ШПР

Силантьева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Влияние малых форм устного народного творчества на

развитие детей раннего возраста.

(для школы приёмных родителей)

Многие из вас могут сказать, что фольклор устарел, что сейчас появилось много новых современных методик. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью малые формы устного народного творчества осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям!

Общеизвестно, что для нормального развития ребёнка, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали: необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников, тепло и внимание взрослых, разнообразная среда развития. Известный отечественный психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в развитии ребенка. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Исследуя данную проблему, учёные установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.  

Чем же можно разнообразить жизнь маленьких детей?

 Одним из таких средств являются малые формы устного народного творчества (слово «фольклор» будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость»).

B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских возможностей, малые формы устного народного творчества представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых. В этих произведениях закреплены многообразные приемы воспитания. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования.

Коротко охарактеризуем каждый из этих жанров поэзии пестования:

1. Колыбельные песни. 

Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. Взрослый использует напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп.

Колыбельные песни обогащают словарь детей, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи, а также вызывают состояние психологического комфорта. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

2. Пестушки. 

Это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках.

Согласно правилам педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, это в чем-то напоминает физзарядку. В более позднем возрасте пестушки помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребёнком, помогают настроиться на обучение, показывают ребёнку как взрослый к нему относится.

3. Потешки.

 Это песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую информацию.

(Потешки как раз и создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки") и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению сначала действий, которые сопровождают, а затем и словосочетаний, простых слов).

Потешки сменяются прибаутками.

4. Прибаутки.

Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение.

5. Сказки.

Слово «сказка» от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание.

Простота без пестроты - вот что такое сказка. Сказка – это вымышленная история, героями являются обычные люди и животные. Сказки бывают вечерние и дневные. Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении.

Дневную сказку нужно рассказывать самим, не прибегая к магнитофону или компьютеру. Для ребенка очень важно общение, живой контакт. Он должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица. Рассказывать нужно тихо, спокойно, не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильная. Жесты, мимика, тембр голоса имеют важное значение. Сказку рассказывают с большим чувством, расстановкой, с упоением. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет. Слушая, он создает в своем воображении образ героев. Сказки можно рассказывать по картинкам, иллюстрациям. Днем можно рассказать веселые смешные сказки, чтобы ребенок посмеялся, взбодрился, а перед сном сказка должна быть спокойной, умиротворенной, доброй.

Часто дети слушают одну и ту же сказку по несколько раз. И если малыш просит рассказать сказку уже в пятый или шестой раз, то не отказывайте ему, т.к. при каждом рассказе он улавливает все больше мелких деталей, и только при многократном слушании он добирается до глубинного смысла.

После рассказа сказки желательно ребенку позадавать вопросы (если малыш уже умеет разговаривать). Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе.

 Следует отметить, что левое полушарие мозга созревает у ребенка позже, чем правое. Его работа базируется на деятельности правого полушария, которое является своеобразным собирателем образов и символов. Но добыть их можно лишь в процессе непосредственных контактов с другими людьми, во время игр и, при чтении сказок. Увы, в наш век технического прогресса педагоги не всегда осознают важность знакомства ребенка со страной фантазии. Психолог Т.Везель считает, что: "Не фантазирующий ребенок, не рисующий что-то свое, особое, гораздо более тревожен, чем не знающий основ грамоты".

6. Загадки.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится точное содержание отгадки. Загадки обогащают словарь детей, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

7. Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, они в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Произносятся чётко, ясно, лаконично, иногда назидательным тоном. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

 8. Докучные сказки.

Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов.

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Вы спросите: «Как же подобрать малые фольклорные формы с учетом возрастных возможностей детей? В каком возрасте нужно начинать рассказывать сказки, а каком петь колыбельные?»

Народ уже всё сделал за нас.

Итак:

По давней традиции принято сопровождать все действия по уходу за малышом прибаутками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет взрослый, ухаживая за ребёнком, – все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что это гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.

Сначала ребёнку читают сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, а уже в начале второго года жизни расширяют знакомство с художественным материалом, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами.

После чтения небольших произведений фольклорного жанра детям читают произведения, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет.

Первоначально основу составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например “бай – бай”, “дай – дай”; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием, звукоподражанием, словом.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу. Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы, помогает ребёнку подойти к диалогической речи. Далее в 2-2.6 года идут загадки, способствующие развитию памяти, учат сопоставлять, обобщать, выделять наиболее характерные признаки объектов и предметов. Сначала загадки простые, затем всё более усложняющиеся. И самыми последними идут докучные сказки, где-то в 7-8лет.

В чём же уникальность малых форм фольклора:                                                                                 1. Удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

2. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с общим развитием ребёнка. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.

3. Фольклор способствует развитию речи: помогает «выломать язык ребенка на русский лад» (К.Д. Ушинского), развивает фонематический слух, учит четкому и звонкому произношению, усвоению мелодики и грамматики языка, увеличению запаса слов, развивает разговорную речь, формирует интонационную выразительность его речи.

4. Произведения устного народного творчества помогают детям войти в мир взрослых, понять его.

5. Фольклорные формы способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, мышления, нравственно-волевой сферы ребенка.

6. Малые формы фольклора можно применять во всех жизненных ситуациях, во всех видах деятельности детей.

Таким образом, устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Народное творчество представляет собой прекрасный материал, который можно использовать в любое время и во всех видах деятельности.

Литература:

1  Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

3. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду. Дошкольное         воспитание. - 1994. - № 12

4. Барташева Н. О роли сказки в жизни дошкольника. Дошкольное воспитание. - 1994. - № 9.

5 Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995

6.  Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996

7.  Василенко В.А. Детский фольклор / Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.

8.  Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1999

9.  Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М. Маминой. М.: Просвещение, 1976.

