Журнал для родителей


Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (ребенок капризничает, трет глаза, зевает).

  1. Переключайте ребенка перед сном на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите малыша говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

  1. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

  1. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

  1. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

  1. Спойте малышу песенку.

  1. Пообщайтесь с ребенком, почитайте ему книгу, поговорите с ним.


Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

  1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

  1. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

  1. Убирайте игрушки вместе с малышом.

  1. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

  1. Формулируйте просьбу убрать игрушки, доброжелательно. Не приказывайте.

  1. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием малыша спать.

  1. Учитывайте возраст и возможности ребенка.


Предварительный просмотр:

Психологический практикум

«Завтра в школу. Каков Ваш ребенок сегодня?»

Подготавливая  ребенка к школе, поинтересуйтесь, знает ли он:

  • Как в школе нужно обращаться к учителю?
  • Как ему нужно поступить, если нужно о чем-то спросить учителя?
  • Что сказать, если ему во время урока понадобилось выйти в туалет?
  • Что такое урок?
  • Как определить, что пора идти на урок?
  • Что такое перемена?
  • Как в школе называется комната, где дети учатся?
  • Как называют книги, по которым дети учатся?
  • Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
  • На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
  • Что такое отметка?
  • Какие отметки плохие, а какие хорошие?
  • Что такое каникулы?
  • Какие бывают каникулы?

Выводы и предложения:

Если ребенок четко ответит на вопросы – можно не волноваться, первые его школьные шаги пройдут без стресса.

Если же он затрудняется с ответами, не паникуйте, впереди еще есть время. Беседуйте с малышом о школе каждый день по 5-10 минут.

Летом накануне первого учебного года:

  • Зайдите с ребенком в школу, пройдите по коридору, посмотрите, где ваш класс, где раздевалка, туалет, школьная столовая.
  • Узнайте, как будут звать вашего учителя, и постарайтесь, чтобы ребенок четко и без страха произносил его имя и отчество.
  • Заранее приобретите школьную форму, ранец, учебники, письменные принадлежности. Постарайтесь, чтобы в форме ребенку было ловко и приятно.
  • Научите ребенка быстро складывать вещи в ранец, находить и доставать необходимое.
  • Подготовьте рабочее место для будущего школьника и последние пару недель постарайтесь заниматься за его столом.

Наличие рабочих навыков к школе:

  • может слушать других;
  • следует указаниям взрослых;
  • сосредотачивается на заданиях;
  • выполняет задания;
  • аккуратен с дидактическим материалом;
  • уважает чужую собственность;
  • готов попробовать новое задание;
  • уверен в своих возможностях;
  • задает вопросы для выяснения непонятного;
  • не беспокоит на занятиях окружающих;
  • организован.

        Рекомендации

Если большинство показателей пока отрицательны, смените методику работы с ребенком.

Перед занятием с малышом тщательно подготовьте рабочее место, уберите все предметы, отвлекающие внимание, по окончании вместе с ним приведите все в порядок.

Задание давайте спокойным, доброжелательным голосом; не повторяйте его больше двух раз. Попросите ребенка повторить задание и объяснить, как он его понял. Не поощряйте бесконечные переспрашивания. Хвалите ребенка за сосредоточенную, упорную работу.

При удачном выполнении задания предложите сделать еще одно и обязательно подчеркните, что и его он исполнит отлично. Однако, не переусердствуйте: ребенок быстро устает.



Предварительный просмотр:

Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?

Тест

Уважаемые родители!

С помощью данного теста Вы сможете определить степень своей готовности к будущей школьной жизни ребенка. Вам предлагается 12 утверждений. За каждое утверждение, с которым Вы согласны, поставьте себе 1 балл. Если Вы не согласны с утверждением, 0 баллов.

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать – учительница.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращаются незнакомый взрослый человек.
  10.  Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11.  Начальная школа, по моему, редко способна чему – либо научить ребенка.
  12.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Оцените результат.

Если Вы набрали до 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.

6 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе. Что это такое?

Родители часто задают вопрос«Можно ли дома подготовить ребенка к школе?» давайте попробуем разобраться в этом.

Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности?» прежде всего это мотивационная, личностная готовность, в которую входят«внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень зрительно – моторной координации. Рассмотрим каждую составляющую этого «набора» подробнее.

Хочет ли ребенок идти в колу?

Прежде всего, желания «пойти в школу» и «учиться» существенно отличаются друг о друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что его сверстники тоже туда пойдут, потому что к школе он получит новый, красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако, это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем малыша, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например на ранец или тетрадки, а так же закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, или готовить уроки(которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того, чтобы выучить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой, или прогулкой, но в принципе он принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять определенные правила и иметь права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника».

Важно так же рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности ложатся на его плечи. Уже пятилетним детям на доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».

Нужно ли уметь читать?

Теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многиеродители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке к школе.

Главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы и цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что, для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы мог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения.

Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Умеет ли ребенок слушать?

А теперь давайте поговорим о волевой готовности. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, что ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные несложные задания. При этом обязательно попросите ребенка повторить услышанное, чтобы убедиться в том, что он все правильно понял и запомнил.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, умение сосредоточиться на задании и их работоспособность.

 



Предварительный просмотр:

«Психология развития дошкольника.

Создание условий для охраны психики ребёнка от стрессов и перегрузок»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.

Дети дошкольного возраста имеют свои психологические особенности развития. Начав ходить, ребенок делает множество открытий, знакомится с предметами, которые находятся в комнате, на улице, в детском саду. Беря в руки разнообразные предметы, рассматривает их, прислушивается к звукам, которые исходят от предмета, познает какими качествами и свойствами обладает этот предмет. В этот период у ребенка формируется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

В 5-6 летнем возрасте ребенок, словно губка, впитывает всю информацию. Ученые доказали, что в этот возрастной период ребенок запомнит столько информации, сколько потом он не запомнит в жизни никогда. Это период, когда ребенок интересуется всем что может расширить его кругозор и в этом ему помогает окружающий мир.

В период дошкольного детства идёт стремительное развитие психических процессов, а именно: восприятия ребенка, его воображения, внимания, мышления, памяти и речи. В процессе восприятия дети усваивают информацию, то есть начинают думать и осознавать, что делать можно, а что нельзя. Запоминают это, и далее происходит образование мышления. Игры стимулируют развитие воображения, включая символические функции в виде замещения предметов одними на другие. Известно, что с процессов взросления ребенок становится умнее, сообразительнее и смышленее. В дошкольном возрасте совершенствуется и речь ребёнка. Он переходит от ситуативной речи к контекстной. Появляется эгоцентрическая речь, происходит возникновение монолога, и формируются предпосылки к появлению письменной речи.

Эмоциональная сфера

В целом для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность. У них не бывает конфликтов и сильных аффективных вспышек по незначительным поводам. Но это вовсе не означает, что насыщенность эмоциональной жизни ребенка будет снижаться. Ведь день дошкольника наполнен эмоциями настолько, что к вечеру ребенок утомляется и доходит до полного изнеможения.

Дошкольник начинает печалиться и радоваться не только от дела, которое он делает в настоящее время, но и от того, что он будет делать в дальнейшем.

Все что делает дошкольник — рисует, играет, лепит, конструирует, помогает маме, выполняя домашние дела — должно обладать яркой эмоциональной окраской, иначе дело быстро разрушится или вообще не состоится. Это объясняется тем, что ребенок в этом возрасте не способен выполнять работу, которая ему не интересна.

Соподчинение мотивов считается наиболее важным личностным механизмом, который формируется в этот период. Дошкольный возраст - это время, когда начинает проявляться соподчинение мотивов, которое потом продолжает последовательно развиваться. Если у ребенка одновременно появлялось несколько желаний, то для него это было практически неразрешимой ситуацией (ему было сложно определиться с выбором). Со временем дошкольник приобретает разную значимость и силу и может легко принять решение в плане выбора. Через время, ребенок научится подавлять свои непосредственные побуждения, и уже не будет реагировать на заманчивые предметы, ведь у него появятся более сильные мотивы, которые будут служить «ограничителями».

Бесполезно от детей требовать обещаний, да и вредно, ведь свои обещания в ряде случаев дети не выполняют, а ряд невыполненных клятв и заверений развивают в ребенке беспечность и необязательность. Ребенок в этот период усваивает этические нормы, которые приняты в обществе, учится оценивать поступки, учитывая нормы морали, свое поведение подстраивает под эти нормы. У ребенка появляются этические переживания. Сначала ребенок оценивает чужие поступки, например литературных героев или других детей, так как свои поступки еще не умеет оценивать.

В этом возрасте важным показателем является оценочное отношение дошкольника к другим и себе. Дошкольники нередко критически относятся к своим недостаткам, своим сверстникам дают личностные характеристики, подмечают отношения между ребенком и взрослым, а также между взрослым и взрослым. Однако примером для детей остаются родители.

Когда ребенок достигает 6-7 летнего возраста, он начинает помнить себя в прошлом, осознавать в настоящем, представлять в будущем.

Ребенок познает и воспринимает жизнь через игру, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Сюжетно–ролевые игры, конструкторская деятельность, познавательная, художественная, творческая деятельность, интерес к музыке и другие виды деятельности: всё это даёт взрослым больше возможностей общаться с ребенком и лучше понимать его.

