Методическая страница

Хаталах Оксана Викторовна

Дорогие коллеги! Хочу поделиться своими методическими наработками. Буду рада, если мой опыт будет вам полезен.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

(что такое и с чем «есть»)

Существует несколько определений понятия «универсальные учебные действия»:

- умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта;

- умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике;

- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Универсальность учебных действий обусловлена следующим:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося

        Универсальные учебные действия призваны осуществить обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно учиться: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; успешного усвоения знаний, умений и навыков (в т.ч. умения учиться), формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. А также создать условия для развития:

        -  личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,

        - компетентности «учиться»,

        - толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

        Универсальные учебные действия делятся на личностные и метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные). Каждый вид развиваемых УУД включает в себя определенный перечень ЗУН и компетенций.

Таблица 1. Виды УУД (составлена на основе ФГОС общего образования и диссертационного исследования к.п.н. Матвеевой Т.Е «Формирование информационно- интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий» В. Новгород, 2012)

Личностные

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

-проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации;

-определять потребности в освоении учебной темы;

-осознавать эмоционально- ценностное отношение к содержанию изучаемой темы;

-проявлять отношение к основным моральным нормам;

-проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству

-проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество выполняя задания;

-проявлять сопереживание и уважение к другим людям;

-проявлять желание к самооценке;

-осознавать успешность своей деятельности.

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

- извлекать информацию в соответствии с целью;

- определять значение и смысл термина;

- оптимизировать информацию;

- структурировать информацию и составлять план;

- устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;

- переводить информацию в разные формы предъявления;

- формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу;

- создавать «информационную конструкцию», восстанавливать ее.

- создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания;

- создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

-адекватно отвечать на поставленный вопрос,

-адекватно передавать информацию собеседнику,

- работать в паре и группе,

-внимательно слушать и слышать партнера

- договариваться о чем-либо - корректно взаимодействовать с другими людьми

-участвовать в диалоге,

-отстаивать свое мнение и разрешать конфликты;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.

-принимать и сохранять учебное задание;

– определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

–оценивать собственные возможности для выполнения задания

-устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

-адекватно оценивать действия по выполнению задания.

-вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий;

- планировать свою деятельность;

-преодолевать затруднения (идти к цели);

-контролировать выполнение результата;

-соотносить способы и условия действий;

-оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие