3. Внеурочная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет новую цель в образовании – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного курса.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах и продуктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Содержание курса предусматривает развитие навыков у учащихся работы с мультимедийными презентациями. Курс включает в себя практическое освоение техники создания мультимедийных слайдов, презентаций. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие слайды, затем целостные презентации.
В результате изучения курса ученик овладевает необходимым инструментарием и способами его применения. Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя.
Решение задачи предполагает:
- помощь в постановке целей презентации;
- проработку плана презентации, её логической схемы;
- стилевое решение презентации;
- дизайн слайдов презентации;
- создание анимационных роликов;
- сборку презентации.
Курс «Мой компьютер» поможет в деловой жизни, как ученику, так и взрослому человеку при создании сообщений, рекламы, «живых» объявлений и т.д.
Программа имеет практическую направленность.
Цель:
Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность
- Развитие мотивации к сбору информации.
- Научить учащихся пользованию Интернетом
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии
- Формирование активной жизненной позиции
- Развитие культуры общения
- Развитие навыков сотрудничества
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие чувства прекрасного
- Развитие у учащихся навыков критического мышления
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Наличие индивидуальных компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- Программа PowerPoint
- Возможность выхода в Интернет.
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности
Срок реализации программы 1 год. Количество часов в неделю – 1. Всего 35 часов в год.
Формы организации учебного процесса:
При проведении занятий используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, практическая работа на компьютерах.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, представленные в приложении.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.
Технологии обучения
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практическому созданию презентаций.
Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.
Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложении Power Point. На практических занятиях можно реализовать принцип межпредметных связей, что послужит закреплению знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций. Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, способны составить компьютерную презентацию любой сложности по выбранной теме создать и защитить проект.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.
Метапредметные:
- запускать и завершать компьютерные программы;
- выполнять основные операции при создании презентации;
- сохранять созданную презентацию и вносить в неё изменения;
- создавать мультимедиа презентацию, слайд-фильм.
Личностные:
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- разрабатывать презентации с использованием программ: графический редактор MS Paint и редактор электронных презентаций MS PowerPoint.
Результатом деятельности учащихся являются проекты «Презентации на уроках информатики». А также новый пакет будет использоваться ребятами на других школьных предметах и внеклассных мероприятиях для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.
В конце обучения – конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед одноклассниками.
Формируемые компетенции:
- знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
- Знать, как человек может представлять информацию;
- иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
- уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
- - ставить учебные цели;
- - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
- осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц, презентаций.
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. | 5 | 1 | 4 |
3 | Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. | 9 | 1 | 8 |
4 | Настройка эффектов анимации. | 4 | 1 | 3 |
5 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | 5 | 1 | 4 |
6 | Демонстрация самопрезентации | 2 | - | 2 |
7 | Создание презентации на выбранную тему | 8 | 1 | 7 |
8 | Конкурс презентаций | 1 | - | 1 |
Итого: | 35 | 6 | 29 |
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Необходимость умение в современном мире создавать презентацию. Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.
Практическая часть. Правила безопасной работы в компьютерном классе. Просмотр видеоурока «Техника безопасности».
2. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов
Теоретическая часть. Презентация. Редактор электронных презентаций MS PowerPoint. Компьютерная презентация. Основные операции при создании презентации. Этапы создания презентации. Просмотр видеоурока «Создание фона».
Практическая часть. Выбор темы презентации. Применение изученного материала на практике: создание фона для выбранной темы презентации.
3. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки.
Теоретическая часть. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Просмотр видеоуроков: «Рисование автофигур», «Копирование объектов», «Копирование форматирования», «Группировка объектов».
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
4. Настройка эффектов анимации
Теоретическая часть. Ознакомление с правилами настройки анимации на слайдах. Просмотр видеоурока «Настройка анимации».
Практическая часть. Использование изученных методик на практике: настройка анимации объектов на слайдах разрабатываемой презентации.
5. Создание самопрезентации. (презентации о самом себе)
Теоретическая часть. Просмотр видеоурока «Беспрерывное выполнение эффекта».
Практическая часть. Составление презентации о себе по изученным правилам
6. Демонстрация самопрезентации
Теоретическая часть. Просмотр примера презентации.
Практическая часть. Демонстрация созданных самопрезентаций.
7. Создание презентации на выбранную тему
Практическая часть. Создание презентации на выбранную тему: выбор темы, сбор информации, создание слайдов презентации.
8. Конкурс презентаций
Практическая часть. Просмотр всех созданных презентаций. Выбор лучшей работы.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Приемы и методы | Методические пособия | Форма подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Беседа, практикум | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный | Видеоурок «Техника безопасности». Просмотр презентаций, подготовленных учениками | Тестиро-вание |
2 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. | Лекция, практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
3 | Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации. | Лекция, практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
4 | Настройка эффектов анимации. | Лекция, практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
5 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | Практикум. | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
6 | Демонстрация самопрезентации | Защита творческих работ | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | Итоги конкурса |
7 | Создание презентации на выбранную тему | Практикум. | Метод проектов. | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
8 | Конкурс презентаций | Защита работ. | Демонстративный. | Итоги конкурса |
Практическая работа №1 «Создание фона»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают фон слайда используя:
- готовое оформление фона;
- применяют различные способы заливки (градиентная, узор, текстура, рисунок).
Практическая работа №2 «Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают текст, форматируют его; вставляют рисунок, изменяют его параметры.
Практическая работа №3 «Настройка анимации текста, рисунков»
В ходе выполнения практической работы учащиеся настраивают анимацию текста, рисунка.
Практическая работа №4 «Вставка схем, таблиц и их настройка»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают в слайде схемы и таблицы, группируют элементы схемы в один объект.
Практическая работа №5 «Вставка и настройка диаграмм»
В ходе выполнения практической работы учащиеся вставляют в слайд диаграмму, настраивают параметры диаграммы.
Практическая работа №6 «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают презентацию из нескольких слайдов, настраивают и озвучивают переход слайдов.
Практическая работа №7 «Создание управляющих кнопок»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают управляющие кнопки, настраивают их действие.
Практическая работа №8 « Презентации на уроках информатики»
В ходе выполнения практической работы учащиеся создают презентации, состоящие из нескольких слайдов с использованием текста, графики.
Список источников информации для учителя.
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
- Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип,
- Учебник (руководство) по html скачан с сайта www.instructing.ru
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
- Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
- Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
- Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
- Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47
- Сайты в помощь учителю информатики:
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net
- www.intel.ru
Список источников информации для учеников.
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
- Учебник (руководство) по html.
- Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
- Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
- Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».
Оборудование и приборы
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- Компьютеры.
- Пакет офисных приложений.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Дата | ||
План | Факт | |||
Техника безопасности в компьютерном кабинете. Демонстрация презентаций учеников. | ||||
Понятие PowerPoint», «Назначение PowerPoint» Практическая работа «Интерфейс PP» | ||||
Начало в PowerPoint Практическая работа «Интерфейс PP» | ||||
Создание фона. Фон и надпись на слайдах. Практическая работа «Создание фона» | ||||
Практическая работа «Создание фона» | ||||
Разработка презентации Практическая работа «Создание фона» | ||||
Текст и рисунки на слайдах Практическая работа «Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд» | ||||
Выравнивание и копирование объектов. Практическая работа «Вставка и настройка диаграмм» | ||||
Группировка объектов Практическая работа «Вставка схем, таблиц и их настройка» | ||||
Рисование автофигур. Копирование форматирования. Практическая работа «Создание управляющих кнопок» | ||||
Эффект смены слайдов. Беспрерывное выполнение эффекта. Практическая работа «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов» | ||||
Настройка триггеров Практическая работа «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов» | ||||
Создание теста в PowerPoint. Практическая работа «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов» | ||||
Практическая работа «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов» | ||||
Практическая работа «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов» | ||||
Настройка анимации Практическая работа «Настройка анимации текста, рисунков» | ||||
Анимации на слайдах Практическая работа «Настройка анимации текста, рисунков» | ||||
Навыки работы с анимацией на слайдах. Практическая работа «Настройка анимации текста, рисунков» | ||||
Практическая работа «Настройка анимации текста, рисунков» | ||||
План создания самопрезентации Практическая работа «Самопрезентация» | ||||
Разработка плана создания самопрезентации Практическая работа «Самопрезентация» | ||||
Практическая работа «Самопрезентация» | ||||
Практическая работа «Самопрезентация» | ||||
Практическая работа «Самопрезентация» | ||||
Демонстрация и обсуждение самопрезентаций | ||||
Демонстрация и обсуждение самопрезентаций. Подведение итогов конкурса | ||||
Создание презентации Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Практическая работа «Презентации на уроках информатики» | ||||
Демонстрация и обсуждение презентаций Подведение итогов конкурса. |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой работы по информатике для 8 класса адресована учащимся 8-х общеобразовательных классов МОУ СОШ №3 г. Маркса им Л.Г. Венедиктовой, разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644, № 1577 от 31.12.2015 г.
Цели программы:
- более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике;
- формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
- развитее у учащихся алгоритмической культуры;
- изучение основ языка Паскаль, типов данных;
- изучение базовых алгоритмических структур (следование, ветвление, циклы);
- изучение основ структурного программирования;
- работа с простыми типами данных.
- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
.Задачи:
- Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования и выбора.
- приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
- освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- развитие алгоритмического мышления учащихся.
- формирование навыков грамотной разработки программ.
- углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
- формирование алгоритмической культуры учащихся;
- повышение мотивации к учению.
Данная программа педагогически целесообразна, поскольку содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Теоретические и практические знания по программированию значительно углубят знания учащихся по ряду разделов физики, черчения, литературы, технологии, математики и информатики.
Место курса в учебном плане: В учебном плане на изучение курса "Основы Программирования" отводится 1 час в неделю в 8 классе, всего- 35 часов.
Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.
Применяемые технологии
Основной технологией обучения в курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени. Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Формы занятий
Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое занятие начинается с мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.
Тема урока определяется приобретаемыми навыками.. Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).
Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.
Примерный порядок изложения материала:
- Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
- Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
- Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
- Упражнения для самостоятельного выполнения.
- Проекты для самостоятельного выполнения.
Для реализации рабочей программы по информатике в 8 классе используется следующий методический комплекс:
Перечень учебно – методического обеспечения
Литература для учителя:
- Информатика. Конспекты уроков. 8-11 классы/ А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2010. - 235 с.
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. —М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
- Паскаль для школьников. Ушаков Д.М, Юркова Т.А, М. 2010г. - 256с
Литература для учащихся:
- Семакин И.Г. Информатика и информационно- коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2005.-371 с.:ил.
- Попов В. Б., ТигЬо Раsса1 для школьников. Версия 7.0 [Текст] : учеб. пособие для высших и сред, пед. учеб. заведений и общеобраз. учеб. заведений физико-мат. профиля / В. Б. Попов. - М: Финансы и статистика, 2010. - 463 с.
- Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. Волгоград: Учитель, 2010. -111 с.
Интернет-ресурсы:
- http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ - Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
- http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».
- http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
- http://algolist.manual.ru – Алгоритмы, методы, исходники
- http://alglib.sources.ru – Библиотека алгоритмов
- http://window.edu – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Единая коллекция ЦОР
- http://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного
- http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания кружковой работы по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках кружковой работы?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Кружок «Основы программирования на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 8 классов средней школы. Курс рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю.
Место курса в учебном плане:
В учебном плане на изучение курса "Основы Программирования" отводится 1 час в неделю в 8 классе, всего- 35 часов.
Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы элективного курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения курса в 8-м классе является формирование следующих умений:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять программирование для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного курса по информатике «Основы Программирования» в 8 классе соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы учреждения.
Знакомство с Pascal (9 ч.)
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Имена, арифметические операции и выражения. Стандартные математические функции и процедуры.
Условный оператор (5 ч.)
Условный оператор (IF…Then…Else). Полный и неполный условный оператор.Операторные скобки (BEGIN… END). Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x.
Циклы (8 ч.)
Цикл с параметром. Пошаговая отладка программ. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an . Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL.
Вещественные типы данных (3 ч.)
Вещественные типы данных.Вычисления с заданной точностью. Решение задач.
Массивы (5 ч.)
Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.
Подпрограммы (3 ч.)
Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. Процедуры. Функции. Рекурсия.
Строковые и знаковые типы данных (2 ч.)
Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными. Функции работы со строковыми переменными.
- Календарно-тематическое планирование
№ темы | Название темы | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |||
Знакомство с Pascal | ||||
1 | Техника безопасности. Среда программирования Pascal | 1 | ||
2 | Структура программы. | 1 | ||
3 | Типы данных в Pascal. | 1 | ||
4 | Целый тип данных. | 1 | ||
5 | Имена, арифметические операции и выражения. | 1 | ||
6 | Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания. | 1 | ||
7 | Перевод формул на язык Pascal. | 1 | ||
8 | Стандартные математические функции и процедуры. | 1 | ||
9 | Решение задач линейной структуры. | 1 | ||
Условный оператор | ||||
10 | Условный оператор (IF…Then…Else). | 1 | ||
11 | Полный и неполный условный оператор. | 1 | ||
12 | Операторные скобки (BEGIN… END). | 1 | ||
13 | Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x. | 1 | ||
14 | Решение задач. | 1 | ||
Циклы | ||||
15 | Цикл с параметром. | 1 | ||
16 | Пошаговая отладка программ. | 1 | ||
17 | Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an . | 1 | ||
18 | Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE | 1 | ||
19 | Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL. | 1 | ||
20 | Алгоритм Евклида. | 1 | ||
21 | Вложенные циклы. | 1 | ||
22 | Смешанные вложенные циклы. | 1 | ||
Вещественные типы данных | ||||
23 | Вещественные типы данных. | 1 | ||
24 | Вычисления с заданной точностью. | 1 | ||
25 | Решение задач. | 1 | ||
Массивы | ||||
26 | Массивы. | 1 | ||
27 | Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. | 1 | ||
28 | Нахождение суммы элементов. | 1 | ||
29 | Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. | 1 | ||
30 | Поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки. | 1 | ||
Подпрограммы | ||||
31 | Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. | 1 | ||
32 | Процедуры. Функция. Рекурсия. | 1 | ||
33 | Решение задач. | 1 | ||
Строковые и знаковые типы данных | ||||
34 | Типы данных CHAR и STRING. | 1 | ||
35 | Функции работы со строковыми переменными. | 1 | ||
Итого | 35 |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой работы по информатике для 7 класса адресована учащимся 7-х общеобразовательных классов МОУ СОШ №3 г. Маркса им Л.Г. Венедиктовой, разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), с изменениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644, № 1577 от 31.12.2015 г.
Цели программы:
1. Овладение навыками начального технического конструирования,
2. Всестороннее развитие личности учащегося:
- Развитие логического мышления
- Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
- Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
.Задачи:
- развитие индивидуальных способностей ребенка;
- повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора Lego;
- формирование творческого подхода к решению поставленной задачи, а также представления о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- формирование целостной картины мира;
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- развитие логического, абстрактного и образного мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Данная программа педагогически целесообразна, поскольку содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Теоретические и практические знания по лего-конструированию и робототехнике значительно углубят знания учащихся по ряду разделов физики, черчения, литературы, технологии, математики и информатики.
Место курса в учебном плане: В учебном плане на изучение курса "Основы Робототехники" отводится 1 час в неделю в 7 классе, всего- 35 часов. Программа составлена на основе программы курса «Первый шаг в робототехнику» Д.Г. Копосов.
Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.
Применяемые технологии
Основной технологией обучения в курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени. Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Формы занятий
Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое занятие начинается с мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.
Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).
Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.
Примерный порядок изложения материала:
- Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
- Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
- Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
- Упражнения для самостоятельного выполнения.
- Проекты для самостоятельного выполнения.
Для реализации рабочей программы по информатике в 7 классе используется следующий методический комплекс:
Перечень учебно – методического обеспечения
№ п/п | Автор | Название учебника, учебно-методического материала | Место и год издания |
1 | С.А. Филиппов | Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя | |
2 | Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 | ||
3 | Бухмастова Е.В., Шевалдина С.Г., Горшков Г.А. | Методическое пособие «Использование Лего-технологий в образовательной деятельности» | Челябинск: РКЦ, 2009 |
4 | Григорьев Д.В., Степанов П.В. | Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор | М: Просвещение, 2011 |
5 | Перво Робот NXT. Введение в робототехнику; |
Цифровыми ресурсами:
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
- http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
- http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
- http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
- http://robotclubchel.blogspot.com/
- http://legomet.blogspot.com/
- http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
- http://prorobot.ru/lego.php
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
• работать по профессиям, которых пока нет,
• использовать технологии, которые еще не созданы,
• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено:
• изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
• обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника. Сегодня все чаще педагоги задаются вопросом, как подготовить человека к полноценной жизни и труду, как сформировать гармоничную творческую личность. Работа с конструктором Лего - это один из многочисленных путей к решению этой задачи. В непринужденной обстановке дети могут общаться друг с другом, играя учатся выполнять серьезную работу – создавать проекты. Изучение основ программирования и конструирования – это и начальная профессиональная ориентация. Дети узнают на собственном опыте о работе программиста и конструктора, дизайнера, художника и т.д. Ведь выбор темы для проекта ничем неограничен.
Образовательные конструкторы LEGO представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
В школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во дополнительном образовании повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Данная программа представляет уникальную возможность для школьников освоить основы робототехники, создавая действующие модели роботов.
Настоящая программа предлагает использование образовательных конструкторов Lego Mindstorms NXT как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию, а также управлению роботом на занятиях по робототехнике.
Данная программа имеет научно-техническиую направленность. Отличительной особенностью данной программы от существующих программ является ее направленность не только на конструирование программирование Lego-моделей, сколько на умение анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию конкурентно способной модели.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством конструктора Lego NXT Mindstorms 9797, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
Курс «Робототехника» является базовым и не предполагает наличия у обучаемых навыков в области робототехники и программирования. Уровень подготовки учащихся может быть разным. Многие работы в лего-конструировании и робототехнике направлены на улучшение, преобразование окружающего мира, что позволяет ориентировать детей на социально-преобразующую добровольческую деятельность. Выполняя различные задания по лего-конструированию и робототехнике, дети овладевают техническими навыками, получают необходимые знания о способах соединения лего-деталей, учатся работать с технологическими картами, понимать схемы, планировать свою работу, приобретают навык трудовой производственной деятельности.
Место курса в учебном плане:
В учебном плане на изучение курса "Основы Робототехники" отводится 1 час в неделю в 7 классе, всего- 35 часов.
Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы элективного курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения курса в 7-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного курса по информатике «Основы Робототехники» в 7 классе соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы учреждения.
№ п/п | Название раздела | Содержание учебного материала | Название лабораторных и практических работ | Кол-во часов |
1 | Введение в лего-конструирование | История создания конструктора Lego. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии . Правила организации рабочего места. Правила и приемы безопасной работы с конструктором Lego. | Практическая работа №1. «Фантастическое животное». | 2 |
2 | Основы построения конструкций | Понятие конструкции. Основные свойства при построении конструкции (равновесие, устойчивость, прочность). Способы описания конструкции (рисунок, схема и чертеж) их достоинства и недостатки. Вспомогательные средства конструирования — чертежные и программные (программа ЗD-моделирования и конструирования). Знакомство с программой Lego Digital Designer - создание 3D моделей в натуральном виде. Представление о компьютерном моделировании: построение модели, уточнение модели. Названия и назначения всех деталей конструктора. Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. | Практическая работа № 2. Механический манипулятор («Хваталка»). Практическая работа № 3. Создание 3D модели по схеме. Практическая работа № 4. Конструирование высокой башни. Проект по теме «Конструкция» | 4 |
3 | Простые механизмы и их применение | Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Колесо. Ось. Понятие о рычагах. Основные определения. Правило равновесия рычага. Решение задач с применением правила равновесия рычага. | Практическая работа № 5. Модель «Отверткомобиль». Практическая работа №6. Модель «Катапульта». Практическая работа №7. Модель «Шлагбаум». Проект по теме «Простые механизмы» | 4 |
4 | Ременные, зубчатые и червячные передачи | Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике, быту и спорте. Зубчатые колеса. Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи. Наблюдение и проведение эксперимента. Виды зубчатых передач. Их применение в технике. Направление вращения. Скорость вращения зубчатых колес разных размеров при совместной работе. Изучение червячной передачи. Применение червячных передач в технике. Изучение свойств червячной передачи. Построение модели по образцу | Практическая работа №8. Модель «Велотренажер». Практическая работа №9. Модель «Кримпер для бумаги». Практическая работа №10. Модель «Волок». Практическая работа №11. Конструирование модели «Миксер». Практическая работа №12. Модель «Регулируемый по высоте стол». Практическая работа №13. Создание модели «Карусель». Проект по теме «Ременные, зубчатые и червячные передачи» | 7 |
5 | Введение в робототехнику | История создания роботов. Что такое роботы. Робототехника. Роботы в быту и промышленности. Соревнования роботов. Понятие команды, про-граммы и программирования. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов Lego на базе компьютера NXT, аппаратный и программный со-став конструкторов Lego на базе компьютера NXT, сервомотор NXT. | Практическая работа №14. Фантазийный рисунок на тему: «Робот моей мечты». | |
6 | Основы работы с микрокомпьютером NXT | Техника безопасности при работе с микрокомпьютером NXT. Технические характеристики. Выбор батареек. Энергосберегающий режим. Удаление всех программ. Назначение пиктограмм главного меню NXT. Кнопки управления. Принцип работы датчика касания. Назначение датчика освещенности и его возможности. Назначение датчиков и их технические характеристики. Строение сервомотора. Основные технические характеристики и возможности применения сервомотора. Знакомство с командами сервомотора. Функциональное назначение ламп. | Практическая работа №15. Первое включение микрокомпьютера NXT. Практическая работа №16. Знакомство с настройками главного меню NXT. Практическая работа №17. Подключение и тестирование датчиков касания и звука. Практическая работа №18. Подключение и тестирование датчиков освещенности и расстояния. Сборка «светомера». Практическая работа №19. Подключение сервомоторов и тестирование датчиков оборотов. Одномоторная тележка. Практическая работа №20. Подключение лампы и активация датчика освещѐнности. | 6 |
7 | Конструирование и программирование моделей роботов | Понятие о правилах определения требований к результатам конструирования (определение главной полезной функции, функциональная пригодность, габариты, вес, шум и др.). Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. Сборка робота с датчиком звука: модернизируем собранного на предыдущем уроке робота и получаем новую модель, путем добавления датчика звука. Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. Сборка робота с датчиком расстояния: модернизируем первого собран-ного робота и получаем новую модель робот «Длинномер», путем добавления датчика расстояния. Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. Сборка робота "Линейный ползун": модернизируем первого собранного робота и получаем новую модель "Линейного ползуна". Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. Сборка робота с датчиком касания: модернизируем первого собранного робота и получаем новую модель. Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. Сборка робота с использованием ламп: модернизируем первого собранного робота и получаем новую модель. Использование интерфейса и главного меню NXT. Команды управления моторами в NXT Program. | Практическая работа №21. Сборка первой модели робота. Практическая работа №21. Сборка первой модели робота. Практическая работа №22. Программирование первой модели робота. Практическая работа №23. Конструирование и программирование ро-бота с датчиком звука. Практическая работа №24. Конструирование и программирование робота с датчиком расстояния «Длинномер». Практическая работа №25. Конструирование и программирование робота с датчиком освещенности «Линейный ползун». Практическая работа №26. Конструирование и программирование робота с датчиком касания. Практическая работа №27. Конструирование и программирование робота с использованием ламп. Итоговый творческий проект по курсу «Робототехники» (1 час) | 8 |
- Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Дата | ||
План | Факт | |||
РАЗДЕЛ 1. Лего-конструирование (17 часов) Глава 1. Введение в лего-конструирование (2 часа) | ||||
Мир Лего | ||||
Набор Lego Mindstorms Education | ||||
Глава 2. Основы построения конструкций (4 часа) | ||||
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении | ||||
Освоение программы Lego Digital Designer | ||||
Названия и назначения деталей | ||||
Проект по теме «Конструкция» | ||||
Глава 3. Простые механизмы и их применение (4 часа) | ||||
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Колеса и оси | ||||
Рычаг и его применение | ||||
Рычаги: правило равновесия рычага | ||||
Проект по теме «Простые механизмы» | ||||
Глава 4. Ременные, зубчатые и червячные передачи (7 часов) | ||||
Виды ременных передач | ||||
Зубчатые колеса | ||||
Зубчатые передачи | ||||
Виды зубчатых передач | ||||
Червячная передача | ||||
Свойства червячной передачи | ||||
Проект по теме «Ременные, зубчатые и червячные передачи» | ||||
РАЗДЕЛ 2. Робототехника (16 часов) Глава 5. Введение в робототехнику (2 часа) | ||||
Роботы вокруг нас | ||||
Набор Lego Mindstorms Education 9797 | ||||
Глава 6. Основы работы с микрокомпьютером NXT (6 часов) | ||||
Микропроцессор NXT и правила работы с ним. Интерфейс и главное меню NXT | ||||
Главное меню NXT. Настройки | ||||
Датчики касания и звука | ||||
Датчики освещенности и расстояния | ||||
Интерактивные сервомоторы | ||||
Лампы | ||||
Глава 7. Конструирование и программирование моделей роботов (8 часов) | ||||
Конструирование первого робота. Работа с инструкциями | ||||
Конструирование первого робота | ||||
Программирование первого робота | ||||
Конструирование и программирование робота с датчиком звука | ||||
Конструирование и программирование робота с датчиком расстояния «Длинномер » | ||||
Конструирование и программирование робота с датчиком освещенности «Линейный ползун» | ||||
Конструирование и программирование робота с датчиком касания | ||||
Конструирование и программирование робота с использованием ламп | ||||
Итоговый творческий проект по курсу «Робототехники» (1 час) | ||||
Резерв |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Маркса Саратовской области
им Л.Г. Венедиктовой
«Согласовано» Руководитель ШМО __________ Е.И. Левина Протокол №______ от «___»____________2015г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Е. В. Матвеева «___»______________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ №3 _____________________ Н.В. Горбунова «___»_____________2015г. |
Рабочая программа
курса
«Создание мультфильмов»
7 класс
Учитель информатики
Хабибуллина Гульфия Гайязевна
2015 – 2016 учебный год
г. Маркс
Пояснительная записка.
Курс прошел экспертизу на заседании экспертного совета пр. № 1 от 26.08.2014 г. Методического отдела Комитета Образования Марксовского Муниципального района.
Основное направление программы – художественно - эстетическое и нацелена на создание короткометражных мультфильмов с помощью видеоредактора Movie Maker с использованием разных видов анимации: пластилиновая, кукольная, бумажная, песочная и т. д.
Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами.
Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, биологию.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
На занятиях дети шаг за шагом создают собственный проект. Поэтому работы каждого ребенка уникальны и неповторимы. Такие занятия создают условия для самостоятельной творческой деятельности.
Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее углублению знаний по предмету и успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.
Задачи:
- овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
- освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В процессе обучения дети:
- знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка.
- учатся работать с разными программами и оборудованием (Word, Movie Maker, Internet, видеокамера, цифровая камера, и т.д.)
- применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе.
- учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать)
- осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель)
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.
Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Начало работы заключается в ознакомлении детей с техникой безопасности при работе в кабинете информатики. Обучающиеся уже освоили работу в графическом редакторе Paint. Дети могут рисовать и сохранять файлы в графическом редакторе, создавать анимации из созданных ими же рисунков. Далее дети учатся создавать сначала маленькие рисованные фильмы, а затем более сложные, большие по времени воспроизведения и озвученные. Для этого следует научить работать в Movie Maker. Здесь больше возможности проявить себя в подаче материала, творческом оформлении. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.
Данная программа рассчитана на 1 год, 35 учебных часов и предназначена для детей 12-13 лет, которые постоянно посещают занятия. Занятия проходят 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.
Отличительная особенность программы. Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию.
Основная деятельность: создание мультфильмов путём формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности, а также, путём непосредственного пространственно-временного редактирования; создание видеосочинения с аудиосопровождением и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей.
Формы и методы обучения: лекции, групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки на природе или персонажей с декорацией, экскурсии.
Оборудование программное обеспечение:
- Компьютер
- Цифровой фотоаппарат
- Видеопроектор
- Операционная система Windows XP, 7.
- Графический редактор Paint.
- Видеоредактор Movie Maker
- Микрофон
- Нецифровые инструменты для двухмерного и трёхмерного моделирования (бумага, краски и кисти, пластилин, различные мелкие объекты – шишки, катушки, пуговицы, кубики, конструктор LEGO и др.)
- http://multator.ru/draw/ - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов
Календарно-тематический план (35 часов)
№ урока | Тема | Содержание | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1-2 | Знакомство с мультипликацией. Пластилиновый мультфильм своими руками | 2 | 2 | ||
3-4-5 | Разработка сценария будущего мультфильма | 3 | 3 | ||
6 | Знакомимся с цифровым фотоаппаратом: технические особенности фотоаппарата и его возможности, функции. | Работа с цифровым фотоаппаратом | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Особенности фотографии, создание различных изображений. | Работа с цифровым фотоаппаратом | 1 | 1 | |
8 | Копирование фотографий на ПК. | Работа с цифровым фотоаппаратом, копирование фотографий на ПК | 1 | 1 | |
9-10-11 | Создаём кадры для мультфильма (пластилинового, из обычных предметов, из сыпучих предметов, из природных материалов) – групповые и индивидуальные проекты. | Создание декораций. | 3 | 3 | |
12-13 | Создаём кадры для мультфильма (пластилинового, из обычных предметов, из сыпучих предметов, из природных материалов) – групповые и индивидуальные проекты. | Подбор освещения, компоновка кадра. Организация фиксации. Процесс съемки | 2 | 1 | 1 |
14-15-16-17-18-19 | Создаём кадры для мультфильма (пластилинового, из обычных предметов, из сыпучих предметов, из природных материалов) – групповые и индивидуальные проекты. | Обсуждение фотографий с художественной и смысловой точек зрения, создание коллекции фотографий к проекту. | 6 | 2 | 3 |
20-21-22 | Знакомство с программой AdobePhotoshop. Работа с отснятыми фотографиями в программе AdobePhotoshop. | 3 | 1 | 2 | |
23 | Знакомство с программой Movie Maker | 1 | 1 | ||
24-25 | Открытие созданных файлов; раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке. | Формирование фильма из последовательности кадров. | 2 | 0,5 | 1,5 |
26-27 | Установление временных рамок воспроизведения; | Монтаж фото и видео материалов по сценарному плану. | 2 | 2 | |
28 | Запись и сохранение клипа. Воспроизведение | Аудиозапись рассказа, соответствующего видеоряду. | 1 | 1 | |
29 | Создание усложненного движения(из 3 и более кадров): постановка проблемы, ее анализ, создание набросков-планов на бумаге; | Создание заставок, титров, звукового и музыкального сопровождения. | 1 | 1 | |
30 | Создание рисунков-кадров и их сохранение; | Формирование проигрываемого видео-файла из рисунков. | 1 | 1 | |
31 | Ввод кадров в Movie Maker, раскадровка, запись, воспроизведение. | Формирование проигрываемого видео-файла | 1 | 1 | |
32-33-34 | Работа над созданием проектов - мультфильмов | Работа над созданием проектов - мультфильмов | 3 | 3 | |
35 | Защита проектной работы. | Презентация мультфильмов. Обсуждение готовых работ, размещение в информационной среде. | 1 | 1 |
Список источников информации для учителя.
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
- Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип,
- Учебник (руководство) по html скачан с сайта www.instructing.ru
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
- Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
- Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
- Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
- Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47
- Сайты в помощь учителю информатики:
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net
- www.intel.ru
Список источников информации для учеников.
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
- Учебник (руководство) по html.
- Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
- Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
- Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ,
НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:
- персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на каждое рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;
- центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;
- принтер цветной;
- сканер;
- наборы съемных носителей информации
- мультимедийный проектор с экраном;
- локальная сеть
- ремонтный набор;
- компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по курсу «Робототехника»
Задание 1.
Задания с выборочным ответом:
1. Что заставляло двигаться самых первых роботов (автоматонов):
- интегральная микросхема
- паровой двигатель
- пружина
- ветряной двигатель
2. Какого типа роботов НЕ существует:
- робот-манипулятор
- робот подражатель
- робот присутствия
- робот искатель
3. Как звали создателя знаменитых часов «Павлин», экспонируемых в Эрмитаже:
- французский механик Вокансон
- английский механик Джеймс Кокс
- швейцарский часовщик Пьер Жаке Дро
- венский аристократ Вольфганг фон Кемпелен, главный механик при дворе Марии-Терезии
4. Какого датчика НЕТ в наборе LEGO Mindstorms EV3 (31313):
- датчик цвета
- датчик касания
- инфракрасный датчик
- ультразвуковой датчик
5. Сколько всего двигателей в наборе LEGO Mindstorms EV3 (31313):
- два
- три
- четыре
6. Какого режима НЕТ для мотора в наборе LEGO Mindstorms EV3 (31313):
- включить на количество градусов
- включить на количество оборотов
- включить на количество секунд
- включить на количество сантиметров
- включить
- выключить
7. Вашему роботу, собранному из набора LEGO Mindstorms EV3 (31313), необходимо проехать 61,5 см, какой режим для мотора вы выберете:
- включить на количество градусов
- включить на количество оборотов
- включить на количество секунд
- включить на количество сантиметров
- включить
- выключить
8. К каким портам в LEGO Mindstorms EV3 подключаются двигатели:
- порты 1-4
- порты A-D
- можно подключать к любым портам
9. К каким портам в LEGO Mindstorms EV3 подключаются датчики:
- порты 1-4
- порты A-D
- можно подключать к любым портам
Задание 2.
Перепиши текст в тетрадь и вставь пропущенные слова
Для человекоподобных роботов используется термин —____________.
Термин «_________», который придумал в 1920 году писатель, научный фантаст __________, происходит от чешского слова robota, что означает «тяжелая монотонная работа» или «_________».
Первым промышленным роботом стал Unimate, выпущенный в 1961 году, — это механическая ________, использовавшаяся корпорацией General Motors при производстве автомобилей. Робот выполнял последовательность действий, которая была записана на магнитный барабан.
В жизни всегда существует дата — отправная точка, после которой о событии, явлении или объекте узнаёт весь мир. В робототехнике тоже есть такая дата, это ______________ года. В этот день самоходный аппарат 8ЕЛ, более известный как «___________», в составе автоматической станции E8 № 203 впервые в истории человечества достиг лунной поверхности. Всего он проехал 10 540 м и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Общая масса первого лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м.
Робот — это ________________ устройство для осуществления производственных и других операций по определённой _______________.
Задание 3.
Основные элементы комплекта LEGO MINDSTORMS Education EV3
Задание 4.
Практическая часть
1. Необходимо перевести Робота по лабиринту из начального положения (◊) в точку A.
2. Напишите программу, с помощью которой Робот попадет в клетку Б.
3. Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий четыре угловые клетки прямоугольника.