинские диагнозы с тем, чтобы найти оптимальный подход к обучающемуся с нарушением психофизического развития, учесть специфические особенности, увидеть отклонения в развитии, понять их причины;

Слайд 4

глубокое знание психолого-педагогической диагностики с тем, чтобы определить трудности (или их спрогнозировать), возникающие у человека с нарушением в развитии, их причины и возможные пути устранения; направленность на социализацию обучающегося с ОВЗ, создание условий для освоения им компетенций, необходимых для жизни в обществе;

Слайд 5

направленность на развитие ребенка с ОВЗ средствами содержания своего предмета и путем умелого использования специальных методов и приемов обучения, чтобы сделать максимально доступным понимание окружающего мира и освоение компетенций, необходимых для жизни. знание методик обучения разным предметам в специальной (коррекционной) школе и готовность к их применению на практике; умение учитывать индивидуальные особенности лиц с ОВЗ в процессе работы с группой (классом);

Слайд 6

большое внимание работе с родителями с целью изменения социальной ситуации развития ребенка; высокая креативность: отсутствие готовых «рецептов» помощи, необходимость творчески мыслить; трудноизмеримость результатов труда : лица с ОВЗ не одинаковы по своим возможностям, обладают разными психическими ресурсами развития, трудовой вклад педагога трудно измерить. Использующиеся для этой цели в общей педагогике методы (оценка уровня успеваемости, тесты по разным учебным предметам и др.) не показательны.

Слайд 7

Основными показателями оценки эффективности коррекционно-педагогической помощи ребенку с ОВЗ продвижение его в развитии; овладение им нравственными нормами; обеспечение лучших условий в семье; создание развивающей среды; максимальная самореализация каждого ребенка в различных форах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей.

Слайд 8

Основные трудности для учителя при работе с детьми с ОВЗ проявляются в проектировании коррекционно-развивающей работы. Для этого бывает недостаточно опираться на эмпирический опыт и общепедагогические целевые установки. связаны с недостаточностью знаний о механизмах усвоения детьми учебного материала и отсутствие м чётких и ясных методических материалов.

Слайд 9

Профессиональные принципы и нормы специального педагога и психолога • Принцип профессиональной компетентности • Принцип оказания помощи • Принцип нравственной ответственности • Принцип сотрудничества и автономности • Принцип креативности и инвариантности • Принцип соблюдения этики • Принцип педагогического оптимизма • Принцип культуросообразности • Принцип приоритетных задач

Слайд 10

Профессионально-личностные умения дефектолога , учителя коррекционного образования Одним из наиболее значимых является умение наблюдать, способность аккумулировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке в оптимизации коррекционно-педагогической работы.

Слайд 11

Виды профессиональной деятельности дефектолога, учителя коррекционного образования коррекционно-развивающая; коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; воспитательная; организационная; социально-педагогическая; исследовательская; культурно-просветительская.

Слайд 12

коррекционно-развивающая - коррекция и развитие (стимуляция) психических процессов коррекционно-педагогическая - формирование и развитие различных видов деятельности (типичных и ведущих) для данного возраста и форм активности ребенка с использованием коррекционно-развивающих технологий

Слайд 13

диагностико-консультативная – оценка и анализ уровня актуального и ближайшего развития ребенка, консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации воспитательная – личностное развитие, формирование положительных качеств личности

Слайд 14

Организационная - о рганизация оптимальных психолого- педагогических условий для развития ребенка с ОВЗ Социально-педагогическая - помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Слайд 15

исследовательская - проектирование содержания образовательных программ с учетом особенностей индивидуальных особенностей ребенка ОВЗ; постановка и решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности; культурно-просветительская - формирование общей культуры лиц с ОВЗ; реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

Слайд 16

Диагностика профессиональных умений учителя индивидуального обучения

Слайд 17

Вам предлагается оценить свой уровень сформированности профессиональных умений. Предполагаем, что полученные данные помогут нам выявить наиболее трудно формируемые (или недостаточно сформированные) умения специального педагога и направить усилия в процессе профессиональной подготовки или повышения квалификации на их формирование

Слайд 18

Оценочная шкала : 0- не сформировано, 1- очень приблизительно знаю об этих умениях, 2- сформировано, но не совсем уверен, что делаю правильно, 3- в основном сформировано

Слайд 19

Диагностические умения выявить отклонения в развитии ребенка, проявляющиеся внешне, в том числе в поведении; выбрать диагностические методики, учитывая особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ на разных возрастных этапах; проводить диагностику познавательного развития ребенка и диагностику развития деятельности; уметь достоверно интерпретировать проявления особенностей или отклонений в психическом развитии ребенка в деятельности или в поведении детей; осуществлять наблюдение детей.

