Транслирование педагогического опыта педагогическому сообществу

Шахбанова Насибат Гамидовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по теме:

«Создание условий  для стимулирования  

интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников

в процессе поисково-исследовательской деятельности»

В исследованиях А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова,  А.М. Матюшкина и др. подчеркивается, что в настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности, качественно более высокого уровня, ориентированная на создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала, становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационно направленности на самостоятельный поиск и получение новых знании путем активного взаимодействия с окружающим миром. Это в свою очередь определяет необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В последнее время получила широкое распространение поисково-исследовательская деятельность, которая способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность: стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, реализует принципы субъектности образовательной деятельности и сотрудничества детей и взрослых.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение ребенка в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту, учитывая его небогатый собственный опыт в исследовательской деятельности.

Савенков А.И., рассматривая проблему развития исследовательской деятельности, выделяет некоторые её специфические особенности:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность.

Организуя исследовательскую деятельность детей данного возраста, необходимо следовать определённой методологии.

Успешно выполнить исследовательскую работу дошкольнику поможет индивидуальный план подготовки, который можно разработать научному руководителю совместно с  автором исследования. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы.

Структурно-логическая схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста



Этапы исследования


Задания и упражнения


Вопросы


1


Учимся задавать вопросы


Упражнение «Исправление ошибок»

Игра «Угадай, о чём спросили»




Какие ты любишь мультфильмы?


2


Учимся выдвигать гипотезы


Почему цветы имеет яркую окраску? Почему зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты?


Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если..;


3


Учимся видеть проблемы


«Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»;




Почему играют котята?

Почему светит солнце?


4


Учимся давать определения понятиям


«Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова»



5


Учимся классифицировать


«Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы»



6


Учимся наблюдать


«Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти»



7


Познание в действии, или как провести эксперимент.


«Мыслительный эксперимент»


Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода.


«Что можно сделать из песка?


Суждение


Проверьте правильность утверждений.


Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.


Суждение


Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.


Использование простых графических схем, обсуждений;

Схема «Дом с колоннами»; Схема «Паучок»


Найди главную идею, мысль;


Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.


Учимся делать выводы и

умозаключения


Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;

«Как люди смотрят на мир»

Метафора и метафоричность

( «Объясни значение выражения»)


Учимся делать выводы и

умозаключения

Если рассматривать структуру детского исследования по  А.И. Савенкову, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя  следующие конкретные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотезы;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовку материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ); 
  • защиту.

Наблюдения за детьми показали, что особую трудность испытывают дети при  формулировании цели, задач и гипотезы. На что же нужно при этом обратить особое внимание?

  1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат ещё до его получения?» Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Например, ребёнок сформулировал тему «Поведение ворон». Его интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.

  1. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели. Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, ребёнок, исследуя поведение вороны, ставит перед собой задачи выяснить:
  • Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям?
  • Каково её поведение по отношению к людям?
  • Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника?
  • Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?
  • Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород?
  1. Гипотеза содержит предположение о связи определённой деятельности с ее результатом.

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ..., то ...».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

На первых этапах экспериментальной  работы возможно применение методики, разработанной американским педагогом Сандрой Кейплан.

Методика, предложенная ею, рассчитана на значительный возрастной диапазон – пять-девять лет. Она построена на игровой основе и предполагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап, выделяемый автором методики, отражен в надписях, помещенных на кармашках фартука. Всего
С. Кейплан выделяет четыре этапа исследования.

Первый этап – «выбор темы»

Ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее либо берет заранее подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «тема». (Авторы методики считают, что тему исследования можно откорректировать, например, сузив ее. И таким образом, задача станет проще. Так, тему «растения», можно сузить до темы «плодовые деревья».)

Второй этап – «постановка вопросов»

Оставшиеся кармашки посвящены «вопросам». Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов, например:

Виды. Какие бывают виды плодовых деревьев? 
Функции. Какие функции выполняют плодовые деревья? 
Свойства. Какие свойства у плодовых деревьев? 
Влияния. На что влияют плодовые деревья?

    Третий этап – «проведение исследования»

Дети собирают информацию и записывают ее на листочках; те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки заранее размноженные картинки, на которых содержится эта информация.

Четвертый этап – «подведение итогов»

Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка. 

