Мои профессиональные достижения

Курилова Марина Николаевна

Эспериментальное ииследование по формированию гуманных чувств у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_201516_uch.god_.docx190.07 КБ
PDF icon rmo_protokol_no2_20-21.pdf722.07 КБ
PDF icon 122210062021114457.pdf2.06 МБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Анализ педагогической практики по проблеме исследования‬‬‬‬‬‬‬‬

С целью определения уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области в старших группах.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В эксперименте участвовало две группы детей контрольная и экспериментальная по 26 детей в каждой.

Экспериментальное исследование направленно на выявление действенности сформулированной гипотезы: формирование гуманных чувств у дошкольников будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

  1. проведение предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр,‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
  2. использование в сюжетно - ролевой игре специальных сюжетов, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:‬‬‬‬‬‬‬‬

1 этап - констатирующий. На этом этапе определялся уровень сформированности гуманных чувств у старших дошкольников.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

2 этап - формирующий. Он был направлен на повышение уровня сформированности гуманных чувств у старших дошкольников.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

3 этап - контрольный. На данном этапе повторно выявлялся уровень сформированности гуманных чувств у старших дошкольников после проведения работы.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили критерии сформированности гуманных чувств у старших дошкольников: отношение детей к людям (взрослым и сверстникам); отношение ребенка к самому себе; отношение детей к природе.

Когнитивный критерий включает такие показатели: знание о гуманности в жизни человека, знание о гуманном поведении, поступках.

 Эмоционально-мотивационный включает: понимание и проявление интереса к гуманным поступкам, готовность к преодолению антигуманного поведения.

 Деятельностный критерий включает: умение гуманно относиться к окружающим, умение прийти на помощь другому.

Критерии развития гуманных взаимоотношений определяют ориентацию ребенка на добродетели партнера и социально одобряемые нормы взаимодействия; позитивную эмоциональную настроенность на сверстника и на взаимодействие с ним; действенное содействие ребенком созданию конструктивной общности. 

Для определения сформированности гуманных чувств нами были выделены определенные уровни: высокий, средний и ниже среднего.

Высокий уровень проявляется в активном выражении своих чувств, оказывание помощи другим, умение сочувствовать по отношению к животным, растениям, проявление бережного отношения к окружающим, доброжелательность, проявление доброты, отзывчивости, сопереживания – эмпатии, т.е. в целом ребенок способен строить свое поведение, в большинстве случаев, (как игровых, так и реальных) согласно усвоенным этичным эталонам гуманности по собственному желанию без дополнительных напоминаний и требований, невзирая на наличие или отсутствие внешнего контроля.

Средний уровень выражается в том, что дети часто ведут себя согласно усвоенным эталонам гуманного поведения, лишь относительно близких окружающих и демонстрируют нестабильное моральное поведение в иных случаях, нуждаются в дополнительных напоминаниях и поощрениях, способен сочувствовать, однако не всегда сопереживает, мало выражается в доброте.

Низкий уровень характеризуется тем, что дети в большинстве случаев не склонны сдерживать в своем поведении моральных эталонов гуманности, ребенок малоактивен, плохо проявляет отзывчивость, не умеет сорадоваться, не выражает чувств.

На констатирующем этапе нашей исследовательской работы мы использовали следующие методики:

Беседа автора В.Г. Щур на тему: «Что значит стеснительность, скромность?» (См. Приложение 2). Воспитатель начинает беседу, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение (Куклы перебивают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают). ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Беседа по методике Р.С. Немова на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (См. Приложение 2). Была осуществлена предварительная работа: просмотр диафильмов «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»; чтение сказок «Дикие лебеди», «Аленький цветочек». ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Третья беседа для определения уровня сформированности гуманных качеств нами была проведена на тему: «Давайте поможем слабым!»
Л.М. Шипицыной. Цель - узнать отношение детей к растениям как к живым существам, сформировать навыки практической помощи, умение сочувствовать. В данной беседе детям предлагалось помочь слабым. Например: пройтись по участку, проверить, кто же зовёт их на помощь. Сначала они - следопыты, ищут, кому помочь, ставят отметину - флажок. Следует обращать внимание детей на повреждения коры, на сломанные ветки, на необходимость подкормки. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В качестве четвертой методики мы использовали сюжетно - ролевую игру «Забавные гномики» автора А.П. Вороновой. Целью этой методики – выявить умения детей пользоваться средствами пантомимы, изображать себя - свою внешность, движения.