10 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. 4-е изд. Под ред. Щелованова Н.М.  - М., 1960

11. Закона РФ «Об образовании»

12. Даль В.И. Толковый словарь slovardalja.net/

13. Энциклопедии и словари.  http://enc-dic.com/word/s/Skazka-14596.html

14. Толковый словарь Ефремовой.  http://efremovadictionary. info/Словарь_Ефремовой /99614/

15. Википедия

16. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3bd68b5c53b88521316d37_0.html

17. http://festival.1september.ru/articles/597241/

18. http://ref.rushkolnik.ru/v45694/

19. http://coolreferat.com/Дидактические игры_в_развитии_речи_детей-сирот_2года_ жизни_ часть =4



Предварительный просмотр:

Лекция на тему:

«Развлечения, как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста».

                                           (Для школы приёмных родителей)

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.

Одна из ценностей раннего возраста – повышенная эмоциональность ребенка. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период, проживая в который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых. Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в жизни детей. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях, ведь базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает

сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Чем же можно разнообразить жизнь маленьких детей. Одним из таких средств являются развлечения. Развлечение — вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие. Развлечения — одна из форм организации детей в повседневной жизни, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми. Виды их зависят от характера участия в них детей:

1. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей (сценарий включает более сложный репертуар, содержание имеет познавательный характер).

2. С другой стороны, это развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети (содержание развлечений разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись).

3. В то же время проводятся и развлечения, где дети-сами активные участники (репертуар должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений, навыков).

Но современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему не стоит забывать о том, что каждый день можно проводить небольшие элементы развлечения, так называемые игры-забавы, рассчитанные на 1мин.-1.5 мин. («Игры - потешки», «Заводные игрушки», «Народные игрушки», «Музыкальные игрушки», «Малыши танцуют: Ай-да»). Эти развлечения не требуют большой подготовки и разработки сценария. Весь материал — это заводная игрушка-птичка или народная деревянная игрушка - клюющие курочки или музыкальная игрушка - поющий петушок или диск с детскими мелодиями. Их цель создание психологического и эмоционального комфорта. Но вместе с тем эти игры-забавы хорошо помогают собрать и переключить внимание ребёнка, внести разрядку в привычную обстановку. А особая задача взрослого - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Проведение полноценного праздника или развлечения требует тщательной подготовки.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей раннего возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Цель проведения праздников и развлечений- порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни ребёнка.

Итак, к организации развлечений и праздников предъявляются следующие требования:

- разнообразие содержания для накапливания детьми опыта, обогащения впечатлениями;

- художественные достоинства материала и качество его исполнения;

- занимательность содержания, новизна его элементов;

- доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;

- соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 1года до 1.3 это 3—5; от 1.3-1.6 это 5-7; от 1.6-1.9 это 7-10; от 1.9-2 это 10- 15 минут). Конечно, цифры примерны, если ребёнок устал или перевозбудился следует закончить раньше, если ребёнок ещё полон сил, можно повторить наиболее понравившиеся моменты.

Для того чтобы соблюсти все требования нужно составить сценарий.

Сценарий - это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:

1.Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

2. Действия должны быть связаны по смыслу между собой и развиваться «зажигая» детей.

3.Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

4. Наличие кульминационного или сюрпризного момента.

5. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до ребенка. Например,8 марта — это праздник мам. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

6. Заключительная часть - это проявление активности всех участников.

Развлечения могут проводиться одним или несколькими взрослыми. С использованием музыки и без. Это могут быть чередующиеся, связанные сюжетом, детские песенки, потешки, игры-забавы, народные попевки или сказка с хорошо знакомым сюжетом, персонажами куклами или взрослыми участниками сценария.

Из любого момента в жизни можно сделать развлечение:

1. Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение новой игрушки (не следует ходить с маленьким ребёнком в магазин, он ещё не способен сделать выбор, а обилие игрушек его смущает). Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Взрослый действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.

2. Прослушивание музыкальных произведений. Они, как правило, кратковременны. Но помогают развить чувство ритма. Это могут быть хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера.

3. Подготовка к любому празднику. Совместная деятельность детей со взрослыми очень эмоциональна, она сближает и помогает установить доверительные отношения. Дети с удовольствием наряжают ёлку, помогают взрослому повесить гирлянду, шары.

4. Катание на пони в парке. Следует рассказать о животном как можно больше, покормить его (если можно), попрощаться перед уходом. В такие моменты ребёнок впитывает информацию как губка, хорошо её запоминает, а если на следующий день ему подарить игрушечную лошадку, то и легко перенесёт увиденное и испытанное в игру.

5. Купание в ванной. Если положить в ванну резиновых уточек или рыбок, показать ребёнку как они плавают, а можно просто сделать пену. Она так похожа на мыльные пузыри. Спокойное купание, радостное настроение и новые знания о воде обеспечены.

6. Игры в песочнице. Это всегда радость. Покажите, как сделать куличики - это самый настоящий фокус, а отпечатки ладоней и пальцев на сыром песке и машинка оставляющая след, а если нужно проехать по уже готовой дороге? Сколько это вызывает радости, приносит новые впечатления и даёт знания о таком интересном материале, как песок.

Для детей после 1.9 целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза.

Не следует забывать, что не все дети считают развлечениями то, что считают развлечениями взрослые. Например, не всем нравятся большие музыкальные игрушки, громкая музыка или катание с высоких горок. Такие моменты надо учитывать.

Итак, развлечения—особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.

Формы развлечений с детьми раннего возраста (с 1года до 2 лет).

Формы развлечений

Оборудование

Название развлечений

1

С музыкальными игрушками.

Игрушки, поющие песенки (зайцы, медведи, собачки, кошки, Дед Мороз…).

«Посмотри, кто в гости к нам пришёл», «Поиграем с Хрюшей»…

2

С фольклорными мотивами.

Потешки, прибаутки, пестушки.

«Ладушки», «Сорока-сорока»,

«Та-та-та», «Большие ноги», «Баю-бай»…

3

С элементами кукольного театра.

«Би-ба-бо», пальчиковый, перчаточный, плоскостной.

«Кошка в гости к нам пришла», «Кто как кричит», «Оля и Коля играют в мяч»…

4

С заводными игрушками.

Игрушки, заводящиеся ключом (петушок, курочка, птичка, паровоз, рыбка).

«Петушок», «Прыгающая птичка», «Быстрый поезд». «Заводная рыбка»…

5

С музыкальными инструментам.

Бубен, барабан, погремушка, маракас, колокольчик.

«Позвони в колокольчик»,  «Постучи в бубен»…

6

С пищащими игрушками.

Резиновые игрушки-пищалки (машинка, курочка, птичка).

«Цыпленок пищит», «Машинка гудит».

7

С физкультурным оборудованием и снарядами.

Обруч, ленточки на кольце, скакалки, дорожка, помпоны, мячи.

«Наш весёлый звонкий мяч»,

«Пройди, малыш, по дорожке,

топни, малыш, ножкой».

8

Игры с сюрпризами.

Мыльные пузыри, мешочек с сюрпризом.

«Что в мешочке лежит», «Воздушные шары», «Мыльные пузыри», «Солнечные зайчики»…

9

С водой.

В ванне, мини бассейне, с водяными мельницами в тазу

«Плавающие уточки», «Поймай рыбку», «Пенная ванна»…

10

С песком.

В песочнице, в специальной ёмкости с песком.

«Рисуем пальцем на песке»,

«Куличики»…

11

С красками.

Краска для рисования руками.

«Мои ладошки», «Мои пальчики», «Печати»…

12

С элементами ритмики(музыкально-ритмические упражнения).

Шапочки персонажей, игрушки- животные.

«Постучим пальчиками» РНМ,

«Догонялки», «Зайка» муз.        Н. Александровой, «Мишка», «Да, да» муз. Теличеевой Е…

13

С народными игрушками.

Народные игрушки.

«Клюющие курочки», «Мишка играет на пианино»,

«Петрушка-акробат»...

14

Музыкальные развлечения.

Инсценировка песенок, музыкальные игры, слушание музыки.

«Курочка и цыплята», «Зайка», «Медведь», муз. Теличеевой Е.,

«Прятки», «Мы умеем»            

муз. Ломовой Т…

ОПИСАНИЕ ИГР- РАЗВЛЕЧЕНИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Этот мальчик маму слушал»

Цель: В веселой игре развивать мелкую моторику.

Возраст: с1года до 1.6 мес.

Ход: Взрослый, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию.

ТЕКСТ ПОТЕШКИ

Этот пальчик маму слушал.

Этот пальчик кашу кушал.

Этот пальчик спрятался.

И этот пальчик спрятался.

А мизинчик их нашел

И постучал: тук-тук-тук!

Все пальчики побежали.

В ладоши захлопали, заплясали.

«Заводные игрушки»

Цель: Повысить эмоциональный тонус детей.

Возраст: с1года до 2 лет.

Ход: Взрослый усаживает ребёнка на коврик и говорит, что сейчас что-то покажет. Заводит и пускает любую заводную игрушку. Это веселит малыша, вызывает смех и радостные возгласы.

«Пальчики пляшут»

Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев.

Возраст с 1.6 мес. до 2 лет.

Ход: Взрослый сажает ребёнка на колени или напротив себя и предлагает показать свои ручки. Затем начинает читать текст потешки и выполнять действия. Постепенно ребёнок начинает подражать и подговаривать.

ТЕКСТ ПОТЕШКИ

Пальчики у нас попляшут

 -Вот они, вот они.

В кулачки мы пальцы спрячем

 -В кулачки, в кулачки.

«Оля и Коля» (кукольный театр)

Цель: Доставить детям радость, развивать их внимание.

Возраст: с 1.6 мес. до 2 лет.

Материал: Для показа берутся две куклы-петрушки (девочка и мальчик), мячик на резинке. Между двумя стульями протягивается простынка, или вместо нее можно использовать простую ширму. Малыши посажены так, чтобы им было все хорошо видно. Один взрослый за ширмой, другой - с ребёнком.

Ход: Взрослый: Дети, посмотрите, кто к нам сейчас придет. Девочка пришла.

Девочка. Здравствуйте, детки, меня зовут Оля. Посмотрите, какое у меня красивое платье!

Взрослый: Здравствуй, Оля! И ты поздоровайся, Саша. Скажи: «Здравствуй, Оля!»

Девочка. А ко мне сейчас придет мой братик Коля. Мы с ним будем играть в мяч. Коля, Коля, иди скорее! Помогите, позовите Колю. Покричите: «Коля, Коля!»

Мальчик. Я тут. Здравствуйте! Посмотрите, какой у меня красивый мяч!

Взрослый: Поздоровайтесь с Колей, скажите: «Здравствуй, Коля!»

Девочка. Коля, бросай мне мяч (перебрасывают мяч, приговаривая: «Бросай», «Лови»).

Взрослый: Оля и Коля, мы тоже хотим играть в мяч. Бросьте-ка нам мячики! (Куклы бросают мячи, ребёнок начинает играть, куклы исчезают.)

«Артист из платка»

Цель: Доставить радость детям, вызвать улыбку, смех; активизировать игру малышей, развивать подражательные движения.

Возраст: с 1года до 1.6 мес.

Ход: «Артист» делается из носового платка или квадратного кусочка материи. Три конца ткани связываются в узелки. Один узелок - голова, другие - руки. В эти три узелка вставляются большой, указательный и средний пальцы, и клоун оживает: он пляшет и поет, хлопает ручками, как настоящий артист.

Возраст: с 1.6 мес. до 2 лет.

Ход: «Артист» делается из носового платка или квадратного кусочка материи. Три конца ткани связываются в узелки. Один узелок - голова, другие - руки. В эти три узелка вставляются большой, указательный и средний пальцы, и клоун оживает: он пляшет и поет, хлопает ручками, как настоящий артист. Ребёнок уже знаком с клоуном, они здороваются. Клоун поёт песенку, а ребёнок подражает движениям.

КЛОУН

Я плясун, я певун,

Я веселый говорун!

Стану на дорожке,

Хлопну я в ладошки,

Топну каблучками,

Потанцую с вами!

