Страничка для 6-х классов
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же называются и произведения, выполненные в этом жанре.
И.Шишкин
![shishkin2.jpg 10011](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/shishkin2.jpg)
"Озеро в горах Щвейцарии" А.Саврасов
![a.savrasov_ozero.jpg 10009](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/a.savrasov_ozero.jpg)
"Лесные дали" И.Шишкин
![shishkin_lesnye_dali.jpg 9832](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/shishkin_lesnye_dali.jpg)
Изображение пространства
Открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникла как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в жизни.
Перспектива – учение о способах передачи глубины трехмерного пространства на плоскости изображения.
Основные понятия:
- линейная перспектива
- точка зрения
- линия горизонта
- точка схода
- воздушная перспектива
Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство, и оно получило в картине определенную протяженность, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далеких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Тогда же были разработаны правила деления пространства на планы: ближний план – теплый и контрастный; средний – самый разработанный с мягкими тонами; дальний – светлый, обобщенный, там все сливается в общей воздушной дымке. Способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.
Работа над пейзажем на пленэре отличается от рисунка в аудитории. Одна из сложностей состоит в том, что в поле зрения рисующего попадает ряд отвлекающих деталей изображения.
Необходимо выбрать главные объекты. Можно изготовить из картона рамочку-видоискатель с пропорциями листа будущего пейзажа. Она поможет «кадрировать» натуру.
![plener.png 10222](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/plener.png)
В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в 16-17 вв.
Станковая живопись - (буквально) живопись, созданная на станке (мольберте).
Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Впервые пейзажная живопись появилась очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том, чтобы вызвать размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник.
Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и ее силам. Природные формы являлись духовными символами.
Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщенный образ. Часто он пользовался всего лишь черной тушью, используя технику мягких размывов.
Го Си. Горы осенью после дождя. 11 в.
![go_si1.jpg 10242](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/go_si1.jpg)
Го Си. Осенний туман. 11 в.
![go_si_3.jpg 10243](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/go_si_3.jpg)
Го Си. Возвышенный отшельник. 11 в.
![go_si_2.jpg 10245](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/go_si_2.jpg)
Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира.
Европейский художник, обратившись к созданию картины-пейзажа, тоже сначала писал вовсе не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира.
Тобиас В. Пейзаж. 17в.
![tobias_v_17v.jpg 10274](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/tobias_v_17v.jpg)
Тобиас В. Пейзаж. 17в.
![v.tobias_17v.jpg 10405](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/v.tobias_17v_1.jpg)
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет» .
1. Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
2. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?
3. Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?
4. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
5. В чем состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства?
6. Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры.
7. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры.
8. О чем может нам рассказать портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да еще из далекого от нас времени?
9. Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения?
10. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились.
![img_5654.jpg 11287](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/img_5654_0.jpg)
![img_5498.jpg 11055](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/img_5498.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/22/img_5386.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/22/img_5388.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/22/img_5653.jpg)