Нравственно-патриотическое воспитание в работе учителя-логопеда

Воробьева Ольга Викторовна

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда ДОУ 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. 

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культур и историческое прошлое страны. В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.

Моя задача, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Так в феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна - Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов - защитников различных военных профессий – море - моряк, космос – космонавт, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях мы с детьми заучиваем стихи о защитниках Отечества, воспитатели читают рассказы и баллады о солдатах войны. Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери. На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая?, сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.

Дидактические игры, специально подобранные упражнения, опирающиеся на материал таких лексических тем, как «Моя семья», «Мой посёлок», «Защитники Отечества», «День Победы» важны для детей логопатов. Материал лексических тем позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать чисто логопедические задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи. Смена деятельности в ходе занятий помогает ребенку не потерять интерес, а применяемые здоровьесберегающие технологии – поддерживать здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактической игры "Символы России" в работе учителя-логопеда

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.

Задачи:

  • освоение и обогащение представлений о Родине, о государственных и народных символах России;
  • формирования патриотического отношения к Родине;
  • расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах;
  • знакомство с русскими национальными блюдами;
  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • воспитание интереса к декоративно - прикладному творчеству.

Виды заданий, используемых на индивидуальных логопедических занятиях:

  1. Выбери символы России, в названии которых есть определенный звук.
  2. Выбери символы России, которые начинаются с гласного/согласного звука.
  3. Выбери символы России, название которых состоит из определенного количества слогов.
  4. Выбери только одушевленные/неодушевленные символы России.
  5. Игра «Один-много».
  6. Упражнения на ориентировку на листе (прикрепи символ России, в названии которого есть звук [ш], в правой верхней части и т.д.)
  7. Задания на понимание обобщающих понятий (выбери из народных символов России только национальные блюда/животных/предметы одежды/муз. инструменты и т.д.)



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия».

2. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.

3. Обогащение экспрессивного словаря прилагательными.

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, (согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах); совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие диалогической речи, речевого слуха памяти, зрительного внимания, конструктивного праксиса, общих речевых навыков, артикуляционной моторики, просодической стороны речи, координация речи с движением.

Воспитательные:

1. Формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности, навыков сотрудничества в игре, активности и самостоятельности.

Ход мероприятия:

1. Игра «Секрет» Логопед: О чем, мы будем беседовать, узнаем тогда, когда проведем игру «Секрет». Логопед по цепочке передает слово: Родина.

2. Логопед: Действительно, мы с вами будем говорить о нашей великой и прекрасной Родине. Как называется наша Родина? Имя нашей Родины, конечно, знаете вы. Давайте произнесем ее хором – Россия, Русь.

На какой планете находится наша Родина - Россия? (На планете Земля).

Как называется материк, на котором находится наша страна? (Евразия).

4. Чтение логопедом рассказа «Наше Отечество»

Константин Ушинский «Наше Отечество»

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

5. Беседа по прочитанному.

Логопед: Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы:

1. Как автор называет свою Родину? (Наше отечество, наша Родина – матушка Россия).

2. Почему мы зовем Россию Отечеством? (Мы называем Россию Отечеством потому, что в ней жили отцы и деды). Правильно. Слово Отечество образовано от слова отец.

3. Почему мы называем ее Родиной? (Родиной мы называем ее потому, что в ней родились). Слова Родина и родились родственники.

4. Почему мы называем Родину матерью? (Матерью мы называем ее потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами)

7. Подвижная игра «Журавль»

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

8. Игра с мячом: «Венок из слов».

Логопед: Предлагаю вам еще игру. Давайте попробуем сплести венок из слов. Все слова связаны темой Родина. Я задаю вам вопрос и бросаю мяч. Вы ловите его и отвечаете, если нет ответа, передаете рядом стоящему игроку. Если тот отвечает, бросает мяч мне.

1. Россия, какая? (Великая, красивая, милая, необозримая, богатая, сильная….)

2. Что еще красивое в России? (Горы, реки, моря, луга, города, деревни)

3. А какие горы? (Снежные, белые, высокие)

4. А что еще высокое? (Дома, деревья)

5. А какое дерево является символом России? (Береза).

Символика

Итог: Вы меня очень порадовали. Много знаете о нашей Родине. Ребята, что Вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии? Что нового узнали? Где бы вы еще хотели побывать?



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Наш посёлок»

Задачи:

– уточнять, расширять словарь по теме;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать общую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.

Ход занятия

Орг. момент

-Я прочитаю вам стихотворение В. Степанова "Что мы Родиной зовем".

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Какое слово очень часто повторяется в этом стихотворении? Дети: Слово Родина.

-А что такое Родина?

Дети: Это наша страна (страна, в которой мы живем).

Основная часть

-: А как называется наша Родина - страна, в которой мы живем? Дети: Наша Родина – Россия.

- Молодцы, дети. Но у каждого человека есть еще малая Родина - это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, наш детский сад, где живут наши родители, друзья, где нам хорошо и уютно. Дети, наша с Вами малая Родина - наш поселок. Вспомните, как он называется?

Дети: Наш поселок называется Ветлужский.

Д/и «Один – много».

Дерево – много деревьев

Улица – много улиц

Ребёнок – много детей

Дом – много домов

Магазин – много магазинов

Площадка – много площадок

Человек – много людей…

Физминутка.

По посёлку мы гуляем,

(шагаем на месте)

И его мы изучаем.

(поставить руку «Козырьком» к голове)

Справа есть высокий дом,

(поднять правую руку)

Обойдём его кругом.

(идём вокруг себя)

Слева домик ниже,

(левую руку вниз)

Подойдём поближе.

(шагаем на месте)

Это церковь, Божий дом

(руки «куполом» над головой)

Все мы дети в доме том.

(обнять себя)

Ну а это детский сад.

Тише! (указательный палец к губам)

Там ребятки спят.

(присесть, ладошки под голову).

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов):

Эта улица узкая, а эта … (широкая)

Эта дорога длинная, а эта … (короткая)

Эта речка мелкая, а эта … (глубокая)

Эта школа близкая, а эта … (далекая)

Этот мост высокий, а этот … (низкий)

Эта дорожка прямая, а эта … (кривая)

Этот путь далекий, а этот … (близкий)

Это дерево молодое, а это … (старенькое)

Дидактическая игра “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш посёлок Ветлужский Подготовила Воробьева О.В. учитель-логопед МАДОУ д/с «Теремок»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ По теме: «День Защитника Отечества»

Слайд 2

Цель : Дать первоначальные представления об армии и родах войск. Задачи : Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране есть армия; российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить с военными и мирными мужскими профессиями. Воспитывать уважение к защитникам отечества. 4. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. 5. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. 6. Рассказать о форме одежды некоторых родов войск. «На небе, на земле, на море»

Слайд 3

МОРЯК У разных военных разная форма. Что за военный на этой фотографии?( моряк) -Как вы догадались, что это моряк? (бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский воротник)

Слайд 4

«Они всегда на страже Родины стоят! И ее границу с достоинством хранят! Работают не для себя, а для народа, Чтоб с вами мы не боялись невзгоды .» Дети , кто изображен на картинке? – пограничник В службе им помогают их верные помощники служебные ? … собаки .

Слайд 5

Пехотинцы удалые Воины на славу Защитить всегда сумеют Русскую державу ПЕХОТА

Слайд 6

Летчики защищают небо

Слайд 7

Физкультминутка «Самолеты» : Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутые в локтях руками) Самолеты полетели. (руки в стороны) На поляну тихо сели, (присели, руки к коленям) Да и снова полетели. (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны) .

Слайд 8

ТАНКИСТЫ

Слайд 9

ДЕСАНТ

Слайд 11

- А зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.) В - Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. В - Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Предположения детей.) В - Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей.) В- Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию.

Слайд 12

Тренировки солдат в мирное время В- Солдаты тренируются. Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике. В - Зачем это нужно? Д - Чтобы быть сильными. В - А что делают солдаты здесь? Д - Учатся стрелять. В - Зачем это нужно? Д - Чтобы быть меткими во время боя.

Слайд 13

Бегают по бревну, чтобы не касаться земли лезут по канату, переход болота, ползают по грязи.

Слайд 14

Физминутка : Раз,два,дружно в ногу Три, четыре тверже шаг На парад идут солдаты И чеканят дружно шаг. Мы пока, что дошколята А шагаем, как солдаты Будем в армии служить , Будем Родину хранить!

Слайд 15

Армия в мирное время В - А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты? Д - перелезают через высокую стену В: -А на этой картинке? Д: перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.

Слайд 16

- О чем мы с вами сегодня говорили? - Какие военные профессии вы узнали? - Чем занимаются солдаты в мирное время? Рефлексия:



Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Женский праздник»

Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед:
- Сядет тот, кто скажет комплимент своей мамочке. Каждый говорит нежное слово маме и передает шарик другому ребенку.
Дети:
Дорогая, родная, любящая, единственная, хорошая, заботливая.
2. Артикуляционная гимнастика.
Взяли в руки зеркала и выполним упражнения.
«Гармошка»
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти,
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
«Лошадка»
Я лошадка Серый бок!
Цок – цок – цок – цок
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок
Если хочешь прокачу,
Цок – цок – цок – цок!
«Чашечка»
Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.
3. Сообщение темы занятия
Логопед:
В марте есть такой денек
С цифрой словно кренделек
Кто из вас, ребята знает,
Цифра, что обозначает,
Дети хором скажут нам:
- Это праздник наших мам!
Логопед:
- Какой праздник мы отмечаем весной?
- А чей это праздник?
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, сестер, бабушек, девочек с этим праздником.
Логопед:
- Как ласково можно назвать маму?
Дети:
Мамочка, мамуля, маменька, мамулька и т.д.
Логопед:
- Как ласково можно назвать бабушку?
Дети:
Бабуля, бабуленька и т.д.
Логопед:
- Как ласково можно назвать сестру?
Дети:
Сестренка, сестричка и т. д.

4. Физкультминутка

"Заботливое солнышко"

Солнце с неба посылает

 Лучик, лучик, лучик.

(Дети ритмично скрещивают руки над головой).

 И им смело разгоняет

 Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачивают руки вверху).

 Летом нежно согревает

 Щечки, щечки, щечки.

(Ритмично потирают щеки).

 А весной на носик ставит

 Точки-точки-точки.

(Ритмично постукивают пальцем по носу)

 Золотят веснушки деток.

 Очень нравится им это!

5. Упражнение «Подбери признак»
Мама (какая?) – родная, заботливая, ласковая, трудолюбивая и т. д.
Бабушка (какая?) – добрая, любящая, нежная, чудесная и т. д.
Сестра ( какая?) – красивая, сердечная, добрая, любимая, умная, внимательная и т. д.
6. «Я подарю маме…». Кому педагог бросает мяч, тот в ответ называет подарок (духи, конфеты, цветы, крем, рисунок…).

7. Итог занятия
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПРАЗДНИК 8 МАРТА»

Слайд 2

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРАЗДНИК 8 МАРТА» Рекомендуется: побеседовать с ребенком о празднике 8 Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и другим женщинам; побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, парикмахера).

Слайд 3

Ответь на вопрос: «Почему в этот день поздравляют мам и бабушек?»

Слайд 4

Игра «Подбери слова» - упражнение в подборе прилагательных к именам существительным. Мама (какая?) – добрая, заботливая, красивая, ласковая, ………… Бабушка (какая?) - …, …, …, …, … . Сестра (какая?) - …, …, …, .., …, … . Тётя (какая?) - …, …, …, …, … .

Слайд 5

Игра «Чей? Чья? Чьи?» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных. Сумка мамы (чья?) мамина. Телефон (чей?) …… . Туфли (чьи?) …… . Кофта бабушки (чья?) бабушкина. Халат (чей ?) …… . Тапочки (чьи?) …….. .

Слайд 6

Игра «Родные слова» - упражнение в подборе родственных слов. Мама – мамочка, мамуля, …, …, … . Бабушка – бабуля, …, …, … . Сестра – сестричка, …, … .

Слайд 7

Игра «Помощник» - изменение глаголов по временам. Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол. Я стираю белье. ……….. . ………….. . Я подметаю пол. …… . ……….. . Я мою посуду. ………. . ………….. .

Слайд 8

Нарисовать портрет мамы (карандашами). Составить рассказ о маме (4-6 предложений).

Слайд 9

Литература: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 64 с. (Практическая логопедия .) Смирнова Л.Н . Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007. – 96 с. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР/ Л.М. граб. – М.6 «Издательство Гном и Д», 2005. – 56 с.