Районный конкурс "Учитель года - 2019"

Перович Елена Петровна

Эти материалы я представляла на конкурсе " Учитель года" в 2019 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Аркуль Нолинского района Кировской области

Районный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года –2019»G:\муниципальный этап -Учитель года - 2015\ychit_cr.jpg

Эссе  на тему:

учителя начальных классовhttps://i.mycdn.me/image?id=531176811709&t=3&plc=WEB&tkn=*cm8i1sxBijqJJ5rTFiWJHfWIp78

 МКОУ СОШ п. Аркуль

Перович Елены Петровны



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Аркуль

Нолинского района  Кировской области

Районный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года –2019»G:\муниципальный этап -Учитель года - 2015\ychit_cr.jpg

Опыт работы по теме:

учителя начальных классов

 МКОУ СОШ

П. Аркуль

Перович Елены  Петровны



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта Перович Елены Петровны,

учителя начальных классов МКОУ СОШ п. Аркуль

Использование информационно  коммуникационных  технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности.

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

                  А ныне новый наш образовательный стандарт.

Актуальность предъявляемого опыта.

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Актуальность предъявляемого опыта в том. что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном процессе. Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к решению  конкретных жизненно важных проблем.  Главная цель ИКТ – расширение возможностей получения знаний. Эту же цель ставит перед нами ФГОС. В настоящее время  можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной  выбора мною для обобщения и работы темы: «Использование информационно – коммуникационных  технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности».

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала.

        Цель обобщения опыта: Повышение  эффективности обучения в начальной школе посредством использования ИКТ.

Задачи обобщения опыта:

  1. Осуществить переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
  2. Продемонстрировать многообразие направлений работы с использованием ИКТ.
  3. Разнообразить, усовершенствовать и облегчить образовательный процесс.

Степень новизны:

   Монитор компьютера  (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

        Описание опыта.

Используя наработки коллег и занимаясь самообразованием по данной теме, я в своей урочной и внеурочной  деятельности с помощью осуществления перехода от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, разнообразила работу детей использованием ИКТ. Так как смена деятельности детей является своего рода отдыхом для них. Это в результате облегчило образовательный процесс.

В своей  работе по этой теме применяю следующие направления:

  1. Программные мультимедийные средства: обучающие программы  и презентации,  видеоролики.
  2. Тренажёры.
  3. Электронные приложения к учебникам.
  4. Работа над проектами.
  5. Автоматический самоконтроль: использование готовых тестов, создание собственных тестов.
  6. Виртуальные экскурсии по музеям мира.
  7. Использование ресурсов Интернет (Интернет-урок)

Умелое сочетание всех этих направлений несомненно повышает эффективность образовательного процесса.

  

Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках в начальной школе.

Презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на  уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» - гласит пословица. 

Презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной  научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.

Что это дает мне, как учителю?

Учителю отведена главная роль в учебно-образовательном процессе. Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное.

Следовательно,  не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран соответственно теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.   

Что это дает моим ученикам?

С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации.

Второе направление работы - использование тренажёров.

В своей работе я применяю ежеурочные пятиминутки чтения, ежедневное написание зрительных диктантов, использование сорбонок на различных уроках, осуществление контроля  техники чтения и т.д. Неоценимую помощь в написании зрительных диктантов мне оказали мультимедийные тренажёры с применением интерактивной  доски. Щелчок мыши - предложение появилось, следующий щелчок - оно исчезло. Очень часто на уроках использовала работу  с сорбонками.  Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомню, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Анимированный вариант сорбонки помогает сделать процесс  запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.

 

Используя сорбонки, я уделила внимание здоровьесберегающей технологии, что немаловажно для учащихся начальной школы.  Это использование слайдов с музыкальными физминутками, упражнениями для сохранения зрения младших школьников, упражнений на релаксацию.

Третье направление работы – использование электронных приложений к учебникам

Электронные приложения к учебнику оказывают огромную помощь учителю. В них  кратко излагается материала,  есть первичное закрепление.

Детям особенно нравятся электронные приложения к учебникам по окружающему миру и русскому языку.

Четвёртое направление работы – работа над проектами

 В нашу школьную жизнь уже довольно - прочно вошла проектная деятельность. Применение ИКТ в проектной деятельности позволяет научить обучающегося самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы.

Думаю, что в школе будущего именно эта деятельность станет одной из основных. Мои ученики успешно участвуют в районном конкурсе проектов «Три звена проектной деятельности».

Длительность работы над опытом

Разработка опыта продолжалась в течение четырёх лет. Работа над обобщением  опыта включала несколько этапов:

 I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2015 года.

II этап – основной (формирующий) – декабрь 2015 – январь 20118 года.

III этап – заключительный (контрольный) – декабрь 2018 года.

Начальный период предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы,  подбор диагностического инструментария и определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся.                На формирующем этапе мною  использовались  различные методы и приёмы для развития познавательных интересов  на основе метода ИКТ. На третьем, заключительном этапе, выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения  качества и    уровня   сформированности познавательных интересов, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта

          Диапазон опыта достаточно широк, охватывает все уроки, а также внеклассную работу и внеурочную деятельность учащихся.

Результативность

В ходе использования ИКТ на уроках и внеурочной деятельности можно отметить определённые  результаты. 

 К результативности данной технологии можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Рост качества знаний.

Перспективы развития опыта.

Опыт, обобщенный в этой работе применим на любом учебном предмете, а также во внеурочной деятельности.

Заключение

Спектр использования возможности ИКТ  в образовательном   процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость. 



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Учитель будущего».

Каким должен быть учитель –

Учитель, которого ждут?

Вопрос не простой, учтите,

Ответить не в пять минут,

Он знает, как быть человеком,

Не лгать, не кривить душой,

Поможет он стать ребёнку

Не кем – то самим собой.

            Учитель будущего, каким он будет, мой далёкий коллега?  Это трудно предугадать. Но всё таки можно предположить, спрогнозировать. Я думаю, что  это будет современный педагог, пришедший в школу по зову своего сердца, который  готов отдать  детям всего себя. Это учитель,

 владеющий компьютерной техникой, знающий  иностранные языки, умеющий повести за собой.

           По - разному приходят в школу учителя. У каждого педагога есть своя история. У кого-то эта история смешная, у кого-то трогательная, а у кого-то сплошное приключение. Моя – самая обыкновенная. Но это моя история, это моя жизнь! Я считаю, что    счастлив тот человек, кто может верно выбрать свой путь, а потом никогда не сожалеть о своем выборе. О своём выборе я ничуть не пожалела. Я люблю свою работу, я люблю детей! Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.  Ведь я - УЧИТЕЛЬ… Я учитель, и мне доверяют.   Я учу, и у меня учатся.  Я веду, и за мной идут. Я убеждаю, и мне верят.  Может таким и должен быть учитель будущего?

           Сегодня, спустя 20 лет от начала педагогического пути, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна моим педагогам, пример которых определил выбор моей профессии, благодарна моей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребёнка стала моей победой его радость - моей радостью, за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.

Что значит школа для меня?

Я всем отвечу  однозначно:

«Жизнь школьная – моя судьба...

Моя судьба... и не иначе».

         Я стала учителем не случайно. Моя  бабушка была по образованию учителем начальных классов, хотя посвятила себя воспитанию  шестерых детей. Долгими зимними вечерами я надевала бабушкину шаль на плечи, именно так в моём представлении должна была выглядеть учительница, и учила своих кукол. Может таким и будет учитель будущего?

           Когда я ходила в детский сад, я очень хотела быть похожей на свою воспитательницу Бусоргину Галину Александровну. Она была очень ласковой и заботливой, она по - настоящему любила нас, малышей. А

 в начальной школе я с восхищением смотрела на учителя Новосёлову Ольгу Фёдоровну и старалась во всём ей подражать. Ольга Фёдоровна была требовательной и доброй. Она учила нас не только читать и писать, она учила нас милосердию, любви к своей стране, умению дружить. Скорее всего таким я вижу учителя будущего. А может таким, каким была   Трубицына Ираида Ивановна? Мой  учитель истории в среднем звене школы. Эта невысокая стройная женщина умела так преподносить учебный материал, что даже самые озорные мальчишки слушали её, затаив дыхание. Мы никогда не учили историю, потому что запоминали всё с урока, и те, у кого была хорошая память, пересказывали  слова Ираиды Ивановны точь-в-точь. Она  всегда вела себя с достоинством, легко умела призвать к порядку расшалившегося ученика. Это очень интеллигентный человек, это учитель с большой буквы, настоящий профессионал своего дела. Таким учителем мне представляется будущий учитель.   Я очень хотела бы, чтобы учитель будущего был похож на этих людей.

           Я учитель. Учитель начальных классов. И я считаю, что это одна из самых важных  профессий на земле. Первую учительницу люди помнят всю свою жизнь. От неё во многом зависит судьба человека.  Учитель даёт не только знания, он учит детей жить.

           Ученики начальной школы самые благодарные. Они боготворят своего учителя, слушаются и верят ему во всём, подражают ему. И какая большая ответственность ложится на плечи учителя: не погасить эту веру в сердцах детей, не разочаровать их, быть примером во всём. И таким мне видится учитель будущего.

           Учитель – это не профессия, это образ жизни. Он всегда на виду, за ним наблюдают тысячи глаз учеников и их родители настоящих, бывших и будущих.  Любое его слово и действие воспринимается по-особенному.

          Часто свою первую учительницу называют второй мамой. Это очень почётное звание. Мама всегда заботится о своих детях, внимательна к ним, умеет  выслушать и решить любую проблему. Значит, учитель будущего должен быть похож на маму?  Скорее да, чем нет.

          Первое сентября. Я пришла в школу задолго до начала урока. Проверила всё ли готово к уроку.  Вот окрылись двери и на пороге появились робкие, неуверенные, державшиеся за руку пап и мам мои ученики.  Какие они ещё маленькие! Нарядные, с букетами цветов, с большими открытыми глазами, в которых читается вопрос: «Какой же ты, учитель будущего?» Время быстротечно, а  я верю в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день смотрят на меня. В.А.Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».  Вот таким мне видится  учитель будущего.

Как сегодня, так и в будущем  каждый урок должен быть полезен и интересен детям.  К этому я стремлюсь сейчас и надеюсь, так будет и  в будущем. Использование ИКТ на уроках будет обязательным и ежедневным.

Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.  Ещё и таким мне и видится учитель будущего. 

           Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, добрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».

           По моему мнению, главным условием воспитания является умение самому стать примером для детей, быть убеждённым, честным, правдивым, верящим в своё дело педагогом.

Так каким же должен быть учитель будущего? Обладать благородными качествами? Да.  Хорошо знать и любить свой предмет? Да. Идти в ногу со временем? Конечно, да!  Учитель будет помогать развивать ученику его способности, давать возможность проявлять свою индивидуальность. Еще лучше, если учитель будущего будет являться настоящим гражданином и патриотом своей Родины. А самое главное для педагога - это любовь к детям и понимание их.

Профессия учителя будет сопровождать людей всегда. Ерунда, что когда-то детей станут обучать роботы и машины. Они могут только помогать учителю, но заменить живого учителя никакая  техника не в силах.

Миссия учителя и в будущем будет такой:

Учить, вести, дарить

И целый мир великих тайн

С учеником открыть!

Перович Е.П., учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Аркуль



Предварительный просмотр:

Визитная карточка на конкурс «Учитель года 2019»

1 слайд- я

Здравствуйте.

