Дистанционное обучение

Гаврилова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок №1.   Тема: Сергей Есенин. Слово о поэте.

Ход урока. Задание

1. Читать     Стр. 67-79.

2. Стр.77-79.  – Выписать  особенности художественной манеры поэта (тезисы)

 Ответы на вопросы: стр.89 в1, 2 4  578,  Стр. 90 в 2 (Развиваем дар слова)



Предварительный просмотр:

Конспект урока 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2664/start/ ((видеолекция)

Сергей Александрович Есенин.

Стихотворения «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер. Роса…»

План урока:

  1. Повторение стихотворений Есенина о природе, о Родине,    пройденных  в курсе 5 – 8 классов.
  2. Биография С. Есенина с основными вехами его мировоззрения, с основными фактами творчества.  
  3. В биографию С. Есенина включены его воспоминания, цитаты из его автобиографии, воспоминания современников.  Биография проиллюстрирована фотодокументами из жизни С. Есенина.
  4. Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса…», написанного в 1910 году.

    -чтение стихотворения и его прослушивание,

            - тема стихотворения,

                - пафос,

                - образность (зрительные, слуховые образы, ощущения),

                - форма,               

                 - стихотворный размер,

                - построение стихотворения (строфы, рифмы).

Вывод:

 Итак, мы рассмотрели элемент  содержания стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» (определили его тему), прочувствовали основное его настроение (пафос) и его образность и проанализировали его форму (определили, что это монолог, выявили его стихотворный размер, его построение).

Даже в раннем стихотворении Есенина прослеживаются черты талантливого поэта:

любование простым русским пейзажем,

пафос умиротворения от созерцания природы.

богатая образность,

монолог   задушевная беседа с читателем,  

частушечный ритм.

 

  1. Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный…», написанного в 1914 году:

-чтение стихотворения и его прослушивание,

          - тема стихотворения,

          - пафос,

          - образность ,

          - форма,         

          - стихотворный размер,

          - построение стихотворения (строфы, рифмы).

Вывод:

    Поэт описывает с печалью картину запустения и бедности в деревне, но и эта картина описана с любовью.

Олицетворения и вся образность стихотворения, чередование ритма стихов придают оттенок миража всей картине, и этот оттенок поддерживается риторическим вопросом в конце стихотворения.  

6.  Песни и романсы на стихи Есенина.

О б щ и й   в ы в о д:

   Главная тема поэзии Есенина – тема большой любви к Родине, к её неброской красоте  –   берёт начало в ранней лирике поэта.

    Воспринятая от народных песен  напевность стихов Есенина, доверительная беседа с читателем делают близким каждому человеку его творчество.

Чтобы успешно усвоить  материалы урока и хорошо подготовиться к итоговой аттестации, необходимо изучить его содержание полностью, а также подумать и постараться ответить на вопрос:

Чем близка каждому русскому человеку поэзия Есенина?

На этом уроке 

• вы узнаете много нового о Сергее Есенине,

• новые грани его творчества откроются перед вами,

• вы научитесь распознавать инструменты, которыми пользовался поэт, часто интуитивно, чтобы вызвать у читателя щемящее чувство Родины, чтобы читатель воочию увидел ту неброскую, но милую сердцу красоту России,

• вместе с поэтом вы будете улавливать зрением, обонянием, слухом, всеми вашими чувствами краски, запахи, звуки родной земли,    

• вы ощутите в душе ту же любовь, которую прочувствовал и воспел поэт.

Словарь:

Биография,  автобиография, стихотворение, лирика, жанр, стихотворный размер, поэзия, тема, художественный образ (зрительный, слуховой, обонятельный), метафора, олицетворение, эпитет, ритм, стих, форма стихотворения, строфа, хорей, стопа, пафос, риторический вопрос.

Основное содержание урока

Сергей Александрович Есенин знаком вам: почти каждый год в классе вы читали его стихи.

Давайте вспомним стихотворения Есенина, которые вы знаете из курса литературы 5 8 классов:

«Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голубыми ставнями…»,

«Мелколесье. Степь и дали…»,

«Пороша»,

«Топи да болота…»

и другие.

А на этом уроке ещё два стихотворения раскроют перед вами свои поэтические тайны, – это ранние стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» и «Вот уж вечер. Роса…».

Теперь обратимся к биографии Сергея Есенина.         

Но кто же расскажет о его детстве лучше, чем он сам? Перед вами – автобиография Есенина:

С. А. Есенин

О себе

 «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

 С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками… После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную…»

«Оглядываясь на весь пройденный путь, — вспоминал Есенин, — я всё-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, „умственный мужик“».

«Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ… С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за неё у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи…»

«Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские частушки»,  — писал Есенин.

«Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось», — писал Есенин.

Однако эту школу Есенин закончил в 1912 году со званием «учитель школы грамоты».

«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 — 17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в „Радуницеˮ», — писал Есенин.

