Методические разработки

Стеклова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры

«Роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений»

Цель: выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
  2. Проанализировать какие игры закрепляют элементарные математические представления.
  3. Снять психоэмоциональное напряжение.

Обоснование необходимости проведения деловой игры.

«Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт Энштейн

Проведение данной деловой игры, было вызвано необходимостью выяснить, какова роль музыкально-дидактических игр в развитии и закреплении некоторых элементарных математических определений.

  Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном  возрасте дети проявляют  непосредственный  интерес к математическим  понятиям:  количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в  вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию  представлений.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим  у музыкального руководителя возникает  вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.[7]

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. [3]

 Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. "Без числа нет различения и расчленения, а, следовательно, нет и разума”. В  начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А.Ф.Лосев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно”. [5]

Гармония – одно из тех понятий, которое имеет математическое выражение (знаменитое "золотое сечение”) и вместе с тем применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. Любопытно, что и в русском языке слово "лад” имеет несколько значений. Это музыкальный термин, обозначающий строй, для которого характерно определенное соотношение тонов и созвучий, связанных тяготением друг к другу. Вместе с тем, "ладный” означает "красивый, пропорционально сложенный”, "лад” - согласие, мир; "ладами” называли в Древней Руси мужья жен и жены – мужей. Лада – славянская богиня весны и любви. Кстати, и слово "ладоши” - части рук, с помощью которых устанавливается и удостоверяется согласие и мир, также образовано от слова "лад”.

 Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т.д. [1]

Ход деловой игры.

I.Разминка.

Смекалка необходима не меньше, чем знания, она крайне необходима для выживания в сложных условиях детского сада.

Вопросы:

1. Назовите музыкальную часть растения и шляпки гриба?

А. диск

Б. кассета

В. пластинка

Г. Альбом

2. Какая танцевальная птица есть в природе?

А. краковяк

Б. мазурка

В. чечётка

Г. чардаш

3. Какой колокольный звон бывает?

А. вишнёвый

Б. рябиновый

В. малиновый

Г. земляничный

4. Комары делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк, на какую ноту? (фа #).

5. Какую важную роль в животноводстве, играет спокойная классическая музыка? (Повышает удои молока).

6. Назовите дерево – королеву звука? (Ель – дерево с уникальными звуковыми характеристиками, из неё изготавливают гусли, гитару, гудок).

II. «Знатоки ребусов»

А сейчас я вас прошу отгадать ребусы.

Ответы: барабан, бубен, треугольник.

 III. «Мозговой штурм»

Вопросы:

  1. Что является основой математических знаний? (счет)
  2. Какой самый яркий пример образца счета традиционно используются в педагогике? (считалки)
  3. Каково основное назначение музыкально-дидактических игр? (формирование у детей музыкальных способностей)
  4. Какие математические представления помогают закрепить музыкально-дидактические игры? (понятие о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени)
  5. Что объединяет музыку и математику? (число и время; гармония- одно из математических понятий, означающее «золотое сечение»)

IV. «Черный ящик»

Музыкально-дидактические игры:

Количество: «Музыкальное лото» (счет, форма), «Ритмический кубик» (счет, форма)

Величина: «Звучащий клубок» (длина), «Громко-тихо» (величина)

Геометрические фигуры: «Узнай свой инструмент» (форма, счет)

Ориентировка в пространстве: «Найди свой домик» (форма)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и  младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003,  №2. С.3

2.        Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.

3.        Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXIвек, 2004

4.        Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.– М., "Просвещение” 1982г.

5.        Лаптева В.А.  Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., "Сфера” 2003г.

6.        Метлина Л.С.  Занятия по математике в детском саду.– М., "Просвещение”. 1985г.

7.        Интернет-ресурс   http://festival.1september.ru/articles/410049/



Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну звуков»

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса:

  • Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать  художественный вкус.
  • Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический слух. Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
  • Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (ритм, длительность).
  • Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
  • Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы.
  • Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
  • Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения.

Материал: дидактические игры: «Выполни задание», «Лесенка - чудесенка», музыкальный  центр шумовые инструменты.

Ход образовательной деятельности

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный день! К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. А теперь поздороваемся музыкально.