Слайд 20

Коммуникативные умения принять и уважать личность и права ребенка; устанавливать доверительные, партнерские отношения с детьми с ОВЗ; владеть вербальными и невербальными средствами общения; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие между детьми; владеть профессиональной речью;

Слайд 21

Коммуникативные умения устанавливать положительный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству; помогать родителям в формировании новых форм взаимодействия с ребенком; грамотно строить межпрофессиональное общение; понимать роль и ответственность каждого из участников психолого-педагогического сопровождения ребенка в диагностике, консультировании и реализации коррекционно-развивающих программ; соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Слайд 22

Коррекционно-развивающие умения исходя из результатов диагностики, наметить первоочередные коррекционно-развивающие задачи и выбрать наиболее эффективные технологии их осуществления; стимулировать процессы регуляции и активизации деятельности детей;

Слайд 23

Коррекционно-педагогические умения определять общие и конкретные задачи обучения с учетом его коррекционной направленности; учитывать в учебно-воспитательном процессе психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей, а также особенности нарушения и степень его компенсации; осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью лиц с ОВЗ. осуществлять адекватную оценку деятельности детей;

Слайд 24

Прогностические умения планировать все виды коррекционной работы и ее элементы в общих структурах учебно-воспитательного процесса; предполагать возможные затруднения в процессе учебной, воспитательной и коррекционной работы у отдельных учащихся, коллектива в целом; прогнозировать развитие ребенка при наличии альтернативных возможностей его воспитания, обучения, социализации; прогнозировать результаты учебной, коррекционной, воспитательной работы у отдельных учащихся и коллектива в целом; предвидеть характер поведения, особенности деятельности отдельных учащихся, коллектива в целом при определенных условиях, в конкретных случаях.

Слайд 25

Трансформационные умения видеть возможности адаптации учебного материала для детей с ОВЗ; трансформировать учебно-познавательную ситуацию так, чтобы для участвующих в ней учащихся создавались устойчивые мотивы общения в процессе деятельности ;

Слайд 26

Воспитательные умения анализировать и давать психолого-педагогическую трактовку поведения, поступков, реакций школьников в тех или иных педагогических ситуациях; использовать адекватные возрастным, компенсаторным и психологическим возможностям детей с ОВЗ, способы, приемы воспитания; приобщать детей с ОВЗ к культуре;

Слайд 27

Организаторские умения организовать ребенка с ОВЗ, детский коллектив; держать дисциплину на уроке; действовать в ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности;

Слайд 28

Социально-педагогические умения изучать и анализировать проблемы, условия, возможности социальной интеграции детей с ОВЗ; проводить профилактику специфических социальных отклонений среди лиц с ОВЗ. выполнять посреднические функции между учащимися и социальными службами; представлять интересы воспитанников от имени школы в судебно-правовых и других органах; проводить работу по профилактике правонарушений; оказывать влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости; помощь семьям в профориентации и трудоустройстве выпускников;

Слайд 29

Рефлексивные умения управление своим эмоциональным состоянием, владение навыками саморегуляции и самокоррекции эмоциональных реакций; осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самооценку собственной педагогической деятельности; прогнозировать последствия своих профессиональных действий; заниматься самосовершенствован ием.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЯМ,

КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАБОЧЕМУ ПЛАНУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Бирюкова О.В., учитель –дефектолог, педагог-психолог

МОУ «Школа №5 города Докучаевска»    

«Я убежден, что учить и воспитывать таких ребят надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда— одно из важнейших условий их спасения. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».

В.А.Сухомлинский

Сегодня перед образовательными учреждениями встаёт задача по переходу на новые государственные образовательные стандарты, содержание которых подтверждает необходимость обеспечения функционирования инновационных образовательных систем, направленных на формирование у детей с ОВЗ духовности, культуры, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации и востребованности на рынке труда.

Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП).

По рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). Индивидуальный подход в системе учебно-воспитательной работы помогает взаимодействовать с отдельными школьниками по индивидуальной модели, учитывая их личностные, возрастные и психологические отличия.

Индивидуальный учебный план по АООП разрабатывается на основе настоящего Стандарта. Обязательным элементом структуры Рабочего учебного плана должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ).

Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется Организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.