В ходе диагностирования дети сначала стеснялись, но постепенно включились в работу, стали более раскрепощёнными, предлагали свои варианты решения проблемы. Однако, большинство детей не всегда правильно отмечали признаки недоброжелательности, такие понятия как скромность и стеснительность у современного поколения практически не сформированы, отмечается размытость границ «хорошо» - «плохо». Достаточно сложно детям было осуществить анализ художественных произведений с позиций гуманности, доброты, сострадания, дети подмечали только общие сюжетные линии, требовалось активная помощь педагога, большое количества наводящих вопросов. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Количественные показатели уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента представлены в таблице 1 и на рисунке 3 и 4.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

 

Таблица 1

Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальных групп (констатирующий эксперимент)‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количесто детей

%

Количево детей

%

Высокий

3

11,5

4

15,4

Средний

13

50,0

13

50,0

Низкий

10

38,5

9

34,6

Таким образом, по итогам эксперимента было определено, что
10 детей (38,5%) экспериментальной группы и 9 детей контрольной (34,6%) находятся на низком уровне сформированности гуманных чувств, у 13 детей (50%) в обеих группах зафиксирован средний уровень, и только у 3 (11,5%) и 4 (15,4%) 5 детей экспериментальной и контрольной групп соответственно, определен высокий уровень сформированности гуманных чувств.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Обобщая полученные данные можно сделать вывод, что дети контрольной и экспериментальной групп имеют одинаково невысокие показатели сформированности гуманных чувств.Что и представлено на Рисунках 3,4.

 

Рис. 1 Распределение детей по уровням сформированности гуманных чувств (констатирующий этап)

Рис.4 Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Анализ заданий позволил сделать следующие выводы. Во-первых, большое количество средних и низких показателей говорит о том, что работе по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в воспитательном процессе уделяется недостаточное внимание. Во-вторых, полученные результаты подтвердили тот факт, что у большинства детей имеются представления о сочувствии, сорадости и сопереживании, но они сформированы не в достаточно широкой степени. Это выражалась в эмоциональном отклике на задания, в самостоятельном стремлении помочь другому человеку.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Система работы по формированию гуманных чувств у старших дошкольников‬‬‬‬‬‬‬‬

По мнению авторов Нечаевой В.Г., Котырло В.К., Марковой Т.А. и др., игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений. Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Поликлиника», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход из ситуаций. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие. Они способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Игра для них продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе гуманные.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Исходя из этого цель формирующего эксперимента: повысить уровень сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Задачи формирующего этапа экспериментальной работы:‬‬‬‬‬‬‬‬

- богащение жизненного опыта детей через различные игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх;‬‬‬‬‬‬‬‬

- воспитания гуманных качеств посредством этических бесед и анализа художественных произведений.

