Мастер класс "УЧИМСЯ,ДЕЛАЯ И ТВОРЯ" для педагогов

Мастер-класс «Орф-педагогика – учимся делая и творя »

Проводит: Китова Я.А. (музыкальный руководитель I Первой категории)

Аудитория: педагоги МАДОУ

Участники:  педагоги МАДОУ

ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической музыкальной  деятельности по формированию практических навыков и знаний в области орф –педагогики.

Задачи:

развивающие:

      -    продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики;

      -  прокомментировать эффективность применения приемов;

     -   отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

-       развивать логическое, образное мышление и память;

-       развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве;

-       развивать ассоциативное мышление и воображение.

образовательные:

-       учить  фантазировать, импровизировать, рисовать схематические рисунки игры на инструментах, обогащать словарный запас;

-       расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;

-       познакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом;

воспитательные:

-       учить слушать и следовать инструкции педагога;

-       формировать умение работать в коллективе, играя на клавесах и инструментах;

-       воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;

Виды деятельности:  игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

-       фонограммы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

     3. Рефлексия.

I.                  ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

-       Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с высказывания «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» (Кнфуций).

-       Подумайте, как можно эту цитату применить в музыкальном воспитании детей?

 -       В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников принципов орф-педагогики  – учимся делая и творя.

II.               ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

-       Для начала нам надо познакомиться с звучащими жестами нашего тела. В этом мне помогают элементарное музицирование. Приемы из техник орф-подхода, где переплетаются ритмические  и речевые упражнения, (для укрепления и разогрева опорно-двигательного аппарата) с дыхательными упражнениями. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка .

-       Их цель –создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце.

 4-2-1

 

-       Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие.. Я буду называть элементы движений. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений. (Разминка)

Комментарий:

Подобную разминку я использую в начале НОД, настраивая детей на деятельность. И подобные упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения позволяют расширить границы восприятия  своего тела соотнося с музыкой и ощутить многообразность звучащих жестов. К тому же движения и позы, принимаемые в разминке, являются своеобразной подготовительной работой а не как традиционная подготовка всех систем организма к работе.

-       Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе  использовать данный прием и где или для чего?

-   Далее я хочу поделиться с Вами с полиритмией в попевке «Здравствуй, чудо». А именно с работой над исполнения ритмического рисунка движений с пением. Методика фундаментальна своей этапностью.

Ритмическое рондо «Здравствуй, чудо»

Комментарий:

Наша НОД в дошкольном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень музыкальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы.

 

-       Я попрошу Вас взять музыкальные инструменты Вы с вами будем использовать те ритмические рисунки  и текст попевки, которые были  ранее. Хочу обратить Ваше внимание на то, что когда Вы сочетаете звучащие жесты тела, игру на музыкальных инструментах, пение все это придает номеру именно креативный окрас, что несвойственно для классического НОД. Современный НОД очень мобилен и информативен.

«Круг – Потяг- Наша Таня громко плачет»

-

Сейчас мы свами создадим музыкальный театр и назовем его

Этюд-импровизация « Веселый портняжка»

Предлагаю разделится по парам и встать в руге, предварительно один из пары будет исполнять образ портняжки,а второй – принцессы, которой нужно сшить платье на бал. «Портняжкам» раздаются клавесы («деревянные палочки»), а принцессы принимаются за роль модели, которую обшивают – I  часть старинного рондо.II часть –принцессы в кругу танцуют, а портняжки отстукивают ритм музыки, при повторение I части – портняжка и принцесса меняются ролями и повторяется. Далее образуют хоровод и поют попевку, в ходе хоровода под пение из палочек образуют под музыку костер, а красный платок в руках у одного из участников кладут на костер, образуя огонь, и представляют праздник «Ивана Купала». И начинают имитировать прыжки «через костер» с соответствующими эмоциями.

Таким образом принцесса побыла и моделью, и на балу и на народном празднике, а портняжка и швеей и музыкантом.

Именно танец-игра в орф-педагогике  способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания. В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.

Работа над методами орф-педагогики более объемна и дальнейшее глубокое ее изучение я, к сожалению, в рамках одного мастер-класса показать не смогу осветить.

Комментарий:

Это этап работы по использованию орф-подхода, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные сюжетные номера .

Известно, что соединение человеком музыки, речи, движения - это раскрытие его внутреннего состояния, творческого потенциала. Эти этапы работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через элементарное музицирование.  Дети понимают, что получают удовольствие от процесса создания сюжета и воспроизведения его своими силами.

-       Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?

-       Обучая детей в игре  музыкальным тонкостям, развивая музыкальные и творческие способности, раскрывая креативность детей, социализацию, коммуникативность, любовь и интерес к музыке – увлекательнейший процесс.

-       Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).

-       Для этого методы орф-педагогиги лучший помощник, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится

Комментарий:

III.            РЕФЛЕКСИЯ

- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Орф-педагогика – учимся делая и творя ». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.

Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.