Проектная деятельность учащихся

Гаврилова Валентина Николаевна

Темы проектов, консультация  по теме "Моё почтение, ошибка!"

 

Темы проектов в 1 четверти: Корни с чередованием. 

                                                 Орфограммы в корне 

                                                 Опора по теме "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы проектов по русскому языку и литературе в 6 классе

  1. Фразеологизмы в моей семье
  2. Фразеологизмы в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
  3. Лексика  сказа «Левша» Николая Семеновича Лескова
  4. Историзмы и архаизмы в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»
  5.  Фразеологизмы с местоимениями
  6. Возвратное местоимение СЕБЯ во фразеологизмах
  7. Фразеологизмы в речи моих учителей
  8. Диалектные слова Смоленщины (моего села, в моей семье)
  9. Сибирские диалекты в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой»
  10. Профессионализмы в моей семье (школе, кружке)
  11. МОЁ ПОЧТЕНИЕ, ОШИБКА!
  12. Роль прилагательных в тексте



Предварительный просмотр:

Консультация

Моё почтение, ошибка!

Советы.

  1. Оформление титульного листа и содержания работы
  2. Структура проекта
  3. Содержание
  1. Выписать ошибки из контрольных тетрадей, развития речи, рабочих тетрадей и тетрадей по другим предметам
  2. (сделай фото, приложи к работе)
  3. Объясни графически:
  1. Выдели часть слова, в которой сделана ошибка, т.е. дай ответ на вопрос ГДЕ? Сделана ошибка
  2. Определи устно ЧАСТЬ РЕЧИ (это пригодится в нахожденни № орфорграммы). Подчеркни ошибку
  3. Объясни по правилу,т.е. ПОЧЕМУ надо писать эту букву

ПОМОЩНИК  - форзац учебника.

Можно сделать сводную таблицу всех ошибок:

№ ошибки

Слово с ошибкой

№ орфограммы

Объяснение

Пример (2-3слова)

  1. После того как выписаны все ошибки, их надо систематизировать, т.е., объединить в какаие-то логические группы. Например,

1система классификации ошибок:

 1) Орфограммы в корне. Орфограммы №1, 2,3,4):

-проверяемые гласные и согласные,

-непроверяемые гласные и согласные,

-непроизносимые согласные

-чередующиеся гласные и согласные).

  1.   Правописание существительных:

    А) правописание суффиксов существительных

Б) Правописание окончаний существительных

В) Не с существительными

3) Правописание прилагательных Орфограммы №…..

А) правописание суффиксов прилагательных (-К, -СК, ..Н-..НН)

Б) Правописание окончаний прилагательных

В) Не с прилагательными

4) Правописание числительных. Орфограммы №…..

  1.  Правописание местоимений. Орфограммы № ..
  2.  Правописание глагола. Орфограммы №…..
  3. Раздельное написание предлога со словом …
  4. Не с разными частями речи
  5. Слитное раздельное дефисное написание слов
  6. после шипящих
  7. Ъ и Ь в словах

Или другая система (2 система):

  1. Орфограммы в корне
  2. Орфограммы в приставках
  3. Орфограммы в суффиксах
  4. Орфограммы в окончаниях
  5. Не с разными частями речи
  6. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
  7. Орфограммы после шипящих
  8. Ъ и Ь в словах

После каждого блока ошибок делать микровывод: Записывать правило с другими примерами. Желательно из текстов учебника «Литературы 6 класс» или произвольных.

Общий вывод –анализ- заключение   о том, в написании каких орфограмм чаще ошибалась и ПОЧЕМУ (попытаться осмыслить)

Титульный лист  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Печерская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Проект

Фразеологизмы в моей семье

Выполнил(а) ученик(ца) 6 класса

Иванова Ирина

Руководитель: Гаврилова В.Н.