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств. Современные дети стали все чаще испытывать так называемую эмоциональную усталость. Очень важно знать границы психоэмоциональных возможностей малышей  и не допускать действия тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания.

Ошибки воспитания, эмоциональные перегрузки с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптивных форм поведения.

Опасность развития невроза у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Суть его заключается в следующем. Многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы вырабатывать у ребёнка сдержанность, умение «затормозить» свои желания.  Но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность. И нередко эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т. д. Постоянные запреты обуславливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т.п. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и физической деятельности.

Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и взрослыми, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

Основной принцип профилактики нервных перегрузок и стрессов у детей — это соблюдение оптимального ритма жизни: разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Если ребенок на распоряжение реагирует резко отрицательно, нецелесообразно настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям распоряжения следует отдавать не в форме приказания, а в виде просьбы, сопровождая ее словами «пожалуйста», «будь добр» и т. п. Предложения и просьбы педагог должен произносить без ноток раздражения, а тем более гнева, наиболее уместен ровный, спокойный тон. Важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко  разграничивать личностные черты, т. е.  присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка. Признаки дискомфортного состояния у ребёнка можно выявить на основе обычного способа – наблюдения.

Основными из них являются:

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • Беспокойство, непоседливость;
  • Частое проявление упрямства, капризов;
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец;
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • Стремление к уединению;
  • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Для профилактики дискомфортных состояний  необходимо тонко подбирать эмоциональные формы воздействия во взаимоотношениях с ребенком.

Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, существуют разнообразные методы.

К ним относятся:

- песочная терапия - игры с песком;

- игротерапия игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус;

- сказкотерапия –чтение сказок;

- музыкотерапия;

- арттерапия;

- упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности;

- упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация и т.д.

Чаще всего коррекционно-развивающие упражнения связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения, но и зачастую требуются игры, которые повышают эмоциональный тонус ребенка, и поэтому я хочу познакомить вас с системой игр и упражнений, позволяющих как поднимать эмоциональный тонус, так и снимать мышечное и эмоциональное напряжение.  

Имитационная игра        

Упражнения выполняются сидя на стуле:

       1. Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

        2. Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

        3. Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения готовой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.

  «Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица:

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.



Предварительный просмотр:

Как справиться с кризисом семи лет.

1. Прежде всего, нужно помнить, что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

 2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

 3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

 4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий

 5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Как научить ребенка владеть собой?

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.

(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

 1. Что тебя может разозлить?

 2. Как ты себя ведешь, когда злишься?

 3. Что чувствуешь в состоянии гнева?

 4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

 5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.

 6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

 7. Какие слова для тебя самые обидные?

 Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

 1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

 2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

 

3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

 4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.

 Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).

 Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.

Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!

 5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

 

6. Игра «Обзывалки».

 Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.

 Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять ребенка своим эмоциями.

Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»

Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

 Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно.



Предварительный просмотр:

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Тест

Уважаемые родители!

С помощью данного теста Вы сможете определить степень готовности Вашего ребенка к обучению в школе. Вам предлагается 18 утверждений. За каждое утверждение, с которым Вы согласны, поставьте себе 1 балл. Если Вы не согласны с утверждением, 0 баллов.

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых ни сколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.  Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: помидоры, морковь, лук – это овощи)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

        

Если Вы набрали 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, почитайте специальную литературу;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, а лучше попробовать пройти тестирование у психолога и логопеда, которые помогут Вам найти оптимальный путь развития ребёнка и подготовки к школе.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

1.           Их длительность не должна превышать 35 минут.

2.           Занятия с ребёнком должны быть обоюдно добровольными.

3.           Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

4.           Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Желаю Вам успехов – и больше веры в себя и в возможности своего ребёнка!



Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку подготовиться к школе»

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе?

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

  1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания,
    умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
  2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение
    сосредоточиться, управление эмоциями);
  3. Социальная готовность (умение общаться, произвольность поведения в
    коллективе, способность обучаться).

4.Физическая готовность.

Рассмотрим эти критерии поподробнее. 

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в    широком кругозоре,     запасе     конкретных     знаний,     в     понимании     основных закономерностей. Должны быть развиты: любознательность, желание узнавать новое, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буквы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

Развитию широкого кругозора способствует чтение познавательных энциклопедий, художественной литературы, просмотр познавательных телепередач про животных и путешествия, беседы с детьми об окружающих явлениях, предметах, просмотренных передачах. То есть всё, что ребёнок наблюдает должно обсуждаться.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Он должен владеть обобщающими понятиями.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность,
что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент
резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь.
Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных
умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии
психических функций,        обеспечивающих        обучаемость.

А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

Эмоциональная готовность.

Основой   эмоциональной   готовности   ребенка   к   школе   является восприятие ребенком школьного обучения как ступеньки к взрослости. Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Далее поговорим о социальной готовности.

Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Он должен выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя        на занятиях.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Ребёнок должен иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Физическая готовность подразумевает достижение ребёнком возраста 6,5 лет.

Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к
школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что
развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или
проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а
не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи -
залог его полноценного развития.

Запомните! Важен не объём, а качество знаний ребёнка.

Важно не учить читать, а развивать речь.

Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.  Чтобы подготовиться к письму, нужно научить ребёнка брать ручку правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Успешность в математике зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше - меньше», «старше - моложе», «горизонтально-вертикально» и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

В заключении хотелось бы вам напомнить, что развитие ребенка в этом возрасте очень важно потому, что после семи лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом то ли получится, то ли нет, бабушка надвое сказала.



Предварительный просмотр:

«Как подготовить ребенка к посещению детского сада»

Начало посещения детского сада - это серьезное событие в жизни каждого малыша и поэтому оно требует достаточно серьезного внимания со стороны родителей, для того, чтобы помочь ребенку преодолеть период адаптации с минимальными психологическими затратами.

Коротко расскажу о том, какие бывают виды адаптации.
• легкая адаптация — когда поведение ребенка нормализуется в течение 10—15 дней; малыш соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны;

• средней адаптация считается, если поведение и самочувствие ребенка нормализуются в течение месяца или 2-х, ребенок на короткое время теряет в весе. Малыш может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.  В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад).

Для успешной адаптации важна предварительная подготовка к детскому саду,  которую можно начинать с развития у ребенка умения общаться с другими детьми. По-чаще гуляйте с малышом на детских площадках, ходите в гости сами и приглашайте к себе домой других детей. Учите ребенка принятым нормам общения: как познакомиться, начать игру или присоединиться к уже играющим детям, учите обмениваться игрушками, соблюдать очередность в играх, решать конфликты и т.п. 

Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше даже не вдвоем, а втроем – вчетвером (с папой, бабушкой и пр.): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, коллективного, вместе с другими детьми.

Необходимо, так же развивать у малыша навыки самообслуживания, его самостоятельность. Ребенок, умеющий самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться   в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его психологическом самочувствии. Помочь развить подобные навыки могут занятия, в содержание которых есть подобные задачи: к примеру, различные упражнения на застёгивания – расстегивания кнопок, пуговиц, замков; пересыпания – переливания и т.п. На первый взгляд, эта деятельность может показаться вам пустяковой, но для ребёнка – это целая наука, осваивая которую он быстрее становится самостоятельным, уверенным, самодостаточным!

    Все разговоры о садике с ребенком должны носить только позитивную окраску. Подчеркивайте все преимущества садика: о том, сколько новых  друзей там появится, как там интересно и весело, много игрушек и разных игр; о том, как много детей хотят ходить в детский садик, но не могут, так как ещё слишком маленькие и многое не умеют – это может придать ребёнку ощущение взрослости, своего «особенного» и очень ответственного  положения – что  может добавить нужного настроя. Читайте стихи, рассказы про детский сад. 

В первое время посещения детского сада, как правило, ребенок плачет при расставании с мамой, потому что слезы - единственный способ, которым он может показать, что он беспокоится. Поэтому, при расставании с малышом будьте уравновешены и спокойны,  ведь ваше состояние полностью ему передается.  

Вот несколько правил хорошего и полезного для ребенка прощания.

- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).

- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете, только очень просто, например: «Я иду в магазин за покупками», или «Я иду на работу печатать на компьютере». Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что, то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будешь с воспитателем и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать».  Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Если ребенок сильно плачет при расставании и хватается за маму, то прощайтесь как можно быстрее, не затягивайте расставание.
Так же помогут «ритуалы».

«Ритуал» - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на несколько минут берет малыша на руки, целует и говорит, куда уходит и когда придет; 

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.),  говорит «спасибо» и «пока-пока»; 

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит малыша доверять взрослым.  Это доверие и знание снижает его тревогу.

Уважаемые родители! В этот непростой период так же важно ваше непосредственное взаимодействия с воспитателями. Ведь воспитателю для того чтобы хорошо узнать вашего ребенка необходимо время, и именно тесный контакт и нацеленность на конструктивное сотрудничество с педагогами значительно ускорят этот процесс. Опыт нашего центра показывает, что постоянное взаимодействие педагогов и родителей, во многом способствуют более легкому вхождению ребенка в новую для него среду.

Несомненно, в этот период очень важны  профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. Но все - таки, очень значимыми остаются ваше, уважаемые родители, внимание, любовь и поддержка. Общайтесь, обнимайтесь с малышом еще больше! И не забывайте, ребенок очень хорошо чувствует Вас! Будьте спокойны сами!

Желаю вам спехов!