Публикации

Марданова Елена Евгеньевна
Нравственно–трудовое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных задач общества и государства. Значение трудового воспитания в развитии дошкольника; раскрытие значение слов «забота», «заботиться» на основе ознакомления  с трудом няни, повара, прачки детского сада , отображение полученных знаний в сюжетно-ролевой игре «Детский сад» ; воспитание трудолюбия в семье. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марданова Елена Евгеньевна – воспитатель первой категории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Кристаллик» г. Салехард                            

                             «Научите нас трудиться»

           

                Нравственно–трудовое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных задач общества и государства. Значение трудового воспитания в развитии дошкольника; раскрытие значение слов «забота», «заботиться» на основе ознакомления  с трудом няни, повара, прачки детского сада , отображение полученных знаний в сюжетно-ролевой игре «Детский сад» ; воспитание трудолюбия в семье.

              Ключевые слова: труд, трудолюбие, трудовая деятельность взрослых в детском саду, забота о других, трудовая деятельность родителей.

             Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
         К сожалению, сегодня, вначале XXI века, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет.
              Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.  Основатель научной школы, создатель НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожец  писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система разностороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности".
              На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
         В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
            Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога, родителей  - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

              Дошкольнику свойственно стремление к активности, самостоятельности; трудовая деятельность удовлетворяет эту потребность ребенка. Организация трудового воспитания дошкольников связана с решением следующих задач: воспитанием трудолюбия, ответственного отношения к трудовым обязанностям, интереса к результатам труда; обучением детей трудовым умениям и навыкам; формированием умения трудиться в коллективе, общественно направленных мотивов труда; ознакомлением с трудом взрослых; воспитанием уважения к труду, бережного отношения к результатам труда.
Особенности отношения к труду дошкольника заключаются в том, что его не столько привлекает результат, сколько процесс труда. Например, ребенок долго и охотно стирает одну вещь, его увлекает процесс действия с водой и мылом, но после того, как интерес пропал, остальные вещи он «стирает» наспех. Результат труда не достигается. Характерно и то, что дети охотно берутся за новые виды труда, которые им приходится выполнять довольно редко. Обыденный же труд, выполнение повседневных обязанностей убрать за собой игрушки, постель, привести в порядок костюм и т. п. — не всегда доставляют детям радость, нередко они неохотно берутся за эту работу. Вот почему важно воспитывать у детей интерес к результатам труда, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Эти качества составляют важную часть трудолюбия.

              Труд понимается как целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

В отечественной педагогике выделяются четыре вида труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд и труд в природе), а также три формы его организации (поручение, дежурство, коллективный труд).

             Труд взрослого, за которым целенаправленно наблюдает ребенок под руководством взрослого в соответствии с понятием «Лесенки успеха»  - спектакль. В этом дидактически показываемом процессе взрослый  (воспитатель, няня, мама или папа ребёнка, повар и т. д.) представляет труд, как взаимосвязь компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат. Воспитанник постигает главное: всё, что окружает человека, создано трудом людей разных профессий, всё – результат труда человека. Так ему откроется общественная направленность труда взрослых. Работать - значит получать результаты, нужные людям. За результаты платят деньги.

Понимание значения слов «забота», «заботиться» откроется ребёнку на основе ознакомления его с трудом няни, повара, прачки детского сада и по аналогии с ними – с трудом мамы в семье.

            Любому виду трудовой деятельности ребёнок учится в индивидуальном общении с воспитателем, потом упражняется в выполнении деятельности в подгруппе. Общегрупповое занятие превращается в диагностику уровня овладения деятельностью. Освоив на уровне самостоятельности некоторые виды хозяйственно-бытового труда, ребёнок с удовольствием выполняет их в форме поручения взрослого.        

           Труд - это деятельность, работа двумя руками, развитие обоих полушарий. У человека нет потребности трудиться (потребности человека - это игра, общение, познание), поэтому труд дошкольника в игровой форме, ибо труд в сочетании с игрой содействует воспитанию желания трудиться, помогает в достижении цели.

           Труд - это нравственное воспитание, через труд проявляется  отношение ребёнка к игрушке, нужно учить детей любви (при мытье игрушки: «Закрой глазки, я тебе ушки помою»).

           В младшей группе у ребёнка формируется трудовая деятельность в    отдельных видах (самообслуживание и хозяйственно – бытовой труд). Два других вида труда (в природе и ручной) малышу не доступны. Он знакомиться с ними, наблюдая за деятельностью взрослых, соучаствуя, как правило, лишь эмоционально в этих сложных для него процессах. Трудовая деятельность, которую взрослый целенаправленно демонстрирует как «театр» для ребёнка, призвана в «Детском саду - доме радости» воздействовать на эмоции воспитанника, вызвать удивление, восхищение и желание научится у взрослого, включаться в совместную с ним деятельность. Труд малыша ещё, как правило, слит с игрой. Но значимость его не только не снижается, а наоборот, повышается, особенно, у мальчиков, которые выполняют любое дело только в том случае, если видят смысл.