2020г

План проекта

  1. Введение. Представление о себе
  2. Актуальность проблемы. Мною сделано …ошибок…..
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Гипотеза. Почему я делаю ошибки?
  6. Основная часть. Работа над ошибками. Анализ. Объяснение. Назвать????  (интересно)
  7. Заключение. Советы будущему пятикласснику. Научное обоснование  или  проще: Чтобы я посоветовал моему младшему брату, (другу, сестре), чтобы он(а) не делал(а) ошибок.
  8. Источники информации

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования).Организация деятельности:

  1. Изучение теоретических сведений по теме. Ошибка-орфограмма
  2. Просмотр и исследование ошибок
  3. Выписывание ошибок

  4. Изучение видов орфограмм по форзацу учебника «Русский язык и литература. 6 класс)
  5.  Выбор № орфограмма своей ошибки. Объяснение по образцу
  6. Классификация, систематизация ошибок.
  7. Ошибки –пунктограммы.

ІV этап. Выводы

V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

- Оформление работы, редактирование, фотографирование, вложение фотофайлов (в приложение) в  Word  документ  и (или) PowerPoint. Можно  проект «Тетрадь словарь ошибок»

- Защита и презентация. Для защиты выступление должно быть не более 3-5 минут, т. е., его надо сжать.

VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

Приложение 1

Подсказки, разъяснения

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Примеры обоснования актуальности темы исследования


1Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

4. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

Проблема – возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.

Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.

Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:

  • что не так;
  • почему не так;
  • что будет, если сделать как надо.

Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:

  • новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;
  • предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;
  • обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;
  • в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;
  • подробное описание приобретенных обучающимся знаний.

4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.

В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.

Гипотеза–  вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.

Цель  – идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; идеально-побуждающий мотив деятельности.

Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.

Основными задачами проведения исследовательских работ школьниками являются расширение, углубление, систематизация знаний и получение необходимых навыков проведения самостоятельного исследования.

Можно использовать такие фразы при обосновании задач:

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
  • Задачи работы:

К задачам работы относятся:

  • Изучить литературу по теме
  • Выяснить значение терминов...
  • Найти примеры... в ... / собрать материал ... / изучить состав ... / измерить уровень ...
  • Провести опрос / эксперимент / наблюдение
  • Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
  • Сделать выводы о ...

Вид исследовательской работы  - 

Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов.

 аналитико-систематизирующая работа (– наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.


Результаты ученической исследовательской работы оформляются в виде сообщения, автор формулирует тезисы и развёрнутый доклад.

Для оформления выводов по главам и результатов исследования можно использовать такие шаблоны:

  • На основании всего вышесказанного мы можем констатировать ...
  • Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: ...
  • Таким образом, мы видим ...
  • Следовательно ...
  • Очевидно, что ...
  • Как видно из всего, сказанного выше ...
  • Из вышесказанного следует, что ...
  • Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее ...
  • Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть ...
  • Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что ...
  • В результате проведенного исследования мы выяснили, что ...
  • В заключении необходимо отметить ...
  • Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы ...

Структура исследовательской работы учащихся:

  • Оглавление
  • Введение
  • Подробное исследование теории и освещение практической работы по выбранной теме
  • Выводы по каждому разделу (главе)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Приложение 2

Источники информации

  1. Ладыженская  Т.А. , Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  и др.. Русский язык. Ч.1, ч.2, М., Просвещение. 2016г.
  2. Иванов Николай. Тетрадь №1 для работ по русскому языку для 6 класса.  2019-2020уч.г.
  3. Иванов Николай. Тетрадь для контрольных работ по русскому языку
  4. Иванов Николай. Тетрадь для развития речи по русскому языку. 2019-2020уч.г.
  5. Другие источники



Предварительный просмотр:

МБОУ Верховская основная школа Смоленского района

ПРОЕКТ

ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ

Выполнили

Ученицы 6 класса

Садкова Полина

Руководитель Гаврилова В.Н.

2015г

Цели: Изучение фразеологизмов, в которых есть слова, обозначающие части тела и выяснение их понимания учащимися школы

Задачи: 

  • изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);
  • выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
  • провести анкетирование среди учителей на тему «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»;
  • провести опрос среди учащихся 1-9 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;
  • изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значения  учащимся.

Обоснование выбора темы: Речь учащихся, по словам педагогов, становится беднее. По причине отсутствия привычки и обязанности читать.

Актуальность проекта: Изучение темы «Фразеологизмы» в программе  предусматривается, но не в полном объёме.  Всю дополнительную информацию по данной теме учащимся приходится добывать самостоятельно, а иногда многие  фразеологические обороты так и остается для многих учащихся загадкой.

Гипотеза:  Если фразеологизмы такие есть, значит это для чего-то нужно

Проблемный вопрос: Для чего?

Вступление.

В течение месяца мы занимались изучением фразеологизмов в русском языке. Мы собирали материал, работали с фразеологическими словарями и узнали много интересного о фразеологизмах.

Фразеологизм, или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению. Фразеологизм обычно не позволяет даже переставить свои части внутри себя.  Вот такая это строгая и загадочная лексическая единица.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи

Фразеологизмы со словами, обозначающими части тела человека

РУКА

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать.

Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.

Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно.

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости.

Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении.

Рукой подать – очень близко, совсем рядом.

Не покладая рук – усердно трудиться

Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением.

Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга

Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.

Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы.

Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать.

Греть руки – пользоваться положением.

Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости.

Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение.

Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло.

Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета.

 

                 ГОЛОВА

С больной головы на здоровую – свалить вину на другого

Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела

Сломя голову – очень быстро

Сломать голову над задачей – напряженно думать

Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации

Давать голову на отсечение – обещать

По головке не погладят – поругают

Очертя голову – рискованно

С ног на голову – наоборот

Ветер в голове – ненадежный человек

Не сносить головы – отвечать за свои поступки

Как снег на голову – неожиданно

Вылетело из головы – забыл

Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно

 

          ЯЗЫК

Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.

Чесать языком – сплетничать

Наступить на язык – заставить замолчать

Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну

Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания

Держать язык за зубами – не болтать лишнего

Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло

Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном

Попасть на язык – стать предметом пересудов

Повесить язык на плечо – очень устать

Тянуть за язык – вынуждать высказываться

Прикусить язык – замолчать

Бежать высунув язык – очень быстро

 

               ГЛАЗА

В глазах темнеет - кому-либо становится плохо

Верный глаз - об очень остром зрении.

Не верить своим глазам - удивляться

 В оба глаза - смотреть внимательно, наблюдать

Во все глаза глядеть - ничего не упускать из виду.

Вылупить глаза - удивиться

Глаза бы мои на тебя не глядели-  не охотно смотреть

Глаза повылазили- удивление

Глаза загорелись- радость

Глаза на лоб полезли- дух захватывает

Глаза на мокром месте- плач

Глаз-алмаз- всё видит

Глаза разбегаются- хочет всё

Глаза слипаются- хочется спать

Глаз да глаз- наблюдение

Глаз не отвести- восхищение

Глаз отдыхает- сон

Глаз радуется- приятно видеть

Говорить в глаза-  высказаться

Закрывать глаза на что-либо

Глазом не моргнуть- быстро

Иди с глаз- неохота видеть

Куда глаза смотрят- не наблюдение

Мозолить глаза- не показывайся

Не в бровь, а в глаз- метко

Не верить своим глазам- удивление

Невооружённым глазом- хорошо видеть

Не смыкать глаз- не спать

Острый глаз- хорошо видеть

Пожирать глазами- подозрительно смотреть

Пускать пыль в глаза-  обмануть

Разуй глаза!- присмотреться

С глазу на глаз- один на один

Смотреть чьими-нибудь глазами

Тыкать в глаза- близко показывать

 В глаза бросить

В глазах темнеет

Верный глаз

Верить своим глазам

 В оба глаза

Во все глаза глядеть

Вращать глазами

Вставать перед глазами

Вылупить глаза

Глаза бы мо не глядели

Глаза повылазили

Глаза загорелись

Глаза и уши

Глаза на лоб полезли

Глаза на мокром месте

Глаз-алмаз-

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Глаза слипаются

Глаз в глаз

Глаз да глаз

Глаз наметан

Глаз не отвести

Глаз отдыхает

Глаз радуется

Гнать прочь с глаз

Для отвода глаз

Говорить в глаза

За глаза

Закрывать глаза на что-либо

Глазом не моргнуть

Измерять глазами

Иди с глаз

Колоть глаза

Куда глаза смотрят

Лезть в глаза

Лопни мои глаза

Мозолить глаза

На глазах

Не в бровь, а в глаз

Не верить своим глазам

Невооружённым глазом

Не смыкать глаз

Острый глаз

Открыть глаза

Пожирать глазами

Пускать пыль в глаза

Разуй глаза!

С глазу на глаз

С закрытыми глазами

Смотреть в глаза чему-то

Смотреть чьими-нибудь глазами

Стрелять глазами

Тыкать в глаза

Хлопать глазами

Хоть глаз выколи

Хоть одним глазком взглянуть

Худой глаз

Нос

Нос к носу

Задирать  нос  

 Держать   нос по ветру

 Задирать  нос перед кем-либо

 Водить  кого-л. за нос

Захлопнуть  дверь перед самым носом кого-либо

 На  носу

Не  видеть дальше своего носа

Воротить  нос; натянуть нос

Нос  с носом;

Совать  под нос

Совать  свой нос;

 Тыкать  в нос

Уткнуть  нос

Зарубить  на носу

Оставить  с носом

Комар  носа не подточит

Короче воробьиного носа

 Нос  не дорос

В итоге проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

- наибольшее количество фразеологизмов используется сос словамти «рука, глаз, язык, нос»

    учителя нашей школы в работе с детьми часто используют фразеологизмы,

 Руки

 упустить из рук

у меня руки чешутся;

Пальцы

  тыкать пальцем

обвести вокруг пальца

обвести кого-л. вокруг пальца

знать как свои пять пальцев; пальчики оближешь;

плыть между пальцами;

до кончиков пальцев

быть не в состоянии шевельнуть пальцем

палец о палец не ударить

и пальцем не тронуть

смотреть сквозь пальцы на что-л

попасть пальцем в небо

знать что-л. как свои пять пальцев

попасть пальцем в небо

обвести кого-л. вокруг пальца;

по пальцам можно сосчитать; по пальцам; палец в рот не клади

Вывод: Я обогатила свою речь новыми оборотами, научилась обращать внимание на речь окружающих людей, замечать некоторые фразеологизмы в речи педагогов, родственников. Заметила, что дети не используют в соей речи фразеологизмов.



Предварительный просмотр:

МБОУ Верховская основная школа

Смоленского района Смоленской области

Паспорт проектной работы

«Путешествие по городу ДРУЖБЫ»

(или Что мы знаем о дружбе?)

                                                             Выполнили учащиеся 5 и 6 класса:

Чушаева Анастасия

Алексеев Намик

Хомель Маргарита

Ульянов Роман

Попков Руслан

Гончарова Евгения

Садкова Полина

Ульянов Вадим

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Гаврилова Валентина Николаевна,

высшая категория

2016г

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык, внеклассная деятельность

Предметные области, близкие к теме проекта:   литература,  музыка, история,  изобразительное искусство, обществознание

Цель методическая:  

  1. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решений  

2 . формирование информационной, коммуникативной  компетентности

Цель воспитательная:  Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек; стимулирование интереса детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности

Задачи

Развивать познавательный интерес учеников;

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале,  обобщать, логически излагать свои мысли;

Развивать исследовательские умения (сбор информации, наблюдения,  анализ,  обобщение);

Развивать познавательные уменй учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Цель практическая: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать информацию об истории, значении, употреблении слова ДРУЖБА

Тип учебного проекта:   групповой, долговременный (3недели)

