Игротека

Флягина Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАТАЛОГ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга

Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли, и какое у них было настроение.

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кемиграл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Димаиграл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая, таким образом, лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игра "Солнышко"

Цель:   получить от других "психологические поглаживания", чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители.

Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят "озябшему" с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого "согревают", должен не забыть сказать "спасибо". Во время игры "согреваемый" ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

Игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на столодновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

"Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

 



Предварительный просмотр:

№1                       Тема: «Ребенок и здоровье»

                     

Кому что нужно

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

№2                       Тема: «Ребенок и здоровье»

                                   

Разложи картинки по порядку

Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

№3                   Тема: «Ребенок и здоровье»

                         

          Оденем куклу на прогулку

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

№4                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                                   

Что такое хорошо, что такое плохо

Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

№5                     Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

Азбука здоровья

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

№6                    Тема: «Полезные продукты»

                                               

Чудесный мешочек

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

№7                   Тема: «Полезные продукты»

Угадай на вкус

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
          Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

№8                     Тема: «Полезные продукты»

Узнай и назови овощи

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

   №35            Тема: «Опасности вокруг нас»

        Если малыш   поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

№15                          Тема: «Личная гигиена»

Правила гигиены

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

№9                   Тема: «Полезные продукты»

  Полезные и вредные продукты

Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

№16                         Тема: «Личная гигиена»

  Сделаем куклам разные прически

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

Материал:  куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

№12                         Тема: «Личная гигиена»

                                                     

Вымоем куклу

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

№13                         Тема: «Личная гигиена»

 

Таня простудилась

Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:  носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

№21                          Тема: «Тело человека»

Запомни движение

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

  №14                       Тема: «Личная гигиена»

Подбери картинки

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

№22                           Тема: «Тело человека»

Посылка от обезьянки

Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

№23                            Тема: «Тело человека»

Угадай по звуку

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:  музыкальные инструменты
Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

№17                          Тема: «Тело человека»

Угадай по запаху

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
 Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

№18                            Тема: «Тело человека»

Игра с микрофоном

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал:  микрофон

Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

        Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

№19                          Тема: «Тело человека»

Ты – моя частичка

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

№20                           Тема: «Тело человека»

Кто я такой?

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

№10               Тема: «Полезные продукты»

Узнай на вкус

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
             Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

№11                  Тема: «Полезные продукты»

Назови правильно

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

№24          Тема: «Ребенок на улицах города»

    О чем говорит светофор

Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

№25            Тема: «Врачи - наши помощники»

  Если кто-то заболел

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

№26                 Тема: «Опасные предметы»

Источники опасности

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

№27                 Тема: «Опасные предметы»

Игра - дело серьёзное

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

№30                  Тема: «Опасные предметы»

Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

№31                 Тема: «Опасности вокруг нас»

На прогулке

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

№34                  Тема: «Опасные предметы»

Так или не так

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Варианты: индивидуально с воспитателем;

несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

№35                    Тема: «Опасные предметы»

Убери на место

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

№28                  Тема: «Опасные предметы»

Сто бед

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

№29                    Тема: «Опасные предметы»

Мы – спасатели

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

№34               Тема: «Опасности вокруг нас»

Определи растение по запаху

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?

№33                 Тема: «Опасности вокруг нас»

Что где растёт

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

№36                             Тема: «Опасности вокруг нас»

По грибы

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей 6-7 лет

 

Игра «Набрось кольцо»

Задача: тренировать детей в набрасывании колец на определенную цель.

Оборудование: кольцо диаметром 15 см с широким ободком, к которому привязан шнурок; второй конец шнурка привязан к палочке длиной около 30 см.

Описание. Играющие по очереди подбрасывают кольцо и стараются набросить его на палочку. Один ребенок подряд делает три попытки и считает удачные. Затем передает палочку и кольцо другому играющему. Побеждает тот, кто большее количество раз смог набросить кольцо.

Игра «Охота на зайцев» 1 вариант.

Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Описание. Среди играющих выбирается охотник и бездомный заяц, остальные дети - «зайцы», стоящие в своих домиках (нарисованных на полу кружках).

Заяц, у которого нет своего дома, убегает от охотника и может забежать в любой «домик»-кружок. Тогда заяц, который уже стоял в этом кружке, становится бездомным и тоже убегает от охотника, который ловит теперь его. Если охотнику удалось поймать (дотронуться) зайца, он меняется с ним ролями, и игра повторяется.

2 вариант.

Задача: тренировать детей в попадании мячом (зимой - снежком) в определенную цель.

Оборудование: небольшие мячи (зимой снежки), предметы небольшой высоты для перешагивания или перепрыгивания: скамейки, натянутые шнуры, стульчики.

Описание: Среди играющих выбирается охотник, остальные - «зайцы», которые прячутся в разных местах. На расстоянии 3-4 м от них обозначается «дом» охотника (круг). Зайцы перепрыгивают через «кусты» (предметы, где они прятались) и передвигаются, скачут по всей площадке.

По сигналу взрослого охотник начинает «стрелять» в зайцев - бросать в них мячами (или зимой на улице снежками). Те, в кого он попадает, считаются пойманными и отходят к «домику» охотника. Через 2-3 повторения игры выбирается новый охотник, и игра начинается снова.

Бросать мячи (или снежки) разрешается только в ноги «зайцев». Тот, кто нарушает это правило, из игры исключается.

Игра «Прятки»

Задача: развить двигательные навыки, внимание детей.

Описание: Среди играющих выбирается водящий, который встает у стены или дерева и, закрывая глаза, считает до 10 или 20. В это время остальные прячутся.

Перед тем как открыть глаза, водящий громко объявляет: «Я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!» Затем он идет искать и, заметив кого-либо, бежит к стене или дереву, стучит по нему, называя имя того, кого он нашел, и место, где он прятался: «Тук-тук, Катя под столом».

Каждый спрятавшийся может в удобный момент, когда водящий его не видит, прибежать к стене или дереву, постучать и сказать: «Тук-тук, за себя!» Когда все играющие найдены, водящим становится тот, кого нашли первым.

– Игра «Море волнуется раз» 1 вариант.

Задача: развить ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Описание. Выбранный водящий идет позади стоящих в нарисованных кружках игроков. Затем останавливается около кого-либо из них и говорит: «Море волнуется». Этот играющий должен встать за ним.

Таким образом должна получиться цепочка: дети ставят свои руки на плечи впереди стоящего или берутся за руки змейкой.

Через некоторое время водящий говорит: «Море спокойно!» и все, включая самого водящего, бегут в кружки. Тот, кому кружка не хватило, становится водящим, и игра повторяется.

2 вариант.

Задача: развить подражательность, координацию движений детей.

Описание. Выбранный водящий, обращаясь к остальным играющим (которые покачиваются в разные стороны и изображают морские волны), произносит слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри. После них играющие должны изобразить фигуру, относящуюся к названной теме, и замереть, не двигаясь. Водящий выбирает лучшую, по его мнению, фигуру и меняется с этим играющим ролями.

Игра «Классики»

Задача: тренировать детей в умении прыгать поочередно на одной и двух ногах.

Оборудование: нарисованные на полу или асфальте классы - геометрические фигуры с определенным количеством делений, обозначенные числами, коробочки или камешки для вбрасывания.

Описание. Геометрическая фигура может быть нарисована по-разному: прямоугольник, разделенный вдоль на 2 класса и поперек на 4 класса, или классы расположены по кругу, или деление чередуется на 1 и 2 класса.

Но во всех случаях, кроме пронумерованных классов, рисуется полукруг - «огонь», при попадании камешка в который игрок начинает прыжки сначала.

Играющие по очереди бросают камешки в первый класс, берут их и начинают прыгать по классам на одной ноге, стараясь не заступать за линии. Если фигура имеет разное число расположенных рядом классов, значит, играющий прыгает то на одной, то на двух ногах, а чтобы вернуться, поворачивается тоже прыжком на двух ногах.

По мере тренировки задание усложняется: камешек после вбрасывания в 1 класс не берется в руку, а подталкивается прыжком во 2, 3 и т. д. классы, двигаясь к концу вместе с играющим.

– Игра «Прыгалки»

Описание. Вначале дети просто учатся совершать вращение прыгалки и сразу же ее перепрыгивать. Затем по мере тренировки движения могут усложняться: кто дольше?  (прыжки на месте до первой ошибки); кто быстрее? (продвижение прыжками вперед до определенного места); как ты умеешь? (с выполнением придуманных ребенком вариантов прыжка).

– Игра «Мяч другому»

Задача: тренировать детей в быстрой передаче мяча по кругу, развить ловкость, меткость, двигательные навыки детей.

Описание. Играющие стоят в кругу и начинают передавать мяч друг другу, произнося текст:

Раз - два - три!

Мяч скорей бери.

Четыре - пять - шесть!

Вот он, вот он здесь!

Семь - восемь - девять!

Бросать кто умеет?

Я!

Тот, у кого окажется мяч на последнем слове «Я», встает в центр круга, а остальные дети разбегаются в разные стороны. Этот ребенок бросает в их ноги мячи. Тот, в кого он попал, пропускает одну игру. Остальные возвращаются в круг, и игра повторяется с передачей мяча в противоположную сторону.

Игра «Постройся в круг»

Задача: развить ловкость, слуховое и зрительное внимание, скорость реакции детей, тренировать их в порядковом счете предметов в пределах 5.

Описание: Играющие стоят в кругу и по сигналу взрослого или водящего перестраиваются в круг группками: если взрослый произнес «два» - дети встают тарами, «три» - тройками, «четыре» - четверками, «пять» - пятерками.

Дети, которые не смогли найти себе партнеров в двойке, тройке и т. д., выходят из игры на один кон, затем опять встают в круг, и игра повторяется снова.

– Игра «Попади на линию»

Задача: тренировать детей в попадании мячом в определенное место с разного расстояния, развить Силу броска.

Описание. На земле чертится 4-5 линий на расстоянии 20 см друг от друга. Первая линия должна находиться на расстоянии 1-2 м от стены. Около каждой линии пишется соответствующая цифра. Играющие встают за первую линию и бросают мяч в стену, замечая, на какую линию он упадет. Побеждает играющий, попавший мячом на 4 или 5 линию. По мере тренировки игру можно усложнить, стараясь рассчитать силу броска так, чтобы мяч упал на заданную линию.

Игра «Обезьянки»

Задача: тренировать детей в лазании, развить их ловкость, подражательность, координацию движений.

Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка, детские стульчики, большие кубики и другие предметы для лазания.

Описание. Играющие делятся на обезьян и ловцов. Обезьяны располагаются на предметах для лазания, ловцы - на противоположной стороне площадки. Затем они выходят на середину и выполняют заранее задуманные движения, после чего уходят обратно.

Теперь обезьяны слезают с «деревьев», приближаются к месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

По сигналу взрослого: «Ловцы!» они убегают обратно и снова влезают на деревья, а ловцы должны поймать и увести к себе тех обезьян, которые не успели влезть на «дерево».

После нескольких повторений игры дети меняются ролями.

Игра «Стой!»

Задача: развить скорость реакции, координацию движений детей.

Описание. Водящий встает в конце площадки в нарисованном кружке. Играющие стоят на другой стороне площадки за линией. Отвернувшись от детей, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри - не зевай!»

В это время играющие начинают двигаться вперед к концу площадки. Затем через некоторое время водящий говорит: «Стой!», и все дети должны остановиться. Он быстро оглядывается и возвращает на исходную линию тех, кто сделал лишние движения. Далее он снова произносит слова, и все двигаются с того места, где остановились. Те, кого вернули, начинают идти с исходной линии.

Игра продолжается, пока кому-то из играющих не удастся подойти близко к водящему и встать в его кружок до слова: «Стой!» Тогда этот ребенок становится водящим, и игра повторяется.

– Игра «Краски»

Задача: развить навыки количественного счета, ловкость, двигательные навыки детей.

Описание. Среди играющих выбирается продавец и покупатель, остальные дети - «краски». Покупатель уходит на некоторое расстояние, а продавец и остальные дети договариваются, кто будет какой краской.

Затем приходит покупатель и говорит: Ту-тук! Продавец отвечает: Кто там? Покупатель: Это я! (называет свое имя)

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За синей (красной, желтой и т. д.)

Если такая краска есть, продавец называет ее цену (в пределах 10) и покупатель столько раз хлопает по вытянутой вперед ладони продавца. При последнем хлопке ребенок-названная краска убегает, а покупатель должен его догнать.

Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (красной, желтой и т. д.) дорожке на одной ножке до... (называет место). Покупатель скачет и снова возвращается. Игра продолжается, когда дети меняются ролями.

Игра «Не теряй равновесия!»

Задача: тренировать детей в умении сохранять равновесие.

Описание. Играющие стоят лицом друг к другу, сомкнув свои стопы, и начинают поочередно ударять друг друга ладонями. От удара можно уклоняться, разводя руки в стороны для равновесия, не нельзя передвигать с места ноги. Тот, кто не смог удержать равновесие, считается проигравшим.

Игра «Скажи и покажи»

Задача: тренировать детей в показывании называемых частей лица и тела, закрепить их названия, развить внимание, скорость реакции.

Описание. Взрослый объясняет играющим, что при слове «нос» нужно дотронуться до носа, «лоб» -до лба и т. д. Затем он называет части лица, головы или туловища, а дети дотрагиваются до них. По мере тренировки игра усложняется: взрослый старается запутать играющих, называя одну часть, а дотрагиваясь до другой. Те, кто ошибаются, выходят из игры.

– Игра «Переправа»

Задача: развить равновесие, ловкость, двигательные навыки, координацию движений детей.

Оборудование: пары дощечек (фанерок, картонок и т. п.) по количеству играющих.

Описание. На расстоянии 3-4 м друг от друга проводятся 2 линии - это «болото». Играющие делятся на две команды и встают за одной из линий в колонны.

По сигналу взрослого играющие по очереди начинают переправляться через болото: кладут дощечку, встают на нее, кладут впереди себя вторую - встают, затем снова первую и т. д. Побеждает команда, в которой все игроки раньше игроков другой переправились через болото.

Игра «Ловишки»

Задача: развить ловкость, скорость реакции, двигательные навыки детей. Описание.

1 вариант. Перебежки. Среди играющих выбирается ловишка. На противоположных сторонах площадки (комнаты) проводятся 2 линии, за одной из которых стоят играющие. В центре встает ловишка. По команде взрослого дети стараются перебежать за линию на другой стороне площадки, а ловишка их ловит. Если он успевает дотронуться до игрока до того, как он пересечет линию, тот считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 повторений подсчитываются пойманные и выбирается новый ловишка. Поначалу можно играть без линий, просто передвигаясь по всей площадке.

2 вариант. Ноги от земли. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на какой-нибудь предмет: скамейку, стульчик, бревно и т. д.

3 вариант. С лентой. Играющие стоят в кругу, у каждого за пояс заправлена яркая ленточка. По команде взрослого дети начинают бегать по площадке, а ловишка старается догнать кого-нибудь из них и взять его ленточку. Потерявший ленту отходит в сторону, остальные возвращаются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и отдает их назад. Затем игра повторяется с новым ловишкой.

4 вариант. В круг - из круга. На земле чертится большой круг. Все играющие встают за ним через полшага. Выбранный водящий встает в центре круга и старается коснуться рукой детей (которые прыгают в круг и обратно), пока они находятся внутри него. Те, до кого он дотронулся, считаются пойманными и отходят в сторону. Через 2-3 повторения подсчитывается их количество, и выбирается новый водящий.

5 вариант. С мячом. Игра проводится, как в 4 варианте, только ловишка должен попасть в убегающих мячом.

6 вариант. С приседанием. Играющие, убегая от ловишки, должны присесть на корточки.

7 вариант. На одной ноге. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на одну ногу и обхватить колено другой руками.

8 вариант. Лишний. Дети стоят в кругу по одному или парами (один позади другого). За кругом находятся два водящих, один из которых (ловишка) догоняет другого. Убегающий встает впереди кого-нибудь одного или пары, пока до него не дотронулся ловишка. Теперь убегает ребенок, оказавшийся вторым или третьим. Если ловишка успел коснуться убегающего, они меняются ролями.

10 вариант. Пустое место. Играющие встают по кругу близко друг к другу, держа руки за спиной. Выбранный водящий идет позади них, дотрагивается до кого-нибудь и бежит по кругу в любую сторону. Ребенок, до которого он дотронулся, бежит в противоположную сторону, стараясь быстрее него вернуться на свое место. Оставшийся без места становится водящим. Во время бега нужно стараться не наталкиваться и не трогать руками других детей.

11 вариант. В два круга. Играющие встают в два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в разные стороны. По команде взрослого все останавливаются, и игроки внутреннего круга стараются дотронуться до игроков внешнего, пока они не присели на корточки. Те, до кого дотронулись, встают во внутренний круг, и игра продолжается, пока во внешнем круге не останется 4-6 игроков.

Игра «Эстафета»

Задача: развить ловкость, скорость реакции, тренировать детей в умении быстро и правильно выполнять действия в команде, когда от каждого участника зависит общий результат всей команды.

Описание.

1 вариант. С обручами. Играющие разделяются на 2 группы и строятся в колонны, перед которыми проводится линия. На расстоянии 5-6 м от линии кладутся 2 обруча.

По команде взрослого первые участники команд бегут к обручам, поднимают их и пролезают внутрь, затем кладут обратно и возвращаются к своей колонне, дотрагиваясь до руки следующего участника, таким образом передавая ему эстафету, и встают в конец колонны. Так пробегают все участники команд. Побеждает та, участники которой сделают это раньше другой.

2 вариант. Парами. Дети становятся - парами в колонны на одной стороне площадки и одновременно начинают двигаться к другой стороне. Взявшись за руки, они обегают поставленные у финиша какие-либо предметы (кубики, стульчики) и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, бегут вторые пары и т. д. Выигрывает та колонна, все игроки которой быстрее игроков другой выполнят это задание, оставаясь в паре.

3 вариант. С флажком. Играющие делятся на 4 группы и встают спиной внутри нарисованного на полу круга в колонны. Первые игроки держат флажки и по команде взрослого бегут по кругу в одну сторону, стараясь обежать круг и быстрее остальных передать флажок игроку, стоящему за ним. Этот ребенок теперь становится первым и тоже начинает бежать по кругу.

4 вариант. С мячом. Играющие делятся на 2 команды и встают в колонны, расставив ноги на ширину плеч. Первым игрокам дается по мячу. По сигналу взрослого они поднимают руки вверх и начинают передавать мяч назад следующему ребенку, тот -следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он отдает его взрослому.

Побеждает команда, сделавшая это быстрее другой. По мере тренировки игру можно усложнить так, чтобы последний игрок возвращал мяч, передавая его другому между расставленными ногами. В конце игры мяч снова окажется у первого игрока.

5 вариант. Беги скорей! На одной стороне площадки за линией колоннами располагаются 2 команды играющих. Около них - пустые ведерки, коробки, корзины и т. д. На другой стороне напротив колонн стоят ящики с шишками, желудями и другими мелкими предметами. Первые участники бегут к своим ящикам, наполняют ведерки, приносят их обратно и высыпают в корзинки. Затем бегут вторые участники команд, третьи и т. д. Игра продолжается, пока первой не наполнится чья-нибудь корзинка. Игру можно усложнить, поставив на пути кегли, тумбы, которые дети должны обегать, перенося ведра.

6 вариант. Попади в круг. Участники команд бегут наперегонки, держа в каждой руке мешочек с песком. Добежав до линии через 7-10 м от старта, они должны остановиться и бросить мешочки в круги (или крупные корзины) диаметром 1 м на расстоянии 3 м от нее.

7 вариант. Перебрось мяч. Участники команд поочередно перебрасывают мяч через веревку, стоя от нее на расстоянии 1-2 м, и стараются поймать его, перебегая под веревкой на другую сторону. Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание и уронившая меньшее количество мячей.

8 вариант. Верни мяч водящему. Играющие делятся на 2 команды и строятся в колонны. Перед ними рисуются линии, за которыми встают 2 водящих, по одному для каждой команды. По сигналу взрослого водящие одновременно кидают мячи первым, стоящим в колонне игрокам. Поймав его, играющий возвращает мяч водящему и встает за послед- ним игроком. Теперь ловить мяч должен второй играющий и т. д. Побеждает команда, в которой последний играющий раньше другого вернет мяч водящему.

9 вариант. В мешках. Дети строятся в 2 колонны и от одной линии начинают движение, влезая в просторные мешки и придерживая их у пояса, до определенного места, обозначенного линией, флажком или другим предметом. Затем они обегают флажки и возвращаются к своим командам, передавая эстафету следующим игрокам. Выигрывает команда, все игроки которой выполнят задание быстрее другой.

– Игра «Снежная мишень»

Задача: тренировать детей в попадании снежком в определенную цель.

Оборудование: нарисованные на заборе или сугробе мишени в виде кругов диаметром 50-60 см, вылепленные детьми снежки по 6-8 штук на каждого.

Описание. Дети делятся на 2 группы и встают колоннами за линией, расположенной на расстоянии 3 м от мишеней. У каждого игрока свои снежки.

По команде взрослого каждая группа бросает снежки, стараясь залепить (покрыть) им свои мишени. Выигрывает команда, сделавшая это раньше другой. Если снежков не хватает, дети должны их быстро слепить по ходу игры.

Народные подвижные игры

– Игра «Камешки»

Задача: развить внимание, ловкость, меткость, глазомер, координацию движений детей.

Оборудование: 5 небольших округлых камешков, которые умещаются в ладони ребенка.

Описание. Играющие по очереди броском рассыпают камешки и начинают производить с ними действия: подбрасывают по одному камешку и ловят его, добавляя в эту же руку второй; отложив один камешек в сторону, бросают другой вверх и ловят его, взяв в руки остальные по одному; раскладывают камешки по 2 штуки и, подбросив один вверх, ловят его и берут сразу по 2 камешка; бросив камешек вверх, и пока он летит, берут один, откладывают его, снова бросают оставшийся и берут сразу три; бросают один и берут все 4 камешка вместе.

Если ребенок уронил камешек или не успел взять лежащие на столе, очередь передается следующему игроку, который продолжает выполнять начатую предыдущим фигуру. Выигрывает тот, кто раньше всех выполнит последнюю фигуру.

– Игра «Бирюльки»

Задача: развить глазомер, координацию мелких движений рук.

Оборудование: любые мелкие предметы, различные фигурки: чашечки, мисочки, тарелочки и т. д.; 2 крючка, коробка.

Описание. Все фигурки лежат в коробке. Играющие по очереди стараются вытащить крючком по одной бирюльке (фигурке) так, чтобы не пошевелились соседние. Тот, кому это удалось, получает право вытащить еще одну бирюльку. При неудаче крючок передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто сможет вытащить большее количество бирюлек.

Игра «Серсо»

Задача: тренировать детей в набрасывании колец на палочку.

Оборудование: 2 палочки, 4-5 колец диаметром 20 см.

Описание. Дети играют парами, стоя друг напротив друга на расстоянии 2-3 м. Один с помощью палочки бросает другому кольца, а тот ловит их на свою палочку.

На первых порах можно подбрасывать кольца не палочкой, а рукой или ловить их на руку, а не на палку. Также можно играть с одним кольцом, перебрасывая его друг другу.

Игры связаны с метким попаданием и выбиванием определенной формы бабок или фигур из деревянных палочек (городков) с помощью биты. Городки и бабки расставляются на определенном расстоянии от игрока в определенной последовательности. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур с помощью меньшего количества бросков биты или как можно больше бабок определенным количеством.