Дети с умственной отсталостью - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Для того чтобы получить - «почувствовать результат», учитель должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:

  • Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка.
  • Изучить состояние внимания, утомляемости. Темп работы ребенка.
  • Учитывать состояние слуха, зрения, особенности моторики и общего физического развития ученика.
  • Научиться наблюдать за ребенком и оценить его развитие во время занятий.
  • Заканчивать занятия, когда ребенок устал или невнимателен.
  • Научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы к специфическим потребностям ученика.
  • Создать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между учеником и учителем.
  • формировать у ребенка опыт отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
  • Учебно-воспитательный процесс направлять на выработку у ребенка жизненно необходимых умений и навыков, формирование трудового опыта, который потом можно применить в самостоятельной жизни.
  • На занятиях создавать атмосферу доверия, положительного эмоционального контакта между учителем и учеником.
  • Использовать различные методы и приемы с целью коррекции и компенсации недостатков психофизического развития, придерживаться дидактических принципов обучения.
  • Во время учебы обязательно использовать наглядность, объемные предметы, муляжи, опорные схемы.
  • Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталого ребенка, корректировать их и учитывать при обучении и планирование деятельности.
  • Использовать вербальные поощрения.
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда   этого требуют обстоятельства.
  • Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  •  Игнорировать незначительные поведенческие нарушения.
  • Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
  • Осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

  • Дети с умственной отсталостью обычно имеют слабую память, поэтому учебный материал надо подавать не большими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры, и только после его усвоения давать сложнее новый материал.
  • У детей с умственной отсталостью возбуждено активное внимание, поэтому нужно применять наглядный материал для его активизации, чередовать виды деятельности (сложные задачи чередовать с легкими).
  • У этих детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться при составлении учебного плана. Для этого следует применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
  • Дети с УО имеют сниженный темп работы и работоспособности. Значит, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество. Сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с задачей соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо лишь вставить очевидную орфограмму или числовой ответ, и вовсе нет необходимости переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточно сформированные навыки письма.
  • Такие дети обычно не имеют достаточных навыков самостоятельной работы, поэтому нужен постоянный контроль за выполнением ими задач, чтобы они не теряли внимания и направления деятельности.
  • Дети с умственной отсталостью требуют неоднократного повторения учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволить выполнение задания. При необходимости следует дать ученику дополнительные объяснения по выполнению задания.
  • Учитель должен уметь поддерживать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности, предупреждать различные изменения в психической деятельности, поведении, общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на них; систематически проводить беседы с родителями данной категории детей; относиться с уважением к детям и их родителям.

Литература для самообразования:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: 2004.

  1. Варёнова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. М.: 2012.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: 2007.

  1. Захарова С.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. //Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.




Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЯМ,

КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАБОЧЕМУ ПЛАНУ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Бирюкова О.В., учитель –дефектолог, педагог-психолог

МОУ «Школа №5 города Докучаевска»    

«Я убежден, что учить и воспитывать таких ребят надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда— одно из важнейших условий их спасения. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».

В.А.Сухомлинский

Сегодня перед образовательными учреждениями встаёт задача по переходу на новые государственные образовательные стандарты, содержание которых подтверждает необходимость обеспечения функционирования инновационных образовательных систем, направленных на формирование у детей с ОВЗ духовности, культуры, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации и востребованности на рынке труда.

Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП).

По рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). Индивидуальный подход в системе учебно-воспитательной работы помогает взаимодействовать с отдельными школьниками по индивидуальной модели, учитывая их личностные, возрастные и психологические отличия.

Индивидуальный учебный план по АООП разрабатывается на основе настоящего Стандарта. Обязательным элементом структуры Рабочего учебного плана должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ).

Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется Организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.

Дети с умственной отсталостью - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Для того чтобы получить - «почувствовать результат», учитель должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:

  • Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка.
  • Изучить состояние внимания, утомляемости. Темп работы ребенка.
  • Учитывать состояние слуха, зрения, особенности моторики и общего физического развития ученика.
  • Научиться наблюдать за ребенком и оценить его развитие во время занятий.
  • Заканчивать занятия, когда ребенок устал или невнимателен.
  • Научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы к специфическим потребностям ученика.
  • Создать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между учеником и учителем.
  • формировать у ребенка опыт отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
  • Учебно-воспитательный процесс направлять на выработку у ребенка жизненно необходимых умений и навыков, формирование трудового опыта, который потом можно применить в самостоятельной жизни.
  • На занятиях создавать атмосферу доверия, положительного эмоционального контакта между учителем и учеником.
  • Использовать различные методы и приемы с целью коррекции и компенсации недостатков психофизического развития, придерживаться дидактических принципов обучения.
  • Во время учебы обязательно использовать наглядность, объемные предметы, муляжи, опорные схемы.
  • Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталого ребенка, корректировать их и учитывать при обучении и планирование деятельности.
  • Использовать вербальные поощрения.
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда   этого требуют обстоятельства.
  • Разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  •  Игнорировать незначительные поведенческие нарушения.
  • Разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
  • Осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

