Участие в конференциях, семинарах-супервизии

Успехова Ирина Александровна

1. Выступление  на третьей городской научно-практической конференции  педагогов

"Траектория развития личности в образовательной среде".

2. Организация и проведение мастер-класса "Фольклорная обереговая кукла"

в рамках рабочей встречи "Применение  инновационных технологий в

работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами в условиях "КЦСОН"Импульс"

3.Участие в семинаре-тренинге "Организация летнего отдыха, труду и занятости детей, подростков в лагерях разного профиля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_uspehova.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре для родителей “Родительский всеобуч”

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость.

Рисунки — это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Большую роль изодеятельность может сыграть в воспитании ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности. Известно, что рисовать дети любят с самого раннего детства. Изобразительная деятельность для них — знакомое, «комфортное» действие. Поэтому на его основе можно сформировать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я-концепцию».

Не случайно в настоящее время широкую известность приобрел метод изоте-рапии в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Коррекционная значимость изотерапии проявляется в следующем.

1. Предоставление ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунках, поделках из бумаги, пластилина, глины, теста). Эстетические продукты объективируют в себе чувства и переживания ребенка, т.е. являются символическим выражением его отношения к миру, проекцией личности ребенка.

2. Последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного аффекта и его эмоционального отреагирования — к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребенка в форме изодеятельности.

3. Проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия.

Показаниями для проведения изотерапии являются:

— трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

— эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

— наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

—  повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

—негативная «Я-концепция», заниженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Как уже говорилось, в изотерапии детский рисунок рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

В практике изотерапии можно применять следующие типы заданий и упражнений.

Предметно-тематический тип — рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Нарисуй свой мир» («Волшебный мир») и т.д.

Образно-символический тип — изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как понятия «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств: «радость», «гнев», «удивление», «счастье» и пр. в практике использую музыку разного жанра. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

•  Волшебные пятна (кляксы). Назвать изображения и придумать историю.

•   Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и т.д.).

Игры-упражнения с изобразительным материалом — экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего дошкольного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений — в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.

•   Рисунок на асфальте. Ребенку дают цветные мелки и предлагают нарисовать все, что ему хочется.

•  Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подклады-вать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Затем стекло протирается тряпкой. Можно рисовать на оконном стекле.

•  Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

•  Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, ракушки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

•  Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобразными линиями.

•  Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каж-

дую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается оживленная музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

Самоцветы. Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги — это «сундук с драгоценными камнями». Ребенку предлагают попробовать все возможные сочетания красок и наполнить «сундук» разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

Крупный масштаб. Создать изображение руками и ногами (отпечатки стоп, кистей), используя малярные кисти, губки. Необходимо иметь под рукой полотенце и ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги.

Работа с глиной (сжимание, разглаживание,  формообразование,  затем сплющивание).

Игра с тестом. Смешать 2 стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить порошкообразную краску. Создавать из этого состава всевозможные фигурки.

                        Работа с бумагой.

Коллаж. Вырезать из журналов фигуры людей, животных и т.д., а затем оформить их в композицию. Можно подписать, что люди делают или о чем думают.

Папье-маше. Смешать оклеивающий состав и куски бумаги. Используя формы, смазанные вазелином, создать модели из папье-маше. Дать им затвердеть, а затем раскрасить их.

Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.

•   Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей детей. Один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются.

•  Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» —

на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг»).

Групповые семейные изобразительные игры («Странное животное» — один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о той части фигуры, которую он рисовал; аналогично изображается и человек).

Вариант. На стене лист бумаги. Дети с завязанными глазами подходят поочередно к нему и рисуют части тела какого-либо животного (коровы, слона и т.д.).

При организации изотерапевтических занятий педагогу следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями участников занятий, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.

2. Копытин А.И. Основы арттерапии. — С-Пб, 1999.

3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. — Ярославль: Академия развития, 2000.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.