В 1912 году Есенин приехал в Москву, там работал сначала в мясной лавке, где служил приказчиком его отец. Однако их духовные интересы были слишком различны, и разошлись их пути: Есенин перешёл на работу в контору издательства «Культура», а затем  —   в типографию И. Д. Сытина.

«После, когда я ушёл из деревни, мне долго пришлось разбираться в своём укладе», —  писал Есенин.

        В эти годы Есенин становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, названного в честь поэта И. З. Сурикова, где поддерживали поэтов  выходцев из народа.

        Интерес к общественным вопросам в это неспокойное, предреволюционное время привёл поэта к тому, что за ним была установлена негласная полицейская слежка.

        Позднее он примкнул к социал-демократам, участвовал в распространении нелегальной литературы, организовывал собрания. Однако взгляды его противоречивы: Есенин всей душой принимает Евангелие, он готов сострадать всем людям   и  одновременно стремится стать поэтом-гражданином, пророком, бунтарём.

        В эти же годы Есенин учится на историко-философском отделении Народного университета А. Л. Шанявского.

        В 1914 году его стихотворение «Берёза» было опубликовано в детском журнале «Мирок», после этого публикации продолжились: стихи его понравились!

        Однако Есенин был недоволен своим местом в литературной Москве. В 1915 году он уезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким, Белым, Клюевым, здесь он становится очень популярен. В его взглядах и творчестве переплелись интерес к религиозной философии, к символизму, к славянской мифологии.

             В 1910-е годы поэт причислял себя к «крестьянской купнице» и гордился этим.

        Есенин пропагандирует исконный быт русской деревни вместе с С. Городецким и А. Ремизовым в группе «Краса», сближается с Н. Клюевым, с ним они везде выступают за «крестьянский стиль»: Клюев   «народный златоуст», Есенин   «народный златоцвет». Вместе с другими поэтами-единомышленниками они организуют группу «Новокрестьянские поэты», противопоставляя себя поэтам-интеллигентам.

«Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности»,    —     писал Есенин.

«В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».

        В 1916 году вышел первый сборник стихов «Радуница» поэта патриархально-крестьянской святой Руси Есенина.

        В этом же году поэта призвали в армию: шла Первая мировая война. Есенин служил в военно-санитарном поезде, выступал со стихами в лазаретах.

Фотография запечатлела С. А. Есенина среди персонала Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143 7 июня 1916 г. Черновцы.

        Есенин сближается с левыми эсерами.

           В их среде он знакомится с З. Н. Райх,  женится и венчается. Родилась дочь.

   Впечатления Есенина от Октябрьской революции:

«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном».

Октябрьскую революцию 1917 года Есенин приветствовал, видя в ней бунтарское обновление.

В декабре 1918 г. Есенин писал в Союз московских писателей:

«Хозяйство моё весьма маленькое (лошадь, две коровы, несколько мелких животных и т. д.). ‹...› Я, не эксплуатируя чужого труда, только этим и поддерживаю жизнь моей семьи».

В 20-е годы он уже возражал, когда его называли «крестьянским» поэтом.

С. М. Городецкий вспоминал в 1926 году:

«Он ‹Есенин› терпеть не мог, когда его называли пастушком, Лелем, когда делали из него исключительно крестьянского поэта. Отлично помню его бешенство, с которым он говорил мне в 1921 году о подобной трактовке ‹...› его талант не умещался в пределах песенки деревенского пастушка. Он уже тогда сознательно шёл на то, чтобы быть первым российским поэтом».

Выступая 15 апреля 1924 года в зале Самодеятельного театра, Есенин говорил:

«Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

        Молодая семья переезжает из Петрограда в Москву. Однако этот брак просуществовал недолго.

        Здесь вышла книга Есенина «Ключи Марии», её восприняли как манифест имажинисты: Рюрик Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Они считали, что слово-образ самоценен, он не связан с реальной жизнью, поэтому конфликт государства и искусства неизбежен.

        В 1922 году Есенин  озарён поэзией танца приезжей американской дивы Айседоры Дункан. «Великая босоножка»  Айседора Дункан   американская танцовщица-новатор, основоположник  свободного танца, танца «модерн». Кто же не был влюблён в это чудо свободы выражения себя, своих эмоций в искусстве! Её самоотдачу в танце запечатлел фотограф.

        И хотя она не говорила по-русски, а он не знал английского языка, язык пламенной любви был понятен обоим. Они вскоре поженились, оба взяли двойную фамилию: Есенины-Дункан и отправились в гастрольную поездку в Европу, а потом в Америку, прежде запланированную танцовщицей.

        Но и этот брак вскоре распался.

        Есенин разочаровывается в «мужицком рае», поскольку патриархальный быт ушёл в прошлое («Русь уходящая»). Отсюда чувства тоски и обречённости в лирике. В это время он пишет цикл стихов «Москва кабацкая», поэму «Чёрный человек», в которых прослеживается трагическое мироощущение поэта. Отсюда и буйный протест поэта, скандалы, чувство потерянности, которое привело поэта к самоубийству в 1925 году в гостинице «Англетер» в Ленинграде.        

        Хотя и существует  другая версия смерти Есенина, но она не доказана.

        Мы рассмотрели вехи жизни Есенина. Теперь посмотрим, какое преломление некоторые события и умоностроения поэта получили в его стихотворениях.

Сергей Есенин

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…»

        Есенин написал это стихотворение, когда ему было 15 лет, в 1910 году. Он ещё учится в церковно-учительской школе. Его душа полна     «бродяжьим духом», «буйством глаз и половодьем чувств», как он позже скажет о своей молодости в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

***

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мёртвой колотушкой.

1910

  1. Какова     тема стихотворения? 

Родной пейзаж, знакомый и любимый:  летняя тёплая ночь.

  1. Каков пафос стихотворения? 

Покой души, умиротворение, выраженное словами «хорошо и тепло» и сравнением берёз со свечками.

  1. Какова образность стихотворения?

Юный поэт уже  использует зрительные образы: «роса блестит», «от луны свет»;  слуховые образы: «песнь соловья», «сторож стучит… колотушкой» и читатель даже   ощущает вместе с лирическим героем тепло, и даже на душе у читателя становится хорошо не только от пейзажа, но и от того, что берёзы похожи на «большие свечки», как в церкви.

  1. Что собой представляет форма стихотворения? 

Это монолог: лирический герой, полный впечатлений, делится ими с читателем.

  1. Каков стихотворный размер?

Четырёхстопный хорей.

  1. Каково построение стихотворения?

Четыре строфы по четыре стиха; первый и третий стихи не зарифмованы, второй и четвёртый стихи зарифмованы.

Итак, мы рассмотрели элемент  содержания стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» (определили его тему), прочувствовали основное его настроение (пафос) и его образность и проанализировали его форму (определили, что это монолог, выявили его стихотворный размер, его построение).

В ы в о д:

Даже в раннем стихотворении Есенина прослеживаются черты талантливого поэта:

любование простым русским пейзажем,

монолог   задушевная беседа с читателем,  

богатая образность, частушечный ритм,

пафос умиротворения от созерцания природы.

Сергей Есенин

 «Край ты мой заброшенный…»

Это стихотворение принадлежит перу уже более зрелого поэта, оно написано в 1914 году.

В эти годы Есенин учится на историко-философском отделении Народного университета А. Л. Шанявского. Он живёт вдали от деревни и тоскует по ней.

Есенин увлечён чтением православной литературы, Евангелия, это отразилось в образности его стихов.

С. А. Есенин

***

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?        1914

Проанализируем это стихотворение.

Как и предыдущее стихотворение, его темой является  русская неброская природа. Однако здесь с щемящей болью размышляет лирический герой Есенина о запустевшей деревне.

Начинается стихотворение с обращения к «заброшенному», родному краю, и эта мысль о запустении придаёт стихотворению пафос грусти и сожаления, даже до ощущения нереальности происходящего. В последней строфе читаем:

«Уж не сказ ли в         прутнике

Жисть твоя и быль…»

Но эта грусть пронизана большой любовью поэта к родной стороне.

Какова образность стихотворения?

В первой строфе – только назывные предложения. Они и задают общую тональность стихотворению. Многочисленные олицетворения «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль», «ветер… окропил» придают ощущение сказочности, нереальности происходящего: поэт не может поверить в происходящее, отсюда – риторический вопрос в финале стихотворения.

Каково стихотворение по форме?

По форме стихотворение представляет собой лирическую зарисовку,  своеобразный монолог.

Каков стихотворный размер?

Ритм стихотворения переменчив:

стихотворный размер четырёхстопный хорей чередуется в строфе со стихотворным размером трёхстопным хореем.

Каково построение стихотворения?

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая строфа – из четырёх стихов с чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея.

Система рифмовки перекрёстная (абаб).

Итак, мы выяснили элемент содержания стихотворения Есенина   «Край ты мой заброшенный…» – его тему – это запустевшая деревня,

прочувствовали основное настроение стихотворения – его пафос – грусть, сожаление и его образность,

проанализировали форму стихотворения (это монолог лирического героя), стихотворный размер и

построение стихотворения (строфы, стихи, рифмы).

В ы в о д:

Поэт описывает с печалью картину запустения и бедности в деревне, но и эта картина описана с любовью.

Олицетворения, чередование ритма стихов и вся образность придают оттенок миража всей картине, и этот оттенок поддерживает риторический вопрос в конце стихотворения.  

Стихи Есенина настолько мелодичны, что многие из них стали романсами:

«Не жалею, не зову, не плачу…»,

«Отговорила роща золотая…»,

«Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»,

«Письмо матери»

и многие другие…

О б щ и й    в ы в о д:

Главная тема поэзии Есенина – тема большой любви к Родине, к её неброской красоте – берёт начало в ранней лирике поэта.

Хотя у каждого из нас своё переживание Родины, но есть в нашем чувстве к ней что-то общее. Оно улавливается поэтами, запечатлевается в стихах, а потом мы, читатели, переживаем его как откровение, как открытие себя и своей любви к Родине.

Воспринятая от народных песен  напевность стихов Есенина, доверительная беседа с читателем делают близким каждому человеку его творчество.

Список  обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002. -  Т. 7. - Кн. 1.

Стихотворения Есенина:

«Вот уж вечер. Роса…»,

«Край ты мой заброшенный…» и другие о Родине, по выбору учащихся, например:

 «Гой ты, Русь моя родная…»,

«Разбуди меня завтра рано…»,

«Инок»,

«Шёл Господь пытать людей в любови…»,

«Край любимый! Сердцу снятся…»,

«В хате»

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания:

Впишите название стихотворного размера.

Стихотворение Есенина «Вот уж вечер. Роса…» написано   ???     , четырёхстопным стихотворным размером.

Стратегия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте задание, продумайте его содержание.
  2. Определите для себя, какие этапы и в какой последовательности нужно выполнить для поиска правильного ответа.

  3.        Перечитайте стихотворение Есенина «Вот уж вечер. Роса…».

  4.        Составьте схему ударных и безударных слогов всего этого стихотворения Есенина.  

  5.         Вы определили, что большинство чередующихся слогов образуют стопу такую:

                                                        —́ —,

В стихотворной строке таких стоп четыре.

   7.   Вспомните, как называется стихотворный размер, стопа которого имеет первый   ударный, а второй безударный слог.

  8.    Теперь заполните пропуск в тексте.

Разбор типового контрольного задания

Текст задания:

Установите соответствие:

Какие образы, типичные для русской поэзии, использует Есенин в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…», а какие образы оригинальны?

Варианты ответов:

мёртвая колотушка

берёзы

свет луны на крыше

летним вечером – как зимой у печки  

свет луны

песнь соловья

блеск росы

берёзы… как большие свечки  

           

Стратегия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте задание, продумайте его содержание.
  2. Определите для себя, какие этапы и в какой последовательности нужно выполнить для поиска правильного ответа.

  3.        Перечитайте стихотворение Есенина «Вот уж вечер. Роса…».

  4.        Подумайте, как нужно разделить образы из этого стихотворения Есенина.  

  5.         Вы определили, что образы нужно распределить между типичными для русской поэзии и оригинальными, Есенинскими.

  6.       Вспомните, что означает «типичный образ», и какой образ можно отнести  оригинальным, авторским.

   7.   Теперь внимательно рассмотрите каждый образ из данных вам образов в вариантах ответов.

  8.    Распределите данные вам варианты образов в стихотворении Есенина «Вот уж вечер. Роса…» между двумя осмысленными вами графами.

  9.    Проверьте себя: аргументируйте, почему вы именно так распределили образы.

Тест

  1. Выберите строки стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…», в которых прямовыражена общая тональность стихотворения.

  1. И берёзы стоят,
    Как большие свечки.
  2. Хорошо и тепло,
    Как зимой у печки.
  3. … песнь соловья
    Вдалеке я слышу.
  1. Каков пафос стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…»?
  1. Радость
  2. Апатия
  3. Безысходность
  4. Оптимизм  
  5. Грусть и тревога

3. Впишите пропущенное слово.

Стихотворение Есенина «Вот уж вечер. Роса…» написано………….., четырёхстопным стихотворным размером.

4. Какие по типу предложения в составе сложносочинённого предложения использует Есенин в этой строфе стихотворения «Край ты мой заброшенный…»?

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

5. Каким стихотворным размером написано стихотворение Есенина «Край ты мой заброшенный…»?

  1. Амфибрахием
  2. Хореем
  3. Анапестом
  4. Дактилем
  5. Ямбом

  1. Вставьте пропущенные слова.

Стихотворение Есенина  ………………………..с грустью и любовью рассказывает  о заброшенной деревне.

«Край ты мой заброшенный…»

 «Разбуди меня завтра рано…»

 «Гой ты, Русь, моя родная…»

 «Вот уж вечер. Роса…»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2664/train/#199920

Контрольный тест

1.Впишите литературоведческий термин.

Художественный троп, использованный дважды Есениным в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» («тепло, как зимой у печки», «берёзы… как большие свечки») – это…………

2. Каким литературоведческим термином называется завершающая стихотворение Есенина «Край ты мой заброшенный…» фраза?

  1. Риторический вопрос
  2. Вопрос
  3. Финал

3.Найдите в стихотворении Есенина «Край ты мой заброшенный…» и выпишите  художественные тропы олицетворения.

С. А. Есенин
***

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?



Предварительный просмотр:

Урок № 1-2. Тема: Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Задание: Параграф 38. Стр. 147.  Выучить правило.

2. Устно выполнить Упр. 215

В каком случае на месте цифры необходимо ставить запятую?

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните
на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

2.Определите предложение, в котором верно поставлены запятые
между частями сложного предложения.

1.

Через несколько часов Иван обессилел, и когда понял, что с бумагами ему не совладать, тихо и горько заплакал.

2.

Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как жаль расставаться с озером.

3.

Весной того года я окончил лицей и, когда приехал из Москвы, просто поражён был, как изменился наш угрюмый дом.

4.

Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована, и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя

Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду.

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и, пока она светила, я увидел, как мерцает какая-то белая точка на берегу.

Вблизи лагеря находилось озеро, и, воспользовавшись этим, мы стали практиковаться в постройке плотов, переправлялись на них с берега на берег.

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес.

Определите предложение, в котором на месте вопросительного знака НЕ нужно ставить запятую.

Я совершенно не мог противиться его обаянию, и (?) когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)

На месте пропусков, где это необходимо, вставьте запятые.

а) Внутри ателье оказалось вполне приличным а если судить по количеству всяких грамот развешанных аккуратно по стенам то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)


б) Медвежонок
 привыкший к жизни среди людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

З ря долго тянется осе ими вечерами потому что солнце с неба как будто падает наискосок и не сразу в землю уход т а катится как огне ое колесо туда где кажется вид н край земли а за ним виднеются необозримая небесная пустош и голубой луг с золотыми цветами в полночь цветы срываются с веток от ветра и медленно плавно падают на землю чертя в воздух прощальную золотистую дугу.

Выделите номера, на месте которых необходимо поставить запятые.

А) Джунгли немного поутихли (1) и (2) хотя тишина их была всё же относительной (3) звуки (4)  производимые людьми и машинами (5) стали чётче.
Б) Стремительнее ветра Суворов облетел весь полуостров (1) и (2) где бы он ни появлялся (3)  везде вырастали (4) словно из-под земли (5) укрепления.
В) И (1) когда занялась заря (2) стало видно (3) что погода будет хорошая (4) и (5) что сегодня  дождя не будет.
Г) Я подумывал о том (1) что не знаю (2) где берег (3) и (4) что (5) если сейчас останусь один (6)
не буду знать (7) куда мне плыть.

Урок №3

Выберите количество грамматических основ.
Какие виды связи реализованы в данном предложении?

День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.

В данном предложении  …. грамматических основ.  Это сложное предложение с   ………… видами связи



Предварительный просмотр:

Урок 3. Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи

Урок 4. Подготовка  и написание  сочинения

1.Параграф 39. Порядок разбора. Упр. 218.

2. Подготовимся к написанию сочинения-рассуждения.

Прочитайте текст. Найдите в нём сложные предложения с различными видами связи. Выделите их. 

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступеням к пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Проверьте правильность выполнения анализа.

У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье.

Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише.

Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

1.Выполним синтаксический разбор предложения.

У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет,1 и все они умолкали в ожидании музыки,2 потому что она утешает людей, обещает им счастье.3 

Это предложение …

Начертим линейную и структурную схемы предложения.

[__ __, __, __], и [__ __], (потому что __ __,__).

Затем ещё одна:

__ __, __, __,  и  __ __  ,

       

          потому что

                        __ __,__  .

Теперь выполним пунктуационный разбор предложения, пронумеруем для этого знаки препинания. Необходимо определить их функции.

У памятника сейчас же собирались дети,1 прохожие,2 чтецы газет,3 и все они умолкали в ожидании музыки,4 потому что она утешает людей,5 обещает им счастье.5 

Запятые 1, 2 и 5 …

Запятые 3 и 4 ….

 Точка отделяет предложение.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

с различными видами связи

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется. (Повеств., невоскл.)

  1. Доказать, что предложение сложное. Подчеркнуть грамматические основы, определить границы частей.

Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю;1 он был закрыт,2 и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко,3 чтобы можно было поесть,4 когда захочется.5

  1. Определить виды и средства связи частей.

Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю;1 он был закрыт,2 и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко,3 чтобы можно было поесть,4 когда захочется.5

  1. Начертить схему.

[____];[____], и [__ __ и __], (чтобы __), (когда __).

____ ;  ____  , и   __ __ и __  ,

                               чтобы

__    ,

                          когда

__    .

Разбор типового тренировочного задания

Укажите вид сложного предложения.

Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.

1) сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью

2) сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью

4) сложноподчинённое предложение

Алгоритм выполнения задания:

  1. прочитать предложение;
  2. найти в нём грамматические основы;
  3. определить, как связаны части предложения;
  4. указать виды связи между частями.

Солнце светит так что если закрыть на минуту глаза сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.2

Разбор типового контрольного задания

Расставьте пропущенные знаки препинания. 

Скоро их внимание привлёк яркий блеск … и они увидели то … что хотели увидеть … совсем близко … метрах в тридцати от дороги … на камне сидел человек с биноклем … и что-то высматривал в направлении нашего лагеря.

Алгоритм выполнения задания:

Для правильной расстановки знаков препинания необходимо проанализировать строение предложения.

Выделим грамматические основы, обозначим границы частей и определим средства связи частей, затем расставим знаки препинания.

Скоро их внимание привлёк яркий блеск  и они увидели то  что хотели увидеть 3: совсем близко, метрах в тридцати от дороги, на камне сидел человек с биноклем и что-то высматривал в направлении нашего лагеря.4

Урок №4. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению. Задание 9.2

Написать сочинение-рассуждение по тексту, объяснить смысл финала: «Слушатели хотели заплатить музыканту, но не знали, куда положить деньги». 

Почему? Поищем ответ в тексте. Внимательный читатель уже в первом предложении увидит подсказку: скрипач любил играть. То есть делал он это из удовольствия, а не из нужды. Куда обычно кладут деньги уличным музыкантам? В футляр. Но у скрипача он был закрыт. Ещё раз убеждаемся, что музыкант не планировал зарабатывать музыкой. Зачем же тогда он выходил к людям? Ответ найдём во втором абзаце: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Он выходил к памятнику Пушкина, чтобы нести добро людям, дарить им счастье, радость жизни.

Составим план сочинения.

План сочинения (письменно)

Сочинение письменно

1. Запишите финальную часть текста.   «…» — так заканчивается текст. Раскройте смысл этого предложения. Почему слушатели не могли заплатить музыканту?

2. Приведите примеры из текста, которые раскрывают цель старого музыканта.

3. Сделайте вывод. В качестве вывода можно сказать о том, как можно нести добро людям.

Сочинение (списать)

Вступление может быть таким.  «Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт…» — так заканчивается текст.  Почему же невозможно было заплатить музыканту? Скрипач работал не ради денег.

Далее необходимо привести два аргумента из текста, подтверждающие тезис, что скрипач работал не ради денег.

Заключение может быть таким.  Скрипач выходил к памятнику Пушкина, чтобы нести добро людям, дарить им счастье, радость жизни. Так делают многие творческие люди: поэты, художники, музыканты. Это для них способ честно, открыто предъявить свой талант и помочь людям стать лучше, добрее, счастли́вее.

Д\З: Написать сочинение 9.2 по Варианту №1 (сб.Цыбулько)



Предварительный просмотр:

Тема: СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА, ПОВТОРЕНИЕ   Адрес:https://vk.com/ti1901

Слово «спряжение» образовано от «спрягать», что в старом значении буквально означает «связывать», «объединять вместе». В грамматике русского языка ему придаётся значение «объединение форм глаголов». О каких формах глагола идёт речь, узнаем на уроке.

Цели и задачи

Цель:

  • актуализировать знания по теме «Спряжение глаголов».

Задачи:

  • научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;
  • повторить правила правописания гласной в личных окончаниях глагола;
  • развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, речевые навыки

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы повторим: спряжение глаголов;

мы научимся: распознавать глаголы 1 и 2 спряжения;

мы сможем: правильно писать личные окончания глаголов.

Части речи

  • Выберите правильный вариант ответа.

Сколько спряжений в русском языке у глагола? 

Видео-объяснение учителя  https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/main/264263/.    6мин  

Устные задания

1.Определение спряжения. Как определить спряжение у глаголов: несёшь, шьют, кричат, спишь,  сидит? Почему?

  1. По окончанию глагола
  2. По начальной форме глагола

От  спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/241223/pub_5b0e88f0184f0900a952e0ad_5b0e894a1aa80c98ec358975/scale_1200

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием

в личной форме.

          Видишь, под ударением Е – 1 спряжение,     И – 2 спряжение.

       

           Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

2.Анализ слова. Выберите начальную форму глаголов.

Спишем – ...     Рисуем –…     Танцуем –...     Чертим – …       Просим –  … Оценим –  …

Станцевать   нарисовать  оценить    начертить          писать           просить    спилить       рисовать     оценивать      чертить       танцевать

 списать            спросить      

Синтаксический разбор предложения (письменно). Знаки препинания расставить и объяснить графически.

Весной солнышко пригре…т жарче растоп …т снега согре ..т землю разбуд…т всё живое.

Устная разминка

  1. Глаголы 1 спряжения. Подчеркните глаголы 1 спряжения.

Заплатить, поужинать, ловить, играть, спешить, потянуться, учиться, посеять

  1. Подчеркни глаголы 2 спряжения.

Думать, любить, болеть, жить, заниматься, украсить, позвонить, печатать, катить, путешествоват

 

  1. Какого спряжения глаголы: слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть?

6.Заполните пропуски в таблице.

Ед. число

Мн. число

1 лицо

рисую

2 лицо

рисуете

3 лицо

рисует

            Рисуем     рисуют   рисуешь

  1. Восстановите последовательность личных форм глагола «любить»:

1 л. ед. ч.,    2 л. ед. ч.,      3 л. ед. ч.,     1 л. мн. ч.,     2 л. мн. ч.,    3 л. мн. ч.

            Любите   любят   люблю   любим   любишь  любит                

  1. Рассортируйте примеры.

1 спряжение

2 спряжение

Пиш…т  сверка…т  круж…м  кле…шь  держ…тся  дыш…т  вид…т  чита…м во…т  се…т  завис…т   грохоч...те  смотр…т  та…т   тревож…тся ла…т

  1.  Впишите буквы в слова. Объясните ваш выбор графически

Зимой солнце свет….т, но не гре…т.

Бабушка свяж…т тебе тёплый шарф.

Лёгкий ветерок круж …т и верт ….т в воздухе последние снежинки.

В это время года мы ход …м в наш парк, гуля..м по липовым аллеям, брод..м по извилистым дорожкам.

  1. Глаголы «хотеть», «бежать» (найди ответ в учебнике 6 класса)

Выберите правильный вариант ответа. Какого спряжения глаголы «хотеть», «бежать»?

  1. Подчеркните глаголы 1 спряжения.                   

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, полоть, бороться, мёрзнуть, веять, мыть, посмотреть, вытерпеть, побрить, застелить.

  1. Как определить спряжение у глаголов с приставкой вы-?
  1. По окончанию глагола.
  2. По начальной форме глагола.
  3. Надо отбросить приставку и по оставшемуся слову определить спряжение обычным способом.

  1.  Рассортируйте примеры.

1 спряжение

2 спряжение

выбь…шь       высп…шься        выжж…т       высто…шь      вылет…т

 выпеч…т

Инфинитив

Заполните пропуски в инфинитиве  (неопр. форма).ЧИСТ –И- ТЬ

Чист… ть, молв….ть, порт …ть, мыл ться,

Опостыл…ть, знач…ть, спор….ть, та…ть,

Прав…ть, вер….ть, кашл… ть, езд…ть,

Ка….ться, замет…ть, надеться.

Источник:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264272 /

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264273/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264274/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264275/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264277/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7703/train/264270/ -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переходные и непереходные глаголы

Слайд 2

План характеристики части речи Общее значение. Вопрос. Начальная форма. Морфологические признаки: постоянные; непостоянные. Синтаксическая роль. Попробуем рассказать о глаго ле?

Слайд 3

Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков. Выпишите подчеркнутые глаголы вместе с теми словами, которые их поясняют.

Слайд 4

Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.) Есть (кого?) его (местоим. Вин.) Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.) Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.) п ереходные глаголы

Слайд 5

Переходные глаголы – это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями, числительными в винительном падеже без предлога.

Слайд 6

1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы. 2.Определите, переходные или непереходные глаголы. Митраша выучился у отца делать деревя …ую посуду боч…нки шайки лохани. Он бывает на всех собраниях старает ся понять общест- ве …ые заботы и ,наверное, что-то смекает. нн о нн

Слайд 7

Переходные или непереходные глаголы в этих предложениях ? Настя вст..вала далеко до со …ца, в предрассветный час. С хворостинкой в руке выг..няла она свое любимое стадо и к..ти- лась обратно в избу. Она ра..топ- ляла печь, чистила к..ртошку и так хл..потала до ночи. а лн о а а с о

Слайд 8

Проверим себя? Какие глаголы называются переходными? Как определить, переходный или непереходный глагол? Приведите примеры переходных и непереходных глаголов.

Слайд 9

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слайд 2

Семья Родился в городе Киеве. Отцом писателя был профессор Киевской Духовной Академии Афанасий Иванович Булгаков. Мать, Варвара Михайловна Булгакова, до замужества работала преподавателем в женской гимназии. Михаил был старшим из семерых детей. В большой дружной семье Булгаковых много читали.

Слайд 3

Образование В десять лет Булгаков поступил в Первую киевскую мужскую Александровскую гимназию. Она считалась лучшей в городе . После окончания гимназии в 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году писатель женился.

Слайд 4

Булгаков-врач Во время Первой мировой войны Булгаков работал военным врачом в прифронтовых больницах несколько месяцев . Жена работала вместе с ним сестрой милосердия. Затем его перевели в Сычёвский уезд Смоленской губернии (с.НИКОЛЬСКОЕ). Там Булгаков написал свои первые рассказы «Звёздная сыпь», «Полотенце с петухом» и другие. Эти рассказы стали основой цикла «Записки юного врача»

Слайд 5

Период лихолетий В 1919 году Булгаков вместе с женой вернулся в Киев. Бушевала гражданская война, город переходил из рук в руки. Булгакова сначала мобилизовали в качестве врача петлюровцы. Он бежал. Потом служил врачом в Красной армии, а после перешёл в войска генерала Деникина. Так Булгаков оказался во Владикавказе. После поражения Белой армии эмигрировать он не смог, так как тяжело заболел тифом. Жена смогла его выходить, и тем самым спасла его жизнь во второй раз. (1раз -зависимость от морфина)

Слайд 6

ТВОРЧЕСТВО. Москва После выздоровления Булгаков начал писать драмы и статьи в местные журналы. События тех тяжёлых лет отражены в романе «Белая гвардия» , повести «Записки на манжетах» и других произведениях. «Записки на манжетах» охватывают и следующий период жизни Булгакова – первые годы в Москве. В Москву Булгаков перебрался в 1921 году.

