Методические материалы

Легачева Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

«Развитие речи у детей логопедической группы как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»

       Главными критериями ФГОС дошкольного образования  названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней.

       В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация происходит как стихийно, так и в условиях целенаправленного воспитания личности. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.

       В современном обществе увеличивается количество детей с нарушениями речи. Согласно статистике, ежегодно, в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями речи. Наличие у ребенка речевого дефекта создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает нормальное протекание процесса социализации. Поэтому данные дети испытывают определенные трудности в восприятии и усвоении социальных норм и требований, а, следовательно, затрудняется процесс их социализации в целом.

       Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,  язык начинает терять эмоциональность и значимость.

Анализ обобщенных данных показал, что в условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребенка, сводятся к минимуму. Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей.

       Дети с системными нарушениями речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, так как не имеют:

 - достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами; 
  - способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения;
- достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку.
      Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.  У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения.

 Применительно к детям с нормальным речевым развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный (рецептивный) и активный (продуктивный)Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественным (объем) и качественным (семантическое содержание) показателями.

       Полноценно сформированная устная речь является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения. 

       Этапы работы по развитию словаря:

  • - обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств;
  • - уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения;
  • - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

       При организации дидактических игр необходимо максимально соблюдать условия, при которых использование дидактических игр как средства развития активного словаря будет эффективно:

  • - учитывать возраст и структуру речевого нарушения;
  • - совершенствовать объем активного и пассивного словаря;
  • - учить детей правильно употреблять прилагательные в речи;
  • -  пополнять глагольный словарь детей;
  • - помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
  • - уточнять употребление слов в речи детей.

              Игры планируются в определенной последовательности. Вначале на I этапе предлагаются обучающие игры целью, которых развитие пассивного словаря детей. Затем на II этапе игры на активизацию и закрепление словаря. Так же выделяются следующие направления работы:

1. Блок. Формирование номинативного словаря.

2. Блок. Формирование атрибутивного словаря.

3. Блок. Формирование предикативного словаря.

4. Блок. Формирование словаря обобщающих слов.

5. Блок.  Формирование словаря антонимов.

6. Блок. Формирование словаря синонимов.

1. Блок

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

Игра «Скажи, что это?». Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Игра «Чудесный мешочек». Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее педагог просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

2. Блок

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

Игра «Загадки-описания». Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Игровые упражнения Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: Педагог называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

3. Блок

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

Лото «Кто быстрее принесет картинку». Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Педагог вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее педагогу. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

Игра «Кто как кричит?». Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

Лото «Кто как передвигается?». Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное.

4. Блок

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

Игровые упражнения по классификации предметов. Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы картинок:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Игра «Что общего?».  Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).

5. Блок

Игровое упражнение «Слова - «неприятели». Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

Игра «Скажи наоборот». Содержание: к данным словам придумать слова  с противоположным значением.

Имена существительные: друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,

Имена прилагательные: темный, горький, добрый, здоровый, острый, толстый.
Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться.

6. Блок

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Игра «Придумай предложение». Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

Игра «Подбери слово». Содержание: Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово - приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно педагогу. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится педагог.      

       Своевременное, целенаправленное развитие словаря у детей с недоразвитием речи способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.



Предварительный просмотр:

Особенности использования фонетической ритмики в формировании просодической стороны речи старших дошкольников с ОНР.

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

В свое время учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), признанных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. Значит, движения тела могли бы помочь отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности дошкольников, ведь они должны повторить движения за взрослым.

Но главное  вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).

Занятия с включением фонетической ритмики способствуют снятию напряженности и монотонности речи.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; - формирование умений изменять силу и высоту голоса;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

1. эмоциональный;

2. двигательный;

3. речевой.

Используется механизм функционального единства.

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально - положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

          Учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и направления работы над просодикой, выделим основные этапы в использовании  фонетической ритмики для формирования просодической стороны речи старших дошкольников с ОНР.

1. Работа над ритмом дыхания начинается с использования приема наращивания слогов, слов,  далее совмещаем ритм дыхания с общими  движениями и проговариванием звуков, слогов, слов и словосочетаний.

Цель упражнений – сформировать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. Этот этап особенно  необходим, т.к. для дошкольников с ОНР, характерен недостаточно продолжительный, плавный  выдох, поверхностное дыхание.

Задания на развитие дыхания совмещают  с общими движениями. Важным условием для формирования речевого дыхания является введение речевого материала, произносимого на выдохе, это может быть распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Целесообразно применять и такие упражнения, которые ярко окрашивают речь, показывают эмоции, волевые побуждения человека (страх, гнев, радость). В такие упражнения необходимо включать стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука была в них разной. На основе этих упражнений отрабатывается  выразительность голоса, чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другими видами интонации с музыкальным сопровождением. Прорабатывать приобретенные  умения  можно  на материале слогов, предложений и текста. В упражнения по развитию ритма дыхания понемногу вводятся подвижные игры, игры драматизации, упражнения с хлопками, счетом и пением.

            Важно уделять внимание заданиям, регулирующим мышечный тонус, которые оказывают всестороннее воздействие на весь организм. Эти задания позволяют дошкольникам овладеть  работой своих мышц  и научиться произвольно, управлять своими движениями. Дошкольники, делая упражнения с предметами и без них в процессе ходьбы, бега, подскоков, учатся  различать громкое и тихое звучание музыки.

2. Развитие чувства ритма  - основа правильного формирования речи и ее восприятия. Способность  правильно воспроизводить различные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры.

Ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи.  На этом этапе используются такие ритмические движения, как отхлопывание, притопывание, отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по предмету. Необходимо  придерживаться определенной  последовательности в работе над ритмизированными текстами и стихотворениями:

- прослушивание ритма стихотворения;

- отхлопывание ритма стихотворения ладонями;

- прослушивание текста в сопровождении проговаривания;

- воспроизведение текста с движениями;

- воспроизведение текста без движений;

- диалоги, когда только один  из участников говорит, а второй слушая, действует молча;

- диалоги, когда речевое общение ведется двумя участниками или группами.

           Чувства музыкального ритма важно рассматривать в целом, вместе с другими средствами музыкальной выразительности. Нужно обращать внимание дошкольников на эмоциональное содержание музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, надо иметь определенный запас движений (бег, ходьба, прыжки, движения с предметами). Дошкольники  учатся передавать музыкально-игровые образы, используют мимику, жесты при применении сюжетных драматизаций.

Правильно организованная работа по развитию чувства ритма, основанная на синтезе музыки, движения и речи, даёт старшим дошкольникам с ОНР овладеть элементарными ритмическими структурами. На их основе создаются предпосылки для овладения фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения, модуляций, паузации), а также совершенствуется пространственно-временная организация речедвигательного акта.

3.  Улучшение уровня общих движений - дети совершенствуют навыки ходьбы по кругу в одиночку, парами, двигаться в заданном направлении, по ориентирам. Учатся ориентироваться в пространстве и коллективе, вправо - левостороннем направлении движения,  повороты,  маршировка спиной назад, лицом к центру и т.д.

С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому нужно направлять внимание дошкольников на руководящую роль музыки. Непременно в каждое занятие надо включать ходьбу, т.к. она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. Важно  применять много заданий с использованием различных видов ходьбы, которые не только сочетаются с музыкой, но обязательно и со словом.  Динамическая организация двигательного акта вызывает особую трудность у  старших дошкольников с ОНР. Так как, динамическая организация связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений.

Для  усложнения  заданий, и для развития межполушарных взаимодействий надо вводить и перекрестные движения.  Движения становятся естественными, красивыми, слитными. Важно уделять внимание  образным и эмоциональным характеристикам движения. Для этого лучше использовать образы зверей, птиц, насекомых, людей разных профессий, дети будут  иметь возможность настолько активизировать свое воображение, подражая привычкам, походке, речи, манере поведения персонажа, что смогут почувствовать и «примерить»  к себе ощущения, возникающие от правильного выполнения движений.  Это позволит детям настроить свой собственный механизм по управлению своим эмоциональным и двигательным состояниям.

4. В работе по развитию двигательной и речевой активности необходимо обучать детей слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. На этом этапе дошкольники реализуют свои индивидуальные двигательные, ритмические, театральные и другие способности. Такие занятия положительно влияют на раскрытие творческих способностей старших дошкольников.

На данном этапе работы принято использовать -  мимику, жесты, телодвижения. Дошкольникам эти движения  известны и они с удовольствием их выполняют. Такие занятия представляют собой аналитико-синтетическую, творческую деятельность, т.е. работа, начинается от простых упражнений с постепенным переходом к сложным, инсценировкам песен, стихов, отрывков сказок.  С использованием такой работы активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения дошкольников с ОНР.

Так правильно организованная работа по формированию просодической стороны речи, основанная на фонетической ритмике - синтезе музыки, движения и речи, позволит детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе развить все стороны речевой активности.

На занятиях по фонетической ритмике дошкольники с общим недоразвитием речи научаться слышать речь окружающих, ее ритм, интонацию. Они запомнят, в каких ситуациях употребляются те или иные движения, выражения, и по аналогии воспользуются ими в своей речи, возможно, будут делать попытки создать свои эмоционально-образные  картинки. Таким образом,  дети становятся не только имитаторами, но и творческими участниками овладения языком.



Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ для развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду - это новейшая и актуальная проблема в российской педагогике. В настоящее время жизнь формулирует другие требования к организации непосредственной образовательной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством. Целью дошкольного воспитания было гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, образование и последующее развитие направленной работы, главных новообразований возраста.

ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.

Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Под средствами ИКТ подразумевается использование:

• компьютера;

• интернета;

• телевизора;

• видео, DVD, CD;

• мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Это все дает широкие возможности для коммуникации.

Занятия с использованием ИТК могут быть:

• фронтальными;

• индивидуальными;

• групповыми.

ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи.

Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления.

Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т.к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютер здесь обладает неисчерпаемыми возможностями:

• он погружает ребенка в особую ситуацию игры;

• образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной.

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка - это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников - это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития.

Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: "Детская природа требует наглядности". Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

•зрительная;

• слуховая;

• моторная.

Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:

• при объяснении (введении нового материала);

• при закреплении;

• при повторении;

• при обобщении материала.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедиа - отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.

Использование компьютерных презентаций на занятиях со старшими дошкольниками имеет множество преимуществ:

1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;

2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;

3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;

4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;

5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;

6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);

7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.

Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Главным плюсом информационно – коммуникационных технологий могут быть следующие показатели:

1) процесс формирования устойчивой мотивации и произвольной познавательной деятельности;

2) увеличение самооценки ребенка (в том случае, если поощрение ребенка за выполненное задание исходит в виде звуковых эффектов или от компьютерных героев).

При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.



Предварительный просмотр:

«Презентация дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»

        Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

        По роду своей профессии воспитатели и логопеды хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации и проведении логопедической и коррекционно-развивающей работы.
        Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.         Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы.

  • Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
  • Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
  • Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.

При работе с родителями придерживаемся следующих правил:

  • не прибегаем к назидательному тону, рекомендации даём в форме пожеланий;
  • в беседе о ребенке сначала обязательно сообщаем о его успехах, в любом случае - что-либо положительное, о трудностях говорим в мягком, сочувственном тоне. У родителей должно оставаться благоприятное впечатление о возможностях ребенка в преодолении дефекта.

Основными формами работы с родителями могут являться:

  • общее родительское собрание;
  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • семинары-практикумы;
  • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
  • открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных);
  • папки – передвижки;
  • совместные мероприятия (праздники, развлечения, выставки совместных работ)
  • подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми. Таким образом, наблюдения за детьми и родителями показали, что включение родителей в процесс формирования словаря, их взаимодействие  с воспитателями и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребенка. Результатом совместной работы с родителями является повышение уровня развития словаря в процессе ознакомления с предметным миром.

        Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

        Своим родителям мы объясняем, что дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной теме;

- вариативности упражнений.

Игры на обогащение словаря и развитие грамматического строя .

«Волшебные слова» Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

 «Наоборот» Ребёнку предлагается сказать наоборот или слово с противоположным значением. Игра может проводиться с перекидыванием мяча.

 Ясный день - Весёлый фильм - Тяжёлая ноша - Высокий дуб - Скучная книга - Холодная погода - Трудная задача - Громкий голос - Широкая лента - Высокое здание - Новое платье - Глубокое озеро –

 Игра «Подбери слова» Взрослый  называет предмет, ребёнок должен назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Например: мяч прыгает, скачет, катится, летит и т. д. Солнце сияет, спит, прячется, улыбается и т. д.

Вариант: Взрослый называет глагол, ребёнок подбирает к нему подходящее по смыслу существительное. Например: шить – платье, пальто, сапоги …, завязывать – шнурки, шарф, верёвку.

«Кто во, что одет»

Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. Например: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без».

" Цепочка слов"

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

 Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

«Дополни предложение»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

 Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

"Выбери правильное слово"

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

        

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

        Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.



Предварительный просмотр:

«Формирование чувства темпа и ритма в работе над слоговой структурой слова  у детей с нарушениями речи»

В связи с введением в дошкольную образовательную систему Федерального Государственного Образовательного Стандарта изменилась сама ориентация дошкольного образования, а именно социализация и индивидуализация стали прерогативой. А это, в свою очередь, немало важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для детей страдающих ТНР.

С каждым годом увеличивается число таких детей. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС.

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: ударностью, количеством слогов, линейной последовательностью слогов, моделью самого слога.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): «моток»- (молоток).

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);

- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот).

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» - стул).

- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник и хлебница).

Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.

В коррекционной работе можно выделить два этапа.

1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

2.  Собственно коррекционный этап — работа ведется на вербальном материале. Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребенка.

Более подробно остановимся на подготовительном этапе. На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

 Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников.

Работа на невербальном материале:

 Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)

 Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона. 

Интересными для детей являются упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов в двигательной деятельности по типу реакции выбора. Например, детям предлагается прыгнуть одним раз, если педагог делает два прыжка, и соответственно, если педагог делает два прыжка - дети выполняют только один прыжок. Задания педагог предъявляет без определённой последовательности, тем самым у детей развивается не только чувство ритма, но и внимание, память, переключаемость движений.

Виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике.

-Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой.

-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами.

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку.

-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами.

- Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - »  и  коротких«+» - барабан, бубен).

- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

- «Мышка и кошка». Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

 Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.

Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

 Работа на вербальном  материале:

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

 - Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

- Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

 Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

- Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

- Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

- Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

 Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве:

- Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

- От  поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого. Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

- Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\.

 Проблема развития чувства ритма является общедефектологической. Правильная организация работы по развитию чувства ритма позволит овладеть детям элементарными ритмическими структурами, скоррегировать у них в какой-то мере недостатки развития психических функций, а также приведет к качественному положительному сдвигу в личности ребенка в целом.