"Живое слово как основа развития речи дошкольника"

Шубина Надежда Николаевна

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7

Тема:  «Живое слово как основа развития речи дошкольника».

                     (из опыта работы)

                                                                                                           

                                                                                                              Воспитатель:
                                                                                                             Шубина Н.Н.

                                   

                                          пгт Серышево
                                                2021г  

Живое слово – одно из действенных средств передачи знаний. Значение устного, живого слова в дошкольном возрасте, когда дети ещё не умеют читать, а речь ребёнка только формируется,  огромно.   Поэтому необходимо правильно, богато и разносторонне использовать живое слово в детском саду. Оно должно быть убедительным, как по содержанию, так и по его форме и методам подачи.

  Во ФГОС  ДО  развитие  речи подразумевает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой; формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Структура, содержание и направление работы с «живым словом».

Каждое слово, произносимое человеком является живым словом, но в речевом развитии под понятием «живое слово» подразумеваются такие виды деятельности, которые наравне с использованием иллюстративного материал, черпают содержание из уже сформированных запасов представлений детей об окружающем.

Рекомендации  по  использованию  технологических  карт.

Технологические карты  разработаны таким образом, что педагог может использовать их, не прибегая к дополнительным источникам. Каждая карта имеет тематическую направленность, указаны задачи, которые должен реализовывать педагог, цель – результат для детей и шесть видов деятельности по живому слову, которые должны использоваться в течении одной недели.
   Планирование ежемесячное и представлено по 8 карт, виды деятельности определены в каждой карте одной темой. Педагогу рекомендуется использовать одну карту в неделю. А также, он может выбрать самостоятельно, по какой карте он будет проводить работу, но при этом конечно же обязательно учитывая программу своего ДОО, особенности  своей группы, а также раннее пройденный материал.
   Все карты состоят из шести разделов, представляющих каждое из направлений работы по живому слову: разговор  детьми, беседа, рассказывание, пересказ, поручения и задания, чтение, заучивание стихотворений. Каждый раздел включает в себя тему деятельности, структуру проведения работы по данному направлению, цель-результат для ребёнка и необходимый для данной работы материал.
   К картам прилагается красочный демонстрационный материал, позволяющий педагогу наглядно оформить работу с технологическими картами.

  Реализация каждого вида деятельности с детьми данного возраста не должна превышать 25 минут.

Данное планирование содержит примерные темы по ознакомлению детей с живым словом для обучения в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми в  течении года.

  1. Подготовка  к чтению литературного произведения включает в себя следующие моменты:

- обоснованный выбор произведения в соответствии  с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
- определение программного содержания – литературной  воспитательной задач;

- подготовка педагога к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста, понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью речи,  овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка  логических ударений, выработка правильного произношения, хорошей дикции.

    В предварительную работу входит и подготовка детей, прежде всего к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации  наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

   Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полное восприятие произведения. Следует объяснять  значение тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны, например, постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний педагогом до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова.

  Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут  быть  включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены  к восприятию книги, то можно вызвать у них интерес с помощью загадки, стихотворения, картинки.

     Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. Выразительное чтение, заинтересованность самого педагога, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Наиболее целесообразно поддерживать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатления от прочитанного. Достаточно спросить, понравилось  ли  произведение?

     2.   Заучивание стихотворения.

Включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведения, то есть чтение стихотворения наизусть. При заучивании перед детьми ставится задача – добиться хорошего запоминания стихов, то есть развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти, и научить детей читать стихи выразительно Необязательно, чтобы предложенные вамт стихотворения заучивались наизусть, а с целью предоставит им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прослушиваются несколько раз. Подбирать стихотворения с соответствующими иллюстрациями.

   

Требования для заучивания наизусть:

  1. Простота и чёткость ритма.
  2.  Краткость самого стиха и отдельных строк.
  3. Простота и ясность знакомых детям образов.
  4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Структура:

- Вводная часть  (беседа или показ иллюстрации);

- Выразительное чтение педагогом без установки на запоминание;

- Анализ произведения  (беседа о стихотворении);

      - Повторное чтение произведения с установкой на запоминание;      

      - Воспроизведение стихотворения детьми

      - Повторное выразительное чтение педагога и детей.

Приёмы:  игровые (обыгрывание текста),  досказывание  детьми рифмующегося слова, чтение по ролям, частичное воспроизведение  текста всей группой,  драматизация  с игрушками, воспроизведение игровых стихов методом  игры.

Литература: «Живое слово как основа развития речи дошклльника». Карточное планирование в ДОО. От 5 до 6 лет.  Автор-составитель: И.С.Батова.  Издательство «Учитель».