Методическая копилка

Кузьмина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Открытый показ Кузьмина С.В.   ООД по развитию речи во второй младшей группе на тему: « Мишка потерял друзей».

Цель: формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 Формировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы, упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

 Развивающие:

Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса ( громко, тихо, и темп речи (быстро, медленно). Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, интонацию выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развивать творческое воображение. Формирования навыков правильного употребления предлогов: за, перед, под. Развивать у детей навыки звукоподражания.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. Воспитание доброжелательных взаимоотношений дружбы, взаимопомощи.

Материалы и оборудование: интерактивная доска с изображением леса, разрезные картинки, игрушка медведь, картинки зверей.

Ход:

(утреннее приветствие)

Собрались все дети в круг.

Я -твой друг и ты- мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Звук ( рычание медведя).

Воспитатель: Кто это плачет? (одевает на руку куклу би-ба-бо Мишку).

(Ответ детей).

Воспитатель: Давайте узнаем что случилось? Мишка, почему ты плачешь?

Мишка: Здравствуйте, ребята. Я раздавил теремок и все звери разбежались. У меня остались только фотографии. Без моих друзей мне не построить Теремок. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, кто же потерялся? Давайте посмотрим? Кто это? А это кто?  

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мишке найти его друзей?

Дети: да

Воспитатель: Мишка, жди нас. Мы попробуем найти твоих друзей. Где наш рюкзачок?

А на чем мы отправимся вы услышите по звуку.

Звук поезда.

Узнали на чем мы поедем?

Ответы детей.

Воспитатель: Становитесь и цепляйтесь вагончиками друг за другом. Вы готовы?

Ну что, поехали! Заводим поезд туу-туууу! Поехали: Ш-ш-ш. Поезд набирает ход: чу-чу-чу. Выпускает пар: с-с-с. Тормозим: з-з-з.

Вот мы и приехали! ( На слайде-лес ).

Здравствуй, лес, дремучий лес, полон сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что с деревьями творится? Все открой, не утаи, ты же видишь это-мы.

Посмотрите, лес открыл свои владения. Мы можем зайти. Заходите ребята.

( на столе стоит елка) Посмотрите ребята, кто это там спрятался? ( дети: мышка). Поздоровайтесь с мышкой. Ребята, а как мышка пищит? (пи-пи-пи) Ребята, кто мышку ищет? (Мишка) Мышка, мы за тобой! Пойдем с нами!

Мышка: ( пи-пи-пи) пойду, если вы со мной поиграете. Угадайте, как я спрячусь.

( игра на ориентировку: за елкой, перед елкой, под елкой).

Воспитатель: забирайся мышка в рюкзак!

Отправляемся дальше.  А здесь болото впереди, нам его не обойти. С кочки на кочку скачите, в болото не упадите. Ой, а кто это под кочкой сидит и громко кричит.

Дети: лягушка.

Воспитатель: как лягушка кричит?

Дети: ква-ква

Воспитатель: А громко как кричит? А тихо как?

Здравствуй,Лягушка, пойдем с нами! Тебя Мишка-косолапый ищет, ему нужна твоя помощь. Прыгай в рюкзак.

Кто там бегает на лужайке?

Загадка: Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы.  ( Заяц).

Воспитатель:  Здравствуй, зайчик! Ребята, давайте с зайчиком поиграем!

П.и. «Лиса и зайцы».

Воспитатель: Вот и лисичка прибежала. Ребята, кто ищет зайчика и лисичку?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Мишке нужна ваша помощь. Пойдемте с нами, забирайтесь в рюкзак.

( звук ветра)

 Ветер налетел и разбросал картинки. Давайте попробуем собрать?

Дети: да.

Только  сначала пальчики разомнем: один, два, три, четыре, пять. Мы идем зверей искать. Мишка косолапый  манит зверюшек лапой. (показываем большой палец). Это Мышка - норушка (загибаем пальчики),это лягушка-квакушка, это зайка - попрыгайка, а это лисичка - сестричка. Один, два, три, четыре, пять будем Мишке помогать.

Попробуем теперь картинки соединить. ( разрезные картинки: волк и комар).

Дети соединяют  картинки из четырех частей.

Воспитатель: Вот и волк с комаром. Как волк воет? ( у-у-у). А комар как пищит? (з-з-з).

Пойдемте с нами, вас Мишка ищет. Забирайтесь в рюкзак. Пора нам возвращаться. Садимся в поезд.

-Набирает поезд ход,

-Машинист глядит вперед

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Воспитатель: Мишка, мы привезли тебе друзей.

Мишка: спасибо вам ребята, теперь мы сможем построить теремок.

Воспитатель: Ребята, где мы были? Кого нашли? Кому помогали?

А знаете, почему у нас получилось Мишке друзей найти? Потому что вы были дружными, и все делали вместе.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Новогодние игрушки»

Воспитатель: Кузьмина С.В.

Программное содержание:

Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.
Повторить правила безопасности украшения елки.
Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.
Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.
Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста.
Развивать творческие способности.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Словарная работа:

Самодельные игрушки, старинный обычай.

Материалы, инструменты, оборудование:

Плоскостные картонные шары на веревочке, соленое цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синие, коричневое, белое), стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины, угощение.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Дети входят под новогоднюю мелодию, садятся за столы. Стук в дверь. Заходит почтальон и отдает письмо.

Воспитатель:

Ребята, а вам письмо: «Детям подготовительной группы детского сада № 4 «Буратино». От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю):

«Здравствуйте, дорогие ребята!
Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привезет к вам в зал пушистую елку. Приготовил я вам игрушки на елку, да вот налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем же сейчас украсить елку? Ребята, помогите, сделайте игрушки для новогодней елки. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник.
Ваш Дед Мороз».

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А чем можно нарядить елку?

Дети:

Игрушками, хлопушками, гирляндами…

Воспитатель:

А украсить зажженными свечами елку можно? Что может случится?

Дети:

Пожар.

Воспитатель:

Правильно, конечно нельзя наряжать елку свечами.

Воспитатель:

А вот так красиво нарядил елочку Корней Чуковский, стихотворение так и называется «Про елочку»:

Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на елочке
Флаги
Из пунцовой и серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался развеселый
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…

Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия. Посмотрите, на эти шары (показываю картонные шары) красиво будут они смотреться на елке?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

А почему?

Дети:

Они некрасивые…

Воспитатель:

А как их можно украсить?

Дети:

Елочками, сердечками, снеговиком…

Воспитатель:

Молодцы, действительно наши шары можно украсить по разному но, чтобы нам хорошо работалось, давайте немного разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)

Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)

Воспитатель:

А теперь каждый из вас пусть подумает как он украсит свой шар, что для этого ему понадобится и может приниматься за работу (раздаю шары).

Основная часть занятия:

Включаю новогоднюю мелодию. Подхожу к каждому ребенку интересуюсь, что он будет лепить. Детям затрудняющимся с замыслом даю советы.

Заключительная часть:

Дети приносят свои работы на просмотр (кладут на стол).

Анализ занятия:

Воспитатель:

Ребята, кто запомнил какими игрушками украшали елку в старину?
Кому понравилось украшать сегодня елочные шары?
А кому было трудно в работе?

Молодцы, у вас у всех получились необычные новогодние игрушки. До праздника у нас еще осталось несколько дней, поэтому наши игрушки успеют высохнуть, а потом мы украсим ими елку. Я думаю ваши игрушки будут очень красиво смотреться на елке.

Стук в дверь - залетает ворона.

Ворона:

Кар-кар-кар. Здравствуйте, друзья! А я от Деда Мороза прилетела узнать выполнили ли вы его просьбу.

Дети:

Да.

Ворона:

Молодцы, какие замечательные игрушки вы сделали для елки, как красиво…кар-кар-кар. За прекрасную работу Дед Мороз вам выслал угощение.

Воспитатель:

Спасибо большое тебе ворона и Деду морозу за угощение.

Ворона:

До свидания, ребята. Кар-кар-кар. (Ворона улетает).



Предварительный просмотр:

Составила: Кузьмина С.В.

Терренкур «Карлсон прилетел».

Цель: формирование навыков здорового образа жизни у детей.

Задачи: Систематически наблюдать за растениями зелёной зоны ДОУ.
Помочь детям усвоить назначение объектов природы на территории ДОУ.
Постепенно, последовательно продвигать познавательную активность детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным представлениям.
Систематически включать детей в сенсорные обследования объектов и явлений природы, проведение опытов.
Вызывать у детей положительные эмоции.
Укреплять здоровье детей.
Проводить систематические физические упражнения на свежем воздухе.

Оборудование: мяч, мел, зайчик, игрушка Карлсон, латок для земли, ведро воды, лейки.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетел Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, ребята!

Дети:……..

Карлсон: Как хорошо у вас в саду! Мне очень интересно. Покажите где у вас спортивная площадка, огород и в какие игры вы умеете играть?

Дети:

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь вокруг детского сада.

Подходим в пункт №1 «Спортивная площадка».

Вос-ль: Ребята, давайте покажем Карлсону, как быстро мы умеем передавать друг другу мяч.

Карлсон: Вот это да! Молодцы!

Вос-ль: отправляемся дальше. Станция №2 « Главный вход в детский сад».

Ребята угадайте загадку:  С. Мельников.

Ходит в небе желтый шар.

Воду превращает в пар.

В тучке скроется оно,

Нам становится темно.

Смотрит в каждое оконце

Удивительное… ( солнце).

Ребята, кто хочет нарисовать солнышко?

( Дети берут мел и рисуют на асфальте). Карлсон хвалит детей.

Станция №3 « Старичок-Лесовичок».

Лесовичок предлагает поиграть в игры:

« С какого дерева лист?», « К дереву беги».

Станция №4 « Огород». Дети показывают и называют овощи, которые растут в огороде и рассказывают Карлсону, как надо их выращивать.

 Труд. Воспитатель предлагает полить овощи по желанию детей.

Карлсон: Теперь я знаю, как сажать овощи. Спасибо ребята!

Станция №5 « Кормушки для птиц».

Воспитатель предлагает покормить птиц. Д.и. « Угадай, кто как кричит».

Станция №6. « Домик с зайчиком»  (около прачечной).

Зайчик встречает гостей и предлагает поиграть в подвижную игру « Лиса и зайцы». Затем воспитатель предлагает:

 Опыты с почвой
Рассматриваем землю, какая она по цвету. Земля твёрдая или мягкая?
Предлагаем детям помять землю руками.

 Земля мягкая, её можно мять.
Берём землю в кулачок, сжимаем, затем насыпаем землю на латок – земля рассыпается.
Находим в земле остатки растений, рассматриваем.

Станция « Остановка» в пункте №1 «Спортивная площадка».

Воспитатель: Вот мы и пришли. Что нового вы узнали? Вам понравилась показывать Карлсону территорию детского сада?

Карлсон: Спасибо ребята, мне очень понравился ваш детский сад. До свидания!



Предварительный просмотр:

Составила:  Кузьмина С.В.

Игра Квест

Цель: развивать двигательную активность, способствовать развитию мышления.

Оборудование: карта, ленточки, записки, в качестве сокровища-цветные камни.

Ребята, сегодня ворона обронила бумагу на участке. Я взяла посмотреть, а там карта. А вы знаете все путешественники пользуются картой. А вы хотите отправиться в путешествие? (да) Посмотрите на карту нам надо идти в пункт №1 (это беседка для велосипедов). Дети идут, находят ленту в ней записка: «Сокровища спрятаны… Загадка:

В огороде скоморох,

там ведро на палке.

Мы спасаем наш горох

Чтоб не съели галки (чучело)»

Воспитатель: Ребята вы догадались куда надо идти?

Дети: В огород, где стоит чучело.

Приходят. Находят ленточку, а в ленточке записка: «Сокровища вы найдёте, если разгадайте загадку:

Человек немолодой

С усами и бородой.

Любит ребят, любит зверят.

Симпатичный на вид,

А зовётся… (Айболит)»

Дети отправляются к Айболиту в пункт №3 и находят ленточку: «Сокровища закопаны под:

Что же это за девица?

Не швея – а мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках целый год (ёлка)»

Дети: Нам надо найти ёлку (смотрят по карте как надо идти в пункт №4).

Находят ёлку,  в красной ленточке записка: «Здесь спрятаны сокровища».

Дети находят сокровища под ёлкой.

Воспитатель: Молодцы, вы не зря проделали этот путь, теперь у вас есть сокровища.



Предварительный просмотр:

Развлечение для детей средних, старших и подготовительных групп «Джунгли зовут!»

Задачи:

  1. Развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
  2. Совершенствовать умения детей выполнять основные виды движений в быстром темпе.
  3. Способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры;
  4. Расширять знания об обитателях природы животных;
  5. Воспитывать уважительное отношение к животным.
  6. Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Ведущий:

Со всех сторон зовем гостей

Чем больше, тем и веселей

Что у нас тут приключилось?

Вы узнаете сейчас:

Вот позвали в джунгли нас.

Крокодилы, обезьяны!

Других зверей немало тут.

В общем, в джунгли нас зовут!

Ребята, представьте себе, что мы находимся в тропическом лесу. Вокруг нас растут пальмы, шелестит бамбук, по деревьям прыгают обезьяны, слышны голоса неизвестных птиц.

( Давайте послушаем)

Ведущий: А чьи голоса вы узнали? (ответы детей)

А хотите я вам загадаю загадки про тех, кто живет в джунглях?

Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(тигр)

(звуки рычания тигра)

Ведущий: Давайте порычим, как тигр.

Живёт кривляка в джунглях 
Шуршат под ним лианы. 
Танцует как на углях 
И трескает бананы (обезьяна).

Ведущий: Покажите, как обезьяна рожицу корчит.



Обладая длинным носом 
И умея им трубить. 
Он бы мог быть пылесосом, 
И цветы вокруг полить (слон).

Ведущий: покажите уши слона.

Плывёт по зелёной реке Лимпопо 
Большое, зубастое очень бревно. 
Зевает во весь свой пугающий рот, 
И слёзы лукавые жалостно льёт (крокодил).

Ведущий: Покажите, как крокодил открывает рот.

Из Австралии далекой
Он давно к нам прилетел, -
Желто- и зеленобокий
Юркий маленький пострел.


Знают девочка и мальчик:
То волнистый …(попугайчик)

Ведущий: как попугайчик крыльями машет?

Ведущий: Вот мы и узнали кто живет в Джунглях.

Хотите здесь найти поляну, где веселятся обезьяны?

Чтоб поляну нам найти Джунгли мы должны пройти.

В Джунглях всюду заросли лиан

Так что с духом соберитесь, сквозь лианы проберитесь. (Выходят две команды).

Задание 1. «Перетягивание лианы». Сейчас мы посмотрим, какая команда у нас самая сильная?

 (команды соревнуются по перетягиванию каната) муз.

Перед каждым заданием я буду кричать: « Джунгли», а вы мне звонко отвечать: «Зовут!»

Итак, Джунгли. (Дети  отвечают дружно: «Зовут!») Молодцы.


Ведущий: Эти лианы разрослись, и дорога в джунглях стала непроходимой.

Задание 2. «Заросли лиан». Командам надо взявшись за руки пройти до конца, перешагивая или обходить препятствия.
(Кегли, ведра) МУЗ .

«Джунгли зовут!»

Ведущий: 3 Конкурс «Раненный зверь» МУЗ.

Ах какая незадача

Бедный зверь сидит и плачет.

Лапу ранил зверь лесной,

Придется прыгать на одной.

Прыжки на одной ноге до ориентира, обратно бегом.

«Джунгли зовут!»

Ведущий: 4 конкурс «Топкое болото». Это конкурс на смелость и выносливость. У нас в джунглях есть топкие болота нужно прыгать с кочки на кочку и не утонуть в болоте.(Раскладываются обручи) МУЗ.

«Джунгли зовут!»

Ведущий: Молодцы! Быстро управились. Теперь попить бы. Здесь недалеко есть озеро. Мы наберем воду в ведро. Чья команда быстрее его наполнит, та и выиграла. (В центре площадки выставляется большой таз с водой, игроки по очереди совками носят воду из таза в свое ведро). (5 конкурс «Набери ведро воды») МУЗ.

«Джунгли зовут!»

Ведущий: Предлагаю вам отдохнуть и сделать разминку: « Мартышки»

Мы играем громко слишком

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик на макушке.

Шире рот откроем, гримасы все состроим

Как скажу я цифру «три»-

Все с гримасами, замри!

«Раз-два-три!»

- Мы с вами отдохнули и попали на поляну, где играют обезьяны.

П.и. «Обезьянки». (Дети встают в круг они обезьянки. Выбирается водящий. Водящий

Показывает разные движения, а обезьянки повторяют за ним.)

Вы все молодцы. Предлагаю вам потанцевать  «У жирафа пятна, пятнышки везде…»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского  муниципального района


Развлечение для детей средних, старших и подготовительных групп «Джунгли зовут!»

Провели и подготовили воспитатели:

Кузьмина С.В.

Долголошкина Е.В.

2018Г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района

Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему: «Покров Пресвятой Богородицы»

Составила воспитатель I категории Кузьмина С.В.

2018г

Интеграция образовательных областей:  познавательное и художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

 Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени,

сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.

«Октябрь»);

 Знакомство детей с русским народным праздником «Покров»,

историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

– учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

 2. Развивающие:

 Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств,

оценок, суждений;

Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты,

стихи).

 развивать композиционные умения;

 развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

 развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

3. Воспитательные:

Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать

соблюдать и сохранять русские традиции;

 Формирование сообразительности, артистичности, дружеских

качеств, культуры общения

воспитывать у детей художественный вкус;

 развивать эстетическое мировосприятие;

 воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

 воспитывать зрительскую культуру.

Методы:

• Словесный;

• Наглядный;

• Игровой;

• Информационный.

Словарная работа:

 Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя,

прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая,

богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная…

 Развитие интереса к речи, как особому объекту познания

(Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие,

покрышка…)

 Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали,

Бахрома.

Материал:

 Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.

«Октябрь»).

 Салфетки

 Крупа, листья, клей, кисточки, ватман для коллективной работы.

Предварительная работа:

 Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;

Экскурсия в осенний парк;

 Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.

 Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые

деревья голые стоят…»)

 Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная

игра», «Осень наступила»)

Ход занятия:

Дыхательное упражнение «Колокол».

Ребята, давайте изобразим колокол. Вставайте в круг и возьмитесь за руки.

При вдохе руки вверх, при выдохе произносим «бум» 3 раза.

Нам сегодня пришла поздравительная открытка. Хотите узнать от кого?

Читаю: Дорогие ребята и воспитатели! Поздравляю Вас с праздником. Желаю добра и послушания. Светлана Борисовна.

- Интересно, с каким праздником нас поздравляет С.Б.?

- Ребята, а где и как можно узнать какой сегодня праздник?  ( ответы детей: из журналов, из книг, из интернета, телевизора и т.д.)

-Итак, сначала давайте заглянем в календарь.

-Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья  (ответы детей)

- Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся

короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет

дождь…)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя

(поздняя) осень. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая

осень», Волков Е.Е. «Октябрь»)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная,

богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая,

поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

-Ребята, первую информацию мы получили из календаря.

-Где еще узнаем? (ответы)

-А в библиотеке можем узнать?

-Хотите отправиться в библиотеку?

-Проходите в читальный зал. Присаживайтесь на стулья. Беру книгу «Календарь праздников».

- Сегодня какое число, месяц?

- Итак, нашла 14 октября праздник «Покров Пресвятой Богородицы».

-Вам знакомо слово «Покров»?

- Как вы думаете, что оно означает?  ( ответы детей)

Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало.

- Какие родственные слова вы знаете?  (покрывало, покрывать, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие)

- Вам хочется узнать как появился этот праздник?

Это было в церкви. По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божьей Матери, которая раскрыла омофор ( головное покрывало) над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица, так считали старые люди, оберегает людей, шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в этот день, когда и было это видение.

( На слайде – икона Пресвятой Богородицы).

Ф.м.

Облетела с ветвей листва (медленно присесть, покачивая кистями).

Месяц в тучах нашёл ночлег (встают, поднимают руки вверх).

И на самый день Покрова (медленно кружатся).

Выпал чистый пречистый снег (движения руками вправо – влево).

Поле, лес и родимый кров (показать правой рукой вправо, левой влево, «домик» над головой.

Всем напомнив, что над землей ( поднять руки вверх).

Богородица держит Покров! ( медленное кружение).

- Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого

видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали

покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?

(Дети хором повторяют скороговорку)

Еле-, Еле-, Елизар

Едет, едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать

шали. Девочки одевают на плечи шали)

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются

Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях

изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской

одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже

разные. В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (головной убор, квадратной формы)

-Косынка – это половинка т.е. разрезанный по косой квадрат ткани.

-Как вы думаете, сохранился ли такой обычай покрывать голову сейчас?

( В день свадьбы голова невесты покрыта фатой, свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой).

Игра «Облупа»

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и

закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают, кто спрятан под

шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3

раза)

- А сейчас я предлагаю сделать коллективную открытку к празднику Покров, чтобы ваши родители увидели, какой праздник наступил.

( Дети из цветной бумаги вырезают ствол дерева и приклеивают крону из природного материала ( из разных листьев). Омофор- делаем из манки. Силуэт церкви выполняем из манки и пшена.

Итог:

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили?

(Покров)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как

покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны. Богородица защищает нас своим омофором).

-Откуда мы узнали об этом празднике? (ответы)

-Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли узнать о празднике, потому что хотели и сделали красивую коллективную работу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4 «Буратино»

Тутаевского муниципального района

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Русский народный костюм»

Составила: Воспитатель первой категории Кузьмина Светлана Владимировна

2019г

 

Программное содержание:

1. Познакомить с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.

2. Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре.

3.Развивать эстетический и духовный вкус.

4.Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Словарная работа: Народный костюм, сарафан, рубаха-косоворотка, пояс, опоясываться, кокошник, оберег.

.Предшествующая работа:  чтение рассказа К. Д. Ушинского “Как рубаха в поле выросла”; рассматривание одежды на иллюстрациях к русским  народным сказкам.     

Ход НОД

1.Привествие. Здравствуйте, детки дорогие! Ах,  вы детки, мои. Детки росли не на ветке. Ах, вы мои кровинки, алмазные росинки. Вы мои садовые - пряники медовые.

 А вы мне скажите: «Мир вашему дому!» Так красиво наши предки говорили, когда приходили в гости. Ребята, а вы знаете, как одевались наши предки? (ответы)

А как можно узнать?  ( в интернете, в книгах, в журналах, спросить у взрослых, в музее.)

Вы хотите узнать,  во что одевались наши предки? Тогда я предлагаю отправиться на машине времени в прошлое.  (Воспитатель  накрывает детей покрывалом,  затем просит детей выучить волшебное заклинание: «Снип-снап-снурре!)  Воспитатель в это время надевает русскую народную одежду и убирает покрывало.

Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

1 слайд

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?

Дети: Рубахи.

Воспитатель: Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?

Дети: длинная и короткая – женская и мужская.

Воспитатель: Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой.  Носили рубаху с нешироким поясом.

2 слайд

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи  замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба.   Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.                        - Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Надевается спереди.

  3 слайд

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

 4 слайд

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

    - Для чего нужен был пояс?  Пояс был обязательной частью костюма.  Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

  5слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил  все и мужчины, и женщины, и дети.

  6слайд

   Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома?

Дети: лапти, валенки.

Воспитатель: «В дорогу идти - пять пар плети», - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

Ответы детей.

  7 слайд

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

  - Что вы можете рассказать о женском головном уборе?

Ответы детей.

8слайд

Воспитатель: Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

Кокошник – один из старинных головных уборов.

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.

А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.

Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим, как украшен кокошник.

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

Воспитатель: А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Дети: Девушки.

Воспитатель: Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?

П.и «        Ручеек»

В гости приходит кукла в русском народном костюме.

Маша: Здравствуйте, ребята. Я — Машенька из сказки. Как вы думаете, из какой сказки я к вам в гости пришла?

Дети отвечают ( «Маша и медведь»)

Маша: Молодцы, ребята. Вы знаете, эта сказка называется народной потому, что ее сочинил народ. В копилке русского народа есть много чудесных сказок. Давайте вспомним их названия (дети называют). -Молодцы, вы знаете много русских народных сказок. Народ наш полон талантов, и кроме сказок создал много красивого и интересного. Например, русские народные песни. Предлагаю поплясать под одну из них.

Физминутка. Дети танцуют под песню «Ах вы, сени, мои сени».

Маша: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Он тоже создан нашим великим народом. -Хотели бы вы носить такие костюмы?

И мужская, и женская одежда была украшена узорами – орнаментом. Каждый элемент орнамента имел определённый смысл:

Слайд9

Знак солнца означал плодородие, благополучие;

Знак воды, похожий на волну, означал веселье, радость;

Знак засеянное поле – счастье, богатство, достаток.

В орнаменте использовали в основном четыре цвета, каждый из которых имеет тоже определённое значение:

Красный – благополучие;
Жёлтый – тепло, ласку;
Синий – радость;
Чёрный – богатство.

 К сожалению, в наше время народные костюмы носят только артисты, исполняющие русские народные песни и пляски, играющие в оркестрах русских народных инструментов, в качестве сценических костюмов.

У меня с собой есть сундучок непростой. В нём загадки живут и ответов ваших ждут.

Отгадаете загадки, он покажет вам отгадки.

(Загадывает загадки о русском костюме)

Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся…
(Сарафан)

Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош.
(Кокошник)

Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?

Собирали в узелок
Из материи...
(Платок)

Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь.
(Рубаха)

Тепла не даёт,
А без него холодно.
(Пояс)

(Маша достаёт из сундука картинки-отгадки, но они рассыпаются)

Маша: Ой, ребята, пока сундучок я сюда к вам несла.

С отгадками моими случилась беда.

Рассыпались отгадки.

Скорей составьте их, ребятки.

(Игра «Разрезные картинки». Дети составляют элементы русской одежды сарафан, кокошник, платок, рубаху, пояс и называют их).

Маша: Вот спасибо, молодцы, порадовали от души.

За это подарю я вам подарки,
А вы украсите их сами, ребятки.
Девочкам кокошники, а мальчикам – пояса.
Принимайтесь за работу, друзья.

(Воспитатель раздаёт детям кокошники и пояса, а дети украшают их бисером или рисуют узорами по своему усмотрению, используя основные элементы и цвета орнамента русского костюма

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?  Что мы сегодня узнали? Перечислите русскую народную одежду. Какой головной убор носили женщины?  Мужчины?   Какую обувь носили раньше? Для чего украшали одежду?  Ребята, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района

Конспект НОД по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста

Тема: "Природа родного края"

Составила: воспитатель I  категории Кузьмина Светлана Владимировна.

2019 

Задачи:

Образовательные:  расширять и систематизировать знания детей о природе родного края, желание беречь и охранять её, научить детей отличать живые объекты от неживых.

 Развивающие: Развивать  воображение, речь, память, внимание, мышление, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе родного края. - Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Словарная работа: фауна, природа, живая и неживая природа.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Голубой вагон», набор картинок «Природа, не природа»,  мультимедийное  оборудование.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к фауне. А вы знаете кто такая фауна? Фауна-это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, для этого нам нужно выбрать машиниста. ( Дети с помощью считалки выбирают машиниста и он одевает шапку машиниста). Ребята, садитесь, отправляемся в путь.( звучит запись песни «Голубой вагон»)

 Воспитатель: Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (пение птиц, на экране –лес). Где мы? (В лесу). Какие животные живут в нашем лесу? (ответы детей). А как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает? (ответы детей). Как называют животных, которые едят только растения? ( ответы детей) .Как называются животные, которые едят только мясо? (ответы детей). Почему в нашем лесу не может жить слон, жираф? ( ответы). Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев? (Разведется много зайцев и они уничтожат все деревья).

Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климоту. Одни из них питаются растительной пищей и мы их называем травоядными, другие едят животных, и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной они здесь не найдут.

Садимся в поезд, отправляемся дальше. (песня «Голубой вагон).

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист.

-Что здесь изображено? (озеро).

-Кто живет в воде? (рыбы).Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась,сом,окунь).

-Какие рыбы и животные живут в море? (Дельфин, акула, кит..).

-Что нужно обитателям воды для жизни?  (вода, кислород, солнце).

Да, ребята в любом водоеме кипит жизнь. Садимся в поезд, отправляемся дальше.

-А это, что за остановка? Что здесь изображено?  (небо). Кто живет в воздухе? (птицы).

-Чем отличаются птицы от животных? Как птиц можно назвать по другому? (пернатые). Как называют птиц которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные). Как называют птиц которые остаются у нас зимовать? (зимующие). Почему птицы улетают? Чем питаются птицы?  (ответы).

Да, ребята среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы в отличии от животных покрыты перьями. И поэтому их называют перелетные, а которые остаются зимовать – зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.

Ф.М.

Гуси серые летели, все летели да летели.

И присели, посидели.

Да и снова полетели

За столы тихонько сели.

 Ребята, что такое природа? (Все, что нас окружает, и не сделано руками человека – это природа). Она бывает живая и не живая.

-Чем отличается живая природа от неживой? ( Все живое: растет, дышит, питается, размножается, двигается).

 Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)

Набор картинок:

Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет,  телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе? Почему?

А закончить наше путешествие я хочу стихотворением!

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели

 Всегда ты будешь в нем

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь.

Воспитатель: Природа - это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская одежда Подготовила: Кузьмина Светлана Владимировна .