Эта методика интересна и дает хорошие результаты (более подробное описание содержится в работе С. Кейплан, а также Н. Б. Шумаковой). Но эта методика несколько примитивизирует процесс исследовательского поиска.

Организуя исследовательскую работу с детьми, необходимо помнить, что они должны быть не только слушателями  и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо способствовать овладению умением обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной (подтверждается в процессе опытов и экспериментов).

Сформировать у детей умение планировать свои действия позволяет метод алгоритмов или изографического моделирования. В предметной среде групп размещены алгоритмы деятельности. В частности в центре поисково-исследовательской деятельности присутствуют алгоритм осуществления опыта в широком смысле и алгоритм проведения последнего опыта. Также доступно для детей размещено оборудование для проведения уже знакомого опыта. Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений во многих группах используется дневник (альбом), и модели. С детьми старшего возраста практикуется самостоятельная фиксация результатов по ходу опыта. Мотивом для детей служит рекомендация рассказать по этой схеме об опыте родителям и провести его дома. При проведении поисково-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилам безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности лежит на педагоге. В данном случае хорошо засхематизировать.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. - М: Мозаика–Синтез, 2012.
  2. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
  3. Егорова Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности.  – www/researcher/ru.
  4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь,  противодействие, конфликт. - М., 2000.
  5. Поддьяков Н.Н. Сенсация: Открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник,1997. № 1.
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -  Волгоград: Перемена, 1995.
  7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы // Одаренный ребенок. –  2003. – № 1.
  9. Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать // Одаренный ребенок. –  2003. – № 3.
  10. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2.
  11. Савенков А.И. Познание в действии или как провести эксперимент // Одаренный ребенок. –  2003. – № 4.



Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Слайд №1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам свою презентацию и вместе с ней свой проект на тему «Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения». 

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Слайд №2. Паспорт проекта

Тема: «Правила дорожные – знать каждому положено!»

Возрастная группа: средняя  группа.

Вид проекта: информационно - познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Краткосрочный, практико-ориентированный.

Слайд №3. Актуальность

Перед педагогами встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Слайд № 4. Здесь представлены цели и задачи на пути к цели:

Цель: Формирование представлений детей о правилах дорожного движения, о необходимости их соблюдения.

Задачи:

  1. Создавать условия для усвоения детьми правил дорожного движения.
  2. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
  3. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
  4. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
  5. Повысить компетентность родителей по вопросам, касающихся ПДД.
  6. Привлечь родителей в совместную образовательную деятельность.

Слайд № 5. В результате реализации проекта:

1. У воспитанников сформируются навыки безопасного поведения на дорогах, знания о правилах дорожного движения.

2. Дети будут применять знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

3. Создадим оптимальные и необходимые условия для организации совместной деятельности с родителями по формированию представлений детей о правилах дорожного движения.

Слайд №6. Проблема проекта и цели работы в рамках проекта:

Проблема проекта: после прочтения сказки Е. Каргановой «Ничей», с детьми обсуждается вопрос: из-за чего герой сказки попал в беду? Подвести к выводу, что из-за недостаточности знаний правил дорожного движения.

Цель работы детей в рамках проекта: помочь герою (щенку) познакомиться с правилами дорожного движения.

Слайды №7-12.

Этапы реализации проекта

1. Начальный этап

* Беседа с детьми «Правила дорожные знать каждому положено», с целью актуализации и выявления сформированности представлений детей о правилах дорожного движения, о их значении.

*  Информирование родителей о начале проекта.

* Онлайн-собрание для родителей в помощи сбора информации, в создании предметно-развивающей среды.

2. Этап планирования

* К кому обратимся за помощью;

* В каких источниках можно найти информацию;

* Что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации

* Организация бесед: «На перекрестке», по картине: «Улица города», «Кто следит за порядком на дорогах», «Три цвета светофора», «По дороге в детский сад».

* Чтение художественной литературы: сказка Е. Карганова «Ничей».

* Организация наблюдений «На перекрестке», «Безопасный путь», «Транспорт».

* Просмотр мультфильмов «Светофор», «Гармония светофора» (серии «Смешарики»).

* Подвижные игры «Пешеходы», «Светофор», «Регулировщик».

* Дидактические игры: «Правила дорожного движения», «На дороге», «Назови правильно», «Светофор».

* Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Профессии».