Вид деятельности:

  1. Информационный (поиск информации о слове ДРУЖБА для публикации в школьном вестнике
  2. Творческий  (создание авторских текстов и рисунков)
  3. Исследовательский (отбор и анализ информации)

Программно – техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

Техническое оснащение 

Компьютер(-ы) ,  принтер,  сканер, видеокамеры,   цифровая камера,  доступ к Интернету  

Программное обеспечение

  1.   Текстовые процессоры
  2.  Программы обработки изображений
  3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники и другая учебно – методическая литература
  4. Интернет – ресурсы.  Список веб – адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе:

http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/druzhba -Психологический словарь

http://vslovare.ru/slovo/tolkovjyij-slovar-efremovoij/druzhba-zh/ -Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой

ozhegov.slovaronline.com -Словарь Ожегова С.И.

 www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov.htm -Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms.htm - слов синонимов

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal.htm  -Словарь Даля В.И.

http://www.classes.ru/all-russian/dictionary-russian-paradigm.htm - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку (онлайн версия)

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer.htm -Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (онлайн версия) 

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный (онлайн версия)

http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/orfograficheskij/orfograficheskij-slovar-d.htm орфографический словарь

http://o-druzhbe.ru/media/  сайт О дружбе  

http://www.litmir.co/br/? литературный мир. Художественные произведения

yandex.ru/images –фото книг

Этапы  работы над проектом «Путешествие по улице ДРУЖБЫ»

  • Этап 1.   Подготовительный (определение темы, целей и конечного продукта)
  • Этап 2.   Планирование (формирование групп, распределение обязанностей

Распределение обязанностей

Определение источников информации

Составление оптимального плана работы

Чушаева Анастасия. Тема исследования:  «История и жизнь одного слова «ДРУЖБА»»

План работы

  1. Поиск информации в Интернете и других источниках
  2. Отбор информации
  3. Работа с текстами песен, стихотворений, рассказов
  4. Отбор пословиц и поговорок  
  5. Планирование материала
  6. Составление работы. Составление букета значений слова ДРУЖБА

Оформление результатов исследования

  1. Сжатие материала для презентации результатов работы

 Алексеев Намик. Тема исследования:  «Пословицы и поговорки о дружбе»

План работы

  1. Поиск информации в Интернете и других источниках
  2. Отбор пословиц и поговорок  и попытка их трактования
  3. Составление и оформление работы
  4. Формулирование вывода
  5. Сжатие материала для презентации результатов работы

Хомель Маргарита. Тема исследования:   «Высказывания древних мыслителей о дружбе

План работы

  1. Поиск информации в Интернете и других источниках
  2. Собирание высказываний и  попытка их трактования
  3. Составление и оформление работы
  4. Формулирование вывода
  5. Сжатие материала для презентации результатов работы

Ульянов Роман. Тема исследования:  «Художественная литература о дружбе»

               План работы

  1. Поиск информации в Интернете:
  2. Фотографий обложек книг
  3. Поиск аннотаций  и отбор по теме
  4. Составление и оформление работы:
  5. Копирование и перенос в документ Word фотографий
  6. Перенос и редактирование аннотаций
  7. Формулирование вывода
  8. Сжатие материала для презентации результатов работы

Попков Руслан. Тема исследования:  «Правила и законы дружбы»

           План работы

  1. Поиск информации на разных сайтах Интернет:
  2. Составление и оформление работы
  3. Формулирование вывода
  4. Сжатие материала для презентации результатов работы

Гончарова Евгения. Тема исследования:  «Стихотворения о дружбе»

План работы

  1. Поиск информации в Интернете и других источниках
  2. Собирание сборника песен со словом «дружба»
  3. Анализ ситуации использования слова «дружба» в Интернет
  4. Составление сборника стихотворений.
  5. Отбор.
  6. Обоснование причины выбора того или иного стихотворения
  7. Оформление работы
  8. Формулирование вывода
  9. Сжатие материала для презентации результатов работы