Воспитание гуманных качеств через сюжетно-ролевую игру включает в себя два основных этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. Роль воспитателя заключается в организации жизненных наблюдений. Ребенка необходимо научить с гуманностью относится ко всему окружающему.         На втором этапе происходит процесс осознания ситуаций, возникает замысел решения проблемы.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Опираясь на поставленные задачи, нами была проведена следующая работа по воспитанию гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре. На первом этапе мы подобрали необходимую литературу для чтения и разбора с детьми. Это знакомые детям произведения «Три поросёнка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят» и некоторые другие. Чтение проводилось в свободное время, после чего организовывались игры с аналогичными названиями, в ходе которых внимание детей привлекалось к поведению героев, их отношению друг с другом. Например, игра «Три поросёнка». ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В игре внимание детей обращается на отношения братьев, на их сочувствие и взаимопонимание, что немало важно в реальной жизни.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Кроме игр со сказочным сюжетом, с детьми проводились сюжетно - ролевые игры, имеющие бытовой сюжет. Для сюжетно-ролевой игры очень важна предметно - развивающая среда в групповой комнате. Так как они способствуют накоплению игрового опыта, мы постарались построить так предметно-игровую среду, чтобы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры («Поликлиника», «Автобус», «Магазин»).‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В игре «Поликлиника» ставилась цель расширять знания детей о работе врача и медсестры, учить в игровых ситуациях, принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги, сочувствовать, переживать: через жалость, сочувствие, понимание. Проводилась подготовка к игре. Мы предварительно читали произведения «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицына, просматривали мультфильм «Доктор Айболит», рассматривали открытки, рисунки, на которых изображены различные моменты деятельности врача, задавали вопросы по содержанию картинок, знакомили их с различными инструментами, объясняя их значение, как ими пользуются. После проведённой нами работы у детей появился наибольший интерес к игре. Во время игры дети, не скрывая, проявляли сочувствие, жалость к больным, переживали, это выражалось в их речи и действии. Например, Оля Б. (она была в роли врача) когда лечила больных, спрашивала больно или нет, радовалась выздоровлению больных. Она говорила: «Вот сейчас ты вылечишься в больнице, и все у тебя будет хорошо». Таким образом, в этой игре дети выражали чувства сопереживания и поддержки друг к другу по вымышленной ситуации, что, несомненно, позволяет сделать вывод, что в реальной жизни они будут поступать точно также.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Игра «Магазин». Цель: воспитать личностные качества - вежливость, доброжелательность. В ходе игры внимание детей направлялось на вежливое поведение продавца и покупателей. Например, у всех детей распределены роли (мальчик, дедушка, девочки) и мальчик уступает свою очередь сначала пожилому человеку, а потом девочке. Этим поступком он показывает уважение к старшему поколению, к девочкам. После игры некоторые дети рассказывали, как они уступали очередь, когда ходили в магазин с мамой.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Игра «Автобус и пассажиры». Цель: развивать воспитанность, приучать уступать место старшим, младшим, своевременно оплачивать за проезд. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В процессе игры дети охотно осваивали предлагаемые им действия. Им не нужно было напоминать, что старшим надо уступать место, что за проезд надо оплачивать своевременно. Например, была ситуация, когда во время игры Юля И. забыла оплатить проезд, а Полина К. ей напомнила, сказав: «Юля, ты же не заплатила за проезд. Это не красиво, ведь водитель трудится, когда нас везет», и Юля заплатила и сказала: «Я просто забыла». Таким образом, отсюда следует, что дети способны не только сами проявлять гуманные качества, и напоминать о них своим сверстникам.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В совместной игре с детьми мы старались постепенно переводить их к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому. Мы предложили свою версию, что у Серого Волка жила красивая девочка, которая так сильно хотела на волю, с голубем отправила письмо людям, с просьбой, чтобы они ее освободили. Всем стало жаль бедную девушку, но они боялись идти к волку, а Иван Царевич не испугался и спас девушку.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. Например: Сереже Д. стало жалко котёнка, сидевшего высоко на дереве, который жалобно мяукал. Он попросил маму снять его и отпустить его на землю. В этом поступке проявляются такие гуманные качества, как доброта, жалость, сочувствие, отзывчивость на чужое горе. Он пожалел животное, которому не от кого было ждать помощи.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Так же проводили с детьми этические беседы: «Что я думаю о себе и о других», «Почему взрослые хмурятся», «Мы едем в городском транспорте», «Учусь прощать», «Путешествие по стране вежливости»
(См. Приложение 2), «Будь всегда вежливым» (См. Приложение 2) и многие другие. Воспитательная цель этих занятий: учить детей уважению к незнакомым взрослым и сверстникам, не обижаться по пустякам, подвести к пониманию миролюбия, отзывчивости, любви к самому себе и окружающим людям. С целью эмоционального подкрепление этических бесед был введен игровой персонаж – фея, которая играя с детьми, рассказывает о гуманных человеческих качествах.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Фея: «Дети, представьте себе ситуацию, что вас кто-то обидел или вы ушиблись и, наверное, вам хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел? Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить. Вспомните, как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Что можно сделать? Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушибся? Если заболела кошка, собака? Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех случаях вы будете жалеть одинаково?»‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Дети отвечают на вопросы, приводят свои примеры.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Фея: «Дети, помните, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того коему плохо, больно и ваше добро обязательно вернется к вам».‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Так же на формирующем этапе экспериментального исследования были разработаны и проведены консультации с родителями дошкольников на темы: «Воспитание гуманных чувств у дошкольников» (См. Приложение 4), «Осознанное родительство» (См. Приложение 4), «Воспитание нравственности у дошкольников» (См. Приложение 4). К каждой консультации разработан стендовый материал, чтобы родители имели возможность еще раз ознакомиться с информацией. Было проведено родительское собрание на тему: «Как воспитать ребёнка добрым»
(См. Приложение 5). Параллельно с родителями и детьми проводилась работа с педагогическим составом, в частности были сделаны консультации для воспитателей (См. Приложение 6). А также сделан доклад на педсовете «Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников» (См. Приложение 7).‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В целом в ходе формирующего эксперимента дети активно включались в работу, которая проводилась в группе, а так же с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры. После проведённой нами работы, была замечена положительная динамика в формировании гуманных качеств у детей.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Для того чтобы убедиться в эффективности всей проделанной работы, мы вновь провели диагностику детей, для этого нами был организован контрольный эксперимент, цель которого выявить уровень развития гуманных чувств у старших дошкольников после проведённой нами работы, доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую вначале экспериментальной работы. На контрольном этапе нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Количественные показатели уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста на конец эксперимента представлены в таблице 2.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Таблица 2

Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

8

30,8

4

15,4

Средний

15

57,7

14

53,8

Низкий

3

11,5

8

30,8

По итогам контрольного эксперимента получены следующие данные. Количество детей обладающих высоким уровнем сформированности гуманных чувств в экспериментальной группе 8 человек (30,8%), в контрольной 4 человека (15,4%). Средний уровень отмечен у 15 детей (57,7%) в экспериментальной группе и у 14 детей (53,8%) в контрольной группе. Низким уровнем обладают 3 ребенка (11,5%) в экспериментальной группе и 8 детей (30,8%) в контрольной.

Наглядно, полученные результаты на этапе контрольного эксперимента представлены на рисунке 5.

Рис.5. Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

На основании данных рисунка 4 можно оценить, что соотношение уровней сформированности гуманных чувств детей контрольной и экспериментальных групп существенно изменилось. Так детей с высоким уровнем в экспериментальной группе 8 человек, что составляет 30,8%, в то время как в контрольной группе количество детей с высоким уровнем сформированности гуманных чувств осталось без изменения 4 человека (15,4%). Количество детей со средним уровнем к экспериментальной группе увеличилось и составляет 15 детей (57,7%), в контрольной группе 14 детей (53,8%).

Существенные изменения отмечены относительно детей изначально обладающих низким уровнем сформированности гуманных чувств, в экспериментальной группе их количество уменьшилось до 3 человек (11,5%), в то время как в контрольной группе, количество таких детей значительно больше и составляет 8 человек (30,8%).

С целью определения эффективности проведённой с детьми работы, был осуществлён сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Обобщённые данные представлены в таблице 3.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Таблица 3

Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе исследования‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

11,5

30,8

15,4

15,4

Средний

50,0

57,7

50,0

53,8

Низкий

38,5

11,5

34,6

30,8

Наглядно сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов представлено на рисунке 6.

Рис.6 Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе исследования‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

По данным контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста в ходе формирующего эксперимента у детей, участвующих в исследовании, заметно повысился уровень сформированности гуманных качеств. Что подтверждает эффективность выбранного нами метода работы.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ научной литературы показал, что на всех этапах развития педагогической науки, и в частности дошкольной педагогике, цели, содержание и методы нравственного воспитания детей рассматривалось с различных точек зрения. При этом гуманные чувства охватывают всю совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения, и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек одобряет, оценивает, то есть воспринимает их как благие, добрые и справедливые. В преодолении ребёнком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть воспитания гуманных чувств. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества ребенка. ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Проведённый нами констатирующий эксперимент показал что,
10 детей (38,5%) экспериментальной группы и 9 детей контрольной (34,6%) находятся на низком уровне сформированности гуманных чувств, у 13 детей (50%) в обеих группах зафиксирован средний уровень, и только у 3 (11,5%) и 4 (15,4%) 5 детей экспериментальной и контрольной групп соответственно, определен высокий уровень сформированности гуманных чувств.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Исходя из чего, на формирующем этапе педагогического эксперимента была подобрана литература для чтения и анализа с детьми. Чтение проводилось в свободное время, после чего организовывались игры с аналогичными названиями, в ходе которых внимание детей привлекалось к поведению героев, их отношению друг с другом. Кроме игр со сказочным сюжетом, с детьми проводились сюжетно-ролевые игры, имеющие бытовой сюжет («Поликлиника», «Автобус», «Магазин»). Так же проводили с детьми этические беседы: «Что я думаю о себе и о других», «Почему взрослые хмурятся», «Мы едем в городском транспорте», «Учусь прощать», «Путешествие по стране вежливости», «Будь всегда вежливым» и многие другие.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

На формирующем этапе экспериментального исследования были разработаны и проведены консультации с родителями дошкольников на темы: «Воспитание гуманных чувств у дошкольников», «Осознанное родительство», «Воспитание нравственности у дошкольников». К каждой консультации разработан стендовый материал, чтобы родители имели возможность еще раз ознакомиться с информацией. Было проведено родительское собраниие на тему: «Как воспитать ребенка добрым?» и сделан доклад на педсовете «Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников». Подчеркивалась необходимость обязательного сочетания ласкового, заботливого отношения к детям с разумной требовательностью к ним, ведущей к созданию у детей практического опыта общественного поведения.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Для того чтобы убедиться в эффективности всей проделанной работы, мы вновь провели диагностику детей, для этого нами был организован контрольный эксперимент. Целью данного этапа нашего исследования было: выявить уровень сформированности гуманных чувств у старших дошкольников после проведенной нами исследовательской работы, доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее. С целью проверки выдвинутой гипотезы, нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

По данным контрольного эксперимента у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития гуманных качеств, что позволило добиться хороших результатов. Количество детей обладающих высоким уровнем сформированности гуманных чувств в экспериментальной группе 8 человек (30,8%), в контрольной 4 человека (15,4%). Средний уровень отмечен у 15 детей (57,7%) в экспериментальной группе и у 14 детей (53,8%) в контрольной группе. Низким уровнем обладают 3 ребенка (11,5%) в экспериментальной группе и 8 детей (30,8%) в контрольной.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

В целом к завершению педагогического эксперимента дети стали проявлять отзывчивое отношение, внимательность к неудачам окружающих людей, заботу об их благополучии, безопасности, а так же принимали активное участие в устранении неблагоприятных ситуаций. Дети очень сочувствовали неудачам героев игр, это проявлялось и в интонации голоса, мимике, в словах утешения. Справедливые отношения ярко проявлялись в то время, когда распределяли роли: мальчики уступали девочкам, дети договаривались по очереди исполнять роли.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Таким образом, сопоставление показателей сформированности гуманных отношений констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод: проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов гуманных чувств; появляется дифференцировка в основных видах гуманных чувств; отношения детей основываются на чувственных переживаниях. Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что формирование гуманных чувств будет более успешно осуществляться при наличии следующих педагогических условий: проведение предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры: наблюдения, беседы с детьми, чтение специально подобранной художественной литературы и ее анализ, а также использование в сюжетно-ролевой игре специальных сюжетов, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим полностью подтвердилась.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ отношений дошкольников к окружающим полностью подтвердилась.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: