Естественные науки

Материалы для проведения переводного экзамена по физике  и биологии в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаблон визитной карточки проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Боклаг Зинаида Михайловна

Учитель географии

Номер и название школы

МБОУ «ООШ №15 н. п. Нивский»

Город, область

н. п. Нивский  Мурманская  область

Описание проекта

Название проекта

Экологическое  состояние реки  Нива

Краткое содержание проекта

Проект разработан в рамках программы по географии в 6, 8  классах при изучении регионального  компонента.  В проекте рассматриваются вопросы  экологического  состояния реки  Нива.. Цель проекта: научить детей использовать  знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. В ходе выполнения проекта ученики используют межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики обучения. Проект создается на основе проведенных исследований, обзора литературы, использования медиа - ресурсов. Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, буклета) в котором отражены результаты исследования по той или иной теме курса. Проект учит сознательно использовать знания и побуждает к разностороннему их применению.    Привлекает всеохватывающей значимостью. Формирует нравственно –ценностное отношение к воде, как источнику жизни, красоты, духовных сил человека. Систематизирует знания о строении речной системы. Продолжает совершенствовать навыки и умения работы с географическими картами, таблицами, медиасредствами. Проект развивает необходимые умения и качества, востребованные в XXI веке. Проект помогает ученикам в самообразовании, самовоспитании, самоутверждении и саморазвитии

Предметная область

География, экология,  химия, биология

Возрастная группа учащихся, класс(-ы)

6,8 кл.

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

8 часов

Основа проекта

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

http://college.ru/pedagogam_old/308/310/424/ Государственные образовательные стандарты по географии направлены на достижение следующих целей :

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии ;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • давать оценку  экологического  состояния  реки;
  • определять  степень  ее  загрязнения промышленными  предприятиями;
  • будут понимать роль воды в жизни Земли и необходимость бережного отношения к ее запасам;
  • приводить примеры практического использования  речной воды;
  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • -изучат источники загрязнения питьевой воды и методы ее очистки.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • создавать компьютерную презентацию;
  • работать в команде;
  • уважать различные мнения;
  • эффективно общаться.

Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос

Очищая – сохраняем, не загрязняя- сбережем?

Вопросы учебной темы

  • Почему вода играет важную роль в существовании всех живых организмов?
  • В чем уникальность воды как химического вещества?
  • Как деятельность человека влияет на состав воды?
  • в  чем  практическое  значение  реки  Нива?
  •  Какова роль ее в  жизни  человека?

Вопросы по содержанию

  • 1. Какими свойствами обладает вода?
  • 2. Как влияет состав воды потребляемой воды на человеческий организм?
  • 3. Что определяет качество питьевой воды?
  • 5. Что служит источниками загрязнения воды в реке Нива?
  • 6. Какие меры нужно предпринять для решения проблемы загрязнения воды?
  •  Что ты можешь сделать для изменения экологической  ситуации  в лучшую сторону?

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  1. Обсуждение плана проведения проекта в школе. План проекта.
  2. Выявление сферы интересов учащихся в форме беседы и анкетирования, при знакомстве с презентацией учителя

         3 . Стартовая  презентация

            учителя

  1. Ознакомление учащихся с критериями оценивания презентации учащегося

  • Обсуждение предварительных результатов в каждой группе, в случае необходимости - корректировка
  • Обработка результатов и их представление в виде различных Интернет-продуктов (презентация, вики-статья и т.д.).
  • Неформальное общение
    с учащимися.

Оценивание  проекта

Представление проекта

 Итоговое обсуждение

Описание методов оценивания

Ознакомление учащихся с критериями самооценки и оценки результатов исследования (буклет, презентация, вики-статья др.)

Суммарное оценивание результатов исследований на защите проекта.

После завершения работы над проектом проводится итоговое обсуждение, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности .

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

  • Иметь общие понятия о  свойствах воды, роли воды в жизнедеятельности человека и животных, ее влияния на климат местности, круговороте воды в природе.
  • Уметь планировать свою работу
  • Уметь работать с источниками информации
  • Иметь навыки работы на ПК (текстовый, графический редактор, создание и редактирование слайдов презентации, работа в сети Интернет)

Учебные мероприятия

На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует обсуждение актуальных проблем в рамках учебной темы. По технологии «Мозгового штурма» учитель совместно с учащимися формулирует проблемы исследования, выбирает творческое название проекта. Далее происходит обсуждение со школьниками возможных источников информации, предстоящих исследований, разрабатывается план действия каждого участника проекта. Затем учащимся предлагается разделиться на 3 группы, каждая из которых будет исследовать одну из проблем. Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулированная проблемными вопросами.

Проведение исследований. Учащиеся проводят сбор и анализ информации по следующей схеме:

1группа изучает теоретический материал;

2 группа проводит поиск информации о загрязнителях  реки Нива;

3 группа проводит эксперимент по составу воды  и наличию соединений.

Все группы в ходе исследования проводят сопоставление и анализ собранных данных обрабатывают результаты исследований, которые они оформляют в виде презентации и буклета.

Предварительная оценка работ. По результатам исследований учащиеся готовятся к выступлению, где каждая группа представляет  результаты своей работы. Во время подготовки руководитель проекта оценивает работу групп в соответствии с критериями оценки ученических работ.

Презентация результатов исследования. Официальное представление и защита полученных результатов проходит на итоговом обсуждении.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Начиная с первого этапа проекта, учащиеся имеют возможность выбрать то направление, которое ему интереснее:

- проведение доступных ему исследований;

- проведение социологических опросов и анкетирования;

- компьютерная обработка и анализ результатов;

- организация демонстрации с помощью технологических инструментов;

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Нет .

Одаренный ученик

 Расширенный  спектр учебных исследований.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы)

Фотоаппарат*

Компьютер(ы)*

Цифровой фотоаппарат*

DVD плейр

Сеть Интернет*

Лазерный диск*

Принтер*

Проектор*

Сканер

Телевизор

Видеомагнитофон

Видеокамера*

Оборудование для видеоконференций

Другое

Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)

Базы данных*, электронные *таблицы

Издательские системы*

Программы для *электронной почты

Электронные энциклопедии*

Программы обработки изображений*

Веб-браузер*

Мультимедийные *прграммы

Программы редактирования веб-страниц*

Текстовый редактор*

Другое

Печатные материалы

  1. “Мурманская область: география и история освоения”. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 1996г. Рецензенты: Н.И. Ливадний, Г. Г. Матишов. Мультимедийные издания:
  2. Возница В.М. География Мурманской области” (учебное пособие для обучающихся 6 класса образовательных учреждений Мурманской области). Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, 2007г.
  3. “Растительные сообщества Кольского полуострова”. Н.В. Василевская, Е. В. Шошина, И. А. Петрова. Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2006.
  4. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. Комитет по образованию Мурманской области, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2006.
  5. Антонов А.А., Загородный В.Г. и др. “География Мурманской области”. Учебное пособие для учащихся 8–9 классов. Мурманское книжное издательство 1993.
  6. http://college.ru/pedagogam_old/308/310/424/

Интернет-ресурсы

www.krugosvet.ru 

http://ru.wikipedia.org 

http://docs.google.com/Doc?id=dc6ssgms_4c538mzd4 

http://docs.google.com/Doc?id=dc6ssgms_3fn4366cd 

http://docs.google.com/Doc?id=dc6ssgms_5d8dsw9gt 

http://www.aquatechnology.ru/serv1.html

http://filtr-voda.com/umyagchit.html

http://www.eco-center.ru/sysfilter-analiz.php

http://www.aquafilter.ru/water/norma.htm

http://www.labor.promzone.ru/stat_i/cto_takoe_mi.htm

http://baxrefer.ru/21/dok.php?id=rk056

http://www.murmantourism.ru/sights/niva_reka/

http://www.murmantourism.ru/sights

http://mancompany.ru/life/regions/detail.php?ELEMENT_ID=1883

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/83749/%D0%9D%D0%98%D0%92%D0%90

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%E2%E0_(%F0%E5%EA%E0)

http://wiki-linki.ru/Citates/641762

http://kolaenc.gov-murman.ru/nature/riverslakes/

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=604392

http://nature.gov-murman.ru/news/files/20110530_1406.pdf

http://www.kandalaksha-admin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=538&Itemid=192

Другие ресурсы

Работники  санитарно-эпидемиологической станции, предприятий  города,  очистных сооружений



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                   



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                   



Предварительный просмотр:

   Исследовательская  работа .