Попевка - приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Музыкальный руководитель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну звуков. Закрываем глаза, 1,2,3. Вот мы и в волшебной стране звуков.

 - Посмотрите вокруг, послушайте, что вы слышите? (Ответы детей). А какие звуки вы слышите в детском саду, дома, на улице? (Дети называют: звук льющейся из крана воды, плач ребенка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, шорохи, звук телевизора, шум транспорта, разговоры и смех людей и др.) Наши ушки постоянно что-то слышат, эта страна звуков – повсюду, во всем мире, который нас окружает.  Как вы думаете, а какие звуки музыкальные? (Выслушиваю ответы детей).  Как их отличить от шума? Правильно, звуки они, можно сказать, упорядоченные, идут друг за другом.  Например: капель – это музыкальный звук?  Давайте с вами поиграем в игру  «Сосульки капают» и узнаем какие звуки музыкальные, а какие нет, какие бывают звуки (игра «Сосульки капают»)

Теперь мы знаем, что музыкальные звуки бывают короткие и длинные.

     Музыкально-дидактическая игра ««Выполни задание» (ритмический рисунок русская народная песня  «Василек») 

     Цель: Закреплять умение детей играть по заданному ритмическому рисунку.

     Игровой материал: карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

     Ход игры: ребенок должен сыграть заданный ритмический рисунок на шумовых музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Какой веселый у нас получился оркестр. Как красиво мы играли! Ребята, как вы думаете, как называется наш оркестр?  (Ответы детей). Правильно: шумовой. А почему? (Инструменты шумят, не имеют высоты). А у каждого  музыкального инструмента имеются разные звуки: высокие, низкие, средние.

- Ребята, посмотрите, какие музыкальные инструменты нас окружают? (Фортепиано, металлофон).  Как вы думаете, а  на каком музыкальном инструменте может проиграть   низкие звуки? Правильно, фортепиано. А какого  животного можно  изобразить? Послушайте, какого животного напоминает вам эта мелодия? (звучит Галынин «Медведь»). Правильно, это медведь. Послушайте, высокими звуками, кого можно изобразить? (звучит Р.Ребиков «Птичка»). Молодцы, правильно, это птичка. А средние звуки? Там, где детки поют. Значит все это - музыкальные звуки. И мы с вами споем распевку «Лесенка - чудесенка».

Распевка Е.Тиличевой «Лесенка-чудесенка»

«Вот иду я вверх, вот спускаюсь вниз»

- Ребята, а давайте поиграем  с вами в игру «Лесенка-чудесенка» и узнаем, как звуки двигаются по лесенке.

Музыкально-дидактическая игра «Лесенка-чудесенка»

Цель: Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Игровой материал: Карточка из плотного картона с фишками.

Ход игры: После ознакомления с попевкой – песенкой «Лесенка» педагог или ребёнок играет на металлофоне и предлагает детям узнать, куда идёт мелодия вверх или вниз.

Музыкальный руководитель: а как вы думаете в  этой песенке «Василек» куда идут звуки вверх или вниз. Куда идет мелодия? А какой ритмический рисунок? Похож он на наш рисунок? Давайте выложим из него песенку. Молодцы, вы справились с заданием. Правильно, сложили звуки песенки.  Вот теперь мы узнали, что музыкальные звуки имеют высоту и длительность и что нас везде окружают звуки и музыка.

Давайте мы в песенке расскажем об этом.

Песня «Мы с тобой друзья, музыка!» муз. и сл. Н.Орловой

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня мы узнали, что звуки бывают высокие и низкие, короткие и длинные, поиграли на музыкальных инструментах, спели песню про музыку, а сейчас настало время потанцевать. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте и танцуйте вместе со мной.

Танец «Лимонадный дождик»

Музыкальный руководитель: ребята вам понравилось наше путешествие в страну звуков? А что вам больше всего понравилось?  (Выслушиваю ответы детей). А теперь давайте вернемся обратно в детский сад. Закрываем глаза, 1, 2, 3. - глазки открываем, вот мы вернулись в детский сад. Спасибо, что помогли провести столь увлекательное путешествие.  До свидания, ребята!

