Лица Великой Победы

Романова Марина Олеговна

Страница создана в честь нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича, жителя  г. Ярцева Смоленской области к  77-й годовщине   освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Это вклад к году празднования  Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Чтобы «Знали, помнили и помнили, чтобы гордиться».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Школа-гимназия» Проект по теме : « Лица Великой Победы» Выполнили : Глебов Данила, Кондратенкова Ксения ученики 4 В класса Руководитель проекта: Романова Марина Олеговна, учитель начальных классов

Слайд 2

Цель проекта : Сохранить и передать будущим поколениям память о нашем земляке - участнике войны Кабанове Леониде Ивановиче, жителе г. Ярцева Смоленской области.

Слайд 3

Задачи проектной деятельности: 1.Познакомиться с биографией нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича. 2.Рассмотреть его фотоархив и сделать новые фотографии. 3. Снять видеоролик встречи с ним. 4. Собрать и обобщить воспоминания нашего героя о Великой Отечественной войне .

Слайд 4

Задачи проектной деятельности: 5.Создать страницу в соц.сетях «Лица Победы » и разместить полученную информацию. 6. Создать баннер в честь нашего земляка.

Слайд 5

Продукт проектной деятельности : баннер в честь нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича, жителя г. Ярцева Смоленской области. .

Слайд 6

Баннер ( англ . banner «транспарант ») графическое изображение рекламного характера, аналогичное рекламному модулю в прессе. Может быть как статичным изображением или даже текстом, так и содержать анимированные элементы (вплоть до видео и интерактивных объектов)

Слайд 17

Леониду Ивановичу Кабанову посвящается... # Школа -гимназия #Ярцево https :// www.youtube.com/watch?v=zBhLmZzULBQ

Слайд 27

Критерии оценивания результатов проекта Актуальность выбора темы проекта. Количественный охват школьников, родителей, педагогов различными видами творческой деятельности в проекте. Вовлеченность учащихся в различные виды деятельности в рамках реализации проекта, участие родителей обучающихся. Самостоятельность выполнения обучающимися эскизов продукта проекта, поздравительных открыток и поделок для ветерана. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке продукта проекта.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области

Проект по теме:

            «Лица Победы»

Тип проекта: социальный

Учебный предмет:  окружающий мир

Выполнили: Глебов Данила,

Кондратенкова Ксения

ученики 4 В класса

Руководитель проекта:

Романова  Марина Олеговна,

 учитель начальных классов

 2020 г.

Содержание

I. Паспорт проекта  ..………………………………………………………… …3

II. Описание процесса выполнения  …………..………………………………..4

     III. Выводы и самоанализ работы над проектом ………………………...…….7

IV. Список источников информации ……………………………………...........9

V. Приложения………………………………………………………………….10

                                       

 I. Паспорт проектной работы

Тема проекта

«Лица   Победы»

Руководитель проекта

Романова  Марина  Олеговна

Образовательная область

Окружающий мир

Автор

Глебов Данила и Кондратенкова Ксения

Тип проекта

Социальный

Заказчик проекта

Учитель, учащиеся 4 В класса

Целевая аудитория

Кабанов Леонид Иванович, жители города Ярцева Смоленской  области

Цель проекта

Сохранить и передать будущим поколениям память  о  нашем земляке - участнике войны Кабанове Леониде Ивановиче, жителе  г. Ярцева Смоленской области.

Задачи проекта

1.Познакомиться с биографией  нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича.

2.Рассмотреть его фотоархивы и сделать новые фотографии.

3.Снять видеоролик встречи с ним.

4.Собрать и обобщить воспоминания Леонида Ивановича о Великой Отечественной войне.

5. Разместить полученную информацию в соц.сетях.

6.Создать и установить баннер на фасаде дома ветерана.

7. Сделать выводы о  проведённой работе.

8. Оформить проектную работу.

9. Выполнить презентацию своей  работы.

Предполагаемые продукты проекта

Баннер в честь нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича к 77-й годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный(см.прил.2)

- постановка проблемы, определение темы и цели, формулирование задач, поиск и изучение информации по теме проекта.

- составление пошагового плана проекта.
- выбор оптимальных способов реализации проекта.

2. Практический:

- создание  баннера в честь  нашего земляка.

- торжественное открытие баннера.

-размещение информации о ветеране  в соц.сетях.

- презентация выполненной работы.

 3. Рефлексивный: 

-анализ и самооценка результатов выполнения.

Учреждение, на базе которого выполнялся проект

МБОУ «Школа-гимназия»

                             

                              II.   Описание процесса выполнения

   

    Мы дети 21 века хорошо разбираемся в смартфонах, умеем пользоваться гаджетами, свободно «блуждаем в сетях интернета», виртуально сражаемся  с невидимыми врагами в «Танчиках» и других подобных «быстрых онлайн-играх», получаем лутбоксы (награды) за  победу. А вот рассказать о  героях, которые

по-настоящему воевали и видели танки «вживую», может далеко не каждый из нас. И совсем ничего не знаем о своих земляках, чье детство «опалила война ».

   Выйдут они на улицу в памятный день  с орденами, медалями, с воспоминаниями об ужасах той страшной войны, а нам не известны  ни имена их, ни фамилии….

Как нам, ради тех за кого они воевали, смотреть им в глаза? Поэтому проблема! 

   Значит, надо найти их, разыскать, расспросить, попросить вспомнить свое военное прошлое.

   Сейчас это убеленные сединами пожилые люди. К сожалению, их с каждым годом остается все меньше. И пока они живут рядом с нами, мы как можно больше должны узнать от них самих о тех далеких трудных военных временах.

    Вот поэтому наша работа актуальна.

    Мы провели анкету среди учащихся класса, родителей, преподавателей, расспросили родных и  близких, соседей  и выяснили, что совсем рядом с нами живет один из последних живых свидетелей Великой Отечественной войны- Кабанов Леонид Иванович.

 Это замечательный человек  достоин того, чтобы о нём знали и ценили его при жизни не только в нашем  любимом городе, но  и за его пределами.  

 Вместе с нашим классным руководителем  мы решили воспользоваться современными технологиями и средствами интернета и ко Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков  создать баннер в его честь  и рассказать о Леониде Ивановиче  в социальных сетях интернета.

     Так родился наш проект «Лица  Победы». 

     Цель проекта: сохранить и передать будущим поколениям память  о  нашем земляке, участнике Великой Отечественной войны Кабанове Леониде Ивановиче.

     Задачи проектной деятельности:

1.Познакомиться с биографией  нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича.

2.Рассмотреть его фотоархивы и сделать новые фотографии.

3.Снять видеоролик встречи с ним.

4.Собрать и обобщить воспоминания Леонида Ивановича о Вов.

5. Разместить полученную информацию в социальных сетях.

6.Создать и установить баннер на фасаде дома ветерана.

7. Сделать выводы о  проделанной  работе.

8. Оформить проектную работу.

9. Выполнить презентацию своей  работы.

     Продукт проектной деятельности: баннер в честь нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича, жителя  г. Ярцева Смоленской области к  77-й годовщине   освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

     Социальная значимость проекта заключается в привлечении молодого поколения к проблемам патриотизма и гражданственности в современном мире в рамках современных  технологий и средств интернета.

     Новизна проекта: создание баннера  в соответствии с собственным  замыслом.

      Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

- временные: 4 месяца;

- информационные: личные воспоминания Леонида Ивановича о Великой   Отечественной войне, интернет-ресурсы, литературные источники по теме;

- материально-технические: компьютер, фотоаппарат, видеокамера; помощь спонсоров;

- интеллектуальные: консультирование классного руководителя,  школьного библиотекаря.

Краткое описание хода выполнения проекта:

1этап. Подготовительный.

                                          Социальный  опрос

        Мы провели социальный опрос среди учащихся нашего класса по теме «Великая Отечественная война XX века» (см.прил.1) 

          В результате   получили подтверждение актуальности обозначенной нами проблемы: одноклассники практически ничего не знают о  наших земляках -  участниках войны.

                                              Поиск информации.

     Пока ветераны живут рядом с нами, мы как можно больше должны узнать от них самих о тех далеких трудных военных временах. Поэтому, необходимо постараться найти этих людей, встретиться, пообщаться с ними, узнать об их нелегкой судьбе.

    Мы стали искать информацию среди своих знакомых, родных и близких о тех людях, чье детство выпало на суровые военные годы.

                   Выбор темы и оптимальных форм  проекта

     В ходе поисковой работы мы узнали, что совсем рядом с нами живет один из последних живых свидетелей Великой Отечественной войны Кабанов Леонид Иванович. Мы посчитали необходимым рассказать о нём не только жителям города Ярцева, но и за его пределами и в его честь создать баннер к  77-й годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, а  полученную информацию разместить на страницах социальных сетей интернета.

     Таким образом, мы определили основное направление нашей деятельности и тему проекта, поставили  цель и сформулировали задачи нашего проекта.

                               Выбор способов реализации проекта

     Сначала у нас было несколько вариантов реализации нашего проекта.

Мы обсудили разные предложения и выбрали наиболее интересные и актуальные из них. 

      Было решено в день освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков  устроить для Леонида Ивановича настоящий праздник с торжественным открытием в его честь баннера на фасаде дома, где он проживает, с поздравительными речами приглашенных гостей и всех желающих жителей города. Также запланировали организовать для него одного парад, в котором примут участие юнармейцы  нашей школы-гимназии.  А ещё мы обязательно подарим ему рисунки, поделки, открытки и письма от одноклассников со словами благодарности и пожеланиями здоровья. 

       Традиционно под баннером понимается (англ. banner «транспарант») — графическое изображение рекламного характера, аналогичное рекламному модулю в прессе. Может быть как статичным изображением или даже текстом, так и содержать анимированные элементы (вплоть до видео и интерактивных объектов). Как правило, содержит гиперссылку на сайт рекламодателя или страницу с дополнительной информацией.

                                          Планирование деятельности

      Чтобы деятельность по выполнению проекта была успешной, мы составили план работы над проектом: определили содержание мероприятий, обозначили  сроки  выполнения проекта и ожидаемые результаты, а также распределили обязанности. (см.прил.2)

2 этап. Практический.

      Реализация проекта началась с интервью Леонида Ивановича и  видеозаписи нашей встречи с ним у него дома, просмотра его фотоархива и документов, благодарственных писем и приказов.

      Совместно с учителем была разработана анкета.(см.прил.3)

Затем был проведён анализ собранной информации и выделены материалы, которые необходимы для проекта. (см.прил.4)

      В процессе работы над  проектом  решали  следующие  вопросы:

1)Получение  разрешения на размещение баннера на фасаде жилого дома.

2)Поиск средств   реализации проекта.

3)Оформление  и изготовление самого баннера.

4)Организация установки  баннера на стене дома.

5)Торжественное  поздравление Леонида Ивановича с  77-й годовщиной освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

     Так как по нашему замыслу  баннер должен быть расположен на стене  жилого дома, в котором проживает наш герой, то необходимо было  на это  получить согласие  управляющей  компании. Здесь  на помощь  пришли  взрослые, наши родители. В итоге  наш проект  был одобрен  единогласно на общем   собрании  жильцов данного дома.

     Оформление  баннера  придумывали совместно: учитель, мы и наши родители. Среди многочисленных  замечательных вариантов  выбрали самый лучший. (см.прил.5)

     6 октября баннер появился на доме ветерана. (см.прил.6)

    Со средствами «на  благое дело»  и с установкой  баннера также помогли  нам  взрослые. Мир не без добрых людей!

  К торжественному мероприятию мы в классе организовали фото - выставку «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться!», на которой  представили  личные фотографии нашего героя, провели  акцию «Письмо Победы», конкурс поздравительных открыток-аппликаций и поделок «Открытка Победы».