* Настольные игры «Перекресток», «Городок»;

* Рисование «Волшебный светофор»;

* Рисование с родителями «По дороге в детский сад»

* Разучивание песен «Мы едем, едем…», «Светофорчик».

4. Этап обобщения информации

* Коллективная работа с родителями  «Мой город»

* Просмотр презентаций: «Для чего нужны знаки?».

* Организация уголка «Правила дорожного движения»

* Создание макета «Безопасный перекресток»

5. Рефлексивный этап

* Анализ результата проведенной работы

* Выявление полноты раскрытия темы.

Результат проекта:

Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.

Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.


Конспект НОД по ПДД в средней группе на тему:

«Путешествие по правилам дорожного движения»

Цель: Закрепление знаний у детей правил дорожного движения.

Задачи: Обобщить и расширять знания о правилах поведения на улице, в

транспорте. Закреплять название и назначение дорожных знаков. Обогащать активный словарь. Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности на улице. Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.

Материалы: костюмы кота Леопольда и мышек, карточки с видами транспорта, дорожные знаки, мяч, ковер «пешеходный переход», машинки большого размера, два светофора, две стойки, две машинки привязанные веревкой к карандашу.

Ход НОД:

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие по правилам дорожного движения. На нашем пути будет несколько остановок, где нас ждут непростые задания. Но прежде, чем отправиться в путь, скажите на каком транспорте можно совершить путешествие? (ответы детей)

- Правильно. Перед долгим путешествием, проведем разминку.

Игра: «Что куда?»

Детям предлагаются три карточки, на которых: облако, две прямые линии - дорога, и две волнистые линии. Ведущий показывает карточку, а дети называют транспорт и вид, к которому он относится. Например: карточка «облако» - самолет - воздушный вид транспорта.

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Первая станция: «Город пешеходов».

Игра с мячом: «Продолжи фразу». Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок отвечает и возвращает мяч.

* По дороге кто идет? (пешеход).

* Что едет по дороге? (машины.)

* Где люди ждут автобус? (на остановке).

* Кто автобус ведет? (водитель).

* Где правильно переходить дорогу? (по пешеходному переходу).

* Где играют дети? (на детской площадке).

* Сколько глаз у светофора? (три).

* Если горит красный глаз, то о чем он говорит? (путь закрыт).

* Что зеленый говорит? (путь открыт).

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили правильно. Звучит музыка, выходит кот Леопольд (взрослый).

Леопольд: Здравствуйте, ребята! Я иду в школу дорожных наук, хочу ПДД выучить. А вы, что тут делаете?

Воспитатель: А мы как раз повторяем ПДД. Оставайся с нами, мы расскажем все, что знаем.

Леопольд: А с дорожными знаками вы знакомы?

Воспитатель: Да.

Леопольд: Это хорошо. У меня в портфеле дорожные знаки, но что они обозначают, я не знаю.

Появляются мыши, забирают у Леопольда портфель и убегают. Выглядывают из-за двери и кричат: - Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!

Леопольд: (схватившись за голову)- Опять эти мыши. Ой, и портфель мой утащили. Вот я сейчас их догоню! (кот убегает).

Мыши трясут портфель, пробуют на «зуб», вытряхивают и разочарованно говорят:

I мышь: Ничего интересного!

II мышь: И ничего вкусного! Появляется кот Леопольд.

I мышь: Прости нас Леопольд! II мышь: Леопольд, прости!

Леопольд: Давайте, жить дружно! Мыши: А, что вы тут все делаете?

Леопольд: Повторяем правила дорожного движения, которые вы, конечно не знаете!

Мыши: Мы все знаем! Леопольд: Сомневаюсь!

Воспитатель: А давайте, проверим. Скажите, дорогие мыши, как надо переходить дорогу?

I мышь: Как, как? Конечно, ползти на четвереньках!

II мышь: Нет, быстро перебежать, чтобы машина не заметила!

I мышь: Нет, ползти!

II мышь: Нет, бежать!

Воспитатель: Не ссорьтесь! Ребята, помогите мышатам (ответы детей). А зачем нужны пешеходные и подземные переходы?

- Ну, а как надо вести себя, когда вышел из общественного транспорта? Мыши: Ну, это просто, пролезть между колесами автобуса? Воспитатель: Ребята, разве можно так делать?(ответы детей).

-А, на что еще мы должны обратить внимание, подойдя к переходу? (на светофор)

-А вы что-нибудь слышали про светофор?