Заключительная попевка «До свидания, ребята!»



Предварительный просмотр:

Путешествие на родину С.Есенина

Вед: Дорогие дети! Сегодня мы собрались на праздник, который приходит к нам каждый год. Это праздник осени. Лес становится праздничным, нарядным. Ярко-желтые, красные листья осыпаются с деревьев.

          Снова осень, снова птицы

          В тёплый край лететь спешат.

          И опять осенний праздник

          К нам приходит в детский сад!

Песня «Листопад»муз.Т.Попатенко сл. Н.Найденовой

Вед. Сегодня, ребята, мы поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине. Сейчас на дворе стоит осень. Сергей Есенин очень любил это время года. Он ведь и родился осенью. В этом году, 3 октября, отметается юбилей поэта.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

Вед. Какие замечательные стихи об осени написал поэт!

А мы приготовили песню об осени, только она не такая грустная как это стихотворение.

Песня «Осень-грустная пора?» муз.О.Девочкиной сл.Г.Якуниной

Вед. Сергей Есенин очень любил русскую природу, русские песни и танцы…

Презентация «Сергей Есенин»

Вед. Наши дети тоже выучили некоторые стихи Сергея Есенина.

Реб. Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что-разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю под покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

              (С.Есенин. Русь)

Вед. На стихи Есенина написано много песен –послушайте одну из них.

 «Клен ты мой опавший» муз. В.Липатова

Вед. Понравилась вам песня? Стихи Есенина так и просятся на музыку. А еще Сергей Есенин очень любил танцевать. Наши дети тоже любят танцевать.

Танец «Вальс» муз. Н.Голубовской

Вед.  Сергей Есенин всегда в своих стихах воспевал свою Родину.

Реб. Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

             («Русь советская»)

Вед. Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

             («Гой ты, Русь родная…)

Вед. И мы, ребята, знаем песню о Родине.

Песня «Моя Россия» муз. Г.Струве сл. Н.Соловьевой

Вед. Сегодня мы познакомились с великим русским поэтом Сергеем Есениным, его творчеством.



Предварительный просмотр:

Мелодии народного костюма

Цель. Познакомить детей с традиционными костюмами, музыкой народов Поволжского региона. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к народным традициям. Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать внимание, память. Воспитывать толерантность и чувство коллективизма.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Вед. Сегодня мы совершим путешествие в глубь веков: узнаем историю возникновения одежды народов, населяющих Поволжье, познакомимся с их музыкальной культурой. А какие народы проживают в Поволжье, вы знаете? (русские, чуваши, татары, марийцы, мордва, удмурты и др.)история нашего края показывает, что в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязычная, но во многом единая народная культура. Длительное проживание русских. Татар, чувашей, мордвы в близком соседстве привело к сходности национальных традиций в одежде. Сравнивая мордовскую одежду с русской, татарской, чувашской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много похожих элементов.

  Предлагаю отправиться в путешествие по волнам истории в чувашскую деревню.

   Самый древний стиль одежды сохранили чуваши. Женский пышный наряд включал разнообразные украшения: шумящие подвески, гривны, разноцветные бусы, величественный головной убор, височные подвески, серьги. В завершенности старинного костюма большую роль играют головные уборы (тухья, хушпу) и украшения из бисера, раковинок и монет. В далеком прошлом они играли роль оберегов, талисмана.

Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны, поверх которых зимой надевали суконные штаны. Обувью служили обычно лапти, в ненастную дождливую погоду к ним прикрепляли деревянные подметки.

Посмотрите, что делают девушки на иллюстрации? (танцуют). Наш чувашский народ очень любит песни, танцы, хороводы и игры. Давайте мы с вами споем песню.

«Асамат кĕперĕ» сăвви В.Давыдов-Анатри, кĕевви А.Никитинăн

Чaваш ен вaл – тaван ен,

Чуна aшa хамaр ен.

Чун aшшисeр пурaнма

Чaннипех те сaмaл мар.

 Чувашия талантами богата,

 Чувашия талантами сильна.

 И если только запоют девчата и ребята,

 То, значит, будет вечно жить она.

Родной наш край по праву можно

Жемчужиной Поволжья называть

В своих делах, словах и сердце

Чувашию мы будем прославлять!

Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достоин.

Здесь солнце, словно пышный каравай,

Тут воздух, будто на меду настоян.

Живет тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережет

Жемчужины преданий и традиций.

Симфонией звучит грачиный край.

И песней колосится тут пшеница.

Чувашская земля –родимый край,

Позволь перед тобою поклониться.

Чувашский танец

Сделал дело –гуляй смело! После работы можно и отдохнуть. Чувашские дети любили играть в разные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра…

Вед. Пора нам отправляться в другую деревню – мордовскую.

Красочностью, самобытностью, оригинальностью отличается национальная мордовская одежда – она и поныне бережно сохраняется во многих селах. Как предмет национальной гордости костюм входит в ритуалы семейных праздников, фестивалей народного творчества. Мордовские крестьяне при свете лучины создавали подлинные шедевры!

   Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами. Костюм играл в них огромную роль. Особенно велико было значение костюма в праздничных обрядах. Изготовленная вручную праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, очень своеобразны украшения. И в наши дни в мордовских народных костюмах участвуют в праздниках и концертах.

Мы тоже знаем мордовскую народную песню «Дядя Фома»

Песня «Дядя Фома»

 мордовская н.п. русский текст Н.Николаевой

Вед. Нам пора отправляться в путь: в древний город Казань.

А сейчас рассмотрим национальную одежду татарского народа. Отличительной особенностью татарской одежды от одежды других народов Поволжья является ее яркая расцветка. Татарская мужская рубаха, широкая и длинная, шилась из светлых гладких тканей. Поверх рубахи надевался камзол без рукавов и цветной широкий длинный пояс (нанки). Верхней одеждой, в которой выходили из дома, служил казакин. Он напоминал камзол, только был длинным, с длинными рукавами, глубоко запахивался и застегивался на пуговицы. Мужчины брили головы и одевали тюбетейки. Среди богатых татар были распространены кожаные сапоги (читек), а простые люди носили лапти.

   Женская одежда похожа на мужскую. Рубаха (кулмек) была одновременно и нижней, и верхней. Нагрудник из ткани носили только женщины. Поверх кулмека надевали камзол. Молодые женщины носили короткий камзол, пожилые – более длинный, до колен. Женские головные уборы –покрывала-платки; шаль, которая надевалась поверх яулыка; головное полотенце (тастар), похожее на сурпан чувашей; колпаки, связанные из тонких ниток различных цветов; тюбетейки (их носили только пожилые женщины).

А сейчас предлагаю поиграть в татарскую игру «Серый волк»

Татарская народная игра «Серый волк»

Среди игроков выбирают водящего –это Серый волк. Серый волк прячется в одном конце зала, присев на корточки, остальные игроки собираются в противоположной стороне. По сигналу дети идут собирать ягоды и грибы в «лес». Навстречу им выходит ведущий и ведет с детьми диалог:

-Вы, друзья, куда спешите?

-в лес дремучий мы идем.

-Что вы делать там хотите?

-Там малины наберем.

-Вам зачем малина, дети?

-Мы варенье приготовим.

-Если волк в лесу вас встретит?

-Серый волк нас не догонит!

Дети подходят к тому месту, где укрывается Серый волк, и хором говорят:

«Соберу я ягоды и сварю варенье, милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много –всю и не собрать. А волков, медведей вовсе не видать!»

Серый волк встает и бежит за игроками, стараясь поймать кого-нибудь. Пленников он уводит в свое «логово». Игра продолжается до тех пор, пока Серый волк не переловит почти всех детей. Побеждает самый сильный, ловкий игрок, который остался на свободе.

Вед. Пора нам, ребята, отправляться дальше в другую деревню – русскую.

Традиционная женская русская одежда включала в себя рубаху, сарафан, душегрею. Рубаху характеризовали прямые полики –плечевые вставки, собранные у ворота сборки для придания рубахе пышности. Особенностью русских рубах были украшения. Обязательной частью костюма являлся сарафан –безрукавная одежда, которую надевали поверх рубахи. С шелковым сарафаном в летнее время надевалась душегрея на лямках. Такую одежду девушки и женщины носили в будни.

