Распространение опыта. Приказы

Курилова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

«ИГРА-КВЕСТ   КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовила: Курилова М.Н.

2019г.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей. В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут: Способствовать всестороннему развитию детей;

Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

  • Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС):
  • социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

  • Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
  • Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
  • Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей.

Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям. Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое  разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №9

 г. Ярцева Смоленской области

Выступление на педсовете «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Воспитатель:

Курилова М.Н.

Ярцево 2018 уч.г.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи» И. П. Павлов

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Какие упражнения помогут ребёнку усовершенствовать свои навыки?

Занятия с пластилином, мелким строительным материалом, конструктором;

Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, бисероплетение;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Игры – шнуровки;

Пальчиковая гимнастика

Вырезание ножницами, аппликации, оригами, плетение.

Так как очень люблю эту тему, то решила вместе с детьми поработать по теме пластилинография.

Цель:

Создание воспитательно – образовательной системы, ориентированной на развитие личности через творческую деятельность, раскрытие потенциала каждого ребёнка.

Задачи:

Освоение передачи простейших образов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.

Опиралась следующие принципы:

принцип индивидуального подхода, принцип развивающего и воспитывающего характера, принцип доступности, принцип связи обучения с жизнью, принцип наглядности.

На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать своё мнение о пластилине. С первого занятия поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, им нравилось, что у них всё получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Дети осваивали правильную постановку пальцев, приём отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарик между двумя пальчиками, надавливать, вдавливать.

Далее мы научились не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве.

Дети с удовольствием занимаются, но ещё больше удовольствие получают от выполненной своими руками поделки.

Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

А сколько радости в глазах детей было, когда они вечером, уходя домой, несли свои поделки. А сколько восторга было в глазах родителей, когда их ребёнок торжественно нёс поделку, сделанную им самим (а мы не забываем, что ребёнку всего 3 года). Это надо было видеть…

День ребёнка в детском саду наполнен разнообразной деятельностью. Каждая минута полезной занятости воспитывает его, заполняет досуг творческой радостью.

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

…прошёл ещё один день. Что нового он принёс детям?

…закончен ещё один рабочий день педагога. Как он прошёл?

Самое главное в работе воспитателя, я считаю – это оценить свою работу с позиции завтрашнего дня. Иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, находить наиболее эффективные способы воспитания детей, совершенствовать своё мастерство.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области

Квест-игра

«Путешествие в страну профессий»

Старшая группа

(открытое мероприятие для родителей)

Выполнила: Курилова М.Н.

Ярцево

2019

Цель:

Систематизация знаний детей о профессиях, о роли труда взрослых, активизация ролевого взаимодействия взрослых и детей.

Задачи:

-организация целенаправленного досуга;

- расширение кругозора обучающихся в области существующих профессий;

-развитие познавательного интереса;

-воспитание дружеских отношений в коллективе.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Интересно, кто же его прислал? Пишет нам добрая волшебница из страны Трудолюбия. --«Ребята, я волшебница из страны Трудолюбия. В моей стране живут люди разных профессий, которые не знают, что такое лень. Они с удовольствием трудятся, помогают друг другу. Но злая волшебница Лень решила заколдовать нашу страну. Она хочет, чтобы все люди в нашей стране стали такими же ленивыми, как она сама.  Она приготовила волшебное зелье и вылила его в наши реки и озера. Чтобы остановить ее колдовство, надо произнести волшебные слова, но я их забыла. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Чтобы найти эти волшебные слова, вы должны отправится в путешествие в Город Профессий. На вашем пути будут встречаться люди разных профессий, которые помогут вам найти волшебные слова. Постарайтесь правильно выполнять их задания и тогда вы сможете найти заклинание, которое снимет заклятие с жителей моей страны. А в помощь вам я даю карту маршрута, по которому вы должны следовать и эмблемы четырех цветов, они могут вам понадобится».

-Ну что, ребята, поможем жителям страны Трудолюбие? (Да). Тогда отправляемся. На нашей карте первой станцией нарисован шприц, что бы это могло значить?

1. Правильно, ребята, первая станция «Медицинская». Детей встречает педагог в медицинском халате.

-Здравствуйте, ребята! Послушайте мою загадку:

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложить принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять! Кто это? (Врач)

Ребята, ну раз вы попали на Медицинскую станцию, значит, придется ответить на мои вопросы. Готовы? (Да)

• Какие органы помогают нам узнать, что трава зеленая, а помидор красный?

(Органы зрения – глаза).

• С помощью каких органов мы узнаем, что нас зовут обедать?

(С помощью органов слуха – ушей).

• По каким признакам можно определить, что человек простудился?

(Кашель, чихание, насморк, боль в горле, першение, высокая температура, слабость,).

• По каким признакам можно узнать, что человек ушиб колено?

(Течет кровь, колено опухло, болит, повреждена кожа, трудно наступать на ногу).

• Как вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?

(Соблюдать гигиену (чистоту, часто проветривать помещение, закаляться).

• Как правильно ухаживать за зубами?

(Чистить утром и вечером перед сном. После еды полоскать рот водой).

• Как нужно готовиться ко сну?

(Перед сном почистить зубы, принять душ, одеть пижаму и лечь спать).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы можете стать, когда вырастите, отличными врачами. Но вы ищете слово для заклинания? (Да) Я, к сожалению, не знаю, где оно может быть. Но знаю, как его найти. Вам помогут загадки про специальности врачей. Слушайте внимательно:

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовется? Вспоминай

И ответ скорей давай. (Хирург)

Заболело ушко, горлышко першит,

Да ещё вдобавок носик мой сопит.

«Что ж, придется выписать укол»

– Сказал мне грустно доктор. (лор).

Я конфеток много ел,

Вот мой зуб и заболел.

Что мне делать? Как мне быть?

Надо зубик подлечить.

Зубик мой мне очень дорог,

Помоги мне,. (стоматолог)

 Доктор очень необычный,

Лечит он зверей отлично.

Собачке лапку подлечил,

И на свободу отпустил.

И скажет даже сенбернар:

«Спасибо вам,. (ветеринар)

Глазки наши сбережет,

Капельки для них найдет,

По глазам специалист

Добрый доктор …(окулист)

Воспитатель: «Дети, а какой врач отличается от все остальных? (Ветеринар) Почему? (Потому что лечит животных, а не людей). Значит, подсказка связана именно с ветеринаром. Где же мы можем поискать слово из заклинания? (Дети высказывают предположения). При затруднении наводящими вопросами воспитатель подводит детей к мысли, что слово должно быть там, где находятся игрушки животных.

Дети подходят к полке с игрушками и находят там слово «ПЕРЕТРУТ»

Молодцы, ребята, мы нашли первое слово из заклинания. Но нам надо торопиться, найти остальные слова.

2.Посмотрим, на нашу карту, куда же нам следовать дальше. Нарисованы нитки. Правильно, значит, нам надо держать курс на станцию «Швейная».

Детей встречает воспитатель в красивом фартуке.

Шью, крою, снимаю мерки,

Приглашаю на примерки.

Мне в работе помогла

Не поверите - игла!

Без нее не будет толку,

Берегу свою иголку.

-Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кем я работаю? (Швеей). Ребята, а кого называют швеей? (Человека, который кроит, шьет одежду). Благодаря нам у всех людей есть красивая, удобная, модная одежда. Детишки, я слышала, какое несчастье произошло с жителями страны Трудолюбия, вам надо поторопиться выполнить мое задание. Я сшила куклам много одежды: зимнюю, весеннюю, летнюю и осеннюю. Но они перепутали свою одежду, вам надо помочь одеть первого мальчика в зимнюю одежду, девочке подобрать весенний наряд, ее сестричку одеть летнюю одежду, а второго мальчика- в осеннюю.

Дети делятся на четыре команды по цвету эмблем, которые получили перед квестом. На столах разложены ориентиры (картинки времен года), вырезанная одежда и вырезанные куклы. Дети подбирают мальчику мужскую зимнюю одежду, девочке- женскую демисезонную, второй девочке –женскую летнюю и второму мальчику- мужскую демисезонную.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Все куклы одеты по сезону. Но где же нам взять подсказку? Посмотрите внимательно на столы, там случайно, не затерялась ли наша подсказка? (на одном столе есть пара обуви). Если дети затрудняются, то наводящими вопросами воспитатель подводит их к мысли о том, что не относится к одежде. Дети находят обувь.

Воспитатель: «Ребята, так, где же находится второе слово заклинания?  (На полке с обувью). Дети идут в раздевалку и на полке с обувью находят слово «ТЕРПЕНИЕ». Молодцы, ребята, вот и второе слово найдено. Ну что отравляемся, дальше?

3. Ребята, далее в карте нарисован половник . Куда же нам отправляться? На станцию «Кулинарная».

Детей встречает педагог в форме повара.

Воспитатель:  

Ребята, скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Румяные котлеты,  

Салаты, винегреты,

Все завтраки обеды?

Дети: Повар.

Воспитатель: Где работает повар?

Дети: В детском саду, школе, столовой, кафе.

Воспитатель: Каким должен быть повар?

Дети: Знать много рецептов, любить свою профессию, опрятным.

Воспитатель: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты?

Дети: В них есть витамины.

Воспитатель: Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ?

Дети: Из овощей.

Воспитатель: А еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота?

Дети: Фрукты (яблоки, груши, абрикосы, виноград)

Воспитатель: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Ребята, помогите мне отобрать овощи для борща и фрукты для компота

Воспитатель: Я напоминаю вам правила игры:

1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки из большого тазика берите по одному овощу или фрукту и бегите к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.

2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;

3. А когда вы разложите все овощи и фрукты, должна появится подсказка, где искать третье слово из заклинания.

Дети выполняют задание, и на дне тазика находят булку. Педагог, хвалит детей за внимательность.

Воспитатель: «Ребята, значит подсказка, где находится третье слово, как-то связана с хлебом. Где же нам ее найти? (Дети высказывают предположения). Если дети затрудняются, то педагог наводящими вопросами подводит к мысли о том, где печется хлеб. (В духовке). Там дети находят третье слово «ВСЁ»

4. Воспитатель: Молодцы ребята, три слова из волшебного заклинания мы уже собрали, но на нашей карте есть еще одна последняя станция, которую мы должны посетить. И нарисован здесь огонь. Значит эта станция…? «Спасательная».

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, я инспектор министерства по чрезвычайным ситуациям. А вы знаете, что такое чрезвычайные ситуации?

Ответы детей: - Чрезвычайные ситуации- это опасности, которые угрожают людям. Это пожар, наводнение, землетрясение.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие службы приходят на помощь людям, попавшим в чрезвычайные ситуации?

Ответы детей: - На помощь людям приходят спасатели пожарной службы, полицейской службы, службы скорой помощи.

Воспитатель: - Какими качествами должны обладать спасатели?

Ответы детей: - Спасатели должны быть смелыми, сообразительными, сильными, умными.

Воспитатель: - Ребята, чтобы найти последнее слово из заклинания, вы должны превратиться в команду юных спасателей. А вы хотите быть командой спасателей?

Ответы детей: Конечно, хотели бы.

Воспитатель: - Чтобы попасть в команду необходимо быть дружными, уметь договариваться между собой, выполнять различные задания.

Ситуация «Составь алгоритм действий при возникновении пожара»

Дети из предложенных карточек-схем выкладывают алгоритм действий при возникновении пожара.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Но, чтобы нам найти подсказку, где спряталось последнее слово, надо поиграть в игру.

Дидактическая игра «Убери лишний предмет» 

 Детям предлагается рассмотреть пожароопасные предметы и просто опасные предметы. 

Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно исключить лишнее изображение предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами определили, лишний предмет-это пила, значит, подсказка как-то связана с пилой».

Дети ищут в группе пилу, которая находится в шкафчике с инструментами и там же находится слово «ТРУД».

Воспитатель: Ребята, на нашей карте больше не нарисовано никаких станций, значит все слова мы собрали. Теперь осталось нам понять, что же это за заклинание, которое состоит из слов: ПЕРЕТРУТ, ТЕРПЕНИЕ, ВСЕ, ТРУД?

Дети называют пословицу: ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ!

Ребята, если мы хором проговорим эти волшебные слова, заклятие злой волшебницы исчезнет!!

Дети хором проговаривают. «Ребята, мы спасли жителей страны Трудолюбия, они, как и прежде будут трудиться, и приносить друг другу пользу и радость». Тут в группу заходит помощник воспитателя с коробкой. Воспитатель читает надпись: «Огромное спасибо от жителей страны Трудолюбия!» В коробке сладкие подарки.

Список использованной литературы:

1.  Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2.  Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство  «Николаев», 2004.

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

4.  Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.

5. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. М.:ТЦ Сфера, 2014.



Предварительный просмотр:

Протокол заседания № 5 районного методического объединения воспитателей ДОУ Ярцевского района

Тема: «Деятельностный подход в образовательной работе с дошкольниками: опыт, достижения перспективы»


Дата проведения: 27.05.2021г.

Цель: Представление инновационного педагогического опыт работы с детьми дошкольного возраста. 

Заседание  РМО проходило в дистанционном формате «Электронная рассылка материалов».

Материалы РМО для ознакомления в коллективах ДОУ района:

1. Представление опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников» - воспитатели  МБДОУ №3 Тращенкова Ю.С.​ Педагог поделилась опытом работы по развитию познавательного интереса у дошкольников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

2. Презентация «Предметно- пространственная развивающая среда в группе» - старший воспитатель МБДОУ №3 Шейпакова Е.Ю. Елена Юрьевна в своей презентации раскрыла основные требования к созданию развивающего пространства и оснащению групповых комнат для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.​

3. Презентация педагогического проекта «Все профессии важны» - воспитатель МБДОУ № 9 Курилова М.Н. Марина Николаевна представила опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.

4.Презентация опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями» - музыкальный руководитель МБДОУ №9 Устиненкова И.В. она представила инновационные формы работы с родителями для установления преемственности между семьей и дошкольным учреждением в вопросах музыкального воспитания детей.

5. Презентация опыта работы ДОУ «Детская универсальная STEAM- лаборатория в МБДОУ детский сад №9» - старший воспитатель МБДОУ №9 Краева А.В. Познакомила с дошкольной образовательной авторской программой по направлению Babyskills, направленной на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников.

6.  Презентация опыта работы «STEAM- лаборатория «Юный исследователь в детском саду»- воспитатель МБДОУ №9 Черненко И.В. Педагог раскрыла основные аспекты работы по программе «STEAM- лаборатория» с дошкольниками.

7.Консультация для педагогов «Развитие личности ребенка в свете гендерного воспитания ФГОС» - воспитатель МБДОУ №12 Евдокимова Е.А. Педагог в своем выступлении обратила особое внимание на то, что гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

8. Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» - воспитатель МБДОУ №12 Казекина Ю.А. Лэпбук (тематическая или интерактивная папка) является одним из средств обучения сегодняшних дошкольников. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.

9. Презентация опыта работы «Мнемотехника- как  средство мотивации речевой активности детей» - учитель-логопед МБДОУ №13 Лонгинова Л.А. Людмила Алексеевна представила опыт работы с дошкольниками по развитию речи посредством мнемотаблиц.

Комментарии и отзывы о материалах РМО педагогов ДОУ вошли в решение заседания:

- Воспитателями и узкими специалистами детских садов был представлен разнообразный опыт работы. Ценность практического применения описанных методов и приёмов инновационной работы педагогов в своей деятельности особенно актуальна в современных условиях. Хочется отметить, что многие наработали свои «изюминки», которые можно представить и на региональном уровне.

- Просмотр и анализ представленных методических разработок позволяет говорить о том, что педагоги ДОУ города и района активно внедряют в практику работы инновационные формы и методы работы с дошкольниками. - Большинство материалов представляет конкретный опыт педагогической деятельности и дает возможность его использования в образовательном процессе каждого ДОУ.  

- Спасибо за организацию деятельности МО.

                                                    Руководитель РМО            Сайфуллина Е.В.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона - ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 3-4 лет. По результатам диагностического обследования (по Т. Н Дороновой) детей на начало учебного года, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.

Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи.

• Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

• Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.

• Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.

• Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников.

1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.

4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

2. Работа с детьми.

3. Сотрудничество с родителями.

4. Взаимосвязь со специалистами детского сада.

5. Работа с педагогами.

Создание предметно-развивающей среды.

В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем:

- многофункциональность;

- экономическая выгода;

- общедоступность.

Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками.

По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:

• Пальчиковая гимнастика.

При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.

• Аквагимнастика.

Специальные пальчиковые упражнения в воде.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

• Игры с предметами.

Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

• Игры со счётными палочками.

Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.

• Игры-мозаики, игры-шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.

• Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В  международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться писать», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

Взаимосвязь со специалистами.

Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.

Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, ниткопись, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.

Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Работа с педагогами.

Для педагогов подготовила и провела консультации «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста», «Уголок развития мелкой моторики в детском саду». Провела мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, совершенствованию активной речи, словарного запаса).

Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.



Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы и методы экологического воспитания в ДОУ»

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг…»

Йожеф Этвёш                                                                                                                                

Дошкольный возраст – период становления будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру, возможно, тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу и видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к природе, родному краю. Экологическое образование – одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Ведь дети, как юные ученые, изучают различные природные явления и объекты. Перед воспитателем стоит задача помочь дошкольнику раскрыть себя в окружающем мире, воспитать любовь к природе. Вместе с этим мы должны объяснить ребёнку, что человек – это часть природы, а не её «царь», поэтому необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также воспитывать уважение ко всем формам жизни. А значит, природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их

привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес,

побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от

родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто

влияют на отношения человека к природе, к Родине.

Еще не так давно было просто достаточно показать природный объект дошкольнику и рассказать, как за ним ухаживать. Сейчас этого недостаточно, ведь очень часто природный объект в черте города нужно сначала создать, и создать желательно в совместной деятельности: педагоги + дети +законные представители детей (далее родители). На первый взгляд, это несложно - придумали объект, организовали взаимодействие, создали объект, и… далее идет несколько путей развития:

• Создали и забыли, забросили

• Понаблюдали некоторое время и забыли, забросили

• Создали, наблюдаем, дополняем

Каждый из нас выбирает свой путь, и часто получается, что первые два пункта наиболее привычны в практике. Но вы только представьте: с детьми младшего дошкольного возраста создаете природное сообщество для изучения и наблюдения; в среднем дошкольном возрасте дополняете; в старшем дошкольном возрасте развиваете; и уже школьник продолжает уделять созданному объекту время. Фантастика? Нет, реальность! Главное – подходить ко всему творчески, продуманно и уделять немного времени. И первоначальное, потребительское отношение к окружающему миру сменится на осознанное взаимодействие.

Дошкольный возраст – это тот возраст, где закладывается отношение к природному миру, начинается осознанное и, главное, понимаемое, взаимоотношение с объектами природного мира. А правильное понимание – это не только знания, умения и понимания взрослого человека, это личный пример и заинтересованность. Осознанное взаимодействие с природой строится на разнообразной деятельности экологического характера:

• Образовательная деятельность

• Игры

и развлечения

• Наблюдения

и экскурсии

• Опыты, эксперименты

• Распространение опыта

• Природоохранные акции

• Взаимодействия с природными объектами (походы, разведение и т. д.)

• Создание научных и практических продуктов природного мира

В итоге формируется экологическая грамотность и бережное отношение к окружающему миру, природным объектам.

Предлагаю познакомиться с опытом работы нашего МБДОУ по экологическому воспитанию. В своей практике мы применяем следующие формы инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста:

Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Уже выросло новое

цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии, изменились образовательные технологии – началась цифровизация образования. Она  обусловлена тем, что происходит сближение цифровых и образовательных технологий.

Многие сегодня говорят о внедрении инновационных технологий и необходимости их использования. Технологии в образовании призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к новым знаниям, ускорить процесс усвоения уже полученных. Одним из инновационных направлений являются и мультимедийные компьютерные технологии.

Компьютерные технологии постепенно входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Их использование в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Этот современный способ развивает интерес к обучению и интеллектуальную деятельность, воспитывает самостоятельность, дает возможность развиваться в духе современности, позволяет качественно обновить и  повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

 В России в настоящее время осуществляется Стратегия развития информационного общества,  связанная с организацией доступа к информации для всех категорий населения. Использование современных инновационных технологий  в дошкольном образовании открывают все  новые и новые  возможности в обучении и воспитании дошкольников. В Законе «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики  Российской Федерации в сфере образования.»

Современный этап развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характеризуется переходом от традиционных массовых средств информации, такими как книги, радио, фильмы  к новым информационным технологиям - компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и различным  мультимедийным презентациям.

            Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательно-образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Применение технологий в обучении установило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучающийся следует индивидуальному ритму обучения, с темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала, необходимым именно ему.

Педагогам нужно все время совершенствоваться, ведь современные дети в 2-3 года уже умело используют гаджеты, а их родители привыкли общаться через мессенджеры. И именно инновационные технологии открыли для  педагогов новые возможности для широкого применения информатизации в их педагогической деятельности, ведь компьютер является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. ИКТ в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. Анализ огромного  количества информации, работа с таблицами, отчётность: это всегда отнимает много времени и внимания. Чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, важно постоянно осваивать новые технологии: он-лайн совещания и конференции, обмен материалами через облачное хранилище, сдача отчётности в электронном виде,. Если правильно настроить совместную работу в гугл-таблицах и доверить расчет процентных показателей формулам, можно не только сэкономить несколько часов работы, но и следить за изменениями параметров в режиме реального времени. Единая информационная система зачисления в детский сад (ЕИСДОУ) обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления всеми дальнейшими изменениями. Управление образованием контролирует все движения воспитанников по электронной системе, и это исключает риск нарушений и ошибок.

Изучение  новых возможностей всемирной сети обязательно, чтобы научить детей новой эпохи ориентироваться в цифровом мире: понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания.

С помощью ИКТ-технологий  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно обмениваться информацией с коллегами, знакомиться с периодикой, общаться посредством электронной почты. Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты.

Джон Дьюи говорил: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Мир, в котором растет и развивается ребёнок сегодня, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования: образования с  использованием современных  технологий.  

         Совсем недавно люди  даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Теперь оформляя стенды для работы, мы не берём в руки карандаши и краски, а обращаемся к информационным технологиям: сканирования, создания презентаций, обработки графических изображений и текстовой информации.

     Современные исследования говорят о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку именно  в этом возрасте активно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разных видов деятельности. Самое актуальное для эффективного применения ИКТ — это развитое алгоритмическое, логи­ческое  и системное мышление. Особенность информационно-коммуникативных технологий – это работа с образами предметов, что  соответствует переходу старших дошкольников  от на­глядно-предметной формы мышления к наглядно-образной, ведь  пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

     Занятия с использованием инновационных технологий  должны содержать в себе не только непосредственную работу с компьютером или  интерактивной доской, но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть любая детская деятельность направленная на усвоение поставленных задач, оптимизацию воспитательно- образовательного процесса, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала. Итог детской деятельности должен быть предопределен  желанием ребёнка созидать, придумывать и воплощать.

Использование современных ИКТ- технологий, в том числе и  Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Сведения из раздела новостей, подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью гостевой книги и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также  вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает  их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Использование мультимедийного оборудования помогает при подготовке детей к обучению в школе, позволяет представить родителям консультации, видеоролики и фильмы о жизни детей в детском саду, ведь дети рисуют и лепят, играют и поют, танцуют и участвуют в инсценировках, праздниках, развлечениях. Словом, скучать им некогда!

Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в ДОУ.

Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

И, в заключение, хотелось бы добавить, что использование ИКТ в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам,  совершенствовать  все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Применение вышеперечисленных современных подходов в системе экологического образования в образовательной деятельности ДОУ способствует развитию экологической культуры воспитанников.

Именно такие формы работы с детьми предполагают сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключают авторитарную модель обучения. Занятия с применением инновационных форм воспитания строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области

«Использование интерактивного оборудования в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила: Курилова М.Н.

Ярцево, 2024

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу значит охранять Родину»

 (М.М.Пришвин)

  В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на ее фоне, будут особенно эффективными.

 Мы живем в эпоху информационных технологий и применение интерактивного оборудования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требует тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиНа в соответствии с возрастом детей.

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

В последнее время возникла проблема: как повысить познавательную активность дошкольников и создать для каждого ситуацию успеха? Помощь в решении данной проблемы могут оказать информационно-коммуникационные технологии, т.к. именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться молодые родители и педагоги.

Наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий является применение программы Microsoft Power Point, с помощью которого можно создавать не только традиционные презентации, но и интерактивные упражнения и игры.

В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.

Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ:

  • движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;
  • информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
  • ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
  • компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, звуки животных, необычные и неожиданные эффекты);
  • облегчает работу педагога (не нужно вручную изготавливать наглядные пособия).

Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

Я хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных игр на экологическую тематику, которые я использую в своей деятельности при работе в младшей группе. Возраст детей: 3-4 года.

Игра называется «Наведи порядок».

Цель данной игры: воспитывать бережное отношение к природе. Расширять понятия детей о правилах поведения на природе. Она может быть использована, как на этапе ознакомления с правилами поведения на природе, так и на этапе закрепления и систематизации знаний. Перед непосредственно началом игры можно рассмотреть картину и обсудить с детьми, как плохо поступили люди, оставив на поляне столько мусора, какой вред природе они этим нанесли, как некрасиво и неуютно стало на поляне. Затем предложить навести на поляне порядок. Весь мусор отправляется в мусорку. И полянка стала чистой. И опять можно провести беседу и сравнить, как было и как стало на полянке, на какой полянке приятнее отдыхать, что нужно делать, чтобы всегда было приятно находиться на природе.

Другая игра называется «Животные зимой». Цель этой игры: расширить и закрепить знания детей об обитателях нашего леса и об их образе жизни в зимний период года. Опять же вместе с ребятами рассматриваем картину и обсуждаем, всё ли изображено, верно, кого на картине не должно быть. Медведя, ежа и мышь отправляем спать по домам. В продолжении этой игры можно подобрать каждому свой дом.

Вывод: Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала, реализуемой в детском саду.

На первых порах мы предлагаем игру сами. Каждому ребенку подбираются игры с учетом его уровня развития на закрепление и расширение опыта, а также игры, стимулирующие продвижение вперед, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.

Таким образом, использование интерактивных игр позволяет не только повысить качество образовательного процесса, способствует развитию ребенка во всех пяти образовательных областях, повышает активность, самостоятельность, мотивацию дошкольников, но и создает условия для организации дистанционного общения воспитателей и родителей, ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом. За время использования интерактивных игр в моей практике дети стали более активными, любознательными, они с нетерпением ждут появления новых игр и с удовольствием участвуют в них.

1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.

2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

3. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.

4. Не затягивать игру во времени.

5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей с дошкольного возраста.

7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

С помощью интерактивных игр у дошкольника сформируются:

  • интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
  • готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
  • эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

 Использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает предотвратить утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте, поэтому возрастает необходимость в увлекательной информации и обширном наглядном материале.

  Применение интерактивных средств во время непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции разных разделов программы, позволяет нам формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности. Игры на интерактивном доске интересны для детей, так как дети сами являются участниками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. За счет этого повышается интерес к изучаемому материалу и эффективность всего обучающего процесса, тренируется внимание и память, развивается воображение и творческие способности.  Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерактивным оборудованием: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

  Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные деревья», нами была разработана игра «Четвертый лишний». Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивной доске найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист» (найти с какого дерева лист, соединить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедобные - несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников.

  Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вызывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми.

Список литературы:

1. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во II младшей группе детского сада.-М.,2013.

3. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.-М.,2010.