консультации для педагогов

Савченко Татьяна Викторовна

стендовая информация

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.  

(А. Септ-Экзюпери.)

  • Высшее счастье человека, хотя это и банально, в принесении радости другим людям.                                                                                  

                                                                                                  (В.Солоухин.)

  • Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.                                                               (Д. Леббок.)
  • Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.                                                       (Ч. Айтматов.)
  • Доброта — язык, на котором немые могут говорить и глухие могут слышать.                                                                       (К. Боуви.)
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.                                                                    (В. О. Ключевский.)
  • Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела... (Р. Роллан.)
  • Чаще заглядывай в самого себя.                                          (Цицерон.)
  • Жалоба, что нас люди не понимают, чаще происходит от того, что мы не понимаем людей.                                                   (В. О. Ключевский.)
  • Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
                                                                                           (Г. Бальтасар.)
  • Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг-.                                                            (Сюнъ Цзы.)
  • Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

                                                                                               (В. Гете.)

  • Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.                    

                                                                         (Золотое правило этики.)

  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.                                                            (О. Бальзак.)
  • И днем и ночью наблюдай за своей душой...                (Аристотель.)
  • Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.                      (Пифагор.)
  • Борьба с самим собой - древнейшее из единоборств.  

                                                                          (Б. Ю. Крути ер.)

  • Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их.              

                                                                                               (И. К. Рерих.)

  • У каждого в душе есть струны, способные звучать, но не
    всегда к ним можно подобрать смычок.                  
    (И. П. Шевелев.)
  • И камень за пазухой может прорасти цветами, если рядом
    бьется доброе сердце.                                                
    (И. Н. Шевелев.)
  • Людям хочется, чтобы ими интересовались.             (Ж. Реиар.)
    В светлой комнате и на душе светло.                       (Э. Фейхтерслебен.)
  • Без индивидуальности не существует человеческого величия.      

 (Ж. Поль.)

  • Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу - и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.                                                                                                      

(И.-В. Гете.)

  • Человек, которому скучно жить, - без глаз, без ушей, без души и, конечно, без разума. Жить может быть трудно. Жить может быть сложно. Жить может быть печально. Но никогда - скучно: для скуки на земле не существует материи.                                                                                      

(Н. Игрунов.)

Все в твоих руках (притча)

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца -поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках - живое или неживое?». Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ...»

Луна и устрица (притча Леонардо да Винчи)

Устрица была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.

Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, разиня-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.

Однажды ночью, едва взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно - брошенный камешек помешал бедняжке.

Подобная участь ждет каждого, кто не умеет хранить в тайне сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

Ветер и солнце (сказка К. Уши некого)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу па него и сорву с него плащ.

Сказал - и начал дуть что было мочи. Чем сильнее дул Ветер, тем крепче закутывался путешественник (он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше )

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

-        Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому
Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем
гневом.

Наберитесь терпения... (фрагмент повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

«... - У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Лучше приходи всегда в одно и то же время. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. Я узнаю цену счастья! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я никогда не буду знать, к какому часу готовить свое сердце...»

Спасти одну звезду (притча)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! — закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

-        Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.



Предварительный просмотр:

Методика разрешения конфликтов

Данная методика, основывается на построении алгоритма действий посредника, которая вполне приемлема, как показывает опыт, для наших условий и основывается на следующих принципах:

  • урегулирование конфликта — это не исследование вины, а решение проблемы в данной ситуации;
  • проблемы должны решаться преимущественно на том уровне, теми, кто их создает, и там где они возникают;
  • чем уже будет сформулирована проблема, тем легче ее решать. Собственно урегулирование конфликта основывается на очищении проблемы от эмоций участников и разрешении проблемы, т. е. содержательного противоречия, сформулированного в терминах фактов.

Введение и основные правила

  1. Представьтесь.
  2. Спросите у обоих ссорящихся, хотят ли они решить свою проблему и примут ли для этого помощь посредника.
  3. Объясните и добейтесь подтверждения того, что каждое из следующих предварительных условий принимается: а) не перебивать; б) не обижать другого; в) быть искренним; г) сознательно стремиться к разрешению конфликта; д) вначале обращаться только к посреднику.

Определение проблемы

  1. Посредник решает, кто из конфликтующих будет говорить первым (№ 1).
  2. Спросить № 1: «Что случилось?»  Сделайте резюме, отметив лишь факты, убрав конфликтогенную лексику, отрицательные эмоциональные всплески.
  3. Спросите № 1, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое? (т. е. расширьте сознание, освободив его из плена изначальной собственной версии).
  4. Спросите № 2 (второго участника): «Что случилось?»  Сделайте резюме, отметив лишь факты.
  5. Спросите № 2, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое?
  6. Задайте дополнительные вопросы, которые помогут Вам точнее понять проблему (например: «Как долго?», «Как часто?»).

Поиски решения

  1. Спросите № 1, что он/она может сделать со своей стороны, чтобы решить проблему? (т. е. сделать шаг навстречу).
  2. Спросите № 2: «Ты согласен?» (для накопления потенциала согласия нужен положительный ответ).
  3. Спросите № 2, что со своей стороны может он/она сделать, чтобы решить проблему? (т. е. сделать ответный шаг навстречу).
  4. Спросите № 1: «Ты согласен?»
  5. Спросите у обоих ссорящихся, что они будут делать по-другому в будущем, если возникнет та же проблема?
  6. Помогите конфликтующим добиться решения, приемлемого для обоих.

Завершение процесса

  1. Попросите участников сказать своим друзьям, что конфликт разрешен, чтобы погасить распространение разговоров, слухов, сплетен.
  2. Поздравьте их с примирением и поблагодарите за сделанные усилия.
  3. Проведите краткий анализ процесса разрешения данного конфликта:

а) почему проблема не была решена ссорящимися без помощи посредника?

б) какие положительные и отрицательные моменты были в процессе разрешения конфликта?

в) какой положительный опыт Вы извлекли из данного случая для своей работы посредника?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы школьной медиации: проблемы и пути их решения О.В. Усова – доцент, к.психол.н.

Слайд 2

Школьная медиация

Слайд 3

Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р В в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Слайд 4

Предпосылки социальное расслоение в обществе; усиление миграционных процессов; ослабление роли семьи как фундаментального общественного института;

Слайд 5

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. По данным социологических исследований, в 2016 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

Слайд 6

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

Слайд 7

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Слайд 8

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Слайд 9

Процедура медиации способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Слайд 10

Метод «Школьная медиация» это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Слайд 11

Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Слайд 12

Цель службы школьной медиации формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Слайд 13

Задачи: создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

Слайд 14

Задачи: создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

Слайд 15

Задачи: повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

Слайд 16

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Слайд 17

В основе деятельности служб школьной медиации лежит: разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей; предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

Слайд 18

обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми; использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении; использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

Слайд 19

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются: снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!