Транслирование опыта

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Универсальная система развития фонематического восприятия

у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражнений

учитель-логопед МБДОУ ДС № 56

Кашапова  Лилия Ясовиевна

Слайд 1

Тема: Универсальная система развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражнений.

Слайд 2

Актуальность

Своевременное и полноценное формирование речи у детей – это основное условие успешного обучения в школе, поэтому важно устранить все нарушения речи еще в дошкольном возрасте, чтобы они не превратились в стойкий, сложный дефект письма и чтения.

Развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи является одной из важных задач в коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя группы, так как нарушение фонематического восприятия, не только затрудняет возможность детям овладевать в нужной степени звукопроизношением, лексикой, грамматическим строем, но тормозит и развитие связной речи в целом. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя сформировать навыки звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Однако, при логопедическом обследовании дошкольников, выявляются дети, которые при относительно чистом звукопроизношении имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков, неумении определять место звука, невозможности подобрать слова с определенным звуком или количеством слогов.

В силу того, что при описанном выше дефекте, дети как правило, продолжают посещать группы ОРН, они остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Данная система дидактических игр и упражнений построена таким образом, что развитие фонематических процессов начинается уже с младшей группы и ведется до тех пор, пока ребенок не уйдет в школу.

Слайд 3

Фонематическое восприятие - это способность адекватно соотносить звуки речи друг с другом и с их эталонами (фонемами).

Слайд 4

Это врожденная, природная способность человека. В норме формируется в процессе естественного развития. Начинает функционировать со 2 – го месяца. Развивается, опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования речи в целом.

Слайд 5        

В современной педагогической литературе существует расхождение в понятиях фонематическое восприятие, фонематический слух.

Фонематический слух подразумевает только ощущения.

Восприятие – это совокупность ощущений: звучание фонемы определяется не одним признаком, а целым набором, куда входят не только слышимые компоненты (голосовые, шумовые), но и зрительный образ, двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.

Поэтому понятие фонематическое восприятие является точным и научным.

Слайд 6

Термин «фонематическое восприятие» впервые в своих работах применил Д. Б. Эльконин (1904 - 1984), советский психолог, который вошел в историю как создатель теории развивающего обучения.

Слайд 7

Уточним признаки нарушения фонематического восприятия:

- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;

- нарушение звукопроизношения;

- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- нарушение слоговой структуры слова.

Слайд 8

В работе по развитию фонематического восприятия можно выделить три этапа. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Слайд 9

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе педагог развивает у детей способность узнавать и различать неречевые звуки, слуховое внимание и слуховую память через дидактические упражнения.

Слайд 10

Сначала детям предлагается послушать звуки окружающего пространства: за окном, из коридора, из помещения соседней группы.

Далее рекомендуются упражнения, которые включают задания на распознание и различение:

  1. звуков музыкальных инструментов (бубен, дудочка…)
  2. различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек…)

Важно! 

Работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения, выбирая контрастные звуки, такие как дудочка – барабан, затем - близкие по звучанию, например, большой и маленький бубен.

Примерный перечень дидактических упражнений на материале неречевых звуков представлен на слайде.

Слайд 11

Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, брать в руки, как в игре «Угадай музыкальный инструмент». На столе находятся несколько звучащих игрушек. Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Далее закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение на примере упражнения «Где звучит колокольчик?», ребенок закрывает глаза и движется на звуковые сигналы.

Слайд 12

        Второй этап развития фонематического восприятия характеризуется различением речевых звуков.

На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же слова, слоги, звуки, вслед за тем различают слова близкие по звуковому составу. И только в завершении учатся дифференцировать слоги, затем фонемы.

Слайд 13

Этим задачам служит целый ряд игр, где дети учатся определять далеко или, близко находится объект, воспроизводить слова, слоги различным по силе голосом (громко, тихо, умеренно), произносить один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски.

Слайд 14

Приведу пример, озвучивания детьми героев сказки «Три медведя». Педагог выставляет перед детьми (картинки, игрушки) медведей, затем рассказывает сказку (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Более сложный вариант - дети сами говорят за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Слайд 15

Для развития способности различать слова, близкие по звуковому составу, как вариант, рассмотрим примеры.

1 вариант игры «Слушай и выбирай». Педагог выставляет картинки, названия которых звучат очень похоже, и произносит слова, например, ком, дом, сом, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в названном порядке.

2 вариант. Ребенок повторяет цепочку слов со сходным звучанием за педагогом.  

Чтение стихотворений развивает чувство ритма, в игре «Подскажи словечко» развивается и творческое воображение, так как дети, прослушав четверостишие, выбирают из трех слов правильное.

Слайд 16

Для дошкольников с нарушениями речи наиболее трудным является - дифференциация слогов. Здесь приемлема игра «Львенок» на слайде она представлена, или «Попугай». Ребенку объясняется игровая ситуация «Попугай любит повторять за человеком, ты будешь говорить за него». Педагог произносит слоги, например: па – ба, на – га, ба – на.

Слайд 17

Различение фонем нужно начать с дифференциации гласных звуков, как в дидактической игре «Жираф» на распознавание звука О.

Описание: - Я говорю гласные звуки, а ты, если услышишь звук [О], рисуй пятнышко жирафу. На все другие звуки – ничего не рисуешь.

Вариант распознавания звука А на уровне слова представлен в дидактической игре «Веселый автомобиль».

Описание: - Что везешь, автомашина? - Всё, что есть на звук А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Важно! 

Несмотря на то, что выделение звука на фоне слова считается элементарной формой фонематического анализа, необходимо учитывать то, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче всего выделяются из начала слова, с большим трудом дети определяют гласный звук в середине и в конце слова. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Слайд 18

Цель последнего этапа – формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 19

В обучении детей навыкам звукового анализа используется большое разнообразие дидактических игр и упражнений. Занимательная ситуация, созданная педагогом, помогает детям с нарушениями речи комфортно и эффективно развивать фонематические процессы.

Слайд 20

В соответствии с первой задачей, дошкольники учатся делить слова на слоги в игре «Акробаты». Описание: уточняем у детей, что делают акробаты? Они исполняют очень сложные гимнастические упражнения: стойки, кувырки. Мы поможем животным построить акробатическую пирамиду, только она будет слоговая. В нижнем ряду нужно расположить картинку с животным, название которого состоит из 5х слогов (каракатица), в верхнем ряду картинку животного название, которого состоит из 1х слога 1 (рысь).

Упражнять детей в определении количество слогов в слове можно в подобной игре «Посади цветок в горшочек».

Слайд 21

«Цепочка слов» - эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что выкладывается цепочка из предметных картинок. Они должны быть подобраны так, чтобы последний звук одного слова был первым звуком следующего. Образуется цепочка слов: пират – трактор – рак – карандаш – шашки - индеец.

Слайд 22

Описание игры «Разложи одежду в шкафчики». В первом шкафу должны лежать только те предметы одежды, в названии которых звук [Л] находится в начале слова, в среднем - предметы одежды, в названии которых звук [Л] в середине слова. А в третьем шкафу - предметы одежды, в названии которых звук [Л] в конце слова.

В аналогичной игре «Дрессированный тигр» сложная задача обучения сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью, повторы действий способствуют формированию умений и навыков по определению места звука в слове.

Слайд 23

Использование в занятии сказочного героя Буратино, который просит подобрать нужный ключ и открыть волшебную дверь, обеспечивает заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала, побуждает желание активно участвовать в процессе освоения грамоты.

Дидактические игры распечатаны на фотобумаге с магнитным слоем, поэтому легко прикрепляются на доску, срок службы картинок достаточный.

Таким образом, развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи происходит поэтапно. Для работы используются дидактические упражнения и игры, на каждом этапе свои, включаются они в часть занятия, в совместную и свободную деятельность.

С целью повышения качества работы по коррекции речи детей через координацию деятельности всех субъектов образования в МДОУ разработаны и реализуются «Перспективный тематический план взаимодействия с воспитателями и профильными специалистами», «Дневник взаимодействия с воспитателем», где предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Опыт показывает, что такое взаимодействие педагогов ДОУ повышает эффективность, сокращает сроки преодоления речевых нарушений у дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Универсальная система развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражнений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Северяночка» Нижневартовск, 2022 год Кашапова Лилия Ясовиевна, учитель-логопед

Слайд 2

Нарушение фонематического восприятия , не только затрудняет возможность детям овладевать в нужной степени звукопроизношением, лексикой, грамматическим строем, но тормозит развитие связной речи в целом.

Слайд 3

Способность детей с нормальным слухом улавливать то общее и различное , что есть в звуках родной речи

Слайд 6

Д.С. Эльконин (1904-1984), советский психолог

Слайд 10

«Угадай музыкальный инструмент» «Где звучит колокольчик?» «Продавец и покупатель» «Послушай и расположи предметы так, как они звучали?» «Послушай и скажи сколько звуков звучало?» (одновременное воспроизведение звучания 2-3 игрушек) «Слушать интересно» (запись неречевых звуков + карточки с иллюстрациями к звукам)

Слайд 11

Оборудование: детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, колокольчик, барабан, ширма. . Оборудование: колокольчик (погремушка). «Угадай музыкальный инструмент» «Где звучит колокольчик?» Оборудование: несколько коробочек из-под киндер-сюрприза, горох, сахар. «Продавец и покупатель» Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Слайд 13

«Три медведя» «Озвучивание героев сказок» «Слушай и выбирай» «Подскажи словечко» «Близко или далеко» « Угадай, кто позвал» «Отгадай, когда так говорят» (один звук разными интонациями) «Верно-неверно» «Какое слово отличается от других»

Слайд 14

Цель: развитие навыков различения слов по высоте, силе голоса. Оборудование: игрушки или картинки трех медведей большой, средний, маленький из сказки «Три медведя». «Три медведя»

Слайд 15

Цель: развитие чувства ритма. Описание игры: Педагог произносит четверостишие не договаривая последнее слово. Сел в машину верный пес, У него в чернилах … (лапа, шея, нос) «Подскажи словечко» «Слушай и выбирай» Цель: различение слов, близких по звуковому составу. Оборудование: предметные картинки ком, дом, сом.

Слайд 16

«Львенок» Цель: упражнять в дифференциации слогов. Оборудование: предметная картинка львенка, речевой материал: слоги. Описание игры: Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь пропой их. ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю лю — ля — ли Ля ли ле

Слайд 17

«Жираф» Оборудование: рисунок жирафа - контур, карандаш или фломастер. « Веселый автомобиль» Оборудование: предметная картинка грузовика с фруктами в кузове. Цель: развитие навыков дифференциации фонем

Слайд 19

«Акробаты» «Посади цветок в горшок» «Слоговой поезд» «Цепочка слов» «Камешки» «Разложи одежду в шкафчики» «Дрессированный тигр» «Волшебная дверь»

Слайд 20

Оборудование: предметные картинки цветов со звуком Л: ландыш, подсолнух, гладиолус, колокольчики, горшочки со слоговыми схемами. «Акробаты» «Посади цветок в горшок» Оборудование: предметные картины зубр, каракатица, росомаха, крокодил, верблюд, слоговая пирамида. Цель: развитие навыков слогового анализа, умение определять количество слогов в слове.

Слайд 21

Цель: развитие умения в определении первого и последнего звука в словах. Оборудование: предметные картинки: пират, трактор, рак, карандаш, шашки, индеец. « Цепочка слов»

Слайд 22

Цель: упражнять в определении место звука Л в словах. Оборудование: предметные картинки со звуком Л: халат, платье, лосины, камзол (предмет старинной одежды), плащ, три шкафа. «Разложи одежду в шкафчики» «Дрессированный тигр» Цель: упражнять в определении место звука Р в словах. Оборудование: предметные картинки: тигр, рысь, зебра, жираф, носорог, ягуар, 3 тумбы со схемами слов.

Слайд 23

Цель: развитие навыков определения количества, последовательности звуков в слове. Оборудование: предметные картинки: замок (на замке звуковая схема слова школа), 6 ключей с картинками (краски, буквы, глобус, школа, ручка, книга). «Волшебная дверь»