  • Дети с умственной отсталостью обычно имеют слабую память, поэтому учебный материал надо подавать не большими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры, и только после его усвоения давать сложнее новый материал.
  • У детей с умственной отсталостью возбуждено активное внимание, поэтому нужно применять наглядный материал для его активизации, чередовать виды деятельности (сложные задачи чередовать с легкими).
  • У этих детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться при составлении учебного плана. Для этого следует применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
  • Дети с УО имеют сниженный темп работы и работоспособности. Значит, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество. Сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с задачей соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо лишь вставить очевидную орфограмму или числовой ответ, и вовсе нет необходимости переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточно сформированные навыки письма.
  • Такие дети обычно не имеют достаточных навыков самостоятельной работы, поэтому нужен постоянный контроль за выполнением ими задач, чтобы они не теряли внимания и направления деятельности.
  • Дети с умственной отсталостью требуют неоднократного повторения учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, что от него требуют, и только после этого позволить выполнение задания. При необходимости следует дать ученику дополнительные объяснения по выполнению задания.
  • Учитель должен уметь поддерживать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности, предупреждать различные изменения в психической деятельности, поведении, общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на них; систематически проводить беседы с родителями данной категории детей; относиться с уважением к детям и их родителям.

Литература для самообразования:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: 2004.

  1. Варёнова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. М.: 2012.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: 2007.

  1. Захарова С.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. //Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.




Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №5 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся

с легкой умственной отсталостью

Педагог-психолог

Бирюкова Ольга Владимировна

2018 г.

  1. Пояснительная записка.

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия педагога-психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. Для создания коррекционно-развивающей программы проводится диагностика обучающегося с ОВЗ. После чего намечаются пути коррекции.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающей действительностью: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью, состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• ориентацию в пространстве тела;

• ориентировку в пространстве «от себя»;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;

• на развитие произвольности;

• на развитие свойств внимания.

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;

                развивать целостность восприятия;

                мелкую моторику;

  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать связную речь.

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся – 8-9 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 2 урока в неделю.

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 30 минут.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»;
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

Тематический план занятий

№ Занятия

Содержание занятия

Задачи

1.

1.Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Бабочки»

- Задание «Найди два одинаковых предмета»

- Выкладывание мозаики по образцу

3.Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- ощутить свое тело и возникающие эмоции.

- развитие сенсорного внимания, объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

2.

1. Организационная часть.

2.Основная часть:

- Игра «Дружба начинается с улыбки».

- Игра «Звуки животных».

- Игра «Конструктор»

- Игра «Лево - право».

3.Заключителная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- снижение эмоционального напряжения

- развитие активного внимания.

- умение детей использовать поэтапную предметную модель.

- закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела.

- рефлексия занятия.

3.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко».

- Задание «Найди 5 отличий».

- Игра «Найди свой дом».

- Игра «Узнай по голосу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие произвольного внимания и переключения внимания.

- составление геометрических фигур из данных.

- развитие слухового внимания.

- рефлексия занятия.

4.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- психогимнастика

- Игра «Путаница»

- Игра «Зеркало»

- Игра «Найди два одинаковых предмета»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие внимания, чувства эмпатии.

- развитие сенсорного внимания

- рефлексия занятия.

5.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Ручной труд «Сова»

- Задание «Выкладывание из палочек по образцу».

- Игра «Что сверху, что снизу»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Формирование действий самоконтроля.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

- закрепление пространственных представлений.

- рефлексия занятия.

6.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Задание «Найди пять отличий»

- Упражнение «Смотри на руки»

- Игра «Пожалуйста»

- Задание «Трафареты»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие произвольного внимания.

- развитие активного внимания.

- уточнить схему собственного тела, пространственные представления.

- развитие мелкой моторики.

- рефлексия занятия.

7.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Выкладывание палочек по образцу.

- Игра «Возьми левой – возьми правой».

- Игра «Умный коврик»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики.

- развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

- закрепление ориентации в левых и правых частях тела.

- развитие произвольности.

- рефлексия занятия.

8.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Лепка.

- Игра «Найди пару».

- Игра «Исключение лишнего».

- Выкладывание мозаики по образцу

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование самоконтроля.

- усвоение представлений о симметричности тела.

- развитие мышления и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, моторики рук.

- рефлексия занятия.

9.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Смотри на руки»

- Игра «Встань, как я скажу»

- Игра «Слушай звуки»

- Игра «Найди 5 отличий»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие активного восприятия.

- научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе.

- развитие активного восприятия.

- развитие произвольного внимания.

- рефлексия занятия

10.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть

- Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

- Задание «Найди 2 одинаковых предмета»

- Игра «Угадай, что загадали».

- Задание на рисование.

3. Заключение.

-  создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развивать произвольный контроль за своими действиями.

- развитие зрительного восприятия.

- умение ориентироваться в пространстве.

- формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.

- рефлексия занятия.

11.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду».

- Упражнение «Что меня окружает?»

- Нанизывание бусинок по образцу.

- Игра «Умный коврик»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие активного внимания.

- ориентировка в пространстве.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

- рефлексия занятия.

12.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Колечко»

- Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

- Игра «Трафареты»

- Игра «Что изменилось»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук.

- развитие мелкой моторики рук

- запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.

13.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- игра «Птица – не птица»

- выкладывание из палочек по образцу.

- Упражнение «Слева - справа от меня».

- Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие слухового внимания.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- развитие пространственных представлений.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

14.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду»

- Игра «Море волнуется»

- Упражнение «Найди пару»

- Игра «Поменяйте местами»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

- развитие активного внимания.

- формирование внимания, развитие скорости реакции.

- развитие распределение и объема внимания

- развитие внимания, повышение скорости реакции

- рефлексия занятия

15.

1. Организационная часть Приветствие

2.Основная часть.

- Игра «Что изменилось»

- Игра «Мозаика»

- Игра «Кто знает, пусть дольше считает»

- Задание «Быстрее нарисуй»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

 - развитие концентрации внимания.

- развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук.

- развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать.

- развитие умения переключать внимание.

- рефлексия занятия.

16.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Съедобное – несъедобное»

- Задание «Нарисуй круг и треугольник»

- Игра «Найди игрушку»

- Срисовывание по клеткам.

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование внимания.

- развитие скорости реакции.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

17.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- Лепка «Домик для куклы»

- Задание «Найди 2 одинаковых животных»

- Игра «Больше, длиннее, короче»

- Игра «Говори наоборот»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания.

- развитие произвольного внимания.

-  формирование умения отделять форму понятия от содержания

- развитие внимания, связной речи.

- рефлексия занятия.

18.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть.

- корректурная проба

- Упражнение «Что видишь на картинке»

- Задание «Быстрее нарисуй»

- Упражнение «Мозаика»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие концентрации внимания.

- развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля

- развитие скорости переключения внимания.

- развитие мелкой моторики

- рефлексия занятия

19.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- Упражнение «Найди все квадраты»

- Игра «Бывает – не бывает»

- Игра «Говори наоборот»

- Игра «Запомни фразы»

- Корректурная проба

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие внимания

- развитие мыслительных операций.

- развитие словарного запаса

- развитие слуховой памяти

-развитие произвольного внимания

- рефлексия занятия.

20.

1. Организационная часть Приветствие

2.Основная часть:

- Упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

- упражнение «определи звук и назови число»

- упражнение «Раскрась по инструкции»

- упражнение «Найди лишнее»

- упражнение «Картинки-Нелепицы»

3. Заключительная часть.

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие произвольной сферы

- развитие слухового восприятия

- развитие произвольного внимания

- развитие внимания

-развитие внимания и зрительного восприятия

- рефлексия занятия

21.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- упражнение «Сравни слова»

- игра-тест «Пятый - лишний»

- игра «Продолжи ряд»

- игра «Антонимы»

- игра «Скажи по-другому»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие мышления

- рефлексия занятия.

22.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

-Образование множественного числа от существительного

- Упражнение «детеныши животных»

- упражнение «Составь предложение из глаголов»

- упражнение «Исправь ошибку»

- «срисовка»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие вербального мышления

-развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия

23.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- «Продолжи узор»

-упражнение «Срисуй с доски»

- «Какие предметы спрятаны в рисунке»

- «Найди одинаковые фигуры»

- упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

3. Заключительная часть

- создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

-рефлексия занятия.

24.

1. Организационная часть Приветствие.

2.Основная часть:

- Корректурная проба

- «Найди 5 ошибок в рисунке»

- упражнение «Соедини предмет с его тенью»

- упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке»

- упражнение «Соедини одинаковые фигуры»

3. Заключительная часть

-создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия