Сыйныф белән эшләү

Һадиева Резеда Мәҗит кызы

Сыйныфтан тыш чаралар, сыйныф сәгатьләре өчен кулланмалар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка о лесном художнике.

(Мероприятие для учащихся 5-8 классов)

Цель мероприятия «Сказка о лесном художнике» (5-8 классы) было определено так:

            Обучающее  - раскрытие богатства, сложности, противоречивости мира художника во всей его широте и целостности.

            Развивающее – совершенствование мировоззрение  учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

            Воспитательное – формирование эстетического восприятия с использованием художественного искусства; создание необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к творчеству И.И. Шишкина.  

Оборудование: Портрет с изображением И.И. Шишкина; выставка картин художника; выставка рисунков учащихся «Я рисую как Шишкин»; компьютер; вид на сцене: позади густой лес, впереди полянка, усыпанная цветами.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы послушать сказку. Сказку не простую, а про знаменитого художника. Кто назовет мне знаменитого художника, нашего земляка?

Дети: Иван Иванович Шишкин.

Ведущая: Молодцы! Много художников жило в России, а мало кто был знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья…. Все вместе это называется «пейзаж». Ребята, а кто знает, что такое пейзаж? Пейзаж (фр. paysage от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.  

   И почти всегда на его картинках светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое. (показ презентации)

 Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик – его и не видно в толстых пальцах – да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать – глаз не оторвешь!

 Шумят на его картинках сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит – залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!

 Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, (выходит «Шишкин» и начинает ходить по сцене, то туда посмотрит, то сюда поглядит) как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор больно уж красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать – ну совсем, как ребятишки (выходят играя 3 медвежонка: кувыркаются, друг-друга хватают, но художника не видят).

 Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо, словно руку тяжелую положил (выходит медведица и на плечо Шишкина ставит лапу). Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности – стоит позади него громадная медведица. И подобралась-то ведь так тихонько, он и не услышал. «Ну, - думает, - пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел».

 Медведица:( наклонилась и… говорит ему толстым голосом) Это чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?

 Шишкин: Ив-ван Ив-ванович.(прошептал)

Медведица: Ну а меня Марья Михайловна зовут. Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, не охотник, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие-прочие по лесу ходишь: костров не жжешь, малой ветки зря не сломаешь. Не иначе, ты тоже наш, лесной, будешь?

 Шишкин: Ну, лесной не лесной, а лес люблю.

 Медведица: И чей же ты сын, кто твой батюшка?

 Шишкин: Купец он, из Елабуги.

 Медведица: А-а-а, знаю я те места. А чего ж ты-то сам в купцы не подался?

 Шишкин: Да не вышел из меня купец,(смеется) Не торговый я, знать, человек. Все меня обманывали. Батюшка смотрел-смотрел, да и махнул на меня рукой. Езжай, мол, куда хошь, видно, не судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на художника учиться.

 Медведица: А долго ли по этой части учиться надо?

 Шишкин: До-о-лго… Много лет. Да  и не все, кто учится, потом художниками настоящими становятся.

 Медведица: А в других-то краях бывал?

 Шишкин: Бывал, как же. В разных странах чего только не ни повидал, а такого простора да красоты, как у нас, нигде не нашел. (смотрит как играют медвежата.)

 Медведица: Что, хороши у меня детки?

 Шишкин: Куда уж лучше.

 Медведица: Вот и я говорю: таких медвежат на всем свете не сыщешь. Вон какие здоровенькие да пригоженькие. Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детишек. Уж больно быстро растут – не успеешь оглянуться, а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Встретишь и не узнаешь. Нарисуй, а? А уж я тебе за это самые укромные места покажу, где меда да малины видимо-невидимо, туда тебе ни за что самому не добраться.

 Шишкин: Да не умею я людей да зверюшек рисовать. Вот честное слово, не умею!

 Медведица: Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! Умеешь рисовать, так и не скромничай! А то я тебя как ударю – из тебя и дух вон!

 Шишкин: Да ведь у меня тут ничего, кроме карандаша-то, и нет. А у медвежат твоих, смотри, глазки черные, шерстка бурая, подпалинки светлые, язычки розовые. И хочется, чтобы деревья зеленые были, чтобы солнышко золотилось. Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.

 Медведица: И все меня с детишками увидят?

 Шишкин: Ну конечно!

 Медведица: А ведь мне-то все равно ничего не останется на память….

 Шишкин: Зато ее много людей увидят. Увидят улыбнуться на твоих детушек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.

 Медведица: Ишь ты! А не обманешь?

 Шишкин: Честное человеческое слово! Да я тебе потом маленькую картиночку с нее сделаю и вот сюда на полянку принесу.

 Медведица: Ну, смотри. Не привыкла я вам, людям, доверять, да уж попробую, так и быть, поверю разок. Запомнил ты моих детушек? Ну, ступай. Поглядим, какое такое ваше слово человеческое.

 (Шишкин и Медведица уходят со цены).

 Ведущая: И начал Шишкин новую картину писать. Большущий холст взял да все, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все, как живое вышло, все есть – но медвежата не получаются! Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. (На сцену выходят Шишкин с картиной в руках и Савицкий)

 Савицкий: Я, тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало, что ли смотрится? Да и медвежата у нее каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то помнит. Главное, чтобы медведи, как живые вышли, а для этого надо на них как следует посмотреть, неважно, где, да хоть бы в цирке. (и уходят)

 Ведущая: Сказано- сделано. Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну да и оставил на том месте, где с медведицей говорил. Пришел дня через два – картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой – неведомо.

 (На сцену выходят охотники и Шишкин)

 Охотник: Слышь-ка, художник, какой у нас случай чудный вышел. Обложили мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять. Шум, гам, лай, медведь рычит, а выходить не хочет. А потом, ты только послушай, Высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картина! И на ней медведица с медвежатами в лесу изображены летом.

 Шишкин: Да что ты! Это же ведь моя картина была! И медведица та – моя знакомая. Неужели у вас рука поднялась в нее выстрелить?

 Охотник: Ну что ж мы, совсем, что ли, никакого понятия не имеем. Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!», кричим. И вылезла громадная медведица, видно, старая уж, но еще могучая. К груди картинку прижимает и медленно так в сторону, в лес уходит. А потом поклонилась вроде, и слышь, Иван Иванович, ведь она как будто нам «спасибо» сказала. Я так точно слышал, что она по-человечески нас поблагодарила, а вот приятель мой говорит, что почудилось мне. Не знаешь, кто прав-то из нас?

   Шишкин:  Не знаю. Медведь – он зверь не простой. Всякое бывает.

  Ведущая: А картина эта, что Шишкин с Савицким написали, знаменитая  стала. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала! (Показ картины И.И.Шишкина Утро в сосновом бору»)

 Мы создали с вами выставку рисунков «Я рисую как Шишкин» и наши учащиеся  рисуют очень красиво.  Хочу поблагодарить их пожелать творческих успехов.

  Ребята, вы знаете уже, что Иван Иванович Шишкин наш земляк. И в городе Елабуге есть дом-музей Ивана Шишкина. Мы все там были и любовались картинами Шишкина. Давайте, почувствуем, что мы снова в музее Ивана Шишкина. (Показ слайдов).

    Гид: Окрестности города Елабуги – это замечательная по своей красоте природа. И не удивительно, что в семье купца Шишкина, в доме с чудесным видом на реку Кама, в 1832 году родился и вырос великий российский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин. Он раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы.

  Семья пользовалась в городе неизменным уважением, отец художника, Иван Васильевич, был образованным человеком, избирался городским головой, в числе первых в России 1833 году построил в Елабуге водопровод, изучал старину и даже издал книгу «История города Елабуги».

  В 1975 году в доме, где знаменитый художник провел свои детские и юношеские годы, разместился единственный в мире музей основоположника реалистической пейзажной школы Ивана Ивановича Шишкина.

  Посетителей гостеприимно встречает образ Дарьи Романовны – матери художника – в лице сотрудниц музея, проводя по сокровищнице великолепных произведений изобразительного искусства и семейного купеческого быта XIX века.

  В 1991 году был открыт памятник И.И. Шишкину работы скульптора Ю.Орехова, в 2005 году восстановлены знаменитые Шишкинские пруды, придавшие завершенность комплексу елабужской набережной. Мы рады вас приветствовать в 1000 летнем городе!  

  Ведущая: Ребята, мы сегодня с вами встретились с великим пейзажистом, увидели много картин, которые написал И.И.Шишкин, были в лесу, где он создавал шедевры, узнали о его прошлом, посетили дом, где художник провел свои детские и юношеские годы.  Вам помогли учащиеся…

(представление героев). Вам понравилась сказка? Если да, то я жду вас снова и надеюсь, что вы будите делать только добрые и хорошие дела. До свидание  и до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Большой энциклопедический словарь, редактор А.М. Прохоров. Издание второе, Москва Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Санкт-Петербург «Норинт» 2001 год – с.1373.
  2. «Заповедная Елабуга тысячелетняя» - Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,- 2006 год.- с. 9-11.
  3. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск- издательство «Титул»- 1996 год. – с. 56
  4. «Сказка о лесном художнике. Шишкин» - Издательство «Белый город», с.2 - 9.  
  5.  «И.И.Шишкин великий русский художник-пейзажист» - Москва-Елабуга- 2006 год. – с. 2.


Предварительный просмотр:

Мероприятие  «Есть ли границы у коррупции ?»

Цель: Помочь учащимся в осмыслении понятий «взятка», «коррукпция».

Познакомить учащихся с историей коррупции; уметь различать понятия «подарок» и «взятка»; интересные факты  

Ход мероприятия:

Основные понятия:

• коррупция;

• взятка.

Надписи:  «9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией», «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями» 

В зал  входят  Незнайка и Знайка. Незнайка вслух читает надписи на стене: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями»

- Дорогой,  Знайка , а объясни мне, что такое коррупция? И откуда это слово взято?

- Если рассудить по научному, дорогой Незнайка, «коррупция» - это  от латинского  corrumpere — растлевать, латинское  corruptio — подкуп, порча.  Обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Давай, мы послушаем, что же говорит история по этому поводу.

Выходит  1 ученик и рассказывает об истории коррупции.

- Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

   Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э.  Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

     Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

     Однако, начиная, с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

    Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

 - Вот оно что, - призадумавшись, говорит  Незнайка. – А что за слово «взятка»? Ни как не пойму…

- Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения, -отвечает Знайка.

Выходит рассказывает 2 ученик:

- Действия по передаче и приёму взятки в России и других  странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса.  Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.

    Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.

   Термин взятка чаще используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин Коммерческий подкуп.

   Взятка путем непосредственной передачи взяточнику денег или других ценностей обычно имеет место только при мелких взятках, поскольку в этом случае взяточника легко поймать с поличным. При серьёзном взяточничестве используются более изощренные схемы дачи взяток:

Деньги переводятся на счет аффилированной фирмы взяточника в качестве оплаты за какие-нибудь притворные услуги, причем в последнее время в качестве такой аффилированной фирмы чаще выступает не коммерческая структура, а общественная организация или унитарное госпредприятие.

Предоставление преференций родственникам взяточника, например, взяткодатель оплачивает обучение детей взяточника за границей.

Предоставление сверхвыгодного контракта фирме, которая оформлена на аффилированное лицо взяточника.

Взяточнику передаются не наличные деньги, а просто набор цифр: номер обезличенного счета в заграничном банке или код доступа к кошельку электронной платежной системы, на котором находится сумма взятки. Доказать в этом случае факт получения взятки весьма затруднительно, даже если взяточника взяли с поличным при получении кода.

- Постой Знайка, я понял, понял! Значит получается так, допустим, я тебе дарю  шоколадку, а ты мне за это решаешь примеры… Так, все равно не понятно, я же тебе дарю  шоколадку, это же не взятка.

-    Да, шоколадка, это не взятка.  Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$, в России — 5 минимальный размер оплаты труда. В связи с изменениями внесенными в 2008 году в ГК РФ предельная стоимость подарка не должна превышать 3 тысяч рублей.        

- А, я успокоился, ( шепотом говорит детям) а то кто мне будет решать мои примеры?
- А примеры решать ты будешь сам, Незнайка. Иди, учись!

- Есть интересные факты: в истории России был период, когда взятки государственным служащим были официально узаконены. В 1726 году из-за отсутствия в казне денег Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий (министрам), «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперед того им жалованья не бывало, а пропитание и без жалованья имели».

В Османской Империи тоже был период когда взятки были узаконены. При этом они даже облагались налогом.

Выходит 3 ученик и рассказывает:

- Принято различать два типа взяток, одинаково наказуемых, но по разному воспринимаемых моральным сознанием: взятка-подкуп и взятка-благодарность. Иногда взятку воспринимают как оплату за услуги, как компенсация низкой зарплаты. Наказание за взяточничество государственных служащих было впервые введено судебником Ивана Грозного в 1550 г. В уголовном праве СССР термин взяточничество объединял в себя три вида преступлений:

Дача взятки (подкуп)

Получение взятки

Посредничество в передаче взятки

    В современном российском уголовном праве есть несколько составов преступлений, связанных со взяточничеством. Это получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ). Также является преступлением, предусмотренным ст.304 УК РФ провокация взятки или коммерческого подкупа.

    Для доказательства получения взятки часто применяется оперативный эксперимент.

- А как же борются с  коррупцией?

- На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

   С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

   Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Слово учителя.

- Я надеюсь, что этот урок Незнайка понял. И он сам будет учиться,  и ни кому не будет давать взятков. И еще очень страшно, если взятку берут представители власти: полицейские, прокуроры, судьи. Ведь люди надеются, что государство защитит их от разных преступников и правонарушений. А если преступника за взятку отпускают на свободу, то он, почувствовав свою безнаказанность, будет и дальше совершать преступления, возможно, и более тяжкие. Человек, совершивший безнаказанно мелкое хулиганство, может в дальнейшем совершить и убийство. А для того, чтобы раскрыть преступление, сажают в тюрьму невиновных людей. «Большое место взяв, умей давать устав», - гласит пословица. Поэтому люди, стоящие у власти, должны в первую очередь соблюдать законы. 

Мне кажется, нужно наказывать и тех, кто дает взятку, ведь он тоже участвует в совершении преступления, и тех, кто берет. Берущие взятку обогащаются нечестным путем, и им хочется еще больше денег, и они чаще начинают нарушать закон. А сами отвечают за порядок вокруг и за людей, которые им доверились. С взятками надо бороться обязательно, потому что «когда говорят деньги, правда молчит». Жить во лжи и несправедливости никто не хочет.

 

Использованная литература:

1. Уголовный кодекс

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. ч1., М., 1980

3. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М.: Юристъ, 1996

4.  Электронный ресурс: Википедия  http://ru.wikipedia.  

          5. Электронный ресурс: Президент России гражданам школьного возраста http://www.uznai-prezidenta.ru 

 6.  Этимологический словарь. М., 1998