6. Мой блог

Чеботарева Светлана Юрьевна

В этом разделе можно обмениваться с коллегами  информацией о применении инновационнныых педагогических технологиях в своей профессиональной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как интегрировать занимательную математику

в разные центры активности

Детский сад является первой ступенью общего образования. Современные темпы прогресса требует от детей более высокого уровня познаний. Именно поэтому одной из задач современного дошкольного образования является успешное развитие интеллектуальных способностей,

Формирование элементарных математических представлений - необходимое условие для развития мышления детей дошкольного возраста.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.» Б. Паскаль.

Занимательный математический материал — это игры, задачи, головоломки, которые интересны по содержанию, форме и отличаются необычностью решения. С их помощью мы формируем у детей умения систематизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать. Использовать этот материал можно не только на познавательных занятиях, но и в ходе игровой деятельности детей в разных игровых центрах.

Рекомендации к подбору занимательного материала:

  • Соответствие возрасту детей;
  • Материал должен отражать особенности реального мира, побуждать детей исследовать его;
  • Материала должно хватать всем воспитанникам группы;
  • Размещение занимательного математического материала в центрах активности должно быть с учетом их направленности;
  • Материал в центрах должен быть подписан словами или символами.
  • Тема проекта, в рамках которой дети будут работать с математическим материалом должна быть им знакома и интересна (при выборе темы проекта необходимо опираться на имеющиеся у детей знания и возраст);
  •  Необходимо акцентировать внимание на игровой деятельности, тогда дети будут думать, что просто играют, и быстрее освоят новые понятия.

Центр конструирования

В центре конструирования или строительства, можно использовать разные виды конструктора для пространственного моделирования. Пока дети будут строить различные здания они освоят пространственное расположение деталей конструктора на плоскости и в трехмерном пространстве, пространственные отношения между ними: слева, справа, спереди, сзади, сверху, снизу. Также дети усвоят как соотносятся части и целое, определят количество недостающих деталей. Пока дети создают постройки из конструктора, мы можем знакомить их с понятиями «количество», «число», «множество», «подмножество», «величина», «форма предмета», «мера» и «геометрические фигуры». Педагог уточняет, какие геометрические формы дошкольники использовали, сколько деталей одной формы, какая постройка по величине. Так незаметно, в процессе игровой деятельности дети получают элементарные математические представления.

Предлагайте воспитанникам зарисовывать то, что они строят. Постепенно они научатся переносить на плоскость характеристики геометрических объектов, создавать пространственные формы по схемам, собственным представлениям, наблюдениям, условиям.

Чтобы дети продвигались по сюжету, предлагайте им интересные вопросы и задания. Закреплять материал в игровой форме помогут сюжетно-ролевые игры.

В рамках проекта на тему транспорта в центре сюжетно-ролевых игр дети играли в игру «Поездка на автобусе в цирк». Сначала они считали, сколько будет пассажиров. Это зависело от того, сколько игрушек они посадили бы, сели бы как пассажиры сами. Затем дети выбирали, на большом или маленьком автобусе ехать такому числу пассажиров. Далее они рассаживали пассажиров так, чтобы впереди сидели куклы невысокого роста, а сзади – самые высокие игрушки и дети. Затем определяли, где находится цирк и как до него доехать: в каком направлении будет двигаться автобус, куда поворачивать по пути – направо, налево.

Центр литературы и развития речи

Традиционно в центре литературы или развития речи педагоги формируют у детей грамматический строй, развивают связную речь, расширяют словарный запас. Математический материал позволит также формировать и закреплять логико-математические представления. Используя для игр персонажей литературных произведений, можно спросить у детей: кто это? Сколько их? Куда они направляются? Слева или справа друг от друга находятся? Как их можно классифицировать? В какие группы по каким признакам их можно объединить? Так же можно предложить воспитанникам составить небольшой рассказ с предметами-заместителями: счетными палочками, геометрическими фигурами, математическим планшетом.

 Например, при ознакомлении детей с РНС «Заюшкина избушка», дети выкладывали персонажей сказки (зайчика и лису из развивающих игровых пособий: палочек Кюзенера, блоков Дьенеша) и составляли небольшой рассказ.

Также в центре литературы и развития речи можно закреплять с дошкольниками понятие времени суток. Для этого используйте круг желтого цвета, чтобы изобразить солнце, счетные палочки, чтобы выложить цветы или обозначить линию горизонта, за которую зайдет солнце. Цветы можно «закрывать» на ночь и «открывать» днем.

Чтобы дети освоили категории количества, поиграйте с ними в игру «Сколько персонажей двигается вправо или влево». Во время игры формировать у детей умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже. (Например, при ознакомлении с произведением М. Пришвина «Ребята и утята» - нужно было посчитать утят – закрепление количественного счета)

Центр искусства

В центре искусства предложите дошкольникам набор геометрических фигур или головоломки «Монгольская игра». «Пифагор». «Тангам». Сначала вместе с воспитанниками комбинируйте фигуры из наборов и составляйте из них изображения. Затем дети будут выполнять такие задания самостоятельно. С фигурами также можно играть в игры «На что похоже». «Что из этого получится, если дорисовать».

Во время игр «На что похоже» и «Что из этого получится, если дорисовать» важно направить детей на ассоциации по теме проекта. Например, в рамках проекта на тему транспорта сравните прямоугольник с кузовом машины, квадрат – с кабиной грузовика, круг – с колесами, треугольник – с кучей песка в кузове грузовика. Предложите дорисовать овал, чтобы из него получился самолет, из прямоугольника – автобус.

Также предложить детям другие формы творчества: пусть рисуют и лепят геометрические фигуры и комбинации из них, делают аппликации (например, из фигур «Танграма»). Это позволит сформировать у детей понятия о геометрических формах, величине, пространственном расположении предметов на плоскости листа, количественных отношениях. Подбирайте цветную бумагу, раскрашивайте с детьми фигуры, чтобы закреплять знания цветов и оттенков.

Центр экспериментирования

В центре экспериментирования понадобятся игрушки или бросовый материал по теме проекта, чашечные весы. Научите детей взвешивать предметы на руках и на чашечных весах, определять, что тяжелее, что легче, что весит одинаково. Потренируйте детей оценивать относительность массы: что любой предмет легче чего-то одного и тяжелее чего-то другого. Для этого подберите не только маленькие и легкие, большие и тяжелые игрушки, но и маленькие тяжелые с большими легкими. Пусть дети считают, сколько предметов взвешивают, оценивают, всегда ли количество предметов или их размер влияет на их массу.

 В рамках проекта о транспорте мы предлагали детям выбрать самую легкую машинку, затем ту, что тяжелее и т.д. Затем спрашивали у дошкольников, сколько машинок они отобрали, чем машинки отличаются: массой, размером. Дошкольники учились сравнивать по пять игрушек между собой, по две группы игрушек. Также дети самостоятельно группировали и классифицировали предметы по массе, строили сериационные ряды из 7–10 предметов.

Центр математики

В центре математики разместите счетные палочки, палочки Кюизенера, карточки с цифрами, геометрические фигуры и игрушки по теме проекта. Считайте с детьми, сколько игрушек или фигур есть в центре, сколько углов у фигур, повторяйте названия фигур, числа. Предлагайте детям задачи на счет в пределах пяти из картотеки. Усложняйте задания с учетом возраста.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе помогает не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и развить интеллектуальные способности ребенка