Садкова Полина . Тема исследования:  «Песни о дружбе»

План работы

  1. Поиск информации в Интернете и других источниках
  2. Собирание сборника песен со словом «дружба»
  3. Составление сборника песен
  4. Отбор понравившихся музыкальных произведений
  5. Обоснование причины выбора того или иного стихотворения
  6. Оформление работы
  7. Формулирование вывода
  8. Сжатие материала для презентации результатов работы

Ульянов Вадим. Тема исследования:   “Кладовая дружбы”. Выставка рисунков, рассказывающая о дружбе и друзьях.

 План работы

  1. Создать рисунки
  2. Осмыслить разные образы понятия «дружба»
  3. Сфотографировать рисунки на телефон,
  4. Перенести фотографии рисунков  с телефона на компьютер,
  5. Редактировать фотографии в программе Microsoft Office Picture Manager (обрезать),
  6. Перенести отредактированные фотографии в документ  MO Word и Power Point ,
  7. Прокомментировать, провести экскурсию по выставке рисунков 5и 6 класса.

  • Этап 3.    Реализация проекта

  •  Этап 4.  Презентация (представление  проекта)

  • Этап 5.  Осмысление. Оценка итоговых и промежуточных результатов. Самоанализ работы.

В ходе работы над проектом

  1. Составили словарик пословиц и поговорок о дружбе.
  2. Составили игровые задания по теме «Дружба»
  3. Создали историю  слова
  4. Сборник стихов, песен
  5. Сформулировали законы и правила дружбы
  6. Цитаты о дружбе        

Формы проекта: Выставка рисунков, стенгазета,  презентация  сборник стихов,  сборник песен, сборник пословиц,  сборник  творческих работ

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

Критерии оценки

1.

Самостоятельность работы над проектом

2.

Актуальность и значимость темы

3.

Полнота раскрытия темы

4.

Оригинальность решения проблемы

5.

Артистизм и выразительность выступления

6.

Раскрытие содержания проекта в презентации

7.  

Использование средств наглядности, технических средств

8.

Ответы  на вопросы


Методические рекомендации ученику

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

    2. Выполняй проект в следующем порядке:
    а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
    б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
    в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
    г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
    д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    е) напечатай графическую часть проекта

ж) подбери иллюстрации, фотографии

з) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
и) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомедиа технику, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Результаты работы над проектом

Компетенции

Критерии сформированности  

Выполняемые учебные действия в проекте

Формирование учебно-познавательной  компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Конспектирование.

 2. Работа с учебником.

 3. Фотографирование объектов.

 4. Работа над составлением текста сообщения по теме.

Формирование информационных компетенций (ИКТ)

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись,  СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

 3. Поиск информации в школьной\учительской  медиатеке.

 4. Использование информации из Интернета.

 5. Создание презентации.

 6. Создание бюллетеня.

Формирование коммуникативных компетенций.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик умеет представить себя, задать вопрос

1. Участие в обсуждении вопросов по теме.

 2. Выступление на Дне науки.

3. Выступление с сообщением.

4.  Собеседование с руководителем

5. Вопросы выступающего слушателям

Компетенции личностного самосовершенствования

Развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения

Нравственные отношения к самому себе, к другим людям; сочувствие, сострадание;

правильное представление о нравственных нормах, умение их использовать в различных жизненных ситуациях,

способность с помощью этих знаний анализировать свое поведение и поведение других людей,

поступки,

творческие работы с сочинениями о друге и дружбе, оценкой поступков литературных героев

Выводы: Проблема дружбы актуальна. Мы поняли, каким должен быть Настоящий друг. Он должен быть: верным, добрым, уметь прощать, жизнерадостным, вежливым. Узнали, что такое дружба, сформулировали правила дружбы. Научились понимать пословицы и поговорки о дружбе.

В результате своей творческой практической деятельности обучающиеся создали конечный продукт в виде новых знаний и умений.