   Мужская одежда по сравнению с женской отличалась простотой. Основными ее частями были рубаха и штаны (портки). Будничная одежда выполнялась из льняного или конопляного холста. Рубаху носили навыпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен, ее перехватывали узким или широким поясом ручного изготовления.

Сегодня дети нарядились в русские народные костюмы. Пускай они спляшут под русскую плясовую.

«Барыня» р.н.т.

Вед. Веселая, удалая получилась у нас пляска! Вот и подошло к концу наше путешествие по истории костюмов народов Поволжья. Пора возвращаться.

Много людей разных национальностей живёт у нас в Поволжье: мордва, татары, русские, чуваши… Они живут дружно, помогают друг другу. Так же, как мы в нашем детском саду.

           Ну а мы с вами живём в Чувашии, в красивом крае и поэтому закончить наш сегодняшний праздник я предлагаю вам спеть песню «Белый, синий, красный»

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

«Белый, синий, красный» муз и сл С.Смирновой (3,2010,с.55)



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе  группе

«Зимние узоры»

Цель. Формирование у детей умения чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Формирование творческих проявлений во всех видах музыкальной деятельности.

Образовательные задачи. Развитие умения высказываться о музыке, используя разнообразные определения. Формирование у детей навыка петь выразительно, передавая характер песни. Развитие умения передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.

Развивающие задачи. Развитие  способности эмоционально откликаться на музыку. Развитие воображения, ассоциативного и образного мышления, памяти, речи и речевой выразительности. Закрепление навыка использования знакомых движений.

Воспитательные задачи. Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера, образа. Совершенствование коммуникативных навыков, установление межличностного доверия, развитие интереса к партнерам по общению.

Ход НОД

Дети заходят в зал, музыкальный руководитель приветствует их.  

М. р. Снег пушистый серебрится,

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

А на нашей ёлочке –

Острые иголочки!

И зимой, и летом

Ёлка так одета!

Ёлочка с нетерпением ждала, когда вы придете в зал. Давайте с ней поздороваемся музыкальной  песенкой!

«Ёлочка» муз. С.Алексеевой сл.Т.Волгиной (7,2010 с.54)

М. р. В лесу зима, в лесу бело,

Вокруг сугробы намело.

У ёлочек макушки

В серебряной опушке.

Давайте покажем, какие елочки в лесу!

Стихотворение с движениями.

М. р. А я вам сейчас загадаю первые зимние загадки.

По утрам в рассветной мгле
Кто рисует на стекле? (Мороз.)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз.)

Вырос лес - белый лес.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Зимние узоры на окне.)

Об этой особенности зимы поэты рассказали так:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне старик-Мороз

Льдинкой росписи нанёс...

(Г. Ладонщиков)

М.р. Ребята, а вы знаете какие-нибудь стихи о зимних узорах?
Ребёнок. Он рисует на стекле

Пальмы, звёзды, ялики.

Говорят: ему сто лет,

А шалит, как маленький.

(Б. Тароховская)

М.р А ведь мы и песню об этом знаем, давайте её споём.

«Дед Мороз живет в лесу морозном» муз. М.Еремеевой сл.С.Еремеева (6,2012 с. 38)

М.р. Ребята, скоро Новый год! Приедет Дед Мороз, у нас будет веселье

вокруг ёлки, танцы, смех! А  какой же танец можно исполнить у ёлочки?

Предполагаемый ответ детей: хоровод, польку, вальс!

М. р. Вокруг ёлочки пойдём, хоровод мы заведём!

«Скоро Новый год» муз. и сл. Т.Кривовой (7,2012 с.56)

М.р. А сейчас я предлагаю вам представить, что за окном морозно и наши окна покрывают красивые зимние узоры. А пофантазировать вам поможет музыка «Ноябрь» из «Времен года» Петра Ильича Чайковского.
Дети слушают музыку, обсуждают её характер.

М.р.  Вам удалось придумать узоры? А теперь нарисуйте узоры с помощью красок и нитей.

М.р. а теперь, ребята, мы нарисуем узоры при помощи движений.

Танец «Зима-красавица»