Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО

Малугина Любовь Ильинична

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nr.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО

     Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

                                                                                              В. Сухомлинский                                                                                

    Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
     Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания, где записано:
 «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
    Духовно-нравственное  воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
     Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
     В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на её качество, ничего не изменили в её сущности, остались «мёртвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
     Чтобы увидеть ребёнка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.
    Духовно-нравственные ценности личности закладываются в семье. Именно в семье складываются представления  о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное воспитание происходит в школе.
 Поэтому именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Духовно – нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности:
урочной
внеурочной
внешкольной.
   Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе образования. На уроках по этому предмету формируются навыки чтения, читательской грамотности, происходит освоение учениками нравственных и эстетических ценностей, формирование духовного мира младшего школьника. Уроки литературного чтения помогают школьникам сориентироваться в современном мире, учат отличать добро от зла, будят лучшие качества личности: милосердие, сострадание, стремление к добру. Работа с художеств
енными произведениями воспитывает такие стороны нравственности, как сохранение личного достоинства, чести, долга, совести.
  Примером становления нравственности героя может служить рассказ Н.Носова «Огурцы». Автор пытается донести до своего читателя, как важно иметь своё мнение, «не поддаваться настроению толпы». Герой рассказа, переборов свои внутренние страхи, поступает по правилам доброты и нравственности.   Нельзя не увидеть, как жадность, зависть, зл
оба губят старуху и её дочь в сказке «Морозко», а торжествуют же доброта и кротость второй героини этой сказки.
А.Куприн написал серию рассказов о животных. Один из них – рассказ «Слон». Автор произведения напоминает читателю, что люди утратили связь с природой, перестали верить в её целительные силы. Проблема, которую поднимает писатель, очень проста: необходимо сделать всё от тебя зависящее, чтобы родные люди чувствовали в тебе надёжного человека.
    Задача уроков литературного чтения состоит в том, чтобы всё,  о чём говорится на занятиях, проходило через душу и сердце ученика, чтобы эти уроки стали уроками духовно-нравственного созревания. Приобщая школьников к духовным поискам человека в произведениях русских писателей, мы воспитываем людей, способных сопереживать, сострадать, прощать чужие ошибки, любить и верить в великую и могучую страну – Россию.
  Уроки ОРКСЭ также способствуют  духовному развитию и нравственному совершенствованию подрастающего поколения. Задачей курса является формирование у учащихся рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и в соответствии с этим к жизни других людей. На занятиях курса учитель имеет возможность поговорить с четвероклассниками о «золотом правиле нравственности», это правило есть во всех культурах. В Евангелии формулировка такая: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это правило прочно вошло в общественное сознание, стало основным правилом этики. Это первооснова духовно-практической жизни людей. «Золотое правило нравственности» учит:
   Чего себе не желаешь, не делай того другим.
   Сам не делай того, что осуждаешь в других.
   Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Важно донести до учеников мысль, что человек, который учитывает интересы окружающих, никогда не будет одинок: у него появится репутация надёжного и порядочного человека, с которым приятно иметь дело, а это, в свою очередь, поможет ему в учёбе, карьере, личной жизни; наконец, человек сможет себе сказать слова: «Моя совесть спокойна». Хочется верить, что это правило станет жизненным ориентиром наших детей.
     Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности. Например, курс внеурочной деятельности «Уроки для души» также способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребёнка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.
  Традиционными стали праздники: Ярмарка, Масленица, Новый год.
 Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей.
  Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Много мероприятий проводится ко Дню Победы: встречи с ветеранами войны и тыла, конкурсы рисунков, поделок, акция «Бессмертный полк».
В классе  воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием.  Учу их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Работу по воспитанию толерантности  внедряю  в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

( Выступление подготовила  Л.И.Малугина – январь 2016)