Обществознание

Солтанова Елена Федоровна

Предварительный просмотр:

Вопросы к зачету по обществознанию, 11 класс, базовый уровень

ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.

Для ответа на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».

На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей.

«3»

«4»

«5»

  1. Определить понятия: экономика, экономическая деятельность, ВВП, измерители экономической деятельности. Привести примеры.

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Экономика и экономическая наука». Привести пример, иллюстрирующий взаимосвязь экономической деятельности и экономической науки.

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов», -  Л.Питер, американский писатель

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит американский писатель? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: факторы экономического  роста, экстенсивное развитие, интенсивное развитие, экономический цикл. По предложенным данным определите этапы экономического цикла.

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Экономический рост и развитие». Привести пример, иллюстрирующий взаимосвязь природных условий и типа хозяйственной деятельности

«Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает», - П.Бауст (1765-1824), французский лексикограф

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит П. Бауст? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: рынок, конкуренция, монополия,  спрос, предложение, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, фондовый рынок, акции, облигации, ценные бумаги

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние рынка на современную экономику»

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция», - Л.Эрхард (1897-1977), немецкий государственный деятель

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Л.Эрхард? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, факторы производства, факторные доходы, постоянные и переменные издержки, экономические и бухгалтерские издержки, прибыль, налоги, менеджмент, маркетинг

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Фирмы и государство в условиях смешанной экономики»

Г.К. Гинс (1887 - 1971), русский писатель, правовед считал, что «Оптимизм предпринимателя – это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость – это сила самосохранения его».

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Г.К. Гинс? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: экономическая политика, экономические функции государства, виды государственного регулирования. Привести примеры.

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние государства на развитие экономики в современных условиях»

Дж. Фейлан, современный американский экономист считает, что «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Дж. Фейлан? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: банковская система, коммерческий банк, центральный банк, банковские операции, финансовые институты, инфляция

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Финансы в современной экономике». Сформулируйте вывод об условиях стабильного функционирования банковской системы.

«С помощью продолжительной инфляции правительства могут конфисковывать у своих граждан, тайно и незаметно, значительную часть их достатка», - считает английский ученый-экономист Дж. Кейнс

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Дж.Кейнс? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: рабочая сила, рынок труда, занятость, биржа труда, безработица, виды безработицы, активная политика занятости, пассивная политика занятости. Приведите примеры.

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние безработицы на развитие экономики». Сформулируйте вывод о роли государства в регулировании или борьбе с безработицей?

«Конкурентный строй - единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели», Ф. Хайек (1899-1992), австрийский экономист, политолог

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорится в данном суждении? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.

  1. Определить понятия: мировая экономика, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, протекционизм, свободная торговля,  тарифные и нетарифные методы регулирования, глобализация, глобальные проблемы, ЕЭС, мировая валюта, национальная экономика, интеграция, демократизация, либерализация, государственный контроль, межгосударственное взаимодействие, единый рынок

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Становление единого мирового хозяйства и глобальные проблемы экономики»

Есть разные мнения о влиянии глобализации на развитие отдельных стран. Сформулируйте известные точки зрения. Выскажите свое мнение по данному вопросу, свою точку зрения аргументируйте.

  1. Определить понятия: рациональное поведение потребителя, уровень жизни, обязательные расходы, произвольные расходы, «Закон Энгеля», рациональное поведение производителя, производительность труда

Составить развернутый план и устный ответ по теме «Общее и особенное в рациональном поведении потребителя и производителя»

Русский литератор Э.Севрус считает, что «Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги»

Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорится в данном суждении? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию.



Предварительный просмотр:

Вопросы к зачету по обществознанию, 11 класс, профильный уровень

ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.

Для ответа на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».

На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей.

«3»

«4»

«5»

  1. Социальная структура и социальные отношения. Определить понятия, раскрыть сущность основных подходов к анализу социальной структуры. Привести примеры.

(К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, социальные отношения, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальные «лифты», люмпены, маргиналы)

Составьте развернутый план и устный рассказ по теме «Социальная структура и социальные отношения». Сравните трактовки понятия «класс» К.Марксом и М.Вебером. Назовите общее и различия в позициях авторов.

Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию. Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них. Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение сегодня?

  1. Что такое социальный институт? Типы социальных институтов. Явные и скрытее функции социальных институтов. Охарактеризуйте один из социальных институтов, используя признаки социального института. Дисфункция, деперсонализация. Социальная инфраструктура. При определении понятий приведите примеры.

Составьте сравнительную характеристику социальных институтов (по заданию учителя) на основе самостоятельного определения критериев сравнения.

Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.

  1. Экономика как подсистема общества. Уровень жизни. ВВП, индекс человеческого развития,

Влияние экономики на другие сферы жизни общества. Каким образом государство влияет на  социально-экономическое развитие общества.

Составьте развернутый план и устный рассказ по теме «Влияние рыночной экономики на развитие демократии»

  1. Определить понятия, привести примеры.

Социальные статусы. Виды социального статуса. Престиж, авторитет. Социальные роли, ролевой набор. Социализация личности. Социальная адаптация. Типы адаптации. Конформность

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным? Свою позицию аргументируйте?

Каким образом социальные институты осуществляют социализацию личности? Каким образом социализация влияет на гендерное воспитание? Определите основное отличие социализации в динамичных и статичных обществах. Ответ обоснуйте.

  1. Социальные ценности и нормы. «Пирамида» ценностей. Отличительные признаки норм морали и норм права. Правовая культура. При определении понятий приводите примеры социальной практики.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Мораль и право   - социальные регуляторы». Сформулируйте вывод о соотношении и значении данных социальных регуляторов поведения человека в обществе.

Объясните смысл правового афоризма «Жизнь права – в правоотношениях». Сформулируйте свое отношение к данной проблеме. Свою позицию аргументируйте.

  1. Отклоняющееся поведение. Виды отклоняющегося поведения. Девиантное поведение. Преступность. Социальный контроль. Самоконтроль.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Отклоняющееся поведение и социальный контроль»

По вопросу о борьбе с преступностью нет однозначной позиции. Сформулируйте две возможные точки зрения, определите аргументы и контраргументы по каждой из них.

  1. Что такое племя? Что такое этнос? Что такое национальность? Что такое нация? Что такое толерантность? Менталитет. Этническое многообразие. Используя текст Конституции РФ, определите принципы национальной политики России.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Особенности межнационального взаимодействия в РФ». Определите влияние образования на характер развития межнациональных отношений.

Как доказать, что нация является наиболее развитой формой общности людей?

Ученые утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является способом агрессивного самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу. Свой ответ аргументируйте конкретными историческими примерами.

  1. Демография.  Предмет изучения демографии. Депопуляция. Основные направления демографической политики современной России.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Решение демографических проблем в современной России»

Каким образом переход от традиционного общества к индустриальному влияет на демографическую ситуацию в обществе?

  1. Характеристика семьи и брака с точки зрения социального института. Назвать проблемы развития семьи и брака и пути их решения в РФ.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Противоречия института семьи и брака современном мире»

Каким образом переход к постиндустриальному обществу влияет на институт семьи и брака?

  1. Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Молодежная субкультура.

Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Роль образования и трудовой деятельности в социализации молодежи».

«Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Какую проблему поднимает социолог в данном высказывании? Определите свое отношение к данной проблеме, свою позицию аргументируйте.

  1. Определите понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, политические действия, харизма

Составьте развёрнутый план ответа по теме «Политическая деятельность», объясните выбранную вами последовательность изложения материала. Используя план, основные понятия  и термины темы,  изложите теоретический материал.

Используя политологическую терминологию, составьте анализ развития политической  системы на одном из этапов развития российского общества.



Предварительный просмотр:

Обязательные пункты плана:  A, B, C

3 балла:

  1. A
  1. B
  1. -

2 балла:

I.

  1. A
  1. C

II.

  1. B
  1. C

  1. A
  1. B
  1. некорректное–
  2. -

1 балл:

I.

  1. А
  2.  –
  3. С

II.

  1. A
  1. -

III. 

  1. ошибочноеA
  1. B
  1. -

IV.

  1. A
  1. B

V.

  1. некорректное–
  2. A
  1. B

Главное:

  1.  План может содержать два пункта, они должны быть развернуты и соответствовать обязательным пунктам плана. 2 балла.
  2.  План может быть простым и содержать не менее трех пунктов, два из которых являются обязательными. 1 балл.
  3.  План может содержать три пункта, один из которых развернутый и один является обязательным пунктом. 1 балл.

Предварительный просмотр: