Учебно-методические материалы по урочной и внеурочной деятельности педагога
Учебно-методические материалы по урочной и внеурочной деятельности на основе директив и нормативнных документов, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и требований ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа внеурочной деятельности по баскетболу | 877 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ
МО «Новоспасский район « Ульяновская область
«Утверждаю»:
Директор МКОУ Троицко-Сунгурской СОШ
_________________С.В.Иванова
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«КЭС -БАСКЕТ»
Возраст обучающихся 12-16 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель: Тренер преподаватель
Мерзлякова О.В.
Рассмотрена на ШМО
Протокол № 1 от 30.08.2014
Утверждено педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2013г.
Ульяновск, 2013г.
Пояснительная записка
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ» 2004года.
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному.
Данная программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего района, своей страны.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
- Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Условия набора.
Программа предназначена для детей 10-12 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с 1 сентября текущего года. .
Сроки реализации программы - 1 год.
Программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 12 лет.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в год 68 ч.
Формы организации обучения:
- командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
- Основы знаний о здоровом образе жизни.
- Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.
- Правила игры в баскетбол.
- Тактические приемы в баскетболе.
Уметь
- Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
- Проводить судейство матча.
- Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
- Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
- Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
- Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
- Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Учебно-тематический план обучения
2 часа в неделю (68 часов в год)
№ п/п | Название тем | 1 год обучения | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «Обзор развития баскетбола в России и за рубежом» Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры | 6 | 6 | |
2 | Общефизическая подготовка | 5 | 5 | 10 |
3 | Специальная подготовка | 5 | 5 | 10 |
4 | Техническая подготовка | 5 | 5 | 10 |
5 | Тактическая подготовка | 5 | 5 | 10 |
6 | Игровая подготовка | 5 | 10 | 15 |
7 | Контрольные и календарные игры | 2 | 5 | 7 |
Общее количество часов в год | 33 | 35 | 68 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе. | Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу. | |
2 | Общефизическая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
План проведения учебных занятий
п/п | Тема занятия | Содержание | Часы | Дата |
1 | История развития баскетбол в России и зарубежом.. Техника безопасности по баскетболу | Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. | 1 | |
2 | Общие основы баскетбола ПП Ведение мяча. На месте: - В движении шагом. | Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. | 1 | |
3 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок Ведение мяча со сменой мест: - В движении шагом. | Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 1 | |
4 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. Ведение мяча со сменой мест: - В движении шагом. | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 1 | |
5 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. Ведение мяча со сменой мест: - с изменением направления и скорости. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. | 1 | |
6 | Ведение мяча со сменой мест: - с изменением направления и скорости. | Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 1 | |
7 | Бег 500, 1000, метров. Ведение мяча со сменой мест: - В движении шагом. Ведение мяча со сменой мест: - с изменением направления и скорости. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. | 1 | |
8 | Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. Ведение мяча со сменой мест: - Правой и левой рукой поочередно на месте. | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 1 | |
9 | Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. Ведение мяча со сменой мест: - Правой и левой рукой поочередно на месте. .- Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. | 1 | |
10 | Броски мяча. - Одной рукой в баскетбольный щит с места. - Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. | Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
11 | Броски мяча: - Одной рукой в баскетбольный щит с места. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 1 | |
12 | Броски мяча - Одной рукой в баскетбольный щит с места. | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
13 | Броски мяча: -Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. | 1 | |
14 | Броски мяча: -Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
15 | Броски мяча: -Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. | 1 | |
16 | Броски мяча: -Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. | 1 | |
17 | Броски мяча: -Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. | 1 | |
18 | Броски мяча: - Одной рукой в баскетбольную корзину с места. | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
19 | Броски мяча: - Одной рукой в баскетбольную корзину с места. | Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. | 1 | |
20 | Броски мяча: - Одной рукой в баскетбольную корзину с места. | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
21 | Броски мяча: - Одной рукой в баскетбольную корзину с места. | Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. | 1 | |
22 | Броски мяча: - Штрафной. -Двумя руками снизу в движении. | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
23 | Броски мяча: - Штрафной. -Двумя руками снизу в движении. | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
24 | Броски мяча: - Штрафной. -Двумя руками снизу в движении. | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
25 | Броски мяча: - Штрафной. -Двумя руками снизу в движении. | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
26 | Ведение мяча, остановки, развороты. | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
27 | Передача мяча на месте и в движении. | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
28 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
29 | Броски мяча: - Вырывание мяча. Ловля мяча, переводы, финты. | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
30 | Ведение мяча, остановки, развороты. | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
31 | Передача мяча на месте и в движении. | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
32 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
33 | Ловля мяча, переводы, финты. 1.Защитные действия при опеке игрока без мяча. | Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении. | 1 | |
34 | 1. Защитные действия при опеке игрока без мяча. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
35 | 1. Защитные действия при опеке игрока без мяча. | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 1 | |
36 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
37 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 1 | |
38 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
39 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 1 | |
40 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
41 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 | 1 | |
42 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
43 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 1 | |
44 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
45 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 1 | |
46 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
47 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 1 | |
48 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
49 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 1 | |
50 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
51 | Тактические действия при игре в защите и нападении: - Перехват мяча. | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 1 | |
52 | Тактические действия при игре в защите и нападении: - Перехват мяча. | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 | |
53 | Тактические действия при игре в защите и нападении: - Перехват мяча. | Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
54 | Тактические действия при игре в защите и нападении: - Перехват мяча. | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 | |
55 | Командные действия в защите. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. | Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите. | 1 | |
56 | Командные действия в защите. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 | |
57 | Командные действия в защите. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 1 | |
58 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 | |
59 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 1 | |
60 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Контрольные испытания:броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. | 1 | |
61 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. | 1 | |
62 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 1 | |
63 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 1 | |
64 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 | |
65 | Товарищеские игры. 1.Игры внутри группы.2.Игры с сильным и слабым противником. | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 | |
66 | Участие в соревнованиях. | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 | |
67 | Разбор проведённых игр. | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 | |
68 | Товарищеские игры. | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 | |
Содержание программы:
- Общие основы баскетбола – 6 часов
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Общая физическая подготовка – 10 часов
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
- Специальная физическая подготовка 10часов
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Техническая подготовка – 10 часов
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
- Тактическая подготовка – 10 часов
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
- Игровая подготовка – 15 часов
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры –7 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты обучения
К концу года обучения учащиеся:
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по баскетболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Правила игры в баскетбол.
- Правила судейства в баскетболе.
- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по баскетболу.
2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
- Инструкции по охране труда.
Материально-техническое обеспечение.
- Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
- Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Список литературы для педагогов:
- Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.
- Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
- Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
- Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
- Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
- Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973
- Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
- Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов –
Минск, 1970.
- Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
- Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
- Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара.
2002г
- Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.
Список литературы для обучающихся и родителей:
- Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
- Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ.
2007г.
- Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
- Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
- Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
- Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
- Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа,
1989.
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
- Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. 11.Соблюдение основ техники безопасности на занятиях.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного тела, с партнером, с предметами (набивными мячами, футбольными, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, гимнастическая стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
1.6 Бег 500, 1000,1500,2000 метров.
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
- в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные игры и соревнования
1.Игры внутри группы.2.Игры с сильным и слабым противником.
3. Товарищеские игры с командой другой школы.
4.Участие в соревнованиях.5. Разбор проведённых игр.
Тематическое планирование по баскетболу первого года обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
Преподаватель: Мерзлякова О.В.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | 3 | |
1.1 | Краткий обзор развития баскетбола. | 1 | 1 | |
1.2 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок | 1 | 1 | |
1.3 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. | 1 | 1 | |
2. | Общая физическая подготовка. | 13 | 13 | |
2.1 | Бег 500, 1000, метров. | 4 | 4 | |
2.2 | Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. | 4 | 4 | |
2.3 | Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. | 5 | 5 | |
3. | Основы техники игры в баскетбол. | 28 | 3 | 25 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 6 | 6 | |
3.2 | Передача мяча на месте и в движении. | 6 | 1 | 5 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | 9 | 1 | 8 |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 7 | 1 | 6 |
4. | Тактика игры в баскетбол. | 10 | 2 | 8 |
4.1 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | 2 | 2 | |
5. | Специальная физическая подготовка. | 6 | 6 | |
5.1 | Упражнения для развития силы ног и рук. | 3 | 3 | |
5.2 | Упражнения для развития скоростных качеств. | 3 | 3 | |
6. | Правила игры и судейства. | 2 | 2 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 2 | 2 | |
7. | Контрольные игры и соревнования. | 7 | 1 | 6 |
7.1 | Товарищеские игры. | 3 | 3 | |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 3 | 3 | |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 1 | 1 | |
Всего | 68 | 11 | 57 |
Тематическое планирование по баскетболу второго года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Преподаватель: Мерзлякова О.В.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 6 | 6 | |
1.1 | Краткий обзор развития баскетбола в гимназии. | 2 | 2 | |
1.2 | Контроль физических нагрузок. | 2 | 2 | |
1.3 | Соблюдение техники безопасности на занятиях. | 2 | 2 | |
2. | Общая физическая подготовка. | 26 | 26 | |
2.1 | Бег 500, 1000, 1500 метров. | 8 | 8 | |
2.2 | Броски набивного мяча сидя, стоя. | 8 | 8 | |
2.3 | Прыжки на тумбу и соскоки с неё. | 10 | 10 | |
3. | Основы техники игры в баскетбол. | 56 | 6 | 50 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 12 | 12 | |
3.2 | Передача мяча на месте и в движении. | 12 | 2 | 10 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | 18 | 16 | |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 14 | 12 | 12 |
4. | Тактика игры в баскетбол. | 20 | 4 | 16 |
4.1 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | 8 | 2 | 6 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 8 | 2 | 6 |
4.3 | Тактические действия в игре с «сильным» саперником. | 4 | 4 | |
5. | Специальная физическая подготовка. | 12 | 12 | |
5.1 | Упражнения для развития прыжковой выносливости. | 6 | 6 | |
5.2 | Упражнения для развития скоростных качеств. | 6 | 6 | |
6. | Правила игры и судейства. | 4 | 4 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 4 | 4 | |
7. | Контрольные игры и соревнования. | 14 | 2 | 12 |
7.1 | Товарищеские игры. | 6 | 6 | |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 6 | 6 | |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 2 | 2 | |
Всего | 136 | 22 | 114 |
Тематическое планирование по баскетболу третьего года обучения.
Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Преподаватель: Мерзлякова О.В.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 9 | 9 | |
1.1 | Основы здорового образа жизни. | 3 | 3 | |
1.2 | Дозирование физических нагрузок. | 3 | 3 | |
1.3 | Способы восстановления после физической нагрузки. | 3 | 3 | |
2. | Общая физическая подготовка. | 39 | 39 | |
2.1 | Бег 500, 1000, 1500, 2000 метров. | 12 | 12 | |
2.2 | Челночный бег. | 12 | 12 | |
2.3 | Упражнения на тренажёрах. | 15 | 15 | |
3. | Основы техники игры в баскетбол. | 84 | 9 | 75 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 18 | 18 | |
3.2 | Передача мяча одной и двумя рукам, с переводом за спиной на месте и в движении. | 18 | 3 | 15 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, из под защитника. | 27 | 3 | 24 |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 21 | 3 | 18 |
4. | Тактика игры в баскетбол. | 30 | 6 | 24 |
4.1 | Тактика прессинга на стороне противника. | 12 | 3 | 9 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 12 | 3 | 9 |
4.3 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | 6 | 6 | |
5. | Специальная физическая подготовка. | 18 | 18 | |
5.1 | Ускорение с изменением скорости и направления движения. | 9 | 9 | |
5.2 | Ловля высоко летящего мяча. | 9 | 9 | |
6. | Правила игры и судейства. | 6 | 6 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 6 | 6 | |
7. | Контрольные игры и соревнования. | 21 | 3 | 18 |
7.1 | Товарищеские игры. | 9 | 9 | |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 9 | 9 | |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 3 | 3 | |
Всего | 204 | 33 | 171 |
Техническое обеспечение спортивной секции.
1.Щиты с кольцами — 4
2. Жгуты и экспандеры - 10
3 Секундомер —1
4.Стойки для обводки — 12
5. Гимнастические скамейки — 6
6. Гимнастический мостик —1
7. Гимнастические маты — 6
8. Скакалки — 30
9. Мячи набивные различной массы — 30
10 Гантели, гири различной массы — 20
11. Мячи баскетбольные — 40
12. Насос ручной со штуцером — 2
13. Рулетка—1
14. Макет площадки с фишками — 2
Дидактический материал
Тестирование