       Самообслуживание и отдельные трудовые действия в хозяйственно- бытовом виде труда оказывают огромное влияние на развитие ребёнка как индивидуальности.

Осуществляя ежедневно, целенаправленно, осознано разные виды трудовой деятельности и достигая результатов в форме самооценки умывания, одевания, питания, уборки игрушек, посуды и так далее ребёнок обретает самосознание. Он может уже как личность совершать поступки – осуществлять выбор действия, заранее представляя его результат.  Становление трудовой деятельности предполагает физическое развитие ребёнка. Ребёнку приходится действовать двумя руками одновременно, чтобы перенести предметы посуды после еды со своего места на стол няни, вымыть чашку для куклы, держа в одной руке мыло, в другой губку и т. д. Эта деятельность оказывает огромное влияние на обогащение развития мозга малыша и всего его организма, включённого к тому же в свободный двигательный режим: подлезать под стол, чтобы потом, опять выпрямившись, подойти к своему месту. Научившись организовывать своё рабочее место, ребёнок учится культуре выполнения каждого вида деятельности, потому что содержание компонентов деятельности разное, но последовательность общая: сначала сформулировать замысел, потом подготовить предмет деятельности, потом принести инструменты, совершить действия, направленные на преобразование предмета, чтобы получить результат. Этот алгоритм, освоенный уже в младшей группе, позволит ребёнку и в дальнейшем быть организованным, четко и экономно тратить время на организацию и уборку рабочего места.

              Образец взрослых, умело, театрально показанный каждый компонент – основа для возникновения у ребёнка желания научиться этим видам труда. В средней группе ребёнок умеет мыть игрушки, стирать  кукольное бельё, сервировать стол. Но некоторые виды деятельности ещё ему недоступны, но оказывают такое сильное эмоциональное воздействие, что  хочется попробовать повторить подобное, побудят его к игровой деятельности. Так появятся игры в «Дочки-матери», «Гости», «Детский сад». Через игру ребёнок учится сострадать, сочувствовать, заботится о ком-то. Учитывая, что в наших семьях, как правило, один ребёнок, иным способом, если не через игру или детский труд, подобный опыт не сформировать.

           У пятилетнего ребёнка труд всё ещё слит с игрой, игровые мотивы значительно более действенны, чем трудовые. Но возможности ребёнка возрастают, его стремление к самостоятельности позволяют сделать новые шаги в освоении трудовой деятельности, повышении качества каждого трудового действия. Поэтому важно, чтобы трудовой процесс проходил в форме «театра». Например, сервировка стола, где дежурный ребёнок – «артист», а те, о ком он заботится, - «зрители». Именно стремление позаботится так, чтобы порадовать своих «зрителей», оказывает существенное влияние на развитие воли, настойчивости, терпения и чувства собственного достоинства.

          Для того, чтобы у ребёнка сформировать и систематизировать знания о труде няни, каждый день проводятся наблюдения за разными трудовыми процессами человека этой профессии. Необходимо показать все семь трудовых процессов её деятельности, каждый раз, открывая детям суть заботливого отношения.

1.Обращать внимание детей на красиво накрытый стол, комментируя действия няни, что она   на стол чистую посуду, постелила красивые, чистые салфетки.

        2.Принесла   прачечной чистые полотенца для каждого.

        3.Поменяла постельное бельё.

        4.Протёрла пыль на полочках.

        5.Вымыла пол, чтоб было чисто.

        6.Принесла с кухни пищу и разложила каждому в тарелочку.

        7.Помогла одеться детям на прогулку: застегнуть пуговку, завязать шарфик.

          После наблюдения проводится с детьми беседа о труде няни. Цель её – раскрыть смысл слов «трудиться», «заботиться» на основе результатов, которые создаются трудом человека данной профессии. Подводим детей к пониманию: няня – это профессия. Этим словом обозначается обязанность человека, работающего в детском саду заботиться обо всех детях, мамы которых в это время на своих работах. В беседе дети откроют новое знание: няня выполняет только то, что другие сотрудники детского сада (повар, прачка) не делают. Но у неё работы так много (семь трудовых процессов) и так много детей, надо позаботиться о каждом, что она устаёт. Дети могут порадовать её: поблагодарить, пожелать добра, сказать «спасибо». Ознакомление с данной профессией даёт возможность раскрыть детям формы выражения заботы людей друг о друге. Это - образ идеала гуманного человека.

         Этим преследуется решение нескольких задач: во-первых, обобщение представлений о значении труда человека этой профессии для детей  и их родителей; во-вторых, формируя образ заботливого человека, мы содействуем тому, чтобы желание создать в ролевой игре образ няни, как возможность позаботится не об одной кукле, а о нескольких сразу; в-третьих, дети готовятся взять на себя новые обязанности по заботе друг о друге – сервировке стола. Итак, результатом такого последовательного, вдохновленного ознакомления с трудом няни позволит нам содействовать интеллектуальному, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию детей, подготовит к овладению разными видами деятельности: игры, труда, речи.

       Расширяя представления детей о труде взрослых, которые работают в детском саду, были проведены экскурсии на кухню, в прачечную. Дети увидели, как ловко повар печет блины. Во время следующей экскурсии на кухню наблюдали, как быстро и умело он работает ножом, шинкуя овощи для салата. Какие большие кастрюли на плите, в которых варится суп.

        В прачечной дети увидели, как прачка стирает бельё, как гладит полотенца утюгом, как аккуратно  складывает выглаженное бельё. Дети во время экскурсии задавали вопросы, на которые получали исчерпывающие ответы. Многократные наблюдения, экскурсии, беседы помогли детям сформулировать в речи свои представления и чувства.

                Наблюдения за трудом взрослых дети отражают в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери»,  «Детский сад» и другие, в которых они начинают моделировать знакомые им трудовые и социальные отношения. Игры в няню позволят ребятишкам совершать поступки, в которых, хоть и в воображении, условно, но будет выражаться потребность самоутверждаться через заботу о других.

               Для закрепления полученных знаний по ознакомлению с трудом взрослых, работающих в детском саду, для разностороннего развития личности был разработан долгосрочный проект «Становление сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в средней группе». Начиная со второго полугодия, дети оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют между собой роли и понимают, что действие каждого ведет к общему результату – «заботиться о детях в детском саду».

              Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «Больницу», «Детский сад», «Стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.
                В трудовом воспитании  старших  дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.
                 Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. В дошкольных учреждениях старшие дети любят выполнять коллективную работу по уборке помещения группы, работу в уголке книг, на участке. Особенно увлекает ребят соответствующая их возможностям трудовая деятельность совместно с взрослыми, где каждый, выполняя работу по своим силам, участвует в общем деле. Ребенок уже интересуется и работой родителей, ему важно знать, что делает мама, как работает отец. Необходимо помнить  родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей, а разобравшись во всех тонкостях труда родителей, он будет более внимательным к ним дома.  Понимает, что они приходят с работы усталыми и дома нужно сделать все, чтобы не вызвать у них раздражения и волнений. Поэтому ребенок не позволит маме убрать после себя постель, не оставит на своем письменном столе беспорядок, не бросит грязную посуду неприбранной в кухне. Нередко дети в этом возрасте – настоящие помощники по дому, они вполне справляются с мытьем посуды, принимают участие в стирке белья, а если есть в семье сад, огород, родители вполне доверяют им довольно ответственные участки работы. Все это закрепляет важнейшее качество человека – трудолюбие. Кроме того, постоянная ситуация занятости, дефицита времени учит ребенка быть собранным, планировать свои действия. Такая собранность, умение ценить время, справляться со всеми делами четко и последовательно, привычка выполнять любое дело только «на отлично» – основа будущей дисциплинированности труда рабочего, инженера, ученого. Именно в детстве формируется умение делать работу так, чтобы потом не пришлось что-то поправлять, доделывать, совершенствовать. Такое умение выполнять работу тщательно, добросовестно, то есть качественно, развивается в семье благодаря домашнему труду. Именно через чувство радости, испытываемое ребенком от похвалы за хорошо выполненное дело, через понимание значимости первых шагов в помощи взрослым, осознание необходимости выполнения своих  обязанностей и формируется в дальнейшем трудолюбие – то прекрасное качество, которое должно быть присуще истинно культурному человеку. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.                                                

                 И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь.   Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

                 Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания детей на первой дошкольной ступени. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

                Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному с взрослыми труду.

              Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.   Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.  Труд детей в семье,

 организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, на его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Библиография

  1. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
  2. Крухлет М.В.//Дошкольник и рукотворный мир, “Детство-Пресс” Санкт- Петербург, 2000.:
  3. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. асвета,1987.
  4. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
  5. Крылова Н.М. «Детский сад- дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности» Перм. Гос. Ун-т.- Пермь.2005.
  6. Крылова Н.М., Иванова В. Т. Детский сад – дом радости  «Книги для средней группы»  - Пермь:ПГПУ. 2001.
  7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.
  8. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.