2 слайд - Бичер

Мне хочется начать своё выступление со слов Бичер Генри Уорда

«В этом мире богатым нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаём!»

3 слайд - сердце

Я хочу сегодня подарить вам сердца своего частичку, теплоту души, свою улыбку, своей жизнью с вами поделиться.

4 слайд - Аркуль

В Аркуле мне было суждено родиться, в маленьком посёлке речников.

В сердцу милой дорогой провинции, от столицы очень далеко.

5 слайд – я  с родителями.

6 слайд – я в детстве.

Но скорый поезд жизни быстро мчится. Вот на пути и школьные года, весёлые и светлые, он здесь остановился, и в школьную пору привёз меня сюда.

      Вот школа, где успешно я училась,  

7 слайд - школа

      мои друзья,

8 слайд – мои друзья

       мои учителя.

9 слайд – мой класс

Здесь жизнь неслась, стремительно кружилась,

Здесь беззаботно я детство провела.

А поезд жизни всё спешит куда-то,

На станциях он долго не стоит,-

И где-то вдалеке стучат колёса:

«Иди вперёд, не бойся, путь открыт!»

10 слайд – советское педучилище

Я смело в мир большой шагнула:

В Советское я педучилище пошла.

И вот уже стою с дипломом,

Теперь я педагог мои друзья!

11 слайд – мой первый класс

Я учитель начальных классов. Первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.

12 слайд - мои старшенькие

Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.

13 слайд – я с Дашей и Полиной

Я работаю в Аркульской средней общеобразовательной школе.

14 слайд - младшенькие

Являюсь классным руководителем учащихся 3 класса.  

15 слайд - ВГГУ

  В 2005 году я закончила ВГГУ по специальности учитель русского языка и литературы.

16 слайд – В гостях у сказки

Поэтому особое место в моей работе занимает речевое развитие ребёнка. Этим мы с детьми занимаемся во внеурочной деятельности «В гостях у сказки».

17 слайд – дети 7 класс

Здесь все бурлит, кипит, вертится. Все это мне очень нравится!

18 слайд -  радуга и я

-Я не всезнайка, Поэтому постоянно учусь сама, чтобы научить других.

-Я давно рассталась с детством, но позволяю детям, учить меня тому, что знают и умеют они.

Я, словно  радуга после дождя.
В ней отражается небо, земля.
Я состою из частичек дождя:

Радуга по отдельности:

Красный – активность во всём и всегда.

Оранжевый – солнце, что светит в душе.
Жёлтый – надежда, уверенность в завтрашнем дне.
Зелёный – спокойствие.
А голубой – дарит гармонию мне и покой.
Синий – я личность, твёрдости цвет, что помогает добиться побед.
Цвет фиолета – сомнений, тревог – каждый имеет в душе педагог.
Если в тебе есть все эти цвета, ребячья любовь с тобой навсегда!

19 слайд – дети и сердца

Поэт  Волошин однажды сказал, что «каждый человек рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет».  Я родилась второй раз, когда выбрала свою профессию - учитель.

Теперь я, пожалуй, отвечу,

Что слово «Учитель» значит:

Это Судьба и Призванье,

Творчество, Вера, Любовь и Удача!

19 слайд – дети и сердца


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕРОВИЧ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ п. АРКУЛЬ

Слайд 2

«В этом мире богатым нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаём!» Бичер Генри Уорд

Слайд 4

Милый сердцу уголок

Слайд 5

Моя семья

Слайд 6

Вот и я

Слайд 7

Школьные годы чудесные

Слайд 8

Мои друзья

Слайд 9

Мой класс

Слайд 10

Советское педагогическое училище

Слайд 11

Мои первые ученики

Слайд 12

Мои «старшенькие»

Слайд 14

Мои «младшенькие»

Слайд 15

ВГГУ

Слайд 16

В гостях у сказки

Слайд 18

Радуга и я