Слайд 7

В Москве Булгаков написал роман «Белая гвардия» , пьесы «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира» , которые с успехом шли на сцене МХАТа.

Слайд 8

ГОНЕНИЕ В 1926 году в квартиру писателя пришли с обыском из ОГПУ. Булгаков лишился дневников и рукописи повести «Собачье сердце» . Бумаги удалось вернуть только через несколько лет при помощи Максима Горького .

Слайд 9

ЗАПРЕТ ТВОРЧЕСТВА. Печатать Булгакова запрещали. Пьесы стали снимать с постановки. На работу писатель устроиться тоже не мог. В советской прессе то и дело выходили разгромные статьи о творчестве Булгакова. Писатель подсчитал, что за десять лет вышло двести девяносто восемь ругательных рецензий и три благожелательных. Среди гонителей были такие видные люди, как поэт Владимир Маяковский и критик Виктор Шкловский

Слайд 10

Из письма Булгакова В.И.СТАЛИНУ «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе» , – горько писал Булгаков в письме к Сталину.

Слайд 11

Ассистент режиссёра в МХАТЕ Доведённый до отчаяния писатель просил позволить ему уехать из страны, в которой у него нет возможности работать. В ответ на письмо Сталин лично позвонил Булгакову. После короткого разговора Булгаков смог устроиться ассистентом режиссёра в МХАТ, но его книги печатать так и не начали.

Слайд 12

3-я жена М.Булгакова В начале 1931 года у Булгакова завязался роман с Еленой Шиловской. Она стала третьей женой, музой и хранительницей наследия писателя .

Слайд 13

В последние годы жизни у Булгакова обострилась наследственная болезнь почек . Отец писателя умер от неё в 48 лет, Булгаков дожил до того же возраста. Все свои силы писатель отдавал работе над последним романом «Мастер и Маргарита» . Умер Михаил Афанасьевич 10 марта 1940 года.

Слайд 14

Н.В.ГОГОЛЬ в жизни писателя На его могиле вдова установила камень , который раньше лежал на могиле Гоголя.

Слайд 15

Гоголя Булгаков считал своим кумиром и учителем . Исследователи творчества Булгакова замечают, что «булгаковская» сатира похожа на гоголевскую.

Слайд 16

История появления повести «Собачье сердце» Многие произведения Булгакова увидели свет только через двадцать лет после его смерти, а некоторые и того позже. Например, иностранные журналы напечатали только в 1968 году . А в советском журнале «Знамя» повесть вышла только в 1987 году . Хотя написал её Булгаков в 1925 году для альманаха «Недра» . После того как писатель прочитал свою повесть вслух на литературных вечерах, кто-то написал на него донос. Последовал обыск, повесть забрали, а потом запретили на долгие годы.

Слайд 17

Прототип профессора Преображенского называют дядю писателя, знаменитого врача Николая Покровского . Вторым прототипом считают академика Ивана Павлова , получившего Нобелевскую премию. Он ставил научные эксперименты на собаках. Булгаков рассуждает о реалиях времени. «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему », – сказал о «Собачьем сердце» один из слушателей.

Слайд 18

«Происшедшее» – это Великая Октябрьская революция 1917г. Представьте: недавно закончилась гражданская война, в стране голод и разруха, советская власть неустойчива. Каждого несогласного с линией партии или просто недовольного тяжёлой жизнью записывают во враги народа. Постоянные обыски, доносы. И в этой обстановке Булгаков пишет сатиру на современное общество. Через бытовые ситуации в повести осмысливаются идеи новой власти.

Слайд 19

Что мы видим? Люди превращаются в серую массу.

Слайд 20

Какие они, люди новой власти? Люди превращаются в серую массу, лишены индивидуальности, выполняют функцию Люди превращаются в серую массу. Люди превращаются в серую массу.

Слайд 21

Что такое калабуховский дом? Калабуховский дом, где живёт профессор, – яркая картина того, к чему приводит власть пролетариата всю страну.

Слайд 22

В нём заколотили парадный вход, убрали ковры с лестниц, отключили паровое отопление, а электричество работает с перебоями Что происходит в доме?

Слайд 23

Домком не следит за домом. Вместо того чтобы навести порядок у себя дома, пролетарии собирают деньги в помощь детям Германии, пишут доносы поют хором.

Слайд 24

Обобщение

Слайд 25

Леонид Каменев назвал «Собачье сердце» острым памфлетом на современность . Такой памфлет печатать в то время было нельзя. Памфле́т (от англ. pamphlet — брошюра, буклет) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон….

Слайд 26

Но не создать Булгаков его не мог. Михаил Афанасьевич говорил: «Я писатель, я мыслю… И протестую».

Слайд 27

Вопросы Время, изображенное в повести? Кто они главные герои? Каков конфликт? Какие они, представители новой власти и кто они? Как они относятся к таким как Преображенский?