Взрослый предлагает тоже поплясать, как пляшет клоун.

Наших кукол мы возьмем,

С куклами плясать пойдем.

Мы за ручки кукол взяли,

С ними вместе поплясали.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Пляшет куколка моя.

«Звени, колокольчик!»

Цель: Одним предметом воздействовать на другой, с тем, чтобы вызвать перемещение. Способствовать психическому развитию маленького ребенка. Дать возможность испытать радость от достижения результата, стремится повторить успешные действия. Развивать координацию движений.

Материал: Колокольчик со шнурком, привязанным к его языку.

Возраст: с 1года до 1.6 мес.

Ход: Взрослый вносит в группу колокольчик или бубенчик, подвешивает его на видном и легкодоступном месте. Колокольчик висит так, что ребёнок не может достать его рукой. К язычку колокольчика привязан шнурок. Взрослый показывает, как, дергая за него, можно звонить в колокольчик. Ребёнку дают возможность поиграть с колокольчиком.

Сценарии развлечений для детей с 1года до 2 лет.

«Подарки Деда Мороза» (к Новому году)

Цель: Учить детей узнавать и называть различные игрушки, поддерживать бодрое и радостное настроение.

Возраст: с 1.6 мес. до 2 лет.

Материал: Мешок, в котором находятся игрушки, аккуратно разложенные в пакеты.

Ход: Взрослый заранее выставляет мешок с подарками за дверь, стучит, затем спрашивает: «Кто там?» Стук повторяется. Взрослый предлагает ребёнку повторить вопрос. Ребёнок спрашивают: «Кто там?» Взрослый открывает дверь и вносит мешок: «Вот, посмотри, что нам принёс Дед Мороз», все усаживаются поудобнее. Взрослый вынимает пакет и говорит: «Это пакет. А что в пакете? (пауза, ребёнок отвечает) Ай, какая кукла! А что надето на ней?» (Весело рассматривает куклу.)

Это Дед мороз принёс. Смотрите, кукла села на стул. Ну, сиди, сиди! А это что? (Взрослый достаёт по одному пакеты, вынимая игрушки, называя их и рассматривая, вовлекает ребёнка в разговор.)

Все пакеты розданы, ребёнок играют с игрушками, пляшет с ними, повторяя движения за взрослым.

ТЕКСТ ПОТЕШКИ

Попляши-ка, попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так,

Вот сяк,

И вот этак,

И вот так!

Вот как ножки хороши!

Ты пляши, пляши, пляши!

«Мишка в гости к нам пришёл»

Цель: повысить эмоциональный тонус детей, доставить им радость, познакомить с новой игрушкой.

Возраст: с 1.6 мес. до 2 лет.

Ход: Взрослый: «Посмотри, кто к нам пришел? Это Мишка, он говорит: ы-ы». Взяв Мишку на руки, показывает игрушку, любуется ею вместе с ребёнком. Мишка машет лапой, здороваясь. Взрослый и ребёнок отвечают: «Здравствуй, Мишка!»

Затем взрослый спрашивает: «Хочешь погладить Мишку? Мишка, а ты хочешь погладишь Серёжу?» Ребёнок гладит Мишку, Мишка гладит ребёнка по голове.

Взрослый: «Мишка, а ты догонишь Серёжу?» Мишка рычит и кивает головой. Ребёнок убегает. Взрослый с игрушкой в руках делает вид, что не может поймать. Печальный Мишка отходит в сторону, садится и плачет.

Взрослый: «Слышишь, Мишка плачет, пожалей его». Ребёнок жалеет Мишку.

Взрослый: «Ну вот, Мишенька, ты уже перестал плакать. Теперь скажи нам, как ты хочешь играть?»

Мишка отвечает что-то непонятное на ухо взрослого, который комически отмахивается от него (все это повторяется несколько раз). Наконец говорит, что Мишка хочет плясать.

Взрослый: «Ну, попляши, а мы тебе в ладоши похлопаем».

Взрослый поет, ребёнок хлопает в ладоши. Мишка «пляшет»:

Вот как толстый Мишка пляшет,

Он Серёже лапкой машет.

Долго Мишенька плясал,

Поскользнулся и упал.

(Мишка падает на пол, Серёжа поднимает.)

Взрослый (Мишке): «Ай-ай-ай, Мишка, ты не умеешь плясать, падаешь, а Серёжа хорошо пляшет и совсем не падает». Ребёнок пляшет и Мишка в руках взрослого пляшет и хлопает в ладоши.

«Курочка-хохлатка» (к 8 марта)

Цель: доставить детям радость, расширить их кругозор, активизировать речь.

Возраст: с 1.6 мес. до 2 лет.

Материал: персонажи театра пяти пальчиков - цыплята, игрушки курочка и кошка, маски курочки, цыплёнка.

Ход: Взрослый сажает ребёнка рядом и достает из коробки персонажей театра и говорит: «Вот курочка-хохлатка вышла погулять на травку и позвала своих деток: ко-ко-ко! Прибежали цыплятки. Посмотрите, какие они желтые и пушистые». Взрослый проговаривает текст, одновременно показывая действия персонажей:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Приближая курочку к кошке, взрослый говорит:

А на скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка мяукает и бежит за цыплятками, а они убегают к маме-курочке. Курочка защищает цыпляток, говоря: «Не отдам тебе своих цыпляток».

Взрослый беседует с ребёнком: «Как курочка звала к себе цыплят? (Ко-ко-ко!) А как цыплята пищали? (Пи-пи-пи.) Как кошка мяукала? (Мяу-мяу!)» (Ребёнок отвечает на вопросы звукоподражанием.)

Взрослый: «Понравился вам рассказ про курочку с цыплятами?»

Выслушав, скорее всего, положительный ответ, приглашает детей поиграть в «Курочку-хохлатку»:

«Я буду мама-курочка, ты - цыплёнок, а это – кошечка».

Игра проходит под произносимый взрослым текст инсценировки. Действия ребёнка – подражание взрослому.