   В памятный день  лучшие работы от наших одноклассников были переданы Леониду Ивановичу. (см.прил.7)

  С ним вместе мы посмотрели  видеоролик с выступлением ребят  на тему « Мы помним, мы гордимсяhttps://www.youtube.com/watch?v=zBhLmZzULBQ

А Кондратенкова Ксения прочитала о нем стихотворение собственного сочинения.(см.прил.10)

   Мы создали  презентацию к нашему проекту  и  подготовились к стендовой защите на муниципальной научно-практической конференции школьников «Старт в науку» (подготовили стендовый доклад, оформили стенд и текст выступления) 

    Весь собранный за время работы над проектом материал разместили в социальных сетях интернета:

https://nsportal.ru/user/798231/page/litsa-velikoy-pobedy

https://vk.com/@sten_gimnazia-dom-veterana

https://instagram.com/pobeda___yartsevo?igshid=1v8g0v2jfhvir

      Плюсы в  доступности информации. Созданным  архивом памяти  может воспользоваться каждый и посмотреть историю  судьбы  нашего замечательного земляка Кабанова Леонида Ивановича.

3 этап. Рефлексивный. 

   В конечном результате  мы проанализировали работу над проектом: что получилось, что не совсем удалось, были сделаны выводы.

III.   Выводы и самоанализ работы над проектом

  Для того чтобы оценить работу в целом мы пользовались определенными критериями.(см.прил.8)

     Мы выполнили наш проект и решили  все поставленные задачи:

1. Познакомились с биографией  нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича.

2. Рассмотрели его фотоархив и сделали новые фотографии. (см.прил.4)

3. Сняли  видеоролик встречи с ним.

4. Собрали  и обобщили воспоминания нашего героя о Великой Отечественной войне.

5. Разместить полученную информацию в социальных сетях.

6.Создали  баннер в честь  нашего земляка. 

7. Сделали выводы о  проведённой работе.

8. Оформили проектную работу.

9. Выполнили  презентацию своей  работы

 В ходе работы над  проектом  мы учились:

1. Искать необходимую информацию и обрабатывать её, используя современные информационно - коммуникационных технологии.

2. Анализировать, выделять главное.

3. Оформлять проект.

4. Работать вместе, распределять обязанности.

5.Приобрели опыт в создании баннеров и страниц в соц.сетях интернета, что несомненно пригодится нам в жизни.

       В ходе реализации проекта мы получили представление о тех людях, которые  росли  в грозные годы 1941-1945, узнали имена героев, участвовавших в обороне и освобождении города Ярцева в 1941-43 годах.(см.прил.9) Очень жаль, что многих уже нет в живых, и нам удалось лично пообщаться только с одним нашим земляком  Кабановым Леонидом Ивановичем. Слишком трудными дорогами ему пришлось пройти по жизни! Слишком много пришлось вынести и испытать в годы войны и послевоенное время! Спасибо ему огромное и низкий поклон до земли!

   В процессе работы над проектом у нас возникали  трудности:

     1)К сожалению, в  связи с новой бедой человечества – коронавирусом, осенней непогодой и некоторыми организационными вопросами по установке баннера, окончательную дату реализации проекта пришлось перенести

на 6 октября.

     2)Также не удалось по тем же причинам открыть баннер торжественно с поздравительными речами приглашенных гостей и всех желающих жителей города.

    3) Мы придумали сценку для нашей защиты и презентацию,

 но  из-за пандемии не удалось представить  наш проект публично на муниципальной научно-практической конференции школьников «Старт в науку».

           Оценка эффективности и результативности проекта.

      Проект можно считать успешно реализованным, так как работа завершена с небольшим отклонением от  срока ( в связи с коронавирусом), в соответствии с планом работы  получили  продукт - баннер в честь нашего земляка Кабанова Леонида Ивановича, что  соответствует нашей цели и замыслу.

     Теперь в нашем городе появился «Дом ветерана». Так уважительно и с гордостью стали называть жильцы  свой знаменитый дом.

    А ещё одному из участников проекта Глебову Дане Леонид Иванович подарил  наручные  часы.(см. прил.11)  Теперь у этих часов будет своя история, которая в  семье Данилы будет  передаваться  из поколения в поколение, чтобы потомки  знали, помнили и гордились одним  нашим земляком  Кабановым Леонидом Ивановичем. Слишком трудными дорогами ему пришлось пройти по жизни! Слишком много пришлось вынести и испытать в годы войны и послевоенное время! Спасибо ему огромное и низкий поклон до земли!

   Это  важное событие для  жителей города Ярцева освещено в статье виртуальной газеты школы-гимназии с одноименным названием  https://vk.com/@sten_gimnazia-dom-veterana        и уже получило много самых положительных откликов и слов благодарности.(см.прил.12)

     Это наш вклад к году празднования  Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

                     

                    Планируемые   мероприятия в рамках проекта.

      В канун Дня Победы планируем  участие  в общешкольных мероприятиях патриотической направленности - уроках мужества, Вахтах Памяти, месячнике героико-патриотического воспитания и в конкурсах проектов на разных уровнях.

                              IV. Список источников информации

  1. Личные воспоминания нашего героя о Великой Отечественной войне.
  2. Фотографии из личного альбома Кабанова Леонида Ивановича.
  3. Руденко В.Н., Новоселов Н.Л.   Ярцево,1941 год.83 дня забытого подвига. Смоленск: Смол. гор.,2018.
  4.  Потапенков Н.А.  Достоин славы город на Вопи. Смоленск: Смол. гор. тип., 2010. – 182 с.: фотоил., карта.
  5. Кассиль Л.А.    Рассказы о войне. Москва: Оникс-Лит, 2015. – 157ст.
  6. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т.  А. Шорыгина, М, 2009г.
  7. Военно-патриотическая хрестоматия для детей : [6+] / [сост. А. Рахманова]. — 2-е издание. — Москва : АСТ, 2015. — 479, [1] с. ; 22 см.

         Ресурсы интернета:

  • Наши земляки – герои Советского союза. Москва, 1984.

Битва за Смоленск, 1941 год -    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/396/65396297_1287263467_o kop.jpg 

             

                 V.  Приложения

                                                       

                                                                                                           

                                                                                                          Приложение 1

                Социальный опрос среди учащихся нашего класса по теме:

                             «Великая Отечественная война XX века»

      Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • проанализировать информационное поле в данном классе;

Вопросы анкеты:

1.Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

Более половины опрошенных, а это 73% из 100% точно указали дату начала и 88% дату окончания Великой Отечественной Войны 1941-1945.

 12% засомневались по поводу числа и месяца, но год указали.

2.Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь?

 70% участников опроса назвали имена некоторых героев – среди них полководцев и военачальников, Героев Советского Союза – Рокоссовского К.К., Жукова  Г.К., Василевского А.М.

3.Есть ли среди ваших родственников и знакомых участники Великой Отечественной войны? (Да, нет.) 

Если есть, напишите их имя, фамилию отчество, где воевал, какие есть награды.     52 % знают имена своих родственников - участников ВОв.

4.  Каких героев–ярцевчан, знаменитых участников войны вы знаете?

Только 25% учеников назвали имена и фамилии некоторых земляков-героев. Среди них братья  Шаршановы, О.А.Лосик, Барбасов Ф.А.

5.Знаете ли вы имена наших земляков - «детей войны»?

 Никто не ответил правильно на этот вопрос.

4. Как вы считаете, нужно ли знать об этой войне людям, живущим в XXI веке. ( Да, нет.)

Если да, то почему? Ответ «да» - дали 81%, 19% - оставили вопрос без ответа.

6. Какие дела, акции вы предложили бы для того, чтобы люди в настоящее время не забывали о Великой Отечественной войне.

96% - предложили читать книги и смотреть фильмы о войне, проводить мероприятия, посвящённые ВОВ, посещать музеи, заботиться о ветеранах.

Итог: В результате проведенной анкеты выяснилось, что у детей очень низкий уровень знаний о Великой Отечественной войне. А ведь фотографии героев Великой Отечественной войны вывесили вдоль улицы Гагарина в Ярцеве Смоленской области ещё в 2018 году.

Фотоаллею из 28 снимков организовали в преддверии Дня Победы 9 мая.

Таким образом, местные жители решили почтить память героев, участвовавших в обороне и освобождении города в 1941-43 годах. А мы и не знаем своих героев. Как стыдно…..

Таким образом, мы определи  основные  направления  нашей деятельности.

                                                                                                                      Приложение 2

                                      Планирование деятельности

Содержание мероприятий и сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

1

Проведение (заочно) социального опроса среди учащихся нашего класса по теме «Великая Отечественная война XX века». Выявление проблемы и темы проекта.

Май 2020 года

ученики

учитель

Введение в проект, мотивация участников.

2

Поисковая  работа земляков - «детей войны». Определение целей и задач проекта, планирование работы, распределение обязанностей между участниками проекта, планирование готового продукта проекта

Май  2020 года

учитель

ученики родители

Нахождение земляка, чье детство выпало на годы Вов и   определение его адресных данных.

3

Разработка серии вопросов (анкеты) для интервью ветерана.

Май  2020 года

учитель

ученики

Анкета.

(см.прил.3)

4

Организация встречи с нашим земляком.

Май, сентябрь 2020 года

учитель

ученики родители

Интервью и видеозапись встречи,

сканы и скриншоты личных фото из семейного архива.

5

 Чтение книг о Великой Отечественной войне, пионерах-героях, о роли детей в приближении Великой Победы.

В течение срока работы над проектом.

учитель

ученики родители

Список книг и интернет ресурсов для детей по теме проекта.

(см. стр.9)

6

 Просмотр презентаций на темы: «Дети войны», «Пионеры-герои», «Они сражались за Родину», «Дорогами Великой Победы», «Памятники детям войны» и др. с последующим обсуждением.

Август  2020года

ученики

учитель

Копилка «Презентаций о жизни детей во время войны»

7

8

9

Участие в акции «Письмо Победы»

Сентябрь 2020 года

Конкурс поздравительных открыток-аппликаций и поделок «Открытка Победы».

Сентябрь 2020 года

Организация фото - выставки «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться!»

 Сентябрь  2020 года

Ответственная

Кондратенкова

Ксения

Ответственный

Глебов Данила

учитель

ученики

Поздравительные открытки, поделки, письма нашему земляку,

фото-выставка.

10

Оформление  продукта нашего проекта.

Сентябрь 2020 года

учитель

ученики родители

Эскиз, модель баннера

11

Организационные вопросы по приобретению, установке, размещению баннера.

Сентябрь 2020 года

родители

Баннер приобретен,  и получено разрешение на его размещение на фасаде жилого дома по адресу проживания земляка.

12

Торжественное  поздравление Леонида Ивановича с  77-й годовщиной освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

25 сентября 2020 года

учитель

ученики родители

Установка баннера, подарки и поздравления.

Парад для ветерана.

13

Создание  архива памяти ветерана.

Сентябрь-октябрь 2020 года

учитель

ученики родители

 Информация о Леониде Ивановиче  в соц. сетях интернета

14

 Оценивание своей деятельности.

Октябрь 2020

учитель

 ученики

Выводы и самоанализ.

15

 Оформление  проекта.

Октябрь2020

учитель

ученики

Письменная работа.

16

 Презентация работы.

Октябрь 2020 года

ученики

Стендовый доклад  на муницип.

научно-практической конференции школьников «Старт в науку».

17

Участие  в общешкольных мероприятиях патриотической направленности - концерте, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, уроках мужества и памяти, Вахтах Памяти, месячнике героико-патриотического воспитания и др. В течение  2020/21 уч. года

ученики

Выступление с презентацией проекта.

18

Участие  в Интернет – проектах и конкурсах.

Октябрь – май  2020/21уч.года

Сохранение

 исторической памяти  о подвигах наших дедов,  прадедов и наших земляков.

                                                                                                           

                                                                                                        Приложение 3

                            Вопросы  анкеты  для интервью ветерана

         

Сегодня мы  в гостях у нашего уважаемого земляка Кабанова Леонида Ивановича, чье детство выпало на годы Великой отечественной войны.

 Мы очень хотим послушать и записать Ваши воспоминания о страшных событиях 41-45-ых годов.

Эти записи будут размещены на страничке «Лица Великой Победы»  в соц.сетях интернета.

С  созданным  архивом памяти  может  ознакомиться  любой посетитель.

                                                 

Вопросы анкеты:

1.Ваша фамилия, имя, отчество, дата рождения.

2.Где застала Вас Великая Отечественная война и

   сколько лет Вам тогда было?

3.Как Вы узнали, что началась война?

4.Кто и когда из Ваших близких ушел на фронт?

5.Как изменилась жизнь людей с началом войны?

6.Какими были условия быта в годы войны?

7.Как питались дети и взрослые?

8.Как учились дети и учились ли вообще?

9.Как одевались и обувались в годы войны?

10.Во что играли, какие были развлечения?

11.Были ли детские сады? С кем оставались маленькие дети в то время,

     когда взрослые работали?

12.Как дети помогали взрослым, какие работы выполняли?

13.Как сложилась Ваша жизнь после войны?

14. О чём хочется рассказать молодёжи, что особенно не даёт покоя?

15. Что пожелаете нам, молодым?

Мы очень вам благодарны за данное интервью. Война не должна повториться. Мы будем помнить о военных событиях, рассказанных вами. Мы будем  знать и беречь историю своей страны.

Закончим интервью словами:

Есть у нас важное дело                                         Дети войны, вы детства не знали.                     По военным  дорогам пройти,                              Ужас тех лет от бомбежек в глазах.

Разузнать про отважных и смелых,                      В страхе вы жили. Не все выживали. Неизвестных  «детей войны» найти.                    Горечь-полынь и сейчас на губах.

                                                                                                           

                                                                                                             Приложение 4

                       Из воспоминаний  Кабанова Леонида  Ивановича

     После освобождения родного края в 1943 году пятнадцатилетний паренёк Леня вместе с такими же подростками, как и он, в течение семи месяцев разминировал окрестности города Ярцево. Было страшно, но, преодолевая страх, он шаг за шагом освобождал родную землю от немецких мин. Он делал всё от него зависящее, чтобы по Ярцевской земле можно было спокойно ходить и ездить, а селянам трудиться на полях. Он был в числе первых, кого за внимательность и храбрость похвалил командир сапёрной роты. Сотни спасённых жизней — итог его подвига во время войны.

    После войны Леонид Кабанов был призван в армию. Он с отличием окончил бронетанковое училище и служил в Черняховске. У него множество грамот от командира дивизии и командира полка за отличную учёбу и освоение танков Т-34 и Т-54. На дивизионных учениях танк под командованием Леонида Кабанова был первым во всем. После окончания учений его поздравили с заслуженной победой и вручили грамоту, подарили командирские часы и дали десять дней отпуска. 

     Командование училища надеялось, что в лице отличника боевой подготовки Леонида Кабанова они найдут хорошего наставника для новобранцев, но Леонид Иванович выбрал другой путь. Вернувшись домой в Ярцево, он женился и устроился на литейно-механический завод, где работал всю свою трудовую жизнь, длиною в 45 лет, которая, как и военная и армейская, всегда была на виду и на очень хорошем счету. Он был членом партийного бюро завода, секретарём партийной организации, членом городского комитета народного контроля, председателем народного контроля завода, внештатным инспектором народного контроля. У него всегда было очень много работы, но он справлялся со всеми возложенными на него обязанностями, как и в военном училище, на «отлично».

.

   



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Муниципальная

научно-практическая конференция

школьников «Старт в науку»

Проект по теме:

                           Книга памяти

           «Была война….Была победа…»

Тип проекта: социальный

                                                                               Выполнили: Шукалова Кристина,

                                                                                             ученица 4 В класса,

                                                                                           Шукалова Арина,

                                                                                             ученица 6 А класса

                                                                              Руководители проекта:

                                                                              Романова  Марина Олеговна,

                                                                   Ананина  Ольга Владимировна,

                                                         учителя школы-гимназии

 

2020 г.

Содержание

I. Паспорт проекта  ..………………………………………………………… …3

II. Описание процесса выполнения  …………..………………………………..4

     III. Выводы и самоанализ работы над проектом ………………………...…....13

IV. Список источников информации …………………………………….........15

V. Приложения…………………………………………………………………..16

                                         

                                     

                                       I. Паспорт проектной работы

Тема проекта

Книга памяти  «Была война…Была победа…»

Руководитель проекта

Романова  Марина  Олеговна

Ананина Ольга Владимировна

Образовательная область

Окружающий мир, обществознание

Автор

Шукалова  Кристина, Шукалова  Арина

Тип проекта

Социальный

Заказчик проекта

Учителя

Целевая аудитория

Учащиеся, родители, педагоги МБОУ «Школа-гимназия»

Аннотация

 Данная проектная работа направлена на сохранение памяти о родственниках участниках ВОВ семьи Шукаловых.  Проектным продуктом этой работы является Книга Памяти.

Цель проекта

Сохранить и передать будущим поколениям память о родственниках семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта

1.Познакомиться с биографией  родственников-ветеранов войны.

2.Рассмотреть семейные фотоархивы.

3.Собрать и обобщить полученную информацию.

4.Создать  Книгу памяти семьи.

5. Сделать выводы о  проведённой работе.

6. Оформить проектную работу.

7. Выполнить презентацию своей  работы.

Предполагаемые продукты проекта

Книга памяти  семьи «Была война…Была победа…»

в честь близких родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне к  75-й годовщине  празднования  Великой Победы.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный:

- постановка проблемы, определение темы и цели, формулирование задач, поиск и изучение информации по теме проекта.

2. Практический:

- составление пошагового плана проекта.
- выбор оптимальных способов реализации проекта.

- подготовка  необходимых материалов для изготовления  продукта проекта.

 - создание Книги памяти  нашей семьи;

- оформление работы;

- формулирование  выводов о проделанной работе.

- презентация выполненной работы.

 3. Рефлексивный: 

-анализ и самооценка результатов выполнения.

Учреждение, на базе которого выполнялся проект

МБОУ «Школа-гимназия»

                             

                                                       

                                  II.   Описание процесса выполнения

   Прошло уже много лет со дня окончания самой кровопролитной в истории нашей страны и самой протяженной  по времени Великой Отечественной войны, в которой прадеды и прабабушки ценой собственной жизни завоевывали  наше спокойное и счастливое будущее,  мир и свободу на Земле.

   Проблема в том, что их нет больше с нами, и события тех страшных дней становятся лишь страницами истории. Но память о воевавших родственниках бессмертна, она живёт в наших семейных архивах, в письмах, в наградах и фотографиях с фронта.  В этой связи, возникает  необходимость не только сохранить, но и передать эту память следующим поколениям семьи. Особенно эта  тема для нас важна и очень актуальна в год празднования 75-й годовщины    Великой Победы.

    Цель нашей работы: Сохранить и передать будущим поколениям память о родственниках семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне.

   Задачи проектной деятельности: 

1.Собрать и изучить материалы из семейных архивов о воевавших родственниках (боевой путь, награды, фотографии, выписки из личных дел), а также материалы, размещённые на электронных порталах (pamyat-naroda.ru, obd-memorial.ru, podvignaroda.ru, rkka.ru);

2. Обобщить полученную информацию;

3.Разработать  макет будущей Книги памяти;

4.Создать Книгу памяти  нашей семьи и разместить в ней обобщённые данные.

5. Сделать выводы о  проведённой работе.

6. Оформить проектную работу.

7. Выполнить презентацию своей  работы.

   Продукт проектной деятельности:

 Книга памяти семьи «Была война… Была победа…»в честь близких родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

   Назначение проекта:

- Созданная нами Книга памяти   позволит сохранить, передать и увековечить память о воевавших родственниках  для следующих поколений  нашей семьи, чтобы они знали, гордились и помнили, какой ценой было  завоевано наше светлое будущее.

- Написанная нами Книга  памяти  нашей семьи  как символ мужества и героизма воинов, символ памяти, объединяющий людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов может служить наглядным  пособием  для проведения классных часов, внеклассных мероприятий  с целью  привлечения молодого поколения к проблемам патриотизма и гражданственности в современном мире.

 

Новизна проекта: создание  Книги памяти «Была война… Была победа…» в соответствии с собственным  замыслом.

 Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

-временные: 3 месяца

-информационные: интернет - ресурсы, литературные источники по теме;

-материально-технические: компьютер, фотоаппарат; гофрокартон формата А4 – 6 шт.; белая офисная бумага формата А4 плотностью 200 г/м² - 6 шт.;

бордовая атласная лента шириной 5 см – 3м.; фотобумага глянцевая формата А4 плотностью 210 г/м² - 6 шт.; фотобумага глянцевая с тиснением формата А4 плотностью 210 г/м² - 6 шт.; клей «Момент» – 1 шт.

-интеллектуальные: консультирование классных руководителей,  школьного библиотекаря.

 

Описание процесса выполнения:

1этап. Подготовительный.

    С тех далёких времён, когда вражеские танки вторглись на территорию нашей страны, прошло уже немало лет, но память о воевавших родственниках живёт в семейных архивах благодаря сохранившимся фотографиям, письмам с фронта, рассказам бабушек и дедушек.

    Поэтому первой  задачей нашего проекта стало сбор информации о воевавших родственниках по материнской и отцовской линии, изучение их боевого пути, их подвига и боевых наград.

                  Старовойтов Василий Иванович

    Наш прапрадед по материнской линии Старовойтов Василий Иванович [см. прил.1] родился 28 февраля 1911 года в деревне Фащевка Монастырщинского района Смоленской области. До войны работал преподавателем в школе по ликвидации безграмотности, был комсомольским вожаком.

    В июле 1941 года был призван на фронт Монастырщинским РВК Смоленской области, служил минером [см.прил.2].

    Воевал сначала на территории Смоленской области (под Ельней), потом связистом в Калуге, где в 1942 году попал в фашистский плен, с которого удалось бежать. После удачного побега присоединился к своим войскам, служил артиллеристом. В ожесточенных боях под Донецком был тяжело ранен в ногу, получил контузию - и снова вражеский плен [см.прил.3].

    Но удача не отвернулась от Василия Ивановича. После побега сражался в южном направлении через Польшу. Форсировал реки Днепр, Вислу и Одер. За освобождение городов Лодзь, Колодзь, Гнезен имеет благодарность от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. И. В. Сталина. [см.прил.4]

    Никакие беды и лишения, муки голода и холода, страдания от невыносимой боли и нечеловеческого страха ни разу не вызвали мысль отступить, ведь впереди цель – освобождение родной земли и Великая Победа.

    В апреле 1945 года он, тяжелораненый и изнеможённый, вошел в Берлин в составе армии красногвардейцев 1-го Белорусского фронта, участвовал в завершающем этапе военных действий - штурме рейхстага и водружении над куполом здания Знамени Победы, что должно было поставить финальную точку в этой кровопролитной, освободительной войне [см.прил.5].

    Но, несмотря на капитуляцию Германии и прекращение боевых действий, война для Василия Ивановича всё ещё не заканчивалась, так как требовалось время для ликвидации последствий войны, уничтожения вражеских снарядов. Некоторое время числился пропавшим без вести.

   

  Война закончилась для Василия Ивановича лишь в ноябре 1945 года, когда он в звании сержанта вернулся на родную Смоленщину. В послевоенное время трудился бригадиром в колхозе.

    Мама, рассказывая нам о прапрадеде, вспоминает, как он всегда плакал, когда по телевизору шёл военный фильм, когда кто-то читал стихи на военную тему или пел военную песню. Любые упоминания о войне вызывали у него горькие воспоминания, от которых лились слёзы и комом в горле застревали слова. Он редко рассказывал о войне, и все члены семьи, видя какие тяжелые чувства навевают ему эти воспоминания, старались не спрашивать у него о событиях тех жутких дней. Лишь иногда он рассказывал своей супруге о военных действиях, делился тягостными воспоминаниями с ней.

    Героем себя никогда не считал, потому как всегда был убежден, что боролся за правое дело, защищал Отчизну во имя свободы своего народа и мирного неба над головой.

    О боевых подвигах прапрадеда мы можем судить по боевым наградам и сохранившимся архивным документам, которые берегутся в моей семье с особым трепетом.

За заслуги перед Отечеством имеет награды:

  1. Орден Отечественной войны II степени;
  2. Орден Красной Звезды;
  3. Медаль за боевые заслуги;
  4. Медаль за победу над Германией;
  5. Медаль за отвагу.

     

      Тяжелейшее осколочное ранение в ногу, полученное в боях за Родину, давало о себе знать. Умер Василий Иванович 2 марта 1989 года.

      В ходе изучения боевого и жизненного пути нашего прадеда, родилось стихотворение, которое мы посвятили нашему прадеду Старовойтову Василию Ивановичу:

В истории любой страны

Есть чёрные страницы,

Но тот далёкий сорок первый  год

Пусть никогда не повторится!

Пришла к нам страшная беда

В июньский ранний час, когда все спали.

Так началась Священная война,

В которой прадеды Отчизну защищали.

Мой прадед был в войну сапёром,

Он разминировал поля.

От взрывов вражеских снарядов

Огнём дышала русская земля.

В боях прошел он всю войну

От Монастырщины и до Берлина,

На плаху клал нещадно жизнь свою

За мир, за Родину, любимую семью!

Не позволял врагу ступить ни шагу

И ранен был в оборонительном бою,

А, оказавшись дважды в вражеском плену,

Не потерял ни смелость, ни отвагу.

В апреле сорок пятого он штурмовал рейхстаг,

Почти без сил, но c духом боевого героизма,

Чтоб в знак победы нашего народа над фашизмом                              

Водрузить на крыше ярко-красный флаг.

Война закончилась давно,

И все мы - правнуки Победы!

Но не забудем никогда,

Как за Свободу, Мир, Великую Победу

Бесстрашно свои жизни отдавали деды!

 

   Как видно из представленного материала, наш прапрадед, Старовойтов Василий Иванович, прошёл нелёгкий боевой путь от простого красноармейца до сержанта, в звании которого он вернулся с фронта. За подвиги и заслуги перед Отечеством награждён Орденами и медалями.


      Михайловы Дмитрий Никифорович и Нина Аверьяновна

     Наш прадед по отцовской линии Михайлов Дмитрий Никифорович и наша прабабушка Михайлова Нина Аверьяновна [см. прил.6] сражались с врагом в партизанском полку «Тринадцать» под командованием героя Советского Союза Сергея Владимировича Гришина, громившем врага на территории Смоленской области и Белоруссии.

     Михайлов Дмитрий Никифорович родился 21 октября 1915 года в деревне Пирогово Сонковского района Калининской области. Воевал в составе партизанского соединения «Тринадцать» с 7 июня 1942 года по 30 июля 1944 года [см. прил.7]. За это время прошел путь от рядового до командира отряда. Под его командованием бойцы нанесли врагу значительные потери в живой силе и технике:

- 37 эшелонов противника пущено под откос;

- разбито35 вражеских паровозов и 288 крытых вагонов с техникой, 134 платформы с вражеским вооружением;

- взорвано 605 рельс;

- разбито и сожжено 91 автомашины противника;

- разрушено и сожжено 12 мостов на шоссейных дорогах;

- убито 650 немецких солдат и офицеров.

На личном счету Дмитрия Никифоровича:

- пущенный под откос эшелон противника;

- 5 платформ с вражеской техникой и вооружением;

- взорвано 4 моста, 15 железнодорожных рельс;

- убито 50 гитлеровцев.

     В жестоких схватках с врагом был дважды ранен. По окончании войны жил в г. Ярцево Смоленской области. Умер 3 октября 1991 года.

          За заслуги перед Отечеством награжден:

  1. Орденом Отечественной войны I степени;
  2. Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  3. Медалью «Партизану Отечественной войны I степени»;
  4. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

    Огромные заслуги перед Отечеством имеет также и наша прабабушка, Михайлова Нина Аверьяновна (в девичестве Шарикова) [см.прил.8].

    Родилась Нина Аверьяновна 18 ноября 1920 года в деревне Ракитня (ныне Руднянский район Смоленской области). С 1939 года работала помощником бригадира книжного магазина, товароведом книжного издательства.

В начале Великой Отечественной войны была отправлена в эвакуацию в Чкаловскую область, работала пионервожатой в детском доме. С июля 1942 года была назначена старшим товароведом по книгам Смоленского областного отделения Когиза в городе Кондрове.

В декабре 1942 года окончила спецшколу и, будучи ещё совсем юной девушкой, комсомолкой, вместе со своей подругой Звездаевой Верой Андреевной была заброшена на оккупированную немецко-фашистскими войсками территорию[см.прил.9]. Была военным корреспондентом, служила в разведке. Служила также инструктором отдела пропаганды и агитации партизанского соединения «Тринадцать», где и познакомилась с прадедушкой.

Очень интересна и удивительна история жизни наших прадедушки и прабабушки, которые, познакомившись в тяжелейших боевых условиях на фронте, прошли вместе всю войну, создали семью и прожили счастливую жизнь.

Теплотой, заботой и трепетной любовью пропитаны письма с фронта, написанные прадедушкой, Дмитрием Никифоровичем, и адресованные для прабабушки, Нины Аверьяновны, в которых прадедушка сообщает о своих боевых буднях, об опасностях, подстерегающих каждый день. Но несмотря ни на какие беды и лишения, ничто не способно сломить боевой дух истинного патриота.[см. прил.10]

Эти письма хранятся в моей семье с особым трепетом и заботой.

 Как видим, Нина Аверьяновна прошла тоже нелёгкий боевой путь. Была дважды тяжело ранена. За героизм, проявленный в боях, Нина Аверьяновна была награждена:

  1. Медалью «Партизану Отечественной войны I степени»;
  2. Медалью «За отвагу»;
  3. Медалью Жукова;
  4. Орденом Отечественной войны II степени и юбилейными медалями.

         

                            Выбор темы и оптимальных форм  проекта

   Сначала у нас было несколько вариантов реализации нашего проекта.

Мы обсудили разные предложения и выбрали наиболее интересный и актуальный из них. 

                                        Планирование деятельности

    Чтобы деятельность по выполнению проекта была успешной, мы составили план работы над проектом: определили   содержание работы на каждом этапе, обозначили  сроки  выполнения проекта и ожидаемые результаты, а также распределили обязанности.

    2 этап. Практический.

  Мы решили представить наш продукт в виде книги формата А4, которую в целях наглядности можно будет разложить и установить на столе как выставочный стенд, чтобы каждый желающий мог подойти и прочитать интересующую его информацию.

  Для создания макета «Книги памяти» нам потребовались следующие материалы:

  1. Гофрокартон формата А4 – 6 шт.;
  2. Белая офисная бумага формата А4 плотностью 200 г/м² - 6 шт.;
  3. Бордовая атласная лента шириной 5 см – 3м.;
  4. Фотобумага глянцевая формата А4 плотностью 210 г/м² - 6 шт.;
  5. Фотобумага глянцевая с тиснением формата А4 плотностью 210 г/м² - 6 шт.;
  6. Клей «Момент» – 1 шт.

   Для начала требовалось создать  прочную конструкцию, которую можно будет установить на столе как стенд. Для этого нам потребовались листы гофрокартона и бордовая атласная лента, которую мы наклеивали по периметру листов гофрокартона для соединения с другими листами, а также в целях придания конструкции необходимой гибкости.

   Затем для усиления прочности мы наклеили на стянутые атласной лентой листы гофрокартона листы плотной белой офисной бумаги. У нас получился вот такой макет Книги памяти [см.прил.11].  

    В заключительной части своей работы мы разместили обобщенную информацию на страницах нашей Книги памяти «Была война…Была победа…».

     3 этап. Рефлексивный. 

   В конечном результате  мы проанализировали работу над проектом: что получилось, что не совсем удалось, были сделаны выводы.

                   III. Выводы и самоанализ работы над проектом

   Мы выполнили наш проект и решили  все поставленные задачи:

1.Собрали и изучили материалы из семейных архивов о воевавших родственниках (боевой путь, награды, фотографии, выписки из личных дел), а также материалы, размещённые на электронных порталах (pamyat-naroda.ru, obd-memorial.ru, podvignaroda.ru, rkka.ru);

2.Проанализировали и обобщили полученную информацию;

3.Разработали  макет будущей «Книги памяти»;

4.Создали  Книгу памяти  нашей семьи «Была война…Была победа…» и разместили в ней полученные сведения [см. прил.12].

5. Оформили проектную работу.

6. Выполнили презентацию своей  работы[см. прил.13].

                         В ходе работы над  проектом  мы учились:

1.Искать необходимую информацию, используя современные информационно - коммуникационных технологии.

2.Работать с разными источниками информации: печатными и электронными ресурсами, работать с графическими редакторами.

3. Анализировать, выделять главное и обобщать сведения.

4. Оформлять проект.

5. Работать вместе, распределять обязанности.

6. Выступать на публике.

7.Приобрели опыт в создании макетов и демонстрационных( выставочны) книг, что несомненно пригодится нам в будущем.

    Работа над проектом была интересной и познавательной для нас, так как в ходе создания «Книги памяти нашей семьи» мы узнали много нового о своих воевавших родственниках.

    В процессе работы над проектом у нас возникали  трудности в организационных вопросах, в ходе изготовления самого продукта проекта, но с помощью взрослых нам удалось решить эти проблемы. В следующих своих проектах мы будем проявлять теперь большую самостоятельность.

                 Оценка эффективности и результативности проекта.

     Проект можно считать успешно реализованным, так как работа завершена в срок, в соответствии с планом работы  получили  продукт - соответствует нашей цели и замыслу.

    В каждой семье есть свои герои, человеческий подвиг которых бесценен. Мы убедились, такие герои есть и в нашей семье. И за наше счастливое и мирное существование на Земле мы обязаны именно им, нашим прадедушкам и прабабушкам, которые ценой собственной жизни отстаивали каждый клочок земли, каждый сантиметр нашей необъятной Родины. Каждый из них внёс свой вклад в освобождение Родины от немецко-фашистских оккупантов, в общую победу над фашизмом.

       Войны  не  знали  мы, и  слава  Богу!
      Спасибо,  наделённой    нам  судьбе,
        Ведь  деды  проложили  нам  дорогу,

                                         Жить,  и  учиться  мирно  на  земле.

             Мы  знаем о  войне,  лишь по рассказам,

                                         От  бабушек,  отцов,   и  матерей,
                                         Им  навивала дрожь о  войне  фраза,
                                         И людям  не забыть  тех страшных дней!
                                         С  волненьем сердце  бьётся  у  народа,
                                         И память  в  нас   незыблема   чиста,
                                         Для ветеранов сия торжественная ода,

                                         Их  подвиг  не забудем   никогда!

                                    IV. Список источников информации

  В работе использовались материалы из семейных архивов (боевой путь, награды, фотографии, выписки из личных дел и др.), а также рассказы, записанные со слов родственников воевавших.

                                                 Ресурсы интернета:

https://pamyat-naroda.ru/

https://obd-memorial.ru/html/

http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

http://rkka.ru/