  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ  РЕКИ  НИВА.

                                         Берегите эти земли, эти воды,

                                         Даже малую былиночку любя.

                                         Берегите всех зверей  внутри природы,

                                         Убивайте лишь  зверей  внутри  себя!

                                                                        Е. Евтушенко.

Цель: исследование экологического состояния реки  Нива.

Задачи исследования:

  • провести исследование речной воды на цветность, запах, прозрачность, мутность в условиях школьной лаборатории;
  • провести несколько опытов на обнаружение вредных  веществ  в условиях лаборатории санэпидстанции г. Кандалакша;
  • изучить влияние обнаруженных в воде химических элементов на здоровье человека;

Содержание.

Введение.

Краткая  характеристика  реки Нива.

Анализ чистоты  воды  в реке.

Влияние  загрязнения  воды  на  организм человека.

Заключение .

Введение .

По количеству и  красоте  рек Мурманская  область может легко соперничать с другими  регионами страны. Их общая  протяженность  составляет 63 тыс. км.- это  в  1,5 раза больше протяженности экватора Земли. Знаете,  сколько рек, ручьев, речушек  протекает  по  территории нашей области? Около   21 тысячи. Реки  используются  для водоснабжения городов, поселков,  предприятий   края, на  их энергии работает  17 электростанций. В  реках  вода  особая -  проточная. Обновляется в среднем  каждые  19 дней. Значение рек  велико  и  огромно. Проточность  воды  в  реках способствует лучшему насыщению ее  кислородом,  соответственно, и лучшему   качеству  воды.  Реки  исстари играют  огромную  роль в  жизни  человека,  поэтому  необходимо знать их  наиболее  важные  характеристики.

В последнее время оказываются сильные антропогенные воздействия на поверхностные водоёмы. Это и различные сбросы промышленных и бытовых вод, и шумовое загрязнение, и нарушение структуры водоемов при механическом перемешивании слоёв воды, а также нарушение термического режима. Всё эти факторы приводят к различным изменениям в водных экосистемах, что отражается и на общем состоянии природы и на человеческом обществе.
Природа реки Нива  испытывает наиболее сильное отрицательное влияние человека.  Здесь располагаются  промышленные предприятия и населённые пункты.

Краткая  характеристика  реки  Нива.

Нива — река на Кольском полуострове в Мурманской области России. Длина 36 км. Площадь бассейна 12 800 км². Вытекает из озера Имандра, впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Питание в основном снеговое и дождевое. Средний расход воды 15 м³/с (в 15 км от устья). Порожиста. Сплавная. В местах порогов не замерзает. Сток регулируется. На реке каскад гидроэлектростанций.

Анализ  чистоты  воды  в реке  в школьных  условиях.

Необходимо  знать  правила набора воды для анализа:

Для анализа воды подготовить  чистую пластиковую бутылку с крышкой.

Бутылка должна быть  чистой (можно  ополоснуть речной водой для  большей достоверности)

Наполнять бутылку для анализа воды следует полностью.

Набор воды производится  в районе населенного  пункта Нивский.

 В  школе  совей  рабочей  группой проводится  исследование речной воды на цветность, запах, прозрачность, мутность.

Запах воды в водоеме может обуславливаться  попадающими в него стоками канализации, промышленными стоками - это искусственные запахи. Может  появляться  при отмирании организмов  или  их  жизнедеятельности- это  естественный  запах.

Определять нужно  в помещении, где  нет посторонних  запахов. Воду  налить  в  пробирку, закрыть, немного  подержать в  таком  состоянии, открыть. Запах  может быть: ароматический, болотный,  рыбный,  гнилостный, неопределенный. Интенсивность запаха  может быть слабой, сильной,  еле заметной  и  т. д.

Определение цветности воды.

Цветность  можно  определить, сравнивая исследуемую воду с дистиллированной. Наблюдаемый  цвет может  разного  оттенка: голубоватый, зеленый, серый, желтый и т. п.. Это  показатель определенного вида загрязнения. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.