 «Ладушки» (с потешками)

Цель: Формировать ощущение ритма, учить детей понимать слова взрослого подкреплённые действием, способствовать двигательной активности, поддерживать радостное эмоциональное настроение.

Возраст: с 1 года- 1. 3 мес.

Ход: Взрослый берёт ребёнка за одну (две руки) руку и ведя по комнате, читает потешку:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки (произнося стихи, держать малыша за ручку (за две руки) и аккуратно вести его с собой рядом (идти спиной в перёд, ведя ребёнка за собой за две руки). Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка).

Взрослый с ребёнком доходят до кресла (дивана), взрослый сажает ребёнка на руки и читает потешку «Ладушки», выполняя действия сам:

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки!

Бражку попили!

Кашку поели!

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! Полетели!

На головку сели! (положить руки на голову)

Сели посидели,

Дальше  полетели!!!  

Кыш! (убрать руки с головы).

Затем взрослый повторяет потешку: в первой части она читает её эмоционально- радостно, вторую часть при словах Шу-у-у… Полетели!- взрослый читает с грустью и разводит руками, третью часть –снова эмоционально- радостно. Взрослый читает, играя руками ребенка и поощряет, когда он пытается воспроизводить игровые движения. (Ритмичность потешки подчеркивается сопровождающими чтение хлопками в ладоши. Когда ребёнок вместе с взрослым начинает хлопать в ладоши, у него возникает двигательное ощущение ритма). Игра проводится 3-4 раза.

После игры взрослый говорит: «Мы с Оксаночкой (Серёженькой, Оленькой…) ходили ножками топ, топ. Мы с Оксаночкой (Серёженькой, Оленькой…) играли с ручками хлоп, хлоп. А сейчас мы потанцуем ай-да, ай-да». Взрослый ставит ребёнка на пол, берёт его за обе руки и они под музыку выполняют ритмичные движения «Ай, да».

Литература:

1. http://festival.1september.ru/articles/506589/

2.Кряжева  Н.Л.  Развитие  эмоционального  мира  детей. – Екатеринбург: У-Фактория,  2004г.

3.Люблинская  А.А.  Воспитателю  о развитии  ребёнка. – М.:  Просвещение,  1972г.

4.Павлова  Л.Н.  Раннее  детство:  Развитие  речи  и  мышления:  методическое  пособие. – М.:  Мозаика – Синтез,  2000г.

5.Петрова  В.А.  Занятия  по  развитию  речи  с  детьми  до  трёх  лет. – М.:  Просвещение,  1970г.

6.Развитие  и  обучение  детей  раннего  возраста  в  ДОУ:  Учебно-методическое  пособие  /составитель  Дёмина  Е.С. – М.:  ТЦ  «Сфера»,  2006г.

7.Развивающие  игры  с  малышами  до  трёх  лет:  популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов.  /составитель  Галанова  Г.В. – Ярославль,  1998г.

8.Эмоциональное  развитие  дошкольника  //  под  ред.  Кошелёвой  А.Д. – М.:  Просвещение,  1985г.

9. www.razumniki.ru/gmoshinskaya.html

10. www.babyblog.ru/user/allaya/99401



Предварительный просмотр:

Ваши первые шаги на пути к счастливой семье. Как сформировать привязанность между приёмными родителями и их детьми.

(для родителей)

На один и тот же вопрос можно взглянуть с разных сторон, т.е. приезд усыновлённого ребёнка в семью разные специалисты- психологи, соцработники, врачи рассматривают по-разному. Мы, сегодня, рассмотрим этот вопрос с точки зрения воспитателя. Но вам следует помнить, что все советы и рекомендации сформулированы довольно широко, ведь каждый ребёнок и каждая семейная ситуация уникальны. В природе не существует жёсткого списка инструкций, которые подошли бы во всех случаях без исключений. Наоборот, вам придётся решать самим, какие из предложенных советов взять на вооружение.

И так, вы собрали все документы, прошли все формальности, выполнили все требования и с замиранием сердца ждёте приезда ребёнка.

А) Что же ещё нужно сделать, подготовить?

Если вы берёте ребёнка до года.

I. Пока ребёнок ещё в Доме ребёнка:

  1. купив для ребёнка игрушки и вещи, передайте кое-что ему, пока ребёнок ещё живёт в Доме ребёнка, пусть он привыкнет к вещам;

Для чего это нужно: ребёнку будет легче адаптироваться у вас дома, когда у него будет что-то знакомое.

  1. если нужно, постарайтесь любые медицинские процедуры, тем более болезненные, сделать ещё пока ребёнок, находится в Доме ребёнка;

Для чего это нужно: ребёнку будет труднее привязаться к вам, если вы водили его на уколы или другие болезненные процедуры.

     3. сами отдохните, наберитесь сил, высыпайтесь;

Для чего это нужно: чтобы заботится о ребёнке, необходимо сначала позаботится о себе

     4. поговорите с воспитателем о привычках ребёнка, его предпочтениях

Для чего это нужно: эта информация поможет вам в будущем избежать многих казусов (у ребёнка есть любимая игрушка, он потлив, его нельзя перекутывать или наоборот его надо одевать потеплее…)

Если вы берёте ребёнка второго и третьего года жизни.

I. Пока ребёнок ещё в Доме ребёнка: 1-4 см. Если вы берёте ребёнка до года.

5. позаботьтесь о домашних животных-птиц и рыбок поставьте повыше, кошку или собаку можно при необходимости отдать на время, пока вы с ребёнком не привыкнете друг к другу

Зачем всё это делается: необходимо позаботиться о безопасности как ребёнка, так и животных (в Доме ребёнка с живыми питомцами дети общаются под присмотром взрослых и короткое время, поэтому могут принять домашних животных за игрушки или животные могу ревновать и поранить ребёнка)

II. Готовим к приезду ребёнка дом:

Если вы берёте ребёнка до года.

  1. диски с расслабляющей музыкой и развлекательное чтение для себя;
  2. продукты, готовые к употреблению: творожки, йогурт, фрукты, пюре;
  3. договорится с людьми, которые смогут помогать вам (муж, родители, друзья);

Зачем всё это делается: потребуется время, чтобы новое вошло в привычку и только от вас зависит, насколько хорошо вы будете о себе заботиться, и сколько у вас останется сил на то, чтобы воспитывать ребёнка правильно и с любовью (в начале, вы можете уставать или не успевать, без привычки, и чтобы расслабится, почитаете книгу, послушаете музыку или быстренько перекусите).

     4. Возьмите декретный отпуск:

Зачем всё это делается: первое время нахождения ребёнка в семье родители должны полностью посвятить себя его воспитанию, так вы быстрее установите эмоциональный контакт.

5. убрать все потенциально опасные предметы (вазы, шкатулочки, баночки, скатерти…);

6. придумать временные «запорчики» на дверцы шкафчиков и ящичков, наклеить специальные «уголки» на углы

Зачем всё это делается: ваш дом должен быть безопасен для ребёнка (ребёнок начинает ползать, ходить и может удариться об угол, стащить вазу со стола за угол скатерти, прищемить палец дверцей ящика…).

II. Готовим к приезду ребёнка дом: 1-3 см. Если вы берёте ребёнка до года.

Если вы берёте ребёнка второго и третьего года жизни.

     4. убрать все потенциально опасные предметы (иголки, ножи, шпильки, вазы…)

5. придумать временные «запорчики» на дверцы шкафчиков и ящичков

     6. запоры на дверях и окнах, специальные приспособления для того, чтобы дети не          

     прижали себе пальцы

     7. сумочка в ванной для ваших личных вещей

Зачем всё это делается: необходимо позаботится о предотвращении возможных неприятностей (в Доме ребёнка мебель отодвинута от окон, ручки на дверях высоко. А дома у окна может стоять диван, дверь в кухню не закрываться. Это опасно. Пока ребёнок не привыкнет, в кухню он должен заходить только со взрослыми (вилки, ножи, плита, кран - потенциально опасные предметы). В Доме ребёнка для детей отведено много детских помещений (игровые, спальни, столовая, туалетная, раздевалка). Там только детские вещи, дети берут их без спроса, пользуются ими спокойно. А дома есть вещи

взрослых, которые нельзя брать. Шкафы, в которые не следует заглядывать, не детские вещи, которые очень хрупкие).

Всё это временно, пока ребёнок не привыкнет к новым помещениям и новым правилам поведения. Домашние дети учатся этому постепенно, по мере взросления, а наши сразу попадают в неизвестную им и непривычную обстановку.

       8. возьмите все возможные отпуска и отгулы, если возможно оставайтесь дома как

     можно дольше и лучше, если это будет один член семьи - мать, а не все по-очереди

Зачем всё это делается: желательно, чтобы в первое время один из родителей полностью посвятил себя процессу воспитания ребёнка и постоянно был с ним рядом. К тому же ребёнок привыкнет к одному стилю общения, режиму, ритуалу укладывания и ему не придётся постоянно меняться. Работа подождёт, пока вы показываете ребёнку радугу, но радуга не будет ждать, пока вы закончите работу (Патриция Клэффорд)

        9. приобретите «радио няню»

Зачем всё это делается: вы будете всегда знать, как спит ребёнок, проснулся ли он и вам не придется вставать среди ночи, чтобы проверить ребёнка, если он спит в другой комнате.

III. Ребёнок уже дома:

Если вы берёте ребёнка до года.

Любовь- хорошая основа, но иногда «любви не достаточно». Поэтому ваша первостепенная задача – создать между вами и ребёнком эмоциональную связь, т. е привязанность. Привязанность - основополагающее понятие. Ведь в первый год жизни внимание родителей должно быть сосредоточенно на удовлетворении нужд младенца. Человеческий детёныш - самое беспомощное и зависимое существо из всех новорожденных. Когда ему что-то нужно, будь то еда, тепло, нежность или утешение, он зовёт на помощь плачем. Оставленный без ответа, младенческий плач быстро превращается в яростный крик, потому-то без быстрой реакции родителей жизнь и безопасность малыша подвергается реальной опасности. Когда родители отвечают на плач своего ребёнка внимательным взглядом, прикосновением, улыбкой или угощением, тот начинает испытывать чувства доверия и близости (общеизвестно, что наблюдательная мать отлично понимает оттенки плача ребёнка).

Способы формирования привязанности между младенцами и родителями:

  • во время кормления ребёнка бутылочку держите всегда в руках так, как- будто вы кормите грудью;
  • носите ребёнка в «кенгуру» лицом к себе;
  • каждый день делайте ребёнку массаж в течение 20 мин., во время массажа улыбайтесь и нежно разговаривайте с ним (лучше читать потешки, пестушки и делать пальчиковую гимнастику);
  • как можно чаще берите ребёнка на руки, качайте его, напевайте или рассказывайте  что-нибудь с улыбкой глядя в глаза;
  • ночью ребёнок должен спать совсем рядом с вами;
  • на первых порах не учите ребёнка есть самостоятельно, кормите его сами;
  • не оставляйте плачущего ребёнка одного больше, чем на 3 мин.;
  • в течение первого года жизни ребёнок не должен смотреть телевизор;
  • с радостью отвечайте на малейшее стремление ребёнка привлечь ваше внимание и вызвать любовь!

III. Ребёнок уже дома:

Если вы берёте ребёнка второго и третьего года жизни.

По правилам на первом году жизни родители работают над созданием привязанности между нами и ребёнком, а на втором году главным образом над установкой границ поведения. Но вашему ребёнку уже второй год и к вам он ещё не привык, между ним и вами ещё нет привязанности. * Ребёнку постарше нужно немного больше времени на установление эмоциональной связи, чем грудничку. В основе душевного благополучия ребёнка лежит именно полноценная привязанность к своим родителям, поэтому вы должны начать свою работу, всё равно, с формирования привязанности и уж потом с установки границ поведения и всестороннего развития.