Мыши: Конечно.

Воспитатель: На какой сигнал светофора следует переходить улицу?

I мышь: Мне нравится красный цвет. Я пойду на красный!

II мышь: А мне не нравится ни какой, поэтому на светофор я даже смотреть не буду.

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие.

Вторая станция «Светофория». Там вы все и узнаете .

Воспитатель: У любого перекрестка, Нас встречает светофор, И заводит очень просто, С пешеходом разговор. Свет зеленый – проходи, Желтый лучше подожди. Если свет зажегся красный - Значит, двигаться опасно!

Воспитатель: Ну, что запомнили, на какой сигнал светофора надо переходить дорогу. (Да!) Тогда, давайте, поиграем.

Музыкальная игра: «Музыкальный светофор» музыка Е.Комальковой, слова С.Михалкова (сборник «Играем и танцуем» 1992 г.)

Воспитатель устанавливает напротив друг друга два светофора, между ними пешеходная дорожка. Две группы детей стоят у светофора. Под музыку «Веселые пешеходы» дети-пешеходы переходят дорогу по зебре. Светофоры «горят» зеленым светом. Под музыку «Машины», дети-водители едут на машинках по проезжей части дороги. На светофорах красный свет. Побеждает та команда (водители или пешеходы), которая внимательно следит за музыкой и светофором.

Воспитатель:

* Ребята, о чем еще очень важном мы не рассказали нашим гостям?

* Что мы ежедневно видим вдоль дорог? (дорожные знаки).

* Правильно, это дорожные знаки.

* А чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой).

* А какие бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные).

Следующая наша станция: «Дорожные знаки».

Леопольд: У меня в портфеле много разных знаков. Только я ничего про них не знаю.

Воспитатель: Мы сейчас с ними поиграем. (Все знаки Леопольд выкладывает на полотно, так ,чтобы они были видны детям. Ведущий читает стихотворения, а дети находят соответствующий знак. Называют его и определяют группу.

1. «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель не грусти,

Пешехода, пропусти!

2. «Движение пешеходов запрещено»

В дождь, и в ясную погоду.

Здесь не ходят пешеходы,

Говорит им знак одно:

Вам ходить запрещено!

3. «Пешеходный переход»

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход.

От машин тебя спасет!

4. «Место остановки пассажирского транспорта»

В этом месте пешеход,

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

5. «Больница».

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов,

Там вам скажу: «Будь здоров!»

Воспитатель: Теперь Леопольд ты знаешь, как называются знаки в твоем портфеле. А наше путешествие подходит к концу.

Осталась последняя станция: «Дорожная эстафета», здесь нас ждут интересные игры.

I игра: «Ловкие водители»: Двум командам игроков нужно провести машинку за веревочку между стойками, не сбив их.

II игра: «Быстрые водители»: К веревке, средней длины привязывается машинка с одного конца, и карандаш с другого. Участникам команд нужно как можно быстрее намотать веревку с машинкой на карандаш. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в страну правил дорожного движения. Вы показали себя грамотными, знающими пешеходами.

И хочется еще раз напомнить вам, ребята: Все время будь внимательным,

И помни наперед: Свои имеют правила, Шофер и пешеход.


Консультация для родителей: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».

Как часто я вижу, когда родители, держа за руку свое чадо, спешат, бегут через дорогу, нарушая Правила дорожного движения. Они не потрудились объяснить ребенку, как правильно вести себя на улице, забыв об ответственности за каждый свой неверный шаг. А дети, копируя поведение своих мам и пап, попадают в опасные ситуации.

Родители должны помнить, что именно они являются для своего

ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах,

 дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, чтобы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

* Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

* Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

* Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

* Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

* Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

* Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

* Переходите улицу строго под прямым углом.

* Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

* При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

* Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

* Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

* Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

* Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

* Играй только в стороне от дороги.

* Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.

* Переходи улицу только шагом, не беги.

* Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.

* Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

* Не пересекай путь приближающемуся транспорту

* Трамваи всегда обходи спереди.

* Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.

* Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

* Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.

* Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

* Если ты потерялся на улице -не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы —объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.

Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.

Ваш ребенок должен знать:

* на дорогу выходить нельзя;

* дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;

* переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

* пешеходы — это люди, которые идут по улице;

* для того, чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;

* машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: