Орф - подход на музыкальных занятиях

Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи. Можно выделить следующие базовые принципы Орф-педагогики: 

- Креативность, данный принцип подразумевает процессы сотворчества, созидания, доверительного отношения между взрослым и ребенком в процессе обучения.

Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: 

- движение и танец (традиционный и художественный);

- ритмические упражнения (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

- пение в синтезе с ритмическими упражнениями, движениями, игрой на музыкальном инструменте;

- речевые упражнения,

- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Орф-занятие предполагает обязательное использование следующих инструментов: 

- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

- ксилофоны.

В качестве музыкальных инструментов можно также использовать шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы, издающие те или иные звуки. Многое зависит как от фантазии и креативности воспитателя, так и от самих детей.

Итак, в первую очередь обратимся к такой технологии, как ритмизованная речь. Ритмизированная речь занимает важное место в музыкальных  занятиях, стимулирует мотивацию,  интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм способствуют развитию фантазии, у детей рождается интерес к речи, к звукообразованию, к богатым оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. На занятиях используются  детские стишки и считалочки, которые детям легко запоминать. Важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно и четко произносили слова, чтобы интонация была естественная. 

Развитие чувства ритма речевые игры и упражнения по Орф-технологии служат  прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают перед ребенком разнообразие динамических оттенков и темпов.

Занятия по методике Орфа обязательно включают в себя ритмические движения под музыку, так реализуется важная задача – развивается динамика движений, их выразительность. Орф предлагал различные движения под музыку, например, круговые движения, элементы ходьбы, активные движения, прыжки и т.д.   Для выработки и становления чувства ритма используется и такой интересный метод, как «вербальный эквивалент». Основой этого метода является усвоение ритма через звучащее слово, например, это может быть ассоциация определенного ритма или ритмической последовательности со словом кошечка и т.п. Главная цель движения под музыку заключается в том, чтобы формировать у ребенка восприятие музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке, как результат, это способствует становлению чувства ритма.

Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.

Далее переходим к играм с инструментами.

Данному виду деятельности Орф также придавал большую значимость, полагая, что игра на инструменте позволяет ребенку открыть для себя тонкости темпа, ритма, динамики. Кроме того, Орф-педагогика подразумевает, что дети играют в ансамбле, таким образом, они учатся взаимодействию друг с другом, учатся слышать друг друга, импровизировать.

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей.

Орф отмечал, что творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов.

Тем не менее, перед началом обучения игре на музыкальном инструменте Орф предлагал обязательно поработать над таким упражнением, как звучащие жесты. Звучащие жесты являются первыми и самыми органичными инструментами человека.  Звучащие жесты – это как бы игра с собственным телом (хлопки, постукивания, шлепки, щелчки и т.п.). Затем звучащие жесты становятся аккомпанементом для пения и танцев, то есть, мы снова так или иначе возвращаемся к главному принципу Орф-педагогики – синтезу.  

В современной практике ДОУ обучение детей игре на музыкальных инструментах в начале часто проводится в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика. Наиболее музыкально одарённых и физически развитых детей можно начать знакомить с аккордеоном и баяном (данные инструменты можно включить в различные музыкально-дидактические игры).

Правильный подход песенного репертуара дает возможность решения многих задач воспитательного и образовательного характера.  При работе с ребятами старшей группы можно выбирать разнообразные песни, направленные на развитие мелодического слуха, певческого голоса, в этом возрасте важно научить детей петь плавно, без напряжения. Соответственно, можно выбрать следующие песни:  русская народная «Бай, качи-качи» или «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко. Нельзя отказываться и от песен веселых, подвижных, поскольку они помогают вырабатывать легкий, подвижный звук, например,  «Песня про елочку» Е. Тиличеевой.

 С детьми старшего дошкольного возраста следует уделить большое внимание развитию певческого дыхания, чтобы музыкальные фразы были выстроенными и равномерными. «Гуси-гусенята» Ан. Александрова и т.п. В старшей группе важно дать понять детям, что необходимо точно соблюдать все динамические и темповые изменения, соблюдать указания композитора.

В современной практике ДОУ можно проводить и различные «игры голосом», совместно с ритмизованными движениями.

Наконец, рассмотрим такую технологию, как элементарный музыкальный театр. Данная технология является интегративной игровой формой деятельности, которая базируется на одновременном воздействии музыки, движения, танца, речи, художественного образа в игре. 

В практике современного ДОУ используютсяигротренинги, которые помогают не только решать развивающие задачи, но и сделать досуг детей полезным, увлекательным, наполненным музыкой и творчеством. 

Например, дети могут попробовать музыкально озвучить сказку «Теремок», используя шумовые инструменты: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти.

В заключении можно сказать что, популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Данная система имеет все необходимые качества, позволяющие успешно ее применять в условиях ДОУ: гибкость, универсальность, синтетичность. Кроме того, огромным достоинством Орф-педагогики можно считать факт возможности ее успешного сочетания с иными музыкально-педагогическими концепциями как отечественных, так и зарубежных педагогов.