Способы формирования привязанности между малышами и родителями:

  1. Тактильный контакт!
  2. практикуйте совместные развлечения: катание на лошадях, посещение дельфинария, зоопарка (желательно, чтобы до животных можно было дотрагиваться) и отдых (когда ребенок уже привыкнет к Вам)
  3. хороша музыкальная и звуковая психотерапия
  4. избавьте на первое время (хотя бы на полгода) детей от компьютера и телевизора. У ребёнка мышление должно оставаться активным - он должен постоянно общаться с другими детьми, решать задачи, ощущать мир вокруг. А ваши глаза и уши должны слышать прежде всего ребёнка, а не телевизор, компьютер, телефон

  1. не забывайте заботиться о себе (переутомленный или раздражённый родитель не должен воспитывать ребёнка, ведь ребёнок читает все чувства матери в её взгляде:
  • Находите время для отдыха.
  • Высыпайтесь.
  • Не забывайте о здоровом питании и витаминах.
  • Ежедневно дарите себе несколько минут тишины.
  • Берегите свои супружеские отношения)
  1. установите границы дозволенного сразу и помогите ребёнку их принять (недозволенного должно быть минимум, причём оправданный). Есть пословица: «Первый день гости – золото, второй- серебро, а третий-..». Чтобы ребёнок не чувствовал себя таким гостем, относитесь к нему, как к члену семьи сразу.
  2. повышайте самооценку ребёнка (улыбка в глазах матери- главное условие формирования позитивной самооценки у ребёнка, именно благодаря ей ребёнок получает подтверждение своей ценности. Некоторым детям одобрительный взгляд нужен буквально каждые две минуты. Материнский взгляд- это зеркало, в котором отражается внутреннее «я» ребёнка.

Как ещё поднять самооценку ребёнка:

  • поставьте фотографии ребёнка на видное место
  • когда ребёнок ведёт себя хорошо, снимите это на видео и время от времени просматривайте его
  • придумайте для ребёнка приятное домашнее прозвище
  • выставите на всеобщее обозрение поделки ребёнка
  • представляя ребёнка, называйте не только его имя, но и особые таланты или недавние достижения
  • «застукайте» ребёнка за хорошим делом
  • избегайте любых ярлыков – как хороших, так и плохих
  • если хотите похвалить, будьте конкретны и хвалите за особое старание)
  1. создайте Книгу жизни вашего ребёнка (она даст ребёнку чувство непрерывности    

его жизни и он не будет делить свою жизнь на две части)

Б) Какие могут возникнуть проблемы:

1.естественные выделения: до 3-х лет – это норма

Решение: не ругайте ребёнка, скорее всего он пока просто не привык к туалету, вашим требованиям или новому дому. Лучше одеть на ребёнка, если такое происходит, на первое время памперсы, но высаживать на горшок как положено, если он не сопротивляется.

А если сопротивляется высаживанию, пока не сажайте.

2. поведение: ребёнок постоянно ноет, плаксив, срывает семейные развлечения, плохое поведение в общественных местах

Решение: если ребёнок постоянно канючит, плаксив скорее всего он не высыпается и вам следует пересмотреть режим дня.

Если укладывание происходит с боем, введите особый вечерний ритуал (ванна, чтение, почёсывание спинки). Заканчивайте каждый день тёплыми объятиями (очень важно разрешить все дневные проблемы до отбоя, чтобы ребёнок мог заснуть спокойно. Каждое утро надо начинать «с нового листа»).

Или ребёнку нужно больше двигаться, чтобы спал крепче. Движение стимулирует те области головного мозга, которые отвечают за общее развитие, умение контролировать себя и восстанавливаться. Вот несколько способов добавить движение в повседневную жизнь:

  • покачаться на качелях или в кресле качалке
  • взять ребёнка на руки или за руки и потанцевать под музыку
  • покататься верхом
  •    попрыгать на мини - батуте

Наконец, недавние исследования показали, что сон при свете не бывает достаточно глубоким, возможно просто нужно исключить любые источники света.

Вероятно, требования к ребёнку в семье не согласованы, общайтесь между собой, в вопросах воспитания вы должны быть едины.

Есть возможность и того, что ребёнку не хватает прикосновений. Прикосновение жизненно важно. Человек, лишённый телесных ощущений, может умереть. Только для поддержания эмоционального равновесия человеку нужно восемь объятий в день, а для формирования привязанности - все двенадцать.

Может статься и так, что ребёнку нечем заняться пока вы выполняете работу по дому (занять себя сам он пока не может, а вы заняты). Знайте помощь родителям по дому, не только полезна, но и необходима. Если ребёнок уже уверенно ходит, он может начать помогать вам в работе по дому. Но задания должны быть посильными. Сначала ребёнок всё делает вместе с вами – стирает пыль, моет посуду, лепит пельмени. Затем может начать выполнять работу самостоятельно – поливает на даче цветы, зовёт всех к обеду, проверяет, созрела ли клубника, есть ли огурцы. Конечно, вы всегда будете рядом, вам придется всё переделывать (правда не заметно для ребёнка), у вас уйдёт на всю работу больше времени, но это окупится.

Поговорите заранее с воспитателем о характере ребёнка (кому-то нужно говорить о поездках заранее, рассказывать о том, что произойдёт и как будет, а кого-то наоборот, следует держать в неведении о предстоящих развлечениях, из-за бурных реакций и постоянных ожиданий).

Не берите ребёнка в кафе или рестораны, пока он не научится есть дома, как следует. И не стоит предоставлять право выбора блюд на первых порах ребёнку (он просто многого пока не знает). Если вы хотите предоставить ребёнку право выбора, когда это можно сделать (предложите ему какие-нибудь два варианта

 Ребёнок хватает вещи с полок в магазине, ноет и требует что-то купить. Не следует сразу брать ребёнка в магазин, он ещё не привык к его посещению. Если вам нужно посетить магазин, можно посадить ребёнка в тележку и ни в коем случае не покупайте ничего по требованию ребёнка (по мотивированной просьбе можно). Если вас к этому принуждают «сердобольные» посетители, не обращайте внимания – это ваш ребёнок и жить с ним вам.

               3.  еда: ребёнок недоедает, переедает, чрезмерно разборчив в еде

Решение: расспросите воспитателя заранее о предпочтениях ребёнка.

Не забывайте, что еда в Доме ребёнка и у вас отличается (можно узнать, как готовят), ребёнок может что-то не любить. В процессе адаптации дети могут демонстрировать странные предпочтения в еде, это временно, постепенно расширяйте меню маленького гурмана

Никакого телевизора во время еды.

Постарайтесь кормить ребёнка по графику, без перекусов, но не реже 4-5 раз в день.

Но не забывайте, на кухне хозяйничают родители и выбирают что готовить, только они, ведь, дети, которых хорошо кормят, лучше развиваются. А только родители знают о правильной пищи всё, правда, дети могут иметь несколько не любимых блюд.  

И ещё одно правило, которое следует всегда выполнять – не заставляйте есть насильно, если ребёнок отказывается, не настаивайте. Если вы из тех родителей, которые особенно чутко относятся к вопросам питания, просто расслабьтесь и доверьтесь естественному ходу вещей.

 4. общение: ребёнок плохо говорит; не говорит вообще; вам кажется, что он не понимает вас

Решение:  ребёнок просто не привык (Нехватка сладкого в рационе малыша может снижать его способность к привязанности, ведь, человеческое молоко слаще любого другого. Давайте ребёнку подслащённое молоко).

Ребёнок, действительно, не понимает вас (вы быстро говорите, употребляете слова неизвестные ребёнку, ребёнок ещё не привык к тембру вашего голоса). Выход прост - представьте, что ребёнок прилетел с другой планеты, ему здесь ничего неизвестно. Как вы будете с ним общаться? Говорить чётко, спокойно, кратко, подкрепляя свои слова жестами, объясняя все свои действия и действия и состояние ребёнка.

Вот еще несколько советов:

  • если начали говорить, то будьте лаконичны и вежливы
  • говорите как можно меньше и ни в коем случае не кричите, первые две фразы – это обычно всё, что ребёнок успевает услышать до того, как его сознание полностью выключит звук вашего голоса;
  • родителям достаточно сказать просто «нет» (детям до 3-х лет не объясняют, почему так нельзя делать, просто нельзя);
  • когда вы разговариваете с ребёнком, частицу НЕ, старайтесь не употреблять, например, не писай в штанишки (писай в горшочек);
  • можно использовать зрительные подкрепления (повесить картинки на двери)

В) Советы напоследок:

  1. Поступок ребёнка-это предупреждающий сигнал;
  2. Включайте голову, а не эмоции;
  3. Почаще удивляйте ребёнка;
  4. Меньше говорите - больше обнимайте;
  5. Ребёнок будет повторять именно то поведение, которое вызывает у его родителей наиболее яркий эмоциональный отклик;
  6. Если вы хотите чему-нибудь научить ребёнка, делайте это вместе;
  7. Ласковым и приветливым мамам легче вырастить своих детей ласковыми и приветливыми;
  8. Не забывайте, каково это- быть ребёнком;
  9. Для развития мышления детям нужно играть каждый день;
  10. Активный ребёнок – здоровый ребёнок;
  11. Не бойтесь обращать за помощью;
  12. Помните: ваши дети в хороших руках - в ваших.

Г) Заключение:

Прочная связь между родителем и ребёнком формируется благодаря тому, что родитель изо дня в день удовлетворяет важнейшие потребности ребёнка:

  1. в сбалансированном питании
  2. в одежде и обуви
  3. в солнечном свете
  4. в кровати и одеяле
  5. в игре
  6. в медицинской помощи
  7. в физических упражнениях
  8. в ограничениях и правилах
  9. в обязанностях по дому
  10. в безусловной любви
  11. и во всём том, что сближает нас эмоционально: взглядах, прикосновениях, совместном движении, улыбках и лакомствах.

Вас ждёт большой труд, но наградой станет «настоящий ребёнок», которого можно обнимать, учить новому и рядом с которым можно радоваться жизни.  

Помните:

Прочная связь между родителем и ребёнком формируется благодаря тому, что родитель изо дня в день удовлетворяет важнейшие потребности ребёнка:

  1.    в сбалансированном питании
  2.    в одежде и обуви
  3.    в солнечном свете
  4.    в кровати и одеяле
  5.    в игре
  6.    в медицинской помощи
  7.    в физических упражнениях
  8.    в ограничениях и правилах
  9.    в обязанностях по дому

   10.     в безусловной любви

   11.      и во всём том, что сближает нас эмоционально: взглядах, прикосновениях,

              совместном движении, улыбках и  лакомствах.

Вас ждёт большой труд, но наградой станет «настоящий ребёнок», которого можно обнимать, учить новому и рядом с которым можно радоваться жизни.  

 Советы напоследок:

  1. Поступок ребёнка-это предупреждающий сигнал;
  2. Включайте голову, а не эмоции;
  3. Почаще удивляйте ребёнка;
  4. Меньше говорите - больше обнимайте;
  5. Ребёнок будет повторять именно то поведение, которое вызывает у его

     родителей наиболее яркий эмоциональный отклик;

  1. Если вы хотите чему-нибудь научить ребёнка, делайте это вместе;
  2. Ласковым и приветливым мамам легче вырастить своих детей ласковыми и

     приветливыми;

  1. Не забывайте, каково это - быть ребёнком;
  2. Для развития мышления детям нужно играть каждый день;
  3. Активный ребёнок – здоровый ребёнок;
  4. Не бойтесь обращать за помощью;
  5. Помните: ваши дети в хороших руках - в ваших.

 

Литература:

1. Нэнси Томас «Когда любви недостаточно» Макс-Пресс М. 2012г.

2. Т. Ю. Морозова, С.В. Довбня «Шаг навстречу» М. 2011г.

3. Лямина, Г.М. «В группу поступил новый ребенок»                                                                          

 4. Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой «Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей»                                                            

 5. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузовой  Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги»                                                                                                                                                                                                                                                               6. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузовой  «Развитие общения со сверстниками