Методические рекомендации для учащихся с ИН в рамках ФГОС

Иванова Людмила Геннадьевна

Китайская мудрость гласит: «Не дай Вам Бог жить во времена перемен .» Это про наше время. Наша российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков прочно вошел федеральный государственный образовательный стандарт для детей с интелектуальными нарушениями, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

 

        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                     решение педагогического совета  

                                                                                     от «___» августа 2018  г. протокол №1

                                                                                     Председатель _________ Лиманская Е.Н.

                                                       

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

                                                                                                                                                               

По коррекционному (оздоровительному) курсу ЛФК

Уровень образования (класс) – начальное общее, 2 класс

 

Количество часов: 34 занятия              

Учитель: Иванова Людмила Геннадьевна

Программа  разработана на основе:

  1.Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

2.Учебного  пособия  «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет», автор-составитель Е.Н. Подольская ,2-е издание – Волгоград: «Учитель», 2013 г., образовательное пространство ДОУ, в соответствии с ФГТ

 Пояснительная записка

         Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  3. Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.;
  4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  5. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 04.04.2003г.
  6. Методические рекомендации Министерства Образования и Науки Российской Федерации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» №534/19 от30.09.2012г.

     8.  Адаптированная основная общеобразовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

    9. Рабочая программа составлена на основе пособия «Комплексы лечебной гимнастики          для детей 5-7 лет», 2-е издание – Волгоград: «Учитель», 2013 г., образовательное пространство ДОУ, в соответствии с ФГТ.

    10. Учебный план ГКОУ школы №10 г. Белореченска.

                  Общая характеристика коррекционного (оздоровительного)  курса.

    Стратегия на всестороннее гармоническое развитие личности, в том числе  средствами ЛФК, направлены на решение комплекса таких задач как:

  • формирование у школьников представлений о собственном организме,
  • осмысление «схемы тела»,
  • о гигиенических требованиях,
  • о возможностях человека, 
  • воспитание культуры здоровья,
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств,
  • развитию психических процессов и свойств личности ,
  • обучение жизненно важным двигательным  умениям и навыкам,
  • повышение физической и умственной работоспособности,
  • подготовка к трудовой деятельности.   

С детьми разучиваются и закрепляются упражнения, занятия для формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Все упражнения выполняются в медленном ритме. Ребенок учится правильно дышать, следить за осанкой, и за тем, как напрягаются (расслабляются) те или иные группы мышц. Упражнения выполняются детьми по показу, самостоятельно или с помощью учителя.

Занятия проходят в дневное время, 1 раз в неделю, длительность занятий 30 минут. Место проведения – спортивный зал.

 Место коррекционного (оздоровительного)  курса в школьном компоненте.

  Научить  умственно-отсталого ребенка  сознательно заботиться о своем здоровье, образовывать себя как личность – это  одна из основных задач технологии  ЛФК.

Программа построена с учетом профилактики учебной нагрузки детей во время школьных занятий, соблюдена интегративная связь с  предметами   «Физическая культура» и «Мир природы и человека».

Личностные  и предметные  результаты освоения коррекционного

( оздоровительного)  курса.

Личностные  планируемые результаты:

-Адекватные представления о собственных  возможностях;

-Установка на здоровый образ жизни;

-Развитие смыслообразования  (установление связей между действиями и пользой для организма)

Предметные планируемые результаты:

-Контроль ощущений и знания положений тела (частей тела);

-Демонстрация правильной осанки, проверка правильности осанку у стены, знание видов  ходьбы;

-Понимание влияния физических упражнений на развитие и самочувствие человека;

-Знание комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета;

- Соблюдение порядка, дисциплины, гигиенических правил на занятиях.

Развитие системы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных базовых универсальных действий, определяющих становление  психо-физических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного (в индивидуальном подходе) развития личностной  и познавательной сфер ребенка.

Содержание коррекционного (оздоровительного)  курса (34занятия)

1.Профилактика нарушений и коррекция осанки(10занятий)

     В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка.

     Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.

     Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки содержит симметричные упражнения коррегирующего характера, укрепляющие мышцы туловища, дозировано вытягивающие позвоночник, вырабатывающие правильную осанку. При выполнении симметричных упражнений сказывается минимальное воздействие на деформацию позвоночника (если таковая имеется у ребенка), что значительно снижает риск их неправильного применения. Комплекс исключает упражнения, имеющие потенциально опасное воздействие на организм ребенка.

2.Упражнения для снятия напряжения и усталости. Гимнастика для глаз.(6 занятий)

 Упражнения для снятия напряжения и усталости выполняются в различных исходных положениях: «стоя»,  «сидя», «лежа на спине». Сюда же включены занятия релаксирующего характера «Загораем на солнышке», «Бабочка», «Плывем в облаках».

Гимнастика для глаз включает в себя  упражнения на расслабление глаз, вращение глаз, моргание, фиксация взгляда на правом (левом) плече, фиксация взгляда на пальцах и на горизонте (поочередно),обучение само-массажу глаз.

3.Комплекс дыхательных упражнений (6 занятий)

 Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Признаки у  детей не умеющих правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания – впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаюся и выталкивают имеющийся в них воздух.

Важная задача – научить ребенка хорошо очищать легкие, приучая к полному дыханию, чтобы грудная клетка расширялась и развивались мышцы живота. Научить как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым, дышать через нос.

4.Профилактика  простудных заболеваний. Само-массаж(4занятия).

Упражнения данного раздела направлены на развитие навыков применения дыхательных упражнений, обучению само-массажа рук, головы;   обучению точечному массажу зон бровей, крыльев носа, ушей для профилактики насморка. Точечный само-массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Насморк - одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые намного эффективнее капель и таблеток.

5.Упражнения для разных групп мышц (6 занятий)

Подбор общеразвивающих и корригирующих упражнений дает возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на определенные ослабленные мышцы. Наряду с упражнениями в исходном положении «стоя» даются упражнения  в исходном положении «лежа» для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на различные группы мышц. Упражнения способствуют развитию чувства позы тела, развивают статическую выносливость мышц, воспитывают сознательное отношение к своему телу.

6.Итоговое повторение (2занятия).

        

                            Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая

программа

1

Профилактика нарушений и коррекция осанки

10

2

Упражнения для снятия напряжения и усталости. Гимнастика для глаз.

6

3

Комплекс дыхательных упражнений

6

4

Профилактика  простудных заболеваний. Само-массаж.

4

5

Упражнения для разных групп мышц

6

6

Итоговое повторение

2

ИТОГО: 34

 Материально-техническое обеспечение коррекционного

(оздоровительного)  курса:

Учебно-методическая литература:

  1. Е. И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2013г.
  2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Москва, «Просвещение», 2005 г.
  3. О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ», Воронеж ,«Метода», 2013 г.
  4. М.А. Якубович, О.В. Преснова «Коррекция двигательных и речевых нарушений», Москва ,«Владос», 2006 г.
  5. О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» - Практическое пособие, Воронеж, «Учитель», 2005 г.
  6. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок», Воронеж, «Учитель», 2007 г.
  7. Интернет ресурсы.

Оборудование:

  • индивидуальные коврики,
  • мешочки с песком,
  • следы из картона,
  • музыкальный носитель .

                                                                             

       

СОГЛАСОВАНО                                                                                          СОГЛАСОВАНО

протокол заседания МО               зам. директора по УВР

специалистов коррекционного сопровождения №1                ______________  Абгарьян Е.А.

от «___» августа 2018 г.               «____» августа 2018 г.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося

(1-4 классы).

Личностные достижения, показатели

Год обучения (класс)

1

2

3

4

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

(российский народ и

историю России):

Знает название родного города, области, страны,

столицы

Знает символику города, страны

Понимает значение слов, характеризующие

гражданскую направленность: трудолюбие,

справедливость, смелость, честность

Динамика

2

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов:

Умеет выслушать иное мнение

Динамика

3

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении:

Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес

дома и школы, каким маршрутом добраться)

Ориентируется в классе, школе (знает, где классный

кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание

уроков и т.д.)

Динамика


  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи),

сформулировать просьбу о своих потребностях

Знает и соблюдает нормы и правила поведения в

общественных местах

Динамика

  1. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе («заправить

кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»)

Выполняет насущно необходимые действия (бытовые

навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.)

Динамика

  1. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы

          Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми

Динамика

  1. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту

ценностей и социальных ролей:

Проявляет любознательность, наблюдательность,

заинтересованность, умеет задавать вопросы, участвует в проектной деятельности

Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с

возрастом и социальным статусом собеседника

Умеет корректно привлечь к себе внимание

Умеет отстраниться от нежелательного контакта

Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство,


благодарность, сочувствие, просьбу

Динамика

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов

учебной деятельности:

Участвует в процессе обучения в соответствии со

своими возможностями

Сформирована мотивация к обучению

Знает и выполняет правила учебного поведения

Динамика

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:
  2. Умеет работать в группе сверстников: принимает и

оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое

Адекватно оценивает свою работу и работу других

Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь,

адекватно общается и реагирует на замечания

Динамика

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:      Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»:

опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения

Динамика

11    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей:

Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками

доброжелательность, отзывчивость, сопереживание

Динамика


  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

Соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни Участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях,

занимается творчеством

Бережно относится к результатам своего и чужого труда,

школьному и личному имуществу

Знает и соблюдает правила дорожного движения и

пожарной безопасности, личной безопасности

Динамика

  1. Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду Морально-волевая готовность: адекватная самооценка Физическая готовность: отсутствие вредных привычек,

готовность развивать физические качества

Динамика

Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.

Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год (первое полугодие, конец учебного года).

Шкала оценки: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции.

2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия.




Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

 

        УТВЕРЖДЕНО

                                                                     решение педагогического   совета  

                                                                     от «___» августа 20__  г.   протокол №_

                                                                     Председатель _________ Лиманская Е.Н.

                                                       

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

                                                                                                                                                       

По коррекционному курсу «Развитие и коррекция двигательных возможностей»

                                                                               

                                                                               Уровень образования (класс)

                                                                         – начальное общее, 1 класс

  Количество часов: 33 занятия              

Учитель: Иванова Людмила Геннадьевна

Белореченск , 2020г.

Программа  разработана на основе:

 1.Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

2. Учебного пособия «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», рекомендованного Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям,

автор А.В. Семенович, М.:  ACADEMA, 2002.

Пояснительная записка

Актуальность. Коррекционный курс «Развитие и коррекция двигательных

возможностей»  разработан с целью воздействия на сенсомоторный уровень ребенка с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)  и активизации развития высших психических функций.

Программа вышеназванного курса составлена в соответствии и на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.ФГОС О у/о;

4.Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.;

 5. Методические рекомендации по вопросам внедрения  ФГОС ОВЗ от 11.03.2016г. ВК-452/07  

 6.Сан Пин 2015 в действии с 01.09.2016

 7.Адаптированная основная общеобразовательная  про

 8.Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 9. Учебное пособие «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», рекомендованного Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям, автор А.В. Семенович, М.:

ACADEMA, 2002.

    10.Учебный план ГКОУ школы №10 г. Белореченска.

Теоретико-методологическую основу программы составили труды, положения, концепции, теории   А. Р. Лурия: представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего  в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза» А.В.Семеновича, Б.А.Архипова. 

Общая характеристика коррекционного курса

«Развитие и коррекция двигательных возможностей».

Направление, в рамках которого разработана программа «Развитие и коррекция двигательных возможностей» исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ.  В  начале коррекционного процесса отдается  предпочтение именно базальным  двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.  Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.  Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Движение — уникальная функция, предоставляющая широкие возможности для стимуляции психической активности; информация о внешнем мире, получаемая во время движения в сочетании с ощущениями от перемещения собственного тела, позволяет быстро поднять уровень активности головного мозга, восстановить работоспособность.

Двигательные упражнения выполняются детьми по показу, самостоятельно или с помощью учителя. Все упражнения выполняются в спокойном ритме. Ребенок учится правильно дышать, следить за состоянием и тонусом своего тела, и за тем, как напрягаются (расслабляются) те или иные группы мышц.

При выполнении симметричных упражнений сказывается минимальное воздействие на деформацию позвоночника (если таковая имеется у ребенка), что значительно снижает риск их неправильного применения. Комплекс исключает упражнения, имеющие потенциально опасное воздействие на организм ребенка.

В занятия включены упражнения на релаксацию. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце  с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле  релаксация, самонаблюдение, воспоминание  событий и ощущений  является частью единого психофизического  процесса. 

Занятия проходят в дневное время, 1 раз в неделю, длительность занятий 30 минут (согласно учебного плана  школы).

Место проведения – спортивный зал.

Место коррекционного   курса  «Развитие и коррекция двигательных возможностей» в школьном компоненте

          Учить ребенка с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)  понимать свое тело, сознательно заботиться о своем здоровье, образовывать себя как личность – одна из основных задач коррекционной технологии.

Каждое из упражнений курса  направлено на определенную коррекционную (абилитационную) мишень. Только в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, не только достигая своей собственной цели, но повышая и стабилизируя общий энергетический потенциал ребенка; обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар; представление о собственном теле и владение им; развивают:

-концентрацию и распределение  внимания,

-последовательность выполнения движений;

-способствуют успокоению и уравновешиванию эмоционального состояния ребенка;

-повышают его работоспособность.  

В ходе курса соблюдается  интегративная связь с  предметами   «Физическая культура»,  «Мир природы и человека» и коррекционными курсами «Логопедическая коррекция», «Развитие психомоторики  и сенсорных процессов», «Ритмика».      

Содержание коррекционного   курса «Развитие и коррекция двигательных возможностей»  (33 занятия).

1. Дыхательные упражнения. Релаксация (3 занятия).

В начале курса большое внимание  уделяется выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции.     Ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и ,наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками учителя) для контроля за полнотой дыхательных движений.

  В комплекс включены  следующие упражнения:

- «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания).

- «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

-  Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет.

2.Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Релаксация (5 занятий)

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.

В ходе занятий специалист должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

После выполнения каждого упражнения проводится совместное обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «Мое тело может быть...».

  В комплекс  включены  следующие упражнения:

-Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Учитель: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки»; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит на солнышко, тянется к нему.

- «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

-«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них мешочки с песком.

- «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

- «Потянулись — сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Учитель: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

3.Растяжки. Релаксация (5 занятий).

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

 Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда специалист, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку;  они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.  Упражнения делаются в различных исходных положениях.

В комплекс включены  следующие упражнения:

- «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

- «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки аналогично предыдущим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем то же выполняется по другой диагонали.

-«Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. С вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх.

- Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигаются различные животные, издавая характерные для них звуки (змея, крокодил, собака, ящерица, пантера и т.д.).

-«Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. (Вначале учитель должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

4.  Самомассаж. Релаксация (4 занятия).

Обучение ребенка самомассажу  проводится  в несколько этапов. Сначала учитель  массирует его  сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Ребенку предлагается  описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т. п.

Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения. Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения.  В блоке  использованы  примеры тех «волшебных точек» (по проф. А.А.Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику.

В комплекс включены  следующие упражнения:

-«Волшебные точки».

- «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

- «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).

-«Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

-Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Релаксация  (5 занятий)

Шея, плечи.  Глаза. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным  на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и, наконец, 3) около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленно в темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

Упражнение «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело) и фиксируя взгляд на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

Речевой аппарат. Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений : открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и  обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) «трубочкой»; чередование положений губ: в улыбке — «трубочкой» — спокойное; разнообразные движения (вперед-назад, вправо-влево, круговые) нижней челюстью и сложенными в «трубочку» губами; язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения языком — «жало  змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений; движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья и цоканья.

          Упражнения в этом блоке  (каждое выполняется 3 — 6 раз) помогают  бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяют  репертуар соответствующих  кинетических возможностей.. Упражнения помимо снятия напряжения с плеч и шеи способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости.

Руки. Упражнения начинаются с разминки и расслабление рук.  Учащимся предлагается встряхнуть руки, как будто они пытаются стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто они  замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.

Ноги. Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым  мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры», или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного левую ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки Я ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

Упражнение  «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем максимально согнуть в коленях.

6. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. Релаксация (5 занятий)

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.  При формировании двигательного навыка видоизменяется координация движений, в том числе учет инерционных характеристик двигающихся частей тела, также меняется форма управления движениями (от спонтанной  к произвольной).

 В комплекс   включены перекрестные движения. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом , который перемещает учитель, или когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции. Упражнения выполняются в различных положениях: лежа на спине, сидя, стоя на четвереньках, стоя.

В комплекс включены  следующие упражнения:

- Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена, одноименного колена, затем снова противоположного колена.

- Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:  глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

-Ползание ( на четвереньках) вперед, назад, вправо и влево (на локтях: на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале располагаются параллельно друг другу7, затем — перекрещиваются, т.е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

- «Цыганочка». И. п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и. п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки.

-«Качели». Ребенок изображает языком движение качелей: поднимает язык вверх, опускает его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.

- «Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя). Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку  и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это задание необходимо дополнить любыми выразительными движениями рук, ног, всего тела.

7. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Релаксация(4 занятия).

Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»

В комплекс включены  следующие упражнения:

-«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока учитель не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри —отомри» и др.

-«Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

-«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок учителя им надо присесть на корточки на два — сделать «ласточку), на три — встать с поднятыми вверх  -прямыми руками .

-«Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из условных сигналов, первый ребенок поднимает вверх (влево, вправо) правую руку, услышав второй сигнал, руку поднимает стоящий за ним и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке (это оговаривается заранее) поднимать левую руку.

8.Итоговое повторение изученных упражнений (2 занятия).

 Таблица тематического распределения занятий:

№ п/п

Разделы и темы

Количество занятий

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Дыхательные упражнения. Релаксация.

3

2

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Релаксация.

5

3

Растяжки. Релаксация.

5

4

Самомассаж. Релаксация.

4

5

Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Релаксация.

5

6

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных  (одновременных и реципрокных) взаимодействий. Релаксация.

5

7

Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Релаксация.

4

8

Итоговое повторение изученных упражнений.

2

Итого: 33

 Личностные  и предметные  результаты освоения коррекционного

 курса «Развитие и коррекция двигательных возможностей».

Личностные  планируемые результаты:

-адекватные представления о собственных  возможностях;

-положительное отношение к окружающей действительности;

-умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

-умение использовать принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-умение слушать и понимать инструкцию к заданию;

Предметные планируемые результаты:

-умение ориентироваться в пространстве спортивного зала, во времени (занятия и перемены);

-организовывать свое рабочее место, работать с развивающим и спортивным инвентарем;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения на занятии;

-умение контролировать ощущения положений тела (частей тела);

-понимание влияния физических упражнений на развитие и самочувствие человека.

Развитие системы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных базовых универсальных действий, определяющих становление  психо-физических способностей личности ребенка, осуществляется в рамках нормативно-возрастного и индивидуального  подхода.

 Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Развитие и коррекция двигательных возможностей»

1.Оборудование:

  • индивидуальные коврики,
  • мешочки с песком,
  • сенсорная тропа,
  • музыкальный носитель.

                                         

2.Список использованной литературы

1. А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», учебное пособие, рекомендованное Советом УМО университетов РФ для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям,  М.: ACADEMA, 2002 .

2. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», учебное пособие, М.: Генезис, 2007.

3. Семенович А.В., Воробьева Е.А «Комплексная методика психомоторной коррекции», М.: МГПУ Факультет коррекционной педагогики Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа,1998.

 4.М.А. Якубович, О.В. Преснова «Коррекция двигательных и речевых нарушений», М.: Владос, 2006.

5. Н.Г. Метельская, 100 физминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр., М.: ТЦ Сфера, 2014.

6. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезеологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок, авт.-сост. Е.И.Подольская, Волгоград: Учитель, 2009.

7.  «Здорвячок. Система оздоровления дошкольников», практическое пособие,  авт.-сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж: ЧП  Лакоцепин  С.С., 2007.

8. Интернет - ресурсы

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По коррекционному курсу «Развитие и коррекция двигательных возможностей»

Класс: 1

Учитель: Иванова Людмила Геннадьевна

Количество занятий: 33 в неделю: 1 занятие  

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Ивановой Л.Г., утвержденной протоколом педагогического совета №  от  __.__.20___ г.