Участие в конференциях, семинарах-супервизии

РазаковаТатьяна Викторовна

1. Выступление  на третьей городской научно-практической конференции  педагогов

"Траектория развития личности в образовательной среде".

2.Выступление в территориальной конференции "Полёт идей и вдохновения" - "Опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, через формирование экологической культуры"

3. Выступление на семинаре "Методический центр развития  социального обслуживания" г.Сургут - Новые формы и методы воспитательной работы с детьми в учреждениях социального обслуживания автономного округа.

4.Участие в семинаре-тренинге "Организация летнего отдыха, труду и занятости детей, подростков в лагерях разного профиля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_vseobuch.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon seminar.doc50 КБ
Microsoft Office document icon doklad_v_muzey.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Родительский всеобуч».

Игротека для родителей.

Тема: «Игра и игрушка в жизни ребёнка»

Мини-лекция «Роль игры в жизни дошкольника».

Игра является важным фактором в жизни ребенка. Через игру взрослые передают ребенку совокупность знаний, умений и навыков, систему исторических и общечеловеческих ценностей. Игра - это способ определения ребенком своего места в мире людей и совершенствования своих возможностей.

По своей природе игра парадоксальна, она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Именно подчинение правилам доставляет ребенку главное наслаждение в игре. Немецкий ученый К. Бюлер определил игру как деятельность, сопровождаемую удовольствием и совершаемую ради него. Некоторые ученые называют игру «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии ребенка.

У детей, как и у взрослых, есть свои проблемы. Они такие же сложные, как наши с вами. Игра - мощный ресурс, которым ребенок располагает, чтобы по возможности совладать с этими проблемами, страхами, неясными порывами, психической и физической слабостью, неуверенностью в себе и в любви ближних. Американский профессор Г. Л. Лэндрет утверждает, что ребенок может самостоятельно справиться с любой психологической травмой. Главное условие для этого - не мешать ребенку выразить свои переживания в игре. Обыграв травму, ребенок изживает ее, вырабатывает своего рода стратегию поведения в новом мире.

В последние годы дети стали меньше играть. Причина этого явления - недостаток времени родителей. Игра не приходит сама собой. Необходимо учить детей играть. Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что дети отдают предпочтение традиционным подвижным играм с правилами.

Дошкольный возраст, справедливо назван самым благодатным периодом для формирования личности. Вот почему ни родителям, ни воспитателям не следует предаваться иллюзиям, что эти способности разовьются сами по себе, без помощи взрослых.

Неизвестный поэт писал:

Я пытался достичь сердца ребенка словами,

Они часто проходили мимо него не услышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Педагоги и психологи призывают взрослых «Играйте вместе - это оздоравливает взаимоотношения». В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются в том, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками и рождается вера в то, что в этом мире существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с методами и приёмами по работе с детьми.
  2. Развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимика, жесты и т.д.).
  3. Развивать интерес к играм с детьми.
  4. Развивать творческие способности и воображение в процессе игры.

План мероприятий

Содержание

Время проведения

«Давайте познакомимся»

Февраль

1 неделя

«Игры моего детства»

2 неделя

«Игры с игрушками»

3 неделя

«Подвижные игры»

4 неделя

«Моя семья»

Март

1 неделя

«Игры в семье»

2 неделя

«Пальчиковые игры»

3 неделя

«Настольные игры»

4 неделя

«Спортивные игры»

Апрель

1 неделя

«Дидактические игры»

2 неделя

«Игры на кухне»

3 неделя

«Игры на свежем воздухе»

4 неделя

«Конструирование» (из бросового материала)

Май

1 неделя

«Конструирование» (игрушки из бумаги)

2 неделя

«Весёлый карандаш» (игры с карандашом)

3 неделя

«Играем с песком»

4 неделя

«Игра со словом»

Сентябрь

1 неделя

«Игры с палочками»

2 неделя

«Игры на общение»

3 неделя

«Игры с водой»

4 неделя

«Игры загадки»

Ноябрь

1 неделя

«Игры с игрушками»

2 неделя

«Игры на развитие сенсорики»

3 неделя

«Игры с мячом»

4 неделя



Предварительный просмотр:

Городской семинар

«Траектория развития деятельности у ребёнка»

Проведён на базе

Начало работы 27 марта 2011 г.

Направление:  дети и подростки с ограниченными возможностями.

УСО ХМАО КЦСОН «Импульс» реабилитационное отделение для детей и подростков с ОВ

Воспитатель Разакова Т.В.

Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательной системы

В настоящее время всё более актуальной становится проблема реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей с ОВ. Для того чтобы ребёнок смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать социально-педагогическую деятельность так, чтобы основу её составляло воспитание в широком смысле, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.

Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич /ДЦП/. При этом заболевании наблюдается, как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой ивалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. 

Дети с ДЦП - причисляются к особой категории. ДЦП - заболевание, отягощенное не только двигательными, но интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями. Любая из форм ДЦП, как правило, включает в себя все вышеперечисленные дефекты, комплексно проявляющиеся в той или иной мере. Таким образом, и сам подход к решению этой проблемы должен быть комплексным.

Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется. Это достигается стимуляцией и развитием способностей личности к обучению.

Комплексы упражнений, а также и задания подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации.

 Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Немаловажное значение в формировании мотивации в процессе реабилитационной работы является стремление ребенка к успеху и достижение прогнозируемого результата. Поэтому любой, даже совсем не значительный успех получает положительную оценку специалистов.

Воспитание активного, думающего человека, способного мыслить и самостоятельно решать многие жизненные задачи, в том числе и двигательные, цель социально-педагогической реабилитации, а исправление нарушений возникших вследствие ДЦП средство для достижения этой цели.

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребёнка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд и др.

Самая лучшая форма любой тренировки ребенка - игровая. В идеале необходимо добиться максимальной самостоятельности ребенка и адаптации его в жизни, уменьшить или устранить задержку  психомоторного развития, компенсировать или восстановить патологические поведения центральной нервной системы. Это задача каждого из этапов реабилитации и конечного результата в целом. Работа с каждым ребенком ведется индивидуально.

Скорость реабилитации зависит от тяжести патологии и от активности работы родителей с ребенком в тесном и дисциплинированном сотрудничестве с медиками и педагогами отделения.

Реабилитация начинается с реальной оценки возможностей ребенка и работы с родителями. Чем более выражена патология у ребенка-инвалида, тем больше требуется усилий от родителей для его адаптации к жизни. В этом случае необходимо максимально развивать самостоятельность ребенка, раскрыть его возможности. При постоянной тренировке в процессе роста и развития  ребенок может восстановить или хотя бы компенсировать какие-либо поражения ЦНС.

Родители часто всячески оберегают своего ребенка, опекают его и из жалости полностью лишают самостоятельности (он болен и слаб, о нем надо заботиться, он ничего не может, ему ничего нельзя делать). В результате родители сами усиливают степень инвалидности ребенка и активно содействуют все большему отставанию его физического и психомоторного развития.

Поэтому первое, с чего начинается работа, - выявление того, что ребенок сам способен делать и чему его просто надо научить. Форма обучения - доброжелательно-игровая и сопротивления у ребенка, как правило не вызывает. Кроме того, расширение своих возможностей  ребенок воспринимает с радостным интересом.

В процессе попыток овладеть различными навыками у ребенка начинают проявляться мешающие ему в этом двигательные нарушения. Необходимо активное подключение родителей к работе, поскольку к вовремя не поддержанному и не закрепленному достижению ребенок через некоторое время может начать терять интерес. Как только ребенок что-то начинает делать самостоятельно, уже ни при  каких условия нельзя делать это за него. Можно только помогать, если ему трудно или он устал.

Работают родители с ребенком дома или нет, видно сразу. При совместной активной работе результат проявляется быстро и очень ярко, каждый день отмечается прогресс в развитии.

Необходимо поставить перед родителями реально выполнимую задачу, в которой есть четкая логика и жизненный здравый смысл, с которой нельзя было не согласиться. А именно: убедить родителей приложить все силы, чтобы реабилитировать ребенка в этой жизни по максимально данным ему природой возможностям. Это значительно облегчит их собственные физические и психологические нагрузки и в будущем серьезно облегчит жизнь ребенка в этом мире. Дело в том, что при развитии самостоятельности  ребенок начинает утверждаться как личность. Это развитие попутно уменьшает проявление патологических симптомов со стороны головного мозга. При этом понемногу изменяются и расширяются физические возможности. Каждое достижение - это подготовка к следующему этапу восстановления.

Цель деятельности отделения:

1. Максимально полная и своевременная социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями к жизни в обществе, семье, к обучению и труду с последующей интеграцией детей с ОВ в социум.

2. Оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями комплексной реабилитации, включающей в себя: медико-социальную, психолого-педагогическую, социально-правовую и социальную помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающих.

Психолого-педагогическая реабилитация предполагает диагностику уровня психического развития детей и сформированности их знаний, умений, навыков с последующей педагогической коррекцией выявленных нарушений.

В своей работе применяю методики:

- Игротерапия, драматизация, пальчиковый театр, с целью психолого-педагогической коррекции развития личности, коммуникативных навыков, профилактики отклонений в поведении, формирования позитивных интересов и моделей активного отношения к жизни, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

- «Родительский всеобуч» - школа для родителей, созданная с целью содействия в организации правильного воспитания ребенка с учетом его дефекта и возрастных особенностей, формирования адекватного представления о ребенке и его месте в обществе. Были проведены занятия  по темам: «Давайте познакомимся», «Игры моего детства», мини лекция «Игры с игрушками», «Семейные игры».

- «Росток» - в кружке по формированию экологических представлений и элементарных трудовых навыков по уходу за комнатными растениями, животными;

- «ДОН» - многофункциональный комплекс специального оборудования, применяемый для проведения эрготерапии, способствующий адаптации инвалидов в бытовой среде.

- Интегрированные занятия психолога, логопеда, воспитателя, педагога дополнительного образования и инструктора по труду проводятся по специально разработанным сценариям.

- Анимационные мероприятия (участие в концертах, фестивалях, выставках творчества, музеев, кинотеатров, художественных экспозиций, экскурсии и выезды) применяются для социально-бытовой адаптации, интеграции детей в социум.

Социальная реабилитация предполагает формирование начальных необходимых навыков самообслуживания, освоения жизненно важного пространства (приборов домашнего обихода, транспорта, магазинов), ознакомление с профессиями через игровые формы (ролевые, дидактические игры), освоение начальных трудовых навыков, что в конечном итоге должно обеспечивать практическую готовность детей-инвалидов к самостоятельной жизни и значительно расширить их реабилитационное пространство.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляю разными средствами. Одно из них ознакомление с окружающим. Сюда входят такие направления как предметное окружение, явления общественной жизни,  формирование элементарных экологических представлений.

Изучая индивидуальные особенности детей, обращаю  внимание на их физическое состояние и здоровье, от которых, во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Консультируюсь с медиками отделения, чтобы знать раннее перенесенные ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это помогает мне правильно дозировать физические и умственные нагрузки.

Прежде всего, изучила особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей, осуществляю индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым  детям, нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Уделяю внимание чувственно-эмоциональной сферы детей, кто то отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания. Знание характера каждого ребенка, позволяет учитывать его при организации коллективной деятельности.

Познакомилась с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на воспитание и развитие ребёнка.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условия для успешного обучения и воспитания.

Единство осуществления индивидуального подхода педагога и семьи, так же является главным для успешного обучения и развития ребёнка.

Я стараюсь привлекать родителей, других членов семьи к образовательной работе в отделении, это необходимо, прежде всего для детей.

       Положительные результаты детей достигаются при сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников.

Формы работы использую самые разные, – это приглашение семьи и ребенка на день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, праздники, выезды на природу, посещение музея, воскресной школы, групповых мероприятий для детей, участие в выставках. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Занятия стараюсь проводить используя нетрадиционные формы: театрализованные, занятия – конкурсы, викторины, занятия проводимые по принципу телеигр, например «Поле чудес», «Самый умный». На таких занятиях возникают новые отношения между педагогом и ребёнком, мы становимся партнёрами, и иначе воспринимаем друг друга. Интерес к учебной деятельности повышается.

Провожу занятия по изобразительной деятельности, которые также помогают детям открывать и познавать окружающий мир, формируют представления о нём, позволяют выразить в рисунках, лепки, аппликации своё понимание мира и своё отношение к нему. На таких занятиях у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение, формируется усидчивость и терпение, аккуратность и трудолюбие, внимание и интерес к окружающему миру, побуждают стремление к познавательной деятельности, способствуют эмоциональному и творческому развитию личности ребёнка. Кроме того, на таких занятиях развивается мелкая моторика рук.



Предварительный просмотр:

Городской семинар

«Роль изучения родного края в формировании личности

гражданина и патриота»

Проведён на базе МБУ «Музей истории г.Урай», в рамках акции «Музею 30»

Начало работы 30 марта 2011 г.

Направление: Организация познавательного и полезного досуга в музее детей и подростков с ограниченными возможностями.

УСО ХМАО КЦСОН «Импульс» реабилитационное отделение для детей и подростков с ОВ

Воспитатель Разакова Т.В.

Роль музея в жизни детей  и подростков с ограниченными возможностями.

      Основная деятельность  реабилитационного отделения направлена на осуществление комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет в условиях дневного пребывания. Целью деятельности специалистов отделения является оказание  социально-психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями для социальной адаптации и интеграции их в социум.

      На учете в отделении состоит 132 ребенок со статусом «ребенок – инвалид».

Положительный результат в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями невозможен без координации усилий всех служб и ведомств города, работающих с семьями, особенно воспитывающих детей-инвалидов.

Наше отделение сотрудничает с музеем уже несколько лет. В целях формирования музейной культуры, детей познакомили  с музейными залами разного профиля. Каждый из них выполняет свою задачу и в определенном направлении продолжает расширять знания детей  об окружающем мире. Так, краеведческий зал формирует представление об истории родного города, края; воспитывает любовь к Родине на примерах жизни замечательных людей; знакомит с профессиями людей живущих и работающих в нашем городе, рассказывает об образовании крупных предприятий.

Ознакомление с животным и растительным миром родного края по экспонатам музея дополнило и расширило представление о красоте природы края, где мы живем.

Художественный зал раскрыл мир красоты, сотворенный человеком, познакомил с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Культурная среда, в которую погружаются дети, создает условия для развития творческих способностей.

На занятиях дети узнали, как предметы становятся музейными, кто и как их хранит, знакомились с историей разных экспонатов. На основе данного материала закрепились понятия памятников истории культуры и сформировалось сознание бережного к ним отношения как к общественному достоянию.

Музей истории города имеет богатый воспитательный и образовательный потенциал. Занятия на базе музея это система работы с широким применением экскурсионного метода, где показ преобладает над рассказом, ведущим принципом является наглядность и достоверность. У детей  расширились представления о профессии экскурсовода, об экспонатах.

Разнообразны формы этой работы: экскурсия, беседа с элементами показа, игровая деятельность.

В 2010 году было проведено 10 мероприятий,  которые посетили 38 детей и 5 родителей.

Ежегодно мы выезжаем на экскурсию в Учинский музей п.Половинка, где дети имеют возможность познакомиться с бытом коренных народов.

На базе реабилитационного отделения разработана и реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Наш дом – Югра».

Творческий союз отделения и музея истории города обеспечивает непрерывность педагогического процесса и создание условий для дальнейшего сотрудничества.

      Реабилитационная работа в отделении совместно с учреждениями образования, культуры и общественными организациями  направлена на создание положительного морально-психологического климата, что благотворно влияет на общее состояние здоровья, воспитание  обогащение духовного мира, общего кругозора, развитие интеллекта и сенсомоторных навыков, уверенности в своих силах, способствует укреплению внутрисемейных отношений, повышению адекватной самооценки – все это играет важную роль в социальной адаптации и интеграции в социум детей и  подростков с ограниченными возможностями здоровья.