Определение прозрачности воды.

Прозрачность (или светопропускание) природных вод обусловлена их цветом и мутностью, то есть содержанием в них различных растворенных  органических и минеральных веществ. Это очень важная характеристика качества воды.

Менее прозрачная вода сильнее нагревается у поверхности. Более интенсивное нагревание имеет серьезные последствия. Так как теплая вода имеет меньшую плотность, то нагретый слой как бы "плавает" по поверхности холодной и поэтому более тяжелой воды. В верхнем теплом слое активно развиваются микроскопические водоросли (фитопланктон). Они производят значительное количество кислорода, который нужен для других живых организмов, например, рыб. Однако теплый слой почти не перемешивается с более холодным, и кислород плохо поступает из поверхностного слоя воды на глубину. Отмирающие микроорганизмы из верхнего слоя воды попадают в более глубокие слои. На их окисление дополнительно расходуется кислород, дефицит которого уже наблюдается на глубине. Отсутствие кислорода приводит к гибели некоторых организмов, живущих в придонных слоях воды.

Определение прозрачности можно проводить двумя способами:

1. С использованием мерного цилиндра. 

2. Непосредственно в водном объекте. 

  1. Можно взять  мерный стеклянный цилиндр . Пробу поместить в цилиндр и взболтать. Цилиндр расположили на высоте около 5 см над образцом хорошо освещенного четкого черного шрифта средней жирности высотой 3,5 мм на белом фоне (используется  книга, учебник). Через полностью заполненный цилиндр (40 см) удается прочитать текст на дне цилиндра.

Вода считается чистой, если прозрачность составляет более 30 см.

Определение мутности воды.

Завышенную мутность вода имеет за счет содержания в ней неорганических и органических примесей. Определять  мутность воды можно  весовым способом. Он заключается в том, что 1000 мл исследуемой воды  профильтровывается через бумажный фильтр диаметром 10 см. Фильтр предварительно взвешивается на аналитических весах. Масса чистого фильтра составляет 500 мг. После фильтрования фильтр с осадком высушить при комнатной температуре в течение суток и вновь взвесили . Количество взвешенных веществ в исследуемой воде составило ≈40мг/л. Они представляют собой в основном частицы ила и песка. Таким образом,  с помощью фильтрации можно обнаружить в ней присутствие взвешенных веществ.

Провести  исследования  можно химическим  методом,  но  для  этого  необходимо обратиться в санэпидемслужбу для  проведения  анализа. Можно  провести  биологические  исследования,  понаблюдая за  животными (птицами) и  растениями  реки.

Влияние загрязнения воды на организм человека.

При анализе воды выявляются основные параметры воды: уровень pH, содержание железа, наличие запаха воды, жесткость воды и др. Набор химических элементов, наличие которых определяется в исследуемой воде, не случаен. Содержание этих элементов в количестве выше предельно допустимых концентраций оказывает негативное влияние не только на обитателей водоёма, но и на человека.

Все соединения активного хлора обладают очень сильным бактерицидным действием, но если их концентрация больше нормативов, то они вызывают раздражение кожи, слизистых оболочек, дыхательных путей. Постоянное употребление воды с повышенным содержанием хлора вдвое повышает риск заболевания раком желчного пузыря.

Нитриты нарушают окислительно-восстановительные процессы в организме, разрушают эритроциты в крови. Нитриты являются пассивными канцерогенами и источником образования нитратов.

Нитраты  токсическое действие на организм человека. Постоянное употребление воды с повышенным содержанием нитратов приводит к заболеваниям крови, сердечно- сосудистой системы.

Содержание аммония не должно превышать ПДК. Постоянный прием внутрь воды с повышенным содержанием аммония вызывает хронический ацидоз и изменения в тканях. Кроме того, аммиак (в виде газа) раздражает конъюнктиву глаз и слизистые оболочки.

Кислотность (уровень рН) воды может отрицательно влиять на слизистую оболочку желудка.

Заключение.

Комплексный  анализ воды в реке Нива проведен доступными  методами.

В результате исследований  можно  сделать  вывод  о  степени загрязнения реки.