Педагогический опыт

Стрекалова Виктория Викторовна

Делюсь опытом

1."Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

2. «Кинезиология – одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ» (подведение итогов работы за три года)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

Подведение итогов за 2020-2023 г.г.

Тема: «Кинезиология – одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ» (подведение итогов работы за три года)

Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи:

Для детей:

1. Развитие межполушарного взаимодействия.

2. Синхронизация работы полушарий.

3. Снятие эмоциональной напряжённости.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие способностей.

6. Развитие памяти, внимания.

7. Развитие мышления.

Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми

дошкольного возраста.

Развитие современного общества носит динамический характер, то и

ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Я твердо убеждена, что основу воспитательной работы со старшими дошкольниками, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения, возможности которых в практике детского сада можно реализовать.

Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для

становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы.

Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

 Так как современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных

гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

Из опыта работы трёх лет

        Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством системы кинезиологических упражнений происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников.

      Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Кинезиологические упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

     Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к таким упражнениям. Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

Результативность опыта

Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала

эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким

«Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно

сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу

вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.

Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Критерии оценки:

3 балла — выполнено без ошибок;

2 балла —выполнено с ошибками;

1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.

Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый

глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет —

прекращают.

Сложная ориентировка.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой

рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей.

Степень сохранности премоторной зоны.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках

одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала

движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к

указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев

и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).

Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

· 5 баллов — правильно и быстро;

· 4 балла — правильно, но медленно;

· 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

· 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

· 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Исследование артикуляционных возможностей ребенка

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться;

2) надуть щеки;

3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);

4) сделать губы как при звуке «о»;

5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);

6) высунуть язык лопаткой (широко);

7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;

8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;

9) поместить кончик языка в правый угол рта;

10) то же — в левый угол рта;

11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Критерии оценки:

0 баллов – не может выполнить упражнение.

1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)

2 балла — выполнено без ошибок;

Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия

Уровень %

Высокий

Средний

Низкий

2022-23 г.г. подг. группа

93%

7%

0%

2021-22 г.г.     ст. группа

50%

40%

10%

2020-21  г.г.      ср. группа

10%

50%

40

Так как органической частью интеллектуального развития являются познавательное и речевое развитие, то их диагностика позволит судит так же об уровне развития интеллектуальных способностей.

Анализ речевого и познавательного развития20223-23учебный год

№ п/п

Уровень/ Образовательная область

Познавательное развитие                 начало года

Познавательное развитие    конец года

Речевое развитие начало года

Речевое       развитие конец года

1

Высокий     %

43%

54%

18%

53%

2

Средний     %

54%

46%

79%

47%

3

Низкий        %

3%

0%

3%

0%

Заключение

    Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного

взаимодействия с детьми на протяжении трёх лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

  • снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
  • улучшились навыки самообслуживания;
  • развивается устная речь;
  • формируется логическое мышление;
  • улучшаются коммуникативные навыки;
  • улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень

развития интеллекта у детей.

Учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей. Дети, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды.

Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические

упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками.

Применяя кинезиологические упражнения для развития интеллекта, родители

свидетельствуют, что это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.

Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствием

обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях.

Методическое обеспечение:

Литература:

1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.

5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

 

Приложение 1.

Перспективный план по кинезиологии.

Октябрь

(упражнения на межполушарное взаимодействие)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Повтори упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза.

Повтори упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза;

-вилка.

Повтори упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка.

Повтори упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки.

Ноябрь

(1. Телесные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие)

1. Перекрестное марширование.

2. Повтори упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос.

 

1. Колено-локоть.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-кошка;

-ладушки-оладушки.

1. Крюки.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка.

 

1. Дерево.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

 

Декабрь

(1. Растяжки.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие)

1. Снеговик.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

 

1. Дерево.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

 

1. Тряпичная кукла и солдат.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

 

1. Сорви яблоко.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

 

Январь

(1. Дыхательные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие)

 

1. Дышим носом.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

 

1. Свеча.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

 

1. Ныряльщик.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

 

Февраль

(1. Упражнения на релаксацию + глазодвигательные (4 нед.)

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие)

1. Путешествие на облаке.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Дирижер.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Ковер-самолет.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1.Горизонтальная восьмерка.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

Март.

(1. Глазодвигательные (1-2 нед.) + самомассаж (3-4 нед.)

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие)

1. Взгляд влево вверх.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

 

1. Слон.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

 

1. Массаж ушных раковин.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

 

1. Массаж лица.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

 

Апрель

1. Зеркальное рисование.

2.Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

 

Май

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

 

1. Упражнения в парах:

Встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

1. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.