Для родителей, занятия плаванию в нашем интернате, рекомендации по закаливанию, дыхательная гимнастика, обучение в домашних условиях.

Феоктистова Ирина Николаевна

Если согласиться с мнением, что вода является неким носителем информации, то ее можно рассматривать как возможность общения на определенном энергетическом уровне. Не случайно волду используют в культовых ритуалах крещения, освящения и т.д. На Руси издаван купание малыша заканчивали обливанием, приглваривая: "Как с гуся вода, так с моего сыночка худоба", Купая ребенка,

 обучая его плавать или просто находясь с ним в воде, не забывайте о том, что возможно ваши слова, эмоции,чувства усиливаются в несколшько раз! Даже строгий тон должен норсить доброжелательный оттенок. Не скупитесь на похвалу и ласковые слова, это залог здоровья и успешного обучения плаванию. Интерес ребенка к физической активности в воде, к регулярным занятиям по обучению плаванию часто зависит от правильных действий родителей.

 Малыш с удовольствием купается в своей дествой ванне, затем он освоит ванну для взрослых, детский бассейн и т.д. Оздоровительный характер занятий предполагает приобретение начальных навыков обьщения с водной средой. начиная самостоятельные посещения бассейна с ребенком, необходимо иметь информацию об особенностях организма вашего ребенка, его возможностях, консультацию врача специалиста. В бассейне будьте предельно внимательны,   ребенок постоянно должен быть под вашим контролем. Доброжелательность и терпение, никакого насилия!

Ребенок нуждается в подготовке к первому порсещению бассейна. Заинтересуйте его, постарайтесь вызвать у него желание научиться плавать, но, на это понадобится некоторое время. Можно вместе посмотретьт книги, пофантазировать на тему плавания в море под водой, вместе с рыбками, дельфинами и т.д. Создайте момент ожидания: "Скоро мы пойдем в бассейн..." Постарайтесь чтобы посещение бассейна вызывало положительные эмоции. Возьмите с собой любимые плвающие игрушки ребенка. Пусть все будет так, как он захочет, если у него возникнут какие-то сомнения. Будьте готовы к тому, что ребенок поначалу может отказаться входить в воду.  Если вы не прекратите посещать бассейн, то всколре вы увидите какую радость и удовольствие будет получать ваш ребенок от пребывания в воде. Начальное обучение плаванию начинается с развития культуры движения в воде, передвигаясь по бассейну, играя, выполняя простейшие упражнения. Главное, чтобы ребенок получил положительные эмоции. Во второй половине занятий можно использовать поддерживающие средства (нарукавники, круги, доски и др.)

Прододжительность пребыания ребенка в воде, как правило, составляет 30-45 минут, но первые занятия должны быть короче. Не допускайте переохлаждения. Ребенка надо укрыть полотенцем и растереть   руки  , ноги и туловище.

Неизбежен период привыкания к водным процедурам.. Чем регулярнее посещения бассейна, тенм быстрее ребенок адаптируется. Через 6-12 месяцев регулярных посещений бассейна, как правило, наблюдается эффект закаливания, ребенок значительно реже болеет.

Все трудности при обучении воспринимайте как рабочие моменты, а достижения возводите в ранг олимпийских побед.  Порстарайтесь не торопить события, ничего не форсируйте, не спугните в ребенке желание научиться плавать.

Необходимо отметить одну важную деталь, о которой нужно помнить всегда! После занятий в воде горлову и уши необходимо высушивать до "идеального" состояния!

Обратите внимание!

-Если  вы на открытом водоеме, ребенок должен находиться между вами и берегом. все предвижения по воде должны быть от вас к берегу.

-Никогда  , ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра в воде и у воды. 

-Постарайтесь не пользоваться  словами "не бойся, плохо, неправильно". Пусть ребенок слышит от вас "хорошо,молодец, уже получается"

В конце занятия похвалите ребенка: "Молодец, старался". Приучите ребенка благодарпить заа урок. Пусть каждое занятие оставит в памяти приятные воспоминанияяя как для вас, так и для ребенка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

        Составлено

                Инструктором по физической культуре

        Феоктистова        И.Н.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА – ЭТО ЗДОРОВЬЕ

Анализ воздействия дыхательной гимнастики на организм заставляет думать, что эти ' нехитрые упражнения ни в коем случае нельзя считать лекарством от какой-то определенной болезни. Они направлены на все органы и ткани нашего тела, обеспечивая, прежде всего высокий уровень снабжения всего организма кислородом, благодаря резко возросшей эффективности дыхания.

Для занятий дыхательной гимнастикой необходим свежий воздух: открытое окно или форточка, лучше делать её на свежем воздухе. При определенном состоянии здоровья её можно делать сидя, а некоторые упражнения даже лежа.

ВДОХ «ОБНИМИ ПЛЕЧИ»

По значимости это второе движение.

            -Первое - «насос», т.е. наклон вперед. Поднимите руки на уровне плеч, вытянув их перед собой. Согните в локтях, поверните ладони к себе, чтобы ладони стояли перед вашей грудью на небольшом расстоянии друг от друга. Локти не опускайте, держите на одном уровне с ладонями, чтобы обнять себя за плечи вам было удобнее.

            -Бросьте руки навстречу друг другу, правой коснитесь левого плеча, а левой-правой подмышки или наоборот, это безразлично. Важно чтобы руки шли параллельно друг другу, в это мгновение сделайте вдох. Короткий и резкий.

          -Повторите эти вдохи, обнимая плечи, следите за одновременностью движений вдохов. Не тяните вдох, разводя руками. Не закрывайте рот плотно. Пусть свободно уходят выдохи после каждого вдоха. Стиль, темп, ритм - все те же - «накачиваем шину автомобиля». Руки, расходясь, должны сохранять направление навстречу друг другу.

ВДОХ «МАЯТНИК» ВСЕМ ТЕЛОМ

              Когда вы освоили «обними плечи» и «насос», соедините их и получите упражнение «маятник».

            -Наклон вперед - руки тянутся к земле, и строго одновременно с ним короткий шумный вдох, и сразу, без перерыва наклон назад, руки при этом обязательно обнимают плечи - тоже вдох. Не спутайте-повторите легко, ритмично и часто вперед-назад, вдох-выдох. Вот вам и маятник.

ВДОХ «ШАГИ»

Это движение лучше всего после поворота головы. Шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Поэтому не частите! Делайте шаги реже. Правой- левой, вдох-выдох. Ногу выносите вперед, круто сгибая колени. Сделайте 32 шага: вдох - выдох. Привыкнув, делайте одновременно с шагом встречное движение рук. Важно, чтобы вдох шел в ту секунду, когда нога идет вверх. Когда освоите движения хорошо, чуть-чуть приседайте, поднимая ногу в момент вдоха. Чтобы не ошибиться, сразу не приседайте.

Легкие имеют конусообразные формы. У них узкие верхушки и широкие основания. Расширяются основаниями они больше к спине, чем к груди.

            -Делая вдох на наклоне вперед, мы не позволяем воздуху раздуть нашу грудь и живот, воздух идет преимущественно в спину и, заполняя легкие, не искажает их форму. Помните это во время тренировок!

            -Делая вдох на встречном движении рук, мы снова посылаем воздух в основание легких, преимущественно в сторону спины. Повторяя вдохи ритмично и часто, мы создаем ритмичность и интенсивность газообмена.

С газообменом в организме связано все. Его ритмичность - отличный стимул в любом случае. Поэтому нашу гимнастику можно делать независимо от того, чем вы больны и в какой степени.

                                                                Использована литература А. Н. Стрельниковой



Предварительный просмотр:

                                        ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

Вспомните, сколько радости и удовольствия испытывали вы в детстве и испытываете, сейчас купаясь и плавая. Не случайно многие семьи проводят свой отдых у воды. Плавание поднимает настроение, закаливает организм, укрепляет веру в сои сил. Плавание - один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц, формирует правильную осанку, положительно влияет на сердечно - сосудистую и дыхательную системы организма . Это известно практически всем. И в тоже время в стране в результате несчастных случаев на воде ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25% детей. Особенно много таких случаев происходит с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, утопление занимает второе место.

Основной причиной этих трагедий является не умение плавать и не соблюдение мер безопасности на воде. Поэтому святая обязанность каждого родителя - научить своих детей плавать. В Законе Российской Федерации «об образовании» указывается, что первыми воспитателями и учителями ребенка являются его родители.        

Если ваш малыш еще не умеет плавать, не отчаивайтесь! Приступайте к обучению немедленно. Все млекопитающие получают навык плавания с рождения за исключением человека. А человека надо учить! Учиться плавать можно и в море, и в озере, и в бассейне, и в ванне. Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей. Ребенок выполняет упражнения в небольшом объеме воды, в знакомых для него условиях, в присутствии родителей, при наличии любимых игрушек, что является прекрасной психологической защитой его на воде, создает удобные, комфортные условия для обучения.

Опыт обучения детей в домашних ваннах г. Москвы показывает, что после нескольких занятий, дети успешно осваиваются с водной средой, могут выполнять различные упражнения, удерживать себя на воде проплывать первые метры, как в бассейне, так и на открытом водоеме. В ванне могут обучаться дети от 2 лет и старше.

Попытаемся вместе организовать и провести эти веселые и интересные занятия. Для этого перед каждым новым занятием покажите ребенку рисунки к упражнениям, назовите их, объясните правильность их выполнения и дайте ему из раскрасить. На первых занятиях , в зависимости от поведения , освоения ребенка с водой , разучивайте не более 3-4-х упражнений. На последующих занятиях обязательно включайте повторение ранее разученных, знакомых для ребенка упражнений и разучивайте 2-3 новых. Итак, запаситесь терпением, строго соблюдайте правила проведения занятий, приведенные ниже. Упражнения выполняйте в строгой последовательности, больше хвалите своего малыша и

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Меры предосторожности при занятиях плавание:

1. Не оставляйте ребенка без присмотра , даже если он умеет неплохо плавать.

2. Запрещается купаться при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

3. Нельзя проводить занятия раньше, чем через 40-60 мин. после еды.

  1. Вода в ванне не должна быть ниже +18°С.  Но также нельзя наливать слишком теплую воду, т.к. ребенку будет неприятно опускать в нее лицо. Оптимальная температура воды для проведения занятий в домашней ванне +28-+320 С. Время занятий от 5 до 20 мин.
  1. Если появились признаки переохлаждения (сильный озноб, «гусиная кожа», посинение губ), ребенка следует немедленно поместить под теплый душ, растереть полотенцем.
  2. Во время занятий следует предупреждать чрезмерное напряжение, которое может привести к переутомлению ребенка.
  3. Ни в коем случае не заставляйте детей делать что-то насильно, т.к. может появиться сильный страх перед водой и у ребенка надолго пропадет желание заниматься в воде.

         Запаситесь терпением! И берегите нервную систему своих детей. Играйте с ребенком, и он забудет о своем страхе.

          Предложите ребенку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо любимой кукле, затем себе. «Рис 1» 

Затем покажите ребенку, как поливать голову водой и брызгать себе в лицо «делать дождик».

           Предложите ребенку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая ручками лицо. «Рис 2». Скажите, что капельки ласково гладят его по щечкам Предложите ребенку , когда «идет дождик» сесть и лечь на грудь в ванне.

Предложите малышу спрятать плечи под воду. Положите на воду небольшую легкую игрушку (теннисный шарик, пенопластовую рыбку, футляр от киндер-сюрприза). Малышу надо встать так, чтобы его подбородок касался поверхности воды. Пусть        он сильно        подует в      

сторону игрушки. «Рис 3». Подскажите, что при выдохе необходимо губы        соединить в

«трубочку». Дуть нужно до тех пор, пока в легких не «^станется воздуха.

            Погружение с  головой в воду совершается с задержкой дыхания на вдохе. Объясните ребенку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки , крабы и т.д., человек под водой дышать не может. Если человек начнет дышать в воде, вода попадет в нос и в рот, придется ее выплевывать. Поэтому перед обучением погружению с головой надо научить ребенка, сделав вдох, плотно закрывать рот и задержать дыхание (на суше). Когда упражнение освоено, попросите малыша ,сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо. «Рис 4». После непродолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Придержите ручки, не давая протереть глаза. Нужно подождать , когда вода стечет с лица. Побуждайте ребенка с каждым разом более долгое время находиться под водой, считая, сколько секунд он продержался. Предложите игру «Спрячься от жучка». Когда жучок садится на голову, нужно спрятаться от него под воду.

Помните, что психологически очень важно, чтобы ребенок окунулся в воду совершенно самостоятельно!

 «Рис 5». Поиграйте в водолазов. Бросьте на дно несколько тонущих игрушек,

морских камешков. Попросите ребенка достать их.

Другой вариант игры. .Предложите погрузить глаза в воду и рассмотреть положение вашей руки в воде (ладонью вверх, вниз, боком), с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев, цвет зажатой в вашей руке игрушки . Вынырнув ребенок рассказывает о том, что он

видел.

Далее научите ребенка делать выдох в воду. «Рис. 6». Сначала предложите присев

так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, вспенить ее при выдохе. Затем погружаясь до уровня глаз сделать выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всего лица, а потом и головы. Следите, чтобы рот был прикрыт. ( Губки трубочкой), т.к. дети обычно выдыхают воздух широко открытым ртом, а это ошибка. Когда ребенок научился делать выдох, попросите его сделать 5-8 выдохов подряд, затем 10-12 и лучше по несколько раз в одном занятии.

           Теперь учим принимать горизонтальное положение и выпрямлять ноги. Предложите ребенку встать на четвереньки и, выпрямив ноги назад, остаться в опоре на руках, ноги всплывают, пятки показываются на поверхности воды. «Рис,7». Если ребенок самостоятельно не может выполнить задание, надо помочь ему: взять за нижнюю часть голеней и оттянуть назад до полного выпрямления, придержать немного в этом положении, иначе ребенок тотчас же подогнет ноги вновь. Далее предложите ему выполнить выдохи в воду в этом положении.

            Далее научите выполнять движения ногами способом кроль. «Рис. 8». Ноги попеременно двигаются вверх, вниз не касаясь дна. При правильном выполнении движений ног пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени остаются под водой. Совершать движения ногами надо спокойно (за одну сек. - одно движение ногами), ритмично , не напрягаясь. Направлять ритм движений, можно хлопая в, ладоши. Указывайте на ошибки ребенка, побуждая исправлять их. Не разрешайте ребенку слишком сильно работать ногами, делая большой размах. Держите руку у поверхности воды так, чтобы ноги ребенка ударялись

о нее.        '

 А вот теперь научите ребенка всплывать и лежать на поверхности воды. Покажите,

как всплывают и лежат на поверхности воды надувные игрушки. Расскажите, что если хорошо сделать вдох, набрать в легкие воздух, то наше тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды вытолкнет его вверх, и будет поддерживать на поверхности. Предложите ребенку сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду,

затем всплывает. «Рис.9».

Чтобы лечь на спину в воде, необходимо уметь вытягиваться в одну линию, не поднимая головы. «Рис. 10». Для этого необходимо сначала уложить малыша, поддерживая его руками снизу под голову и спину. Если ребенок сгибается, лежа на спине, попросить его

погрузить уши в воду и поднять живот вверх.        

.Теперь учимся работать ногами кролем на спине. Предложите ребенку лечь в воде на спину, а голову положить на вашу ладонь, или держаться раками о край ванны. Пусть поработает ногами вверх-вниз, не касаясь дна. «Рис. 11». Если вы увидите, что колени поднимаются из воды, поставьте руку у коленей. Дайте ему возможность повторить упражнение так, чтобы колени не касались руки.        .

Научим ребенка лежать на поверхности воды, на спине. Сделав глубокий вдох, спокойно лечь на спину на воду. «Рис. 12». Если ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх-вниз.

А теперь веселое упражнение. Попросите ребенка сделать вдох и лечь на воду, вытянув руки вдоль тела. Поверните несколько раз «бревнышко» вокруг своей оси. «Рис. 13».

Переходим к изучению техники движений рук при плавании кролем на груди. Гребок выполняется прямой рукой, а при «проносе» над поверхностью воды рука сгибается в локтевом суставе. Пусть ребенок наклонится над водой так, чтобы плечи оказались в воде, и выполнит имитационные движения одной рукой. «Рис. 14». Обратите внимание на то, чтобы при имитации «гребка» малыш выполнял движение рукой до бедра. Уделите внимание правильному входу руки в воду. Сначала в воду входит кисть, затем предплечье, локоть и только затем плечо. Рука как бы прокалывает поверхность воды впереди за головой на линии плеча. Гребок выполняется прямой рукой под животом до бедра. Сделайте по 10-20 движений каждой рукой.

Попробуем выполнить упражнение , попеременно работая руками. При плавании кролем на груди, когда одна рука выполняет гребок, другая проносится над водой. Сделайте несколько попеременных движений руками на задержанном вдохе, опустив лицо в воду. «Рис. 15».        

Следующее упражнение позволит научиться наиболее сложному элементу техники кроля на груди- правильному дыханию. Пусть ребенок встанет на колени, опустит руки вниз и выполняет выдох в воду и вдох с поворотом головы в сторону. «Рис. 16». Правильный вдох выполняется только за счет поворота головы в сторону плеча , а выдох на живот. Чтобы ребенку было легче выполнять это задание, стойте сбоку, пусть во время вдоха он смотрит на Вас. Не разрешайте ребенку отрывать щеку от поверхности воды - это ошибка. Попросите ребенка выполнить по 10 вдохов - выдохов сначала с правой, а затем с левой стороны.

Теперь научите ребенка согласовывать движения руками и дыхание. «Рис. 17». Для этого предложите ему сначала делать вдох и выдох во время движения одной рукой. (Другая рука вытянута под водой вперед ладонью вниз).

В исходном положении ребенок стоит-на коленях , обе руки вытянуты под водой вперед ладонями вниз, лицо опущено в воду (делается задержка дыхания)

С началом гребка одной рукой голова поворачивается в сторону для вдоха. Он делается в момент выхода руки (локтя) из воды. После вдоха голова поворачивается в исходное положение. Как только лицо окажется в воде, начинается постепенный, продолжительный выдох. Рука в это время проносится над водой, а затем погружается в воду в последовательности: кисть, локоть, плечо.

Пусть ребенок выполнит по 10 упражнений сначала с выдохом и вдохом под правую руку, а затем - под левую руку.

При согласовании дыхания с движением обеих рук нужно следить, чтобы полный цикл движения другой руки (гребок, пронос по воздуху, вход в воду) выполнялся во время продолжительного выдоха.

Теперь можно переходить на «большую» воду. На первых занятиях в бассейне, открытом водоеме дети обязательно используют поддерживающие средства: плавки- поплавки, нарукавники, плавательные доски, ласты и т.д. По мере уверенного выполнения упражнений, умения держаться и плавать на воде, поддерживающие средства снимаются.

Мы уверены, что выполнив все упражнения, предлагаемые в этой методичке, ваш малыш научится уверенно держаться на воде и проплывать свои первые метры. Ну а совершенствовать технику плавания можно очень долго. Пловцы тратят на это годы упорных тренировок.

ЖЕЛАЕМ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, СОЛНЦА, ВОДЫ И ВЕТРА УДАЧИ!!!


Предварительный просмотр: